ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УУД, ПРОГРАММ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, ПРОГРАММ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ. 2014 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностика сформированности УУД в 5 классе в рамках введения ФГОС.
Advertisements

Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
- учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся; - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа 4» Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
«…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Ишлейская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики (в соответствии с ФГОС и.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Транксрипт:

ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УУД, ПРОГРАММ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, ПРОГРАММ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ год

Программа формирования и развития УУД – фундамент всего последующего обучения. Цель программы–обеспечение реализации требований и содержания ФГОС в школе I ступени. Задачи - создать и обеспечить в школе условия для эффективной реализации требований и содержания ФГОС в школе I ступени.

Актуальность концепции УУД Целевая направленность (требования) Необходимые изменения Условия Оптимизация общекультурного, личностного и познавательного развития детей. Ускоренное совершенствование образовательного пространства Создание условий для достижения успешности всеми учащимися путём формирования УУД. Обеспечение социальной консолидации в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества Формирование общекультурной и гражданской идентичности личности Включение ребёнка в институты социализации (разнообразие форм организации практико- ориентированной, общественно –полезной деятельности)

Целевая направленность (требования) Необходимые изменения Условия Обеспечение непрерывности образования Сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы Целенаправленное управляемое формирование системы УУД, обеспечивающих умение учиться (особая организационная деятельность) Возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации Повышение эффективности образовательно- воспитательного процесса в начальной школе. Воспитание умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнёра, свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения на проблему (особая организация отношений).

Ключевое направление программы состоит в обновлении и модернизации концептуальных, технологических и методических подходов к организации образовательной деятельности начальной школы, обеспечивающих достижение младшими школьниками новых образовательных результатов как основы успешности дальнейшего обучения.

ПФРУУД НОО формируется с учётом особенностей первой ступени: с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Как система УУД, так и каждый из видов УУД характеризуются возрастной спецификой, определяемой структурой и динамикой психологического возраста, задачами развития, характером ведущей деятельности и общения.

Успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, с адекватностью построения образовательного процесса, выбором условий и методик обучения, учитывающих особенности I ступени общего образования. с реализацией компетентностного и системно- деятельностного подходов.

Необходимые условия обеспечения эффективности реализации ПФРУУД соблюдение принципа сензитивности, возрастного развития детей младшего школьного возраста, компетентный подход педагогов к организации учебной и внеурочной деятельности.

Как оценить эффективность реализации ПФРУУД? ТЕСТЫ ? Дж. Равен: «… при попытках улучшить качество образования доверие к тестам часто уводит внимание учителей … в сторону частных, незначительных целей, что сужает представления об образовании вообще и об академическом образовании в частности … Общепринятое применение тестов при экспертизе содержания и методов обучения приводит к выводам, которые, в лучшем случае, просто некорректны, а на самом деле по большому счету противоречат интересам как самого ученика, так и всего общества ».

Тесты оценивают не главные, а частные результаты обучения, не имеющие особого значения ни для самих людей, ни для общества в целом. Необходима разработка принципиально иного инструментария для оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся

Требования к методическому комплексу, направленному на оценку развития УУД: адекватность методик целям и задачам исследования; теоретическая обоснованность диагностической направленности методик; адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся; валидность и надёжность применяемых методик; профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов.

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

ЦЕЛЬ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА: 1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; 2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; 3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; 4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования; 5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения; 6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования..

ОБЪЕКТЫ МОНИТОРИНГА: 1. Универсальные учебные действия младших школьников. 2. Психолого - педагогические условия обучения. 3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают: 1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; 2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям; 3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень раз- вития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ: · анкетирование; · тестирование; · наблюдение; · беседа.

Заданные критерии оценки сформированности УУД на I ступени образования позволяют дифференцировать учащихся по уровню и наметить стратегию развивающей работы.

Программа духовно- нравственного развития и воспитания В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России воспитательным идеалом и высшей целью образования является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников осуществляется по следующим направлениям: 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания у обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися трёх уровней результатов:

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов- получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

* Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Цель программы - совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, на основе сохранения и приумножения культурного наследия, возрождения традиционных нравственных ценностей. Основные задачи - повышение качества патриотического воспитания в школе; обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов; повышение уровня работы со средствами массовой информации по вопросам патриотического воспитания граждан; усиление роли семьи в патриотическом воспитании детей.

Ожидаемые результаты – Повышение степени удовлетворённости родителей деятельностью школы. Рост числа родителей, принимающих участие в школьных мероприятиях (совместных КТД, родительских собраниях и т.д.) Повышение психолого-педагогической компетенции родителей. Формирование единых педагогических требований. Активное вовлечение родителей в учебно–воспитательный процесс школы. Терапия семейных отношений Уменьшение количества проблемных семей.

Оценка эффективности реализации подпрограммы. совершенствование процесса патриотического воспитания, совершенствование нормативно-правовой базы, развитие научно-теоретических и методических основ воспитания, информационное обеспечение в области патриотического воспитания, увеличение количества детей школьного возраста – участников и победителей городских, областных и Всероссийских конкурсов и иных мероприятий патриотической направленности, снижение подростковой преступности.

* Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни направлена на формирование культуры безопасного поведения и здорового образа жизни, способствующего социальному, личностному, интеллектуальному, познавательному и эмоциональному развитию обучающихся, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы благодаря сохранению и укреплению здоровья как биосоциальной базы, необходимой для достижения целей на каждом этапе своего жизненного пути.

Обязательный компонент - создание в школе условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса: применение здоровьесберегающих технологий, соблюдения санитарно-гигиенических требований и правил, применение коррекционно- восстановительных технологий для детей с нарушениями здоровья.

Критерии эффективности воспитательной системы оцениваются по уровню сформированности культуры здоровья субъектов образовательного процесса.

* «Семья». Совместная деятельность образовательного учреждения и общественности по духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся Программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся. Цель: обеспечение условий для сотрудничества и повышения педагогической компетентности родителей в вопросах организации обучения и воспитания детей, функционирования учебного заведения через развитие многообразных форм взаимодействия семьи и ОУ.

Задачи: Создать условия для активного и полезного взаимодействия ОУ и семьи по вопросам воспитания и обучения учащихся; Позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей; Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации; Способствовать демонстрации, распространению положительного опыта воспитания детей в семье; Создавать условия для духовного общения детей и родителей; Развивать систему психолого- педагогического просвещения родителей.

1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни. 2. Улучшение микроклимата в семье. 3. Обучение родителей навыкам социально- поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком). 4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций. 5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде. Ожидаемые результаты, их социальная эффективность.

Мониторинг - система диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы ДНРВ. 1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении. 3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

В основе коррекционной работы лежит единство четырёх функций: диагностика проблем, информация о проблеме и путях её решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является медико – психолого – педагогический консилиум

Программа коррекционной работы направлена на: преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности; овладение навыками адаптации учащихся к социуму; психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении; развитие творческого потенциала учащихся (одарённых детей); развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

Направ ление Цель ФормаСодержание Предполагаемый результат Педагогичес кая коррекция Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей обучения уроки и внеурочные занятия Реализация программ коррекционных занятий на основе УМК. Осуществление индивидуального подхода обучения ребенка с ОВЗ Освоение обучающимися Образовательной программы Психологи ческая коррекция Коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка коррекционн о- развивающи е занятия Реализация коррекционно – развивающих программ и методических разработок с обучающимися с ОВЗ Сформированность психических процессов, необходимых для освоения Образовательной программы Медицин ская коррекция Коррекция физического здоровья обучающегося оздоровител ьные процедуры План оздоровительных мероприятий для обучающихся с ОВЗ Улучшение физического здоровья обучающихся Комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция обучающихся с ОВЗ

Адаптация учащихся к социуму Ранжирование семей (соц.педагог): Многодетных – 30 семей Неблагополучных – 12 (4 – ПДН, 8- ВШК) Неполных – 79 семей (1- ПДН, 2 – ВШК) Инвалид – 1 человек Опекаемые – 10 семей Малообеспеченные – 80 семей.

Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей) Виды работ Когда?Зачем?Что?Как? Работа на уроке При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. Пересмотр содержания в соответствии с потребностями учащихся. Включение нестандартных дифференцированных заданий. Внеурочная деятельность На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества «САМИ». Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей. Внеклассная индивидуализация с преобладанием заданий на повышенном уровне сложности. Клуб «САМИ», олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы. Работа с родителями Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания. Для создания единого образовательного пространства. Для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме. Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских собраниях.

Три закона развития высоких способностей (одаренности), которые отметила В.С. Юркевич: 1. развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребёнок получает положительные эмоции; 2. для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребёнка (как обучения, так и внеурочной деятельности); 3. деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребёнка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).

Ожидаемые результаты. Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.

Методические результаты: создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости; разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с родителями учащихся; использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости; разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми; обобщение и систематизация материалов педагогической практики.