1 Координационный Совет учреждений образования МО г. Ирбит как координатор сбалансированности рынка образовательных услуг и рынка труда в МО г. Ирбит и Ирбитском МО. Директор ГКУ «Ирбитский ЦЗ» Куприянчик Алла Николаевна Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Ирбитский центр занятости»
2 Ситуация на рынке труда в г. Ирбите Перспективная потребность предприятий и организаций г. Ирбита в кадрах, будет колебаться в пределах человек ежегодно. Имеющийся выпуск квалифицированных кадров, варьируется вокруг 400 человек, что не восполняет текущей потребности в рабочей силе.
3 В г. Ирбите и Ирбитском районе преобладает занятость в сельском хозяйстве и соответственно будет формироваться спрос на кадры соответствующей специализации. Сектор обрабатывающих производств представлен, в основном, городом Ирбит. На его территории находятся такие крупные промышленные предприятия, как: ООО "Ирбитский завод спецтехники", ОАО "Химико-фармацевтический завод", ООО ПК "Ирбитский мотоциклетный завод", ООО "Ирбитский хлебозавод", ООО"Производственное объединение Кузница", ОАО "Сельхозтехника" и др. Ситуация на рынке труда в г. Ирбите и Ирбитском районе
4 Система профессионального образования в г. Ирбит 5 Учреждений СПО: – ГБОУ СПО СО «Ирбитский аграрный техникум»; – ФГОУ СПО «Ирбитский мотоциклетный техникум»; – ГБОУ СПО СО «Ирбитский политехникум»; – ГБОУ СПО «СОМК», Ирбитский филиал; – ГБОУ СПО СО«Ирбитский гуманитарный колледж»; 3 Учреждения ВПО: – Филиал УрФУ; – Институт коммерции и права; – Представительство РГППУ; 2 Учреждения ДПО: - Ирбитская автомобильная школа ДОСААФ России; - ГАУ «Ирбитский учебно-технический центр агропромышленного комплекса»;
5 Программы, реализуемые СПО г. Ирбит с 2012 г.
6 Координационный Совет учреждений образования МО г. Ирбит утвержденный Постановлением администрации МО г. Ирбит от и. Состав Совета: ГКУ «Ирбитский ЦЗ», Управление образованием МО г. Ирбит, Управления культуры и молодежной политики МО г. Ирбит, организации и предприятия города, учреждения профессионального образования;
7 В честь 135 – летия профессионального образования на Ирбитской земле информационно-образовательный форум который состоял из 3 событий: - ярмарка учебных мест «День выпускника»; - «Производственно-образовательный кластер территории как инструмент эффективного профессионального самоопределения молодого поколения Восточного управленческого округа свердловской области»; - фестиваль студенческого творчества «открытая сцена»;
8 2 социологических исследования: «Профессиональные ориентации выпускников школ г. Ирбита и Ирбитского района в связи с перспективами развития среднего профессионального образования г. Ирбита»; «Перспективы развития рынка труда в городе Ирбите»;
9 Выводы исследований: 1. Наблюдается и в ближайшее время будет усиливаться тенденция, направленная на снижение количества выпускников системы профессионального образования в первую очередь за счет уменьшения количества молодежи, проживающей на территории г. Ирбит и Ирбитского района. Резкое снижение контингента учебных заведений, риск которого определенно присутствует, может вызвать снижение количества реализуемых программ и самих учебных заведений. 2. В профессиональном самоопределении выпускники учреждений профессионального образования ориентированы практически исключительно на возможность хорошо зарабатывать. Содержательные, функциональные и другие аспекты будущей профессии практически ничего не значат в глазах респондентов. Это сокращает возможности профориентации, социальной рекламы и других средств привлечения молодежи к трудовой деятельности на территории Ирбита и Ирбитского района. 3. Большинство респондентов положительно оценивают свою специальность, ее востребованность на рынке труда и качество подготовки. 4. Система профессионального образования практически не воспроизводит социально-трудовые ресурсы для г. Ирбит и Ирбитского района, хотя причина не в низком качестве работы учреждений профобразования, а в большой распространенности миграционных настроений среди выпускников.
10 Третье социологическое исследование по теме: « Прогнозирование перспективной потребности предприятий города Ирбит в кадрах». Основные задачи исследования: 1. Определение основных трендов социально- экономического развития региона и г. Ирбит в рамках прогнозируемых сценариев социально- экономического развития 2. Выявление текущей потребности субъектов локальной экономики в квалифицированных кадрах. 3. Определение основных сценариев развития потребности предприятий и организаций локальной экономики в квалифицированных кадрах.
11 Основными тенденциями в перспективной потребности локальной экономики в кадрах до 2020 года будут: 1. Преобладание в числе наиболее востребованных специальностей профессий, не требующих высшего образования, подготовка по которым может осуществляться в рамках профессионального образования г. Ирбит и Ирбитского района, а также в рамках деятельности Ирбитского центра занятости по переподготовке безработных граждан. 2. Существенная востребованность работников бюджетной сферы, в частности образования и здравоохранения. 3. Относительно малая потребность в специалистах, подготовленных по современным, инновационным специальностям.
12 Результаты исследования сводятся к следующим положениям: 1. Наиболее вероятным представляется индустриально- модернизационный сценарий социально-экономического развития территории развития территории. Данный сценарий предполагает модернизацию существующих и открытие новых производств, что вызовет некоторые изменения в структуре спроса на квалифицированную рабочую силу, в частности небольшой рост потребности в промышленных кадрах (в пределах 20%) и формирование спроса на промышленные кадры высоких уровней квалификации и инновационных профессий. 2. Общая потребность локальной экономики в кадрах в перспективе на 2020 года при индустриально- модернизационном сценарии развития будет составлять порядка 8,5-10 тыс. чел., при объеме нереализованной кадровой потребности порядка чел, более 50% которой будет приходиться на квалифицированную рабочую силу.
13 Школа профориентации «Сделай выбор» Цели создания школы профориентации: 1. Организация профориентационной работы с подростками МО г. Ирбита для сохранения кадрового потенциала; 2. Создание условий обеспечивающих правильный, осознанный выбор профессии в соответствии с потребностями города Ирбита и интересами подростков; 3. Внедрение технологий карьерного консультирования и консультирования, ориентированного на решении проблемы в процесс профессионального самоопределения; 4. Создание системы формирования у подростков умения вы страивать профессиональную карьеру;
14 ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ «Сделай выбор» 1) Образ «Я» или что Я думаю о себе. Активизация процесса самопознания и самораскрытие. Развитие умения анализировать и определять психологические характеристики свои и окружающих людей. Обучение некоторым психотехническим приемам. Методики: «Кто я?», «Моя линия жизни». Упражнения «Комплимент», «Самореклама», «Молекулы и атомы». 2) Успех и мое видение будущей карьеры. Что такое успех и кого можно считать успешным человеком. Осознание подростками своих профессиональных намерений. Научиться аргументировано высказывать свою точку зрения, осознавать свои ожидания, взгляды и отношение к профессиональной карьере. Упражнения: «Хвастовство», «Покажи, кто он?», «Диалог о профессиях» - «Да, но………», «Силачи», «Встреча через 10 лет». 3) У меня все получится! Нет проблем! Отработка приемов уверенного поведения. Психотехнические упражнения «Настройка пианино», «Футболист». Упражнения «Мои достоинства», «Реклама товара», «Жмурки». Ролевые игры «Приемная комиссия» или «Убеди «предков»». 4) Поговорим о жизненных ценностях. Осмысление своих жизненных ценностей. Упражнения «Тропинка», «Конверт откровений», «Что у меня там на спине?», «Анкета голубых воротничков». Психотехническое упражнение «Движение по кругу». 5) На пути к цели. Пожелайте мне доброго пути! Отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению цели. Укрепление самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий. Упражнения: «Угадай, чье это мнение?», «Мой портрет в лучах солнца», «Железное алиби», «Сбор чемодана в дорогу». Психотехнические упражнения «Василий сказал», «Сплоченность», «Ловля моли».
15 Развивающие технологии в школе профориентации: психологические практикумы, карьерное консультирование и консультирование ориентированное на решение, психологическая диагностика, психотренинги, организация диагностирования подростков по программам тестирования: «АРМ «Профориентация учащихся», и «Система профессиональной консультации»;
16 Результат работы школы профориентации «Сделай выбор»в долгосрочной перспективе: В повышении уровня подготовленности подростков к выбору своего жизненного пути; В повышении у подростков уровня профессиональной культуры; В смягчении адаптации подростков к жизни во взрослом социуме; В снижении подростковой преступности и девиантного поведения; Пополнение молодыми профессиональными кадрами предприятия и организации города Ирбита.
17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ