Современный урок математики Материал подготовили методист ЦПКИМР Шонохова Е.Н., руков. ШМУ, учитель математики ОУ 8 Дедушкина О.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебные элементы урока Подробное разъяснение основных задач, методов и приёмов на всех этапах современного урока.
Advertisements

Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС Межрегиональный научно- практический семинар
П ОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Учитель начальных классов МОУ Магнитная СОШ Гончарова М.И.
Блочно-модульная технология при формировании УУД на уроках химии 8 класс Пономарева Т.Н., учитель ВКК МБОУ ПАВЛОВСКАЯ СОШ 2.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Практическая реализация стандартов второго поколения (формирование УУД: первый опыт и проблемы) Баронова Галина Ивановна, зам. директора по УВР МОАУ «СОШ.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
У НИВЕРСАЛЬНЫЕ У ЧЕБНЫЕ Д ЕЙСТВИЯ © ГОКУ ЯО ВСШ г.Рыбинска.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Учебное занятие © Иванова И.А. Фастовский И., А 2004.
Достижение метапредметных результатов образования и способы их оценивания средствами УМК «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС О. М. Огульцева учитель географии МКОУ – Березовская.
Формирование УУД в начальной школе Дикова М.А., учитель начальных классов МОБУ Ирбейская сош г.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Защита урока по физике в 7 классе «Условие плавания тел» в соответствии с требованиями ФГОС.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли Л.И.Воробьёва, зам.директора по УВР СОШ 7 им. адмирала Ф.Ф. Ушакова Тутаев.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Транксрипт:

Современный урок математики Материал подготовили методист ЦПКИМР Шонохова Е.Н., руков. ШМУ, учитель математики ОУ 8 Дедушкина О.В.

«Пирамида обучаемости» Лекция-монолог учителя 5% Самостоятельное чтение 10% Аудио-видео обучение 20% Показ (демонстрация) 30% Дискуссионная группа (обсуждение материала в малой группе) 50% Практика в процессе деятельности 75% Взаимообучение (ученик обучает ученика) 90%

7 ГЛАВНЫХ КРИТЕРИЕВ СОВРЕМЕННОГО УРОКА 1. Это урок самореализации ученика 2. Это урок открытия нового 3. Это урок создания образовательной продукции 4. Это урок развития компетентностей 5. Это урок коммуникаций - очных или дистантных 6. Это метапредметный урок 7. Это урок социального учёта По Хуторскому А.В. Три постулата заложены в основание новой технологии урока: Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя; Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры; Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Признаки современного урока 1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся 2. Использование техники (персональный компьютер, нетбук, интерактивная доска, документкамера и т. п. 3. Разные виды деятельности 4. Создание ситуации успеха 5. Сотрудничество 6. Развитие познавательной активности 7. Развитие творческого мышления 8. Развитие самостоятельности 9. Комфортность на уроке 10. Использование информационно-коммуникационных технологий 11. Личность учителя 12. Воспитание думающего ученика - интеллектуала

Какой он, современный учитель?

Урок должен включать следующие шесть основных этапов: мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить узнать научиться»); осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); взаимопроверка, взаимоконтроль; рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Требования к конструированию учебных ситуаций конструироваться должна не одна отдельная учебная ситуация, а набор ситуаций; при конструировании учебных ситуаций надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших планируемых образовательных результатов, но и отдаленных; ориентация при построении учебной ситуации на «аспектные проблемы» (И.Я. Лернер), сквозные для всех или части явлений, изучаемых конкретным учебным предметом. учебные ситуации должны быть связаны с набором средств обучения, необходимым и достаточным для успешного осуществления учебной деятельности и достижения планируемых образовательных результатов; учебные ситуации должны быть направлены на осознание учащимися своих действий, т.е. рефлексию.

Опорная таблица для конструирования учебного занятия Образовательные задачи УЗВозможные методы и приёмы выполнения * Организационный этап Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др. * Проверка выполнения домашнего задания Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы * Подготовка учащихся к работе на основном этапе Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом * Этап усвоения новых знаний и способов действий * Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала * Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору * Работа с определением * Использование обыденных аналогий * Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно- логической схемы, генетический метод обучения

* Первичная проверка понимания изученного Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу * Этап закрепления новых знаний и способов действий Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий * Применение знаний и способов действий Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия * Обобщение и систематизация Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое- вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем» * Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

* Коррекция знаний и способов действий Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия * Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений * Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно- логические схемы с пропусками * Информация о домашнем задании Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Три уровня домашнего задания: * Стандартный минимум * Повышенный * Творческий * Подведение итогов занятия Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися * Рефлексия Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

Требования к методике преподавания с введением ФГОС ООО 1. Компетентностный подход (компетентности - образовательная, общекультурная, социально-трудовая, информационная, коммуникативная, в сфере личностного самоопределения) – комплексный характер (универсальные учебные действия). 2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание (понимание) направленности своей деятельности. 3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании. 4. Тесная связь обучающей и воспитательной направленности образования. 5. Акцент на активную деятельность и результативность. 6. Расширение информационного поля и поиск информации из разных источников (в том числе структурирование и анализ). 7. Дискуссионный и открытый характер преподавания (переход от навязывания позиций и оценок к обсуждению, аргументированию, проведению дискуссий, выбору собственной позиции). 8. Большая связь с повседневной жизнью (через анализ ситуаций). 9. Повышение мотивации к образованию (в том числе к самообразованию).

Обновленные методы обучения «Обучение через задавание вопросов» или «процесс направляемых открытий»; метод диагностических вопросов (метод Сократа) – ответы на которые позволяют увидеть и скорректировать оставшееся непонятным; задания на объяснение – учащийся должен объяснить что-то однокласснику или учителю; создание учащимися «карт памяти», опорных и других конспектов, в которых необходимо вычленить главные мысли и установить взаимосвязи между ними. Преподавание – это всего лишь средство, гораздо важнее процесс учения

14 Математика Информатика Физика Литература Русский язык История и т.д. ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ: СОДЕРЖАНИЕ (ЛИНИИ): В зависимости от выбора УМК Выбор формы, знаковой системы, универсальных учебных действий, отражающих данные понятия и деятельность в других предметных областях (схемы, модели, опорные таблицы, системы задач и т.п.). МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ модель содержания обучения

Метапредметный подход в обучении Мета – (« за», «через», «над») - всеобщее, интегрирующее Метадеятельность – универсальный способ жизнедеятельности каждого человека; отражает уровень развития личности. Имеет надпредметный характер и две составляющие – метазнания и метаспособы. Метаспособы – это мышление (теоретическое, критическое, творческое, образное…) + информационные и регулятивные умения. Метазнания – это знания о знании, о структуре и способах получения знания (характеристика метазнания – надпредметность и интегративность). Метаданные - данные о знании данных, сведения о данных, которые хранятся в словарях, моделях, схемах, каталогах, справочниках, реестрах и др. представлениях. Метаязык – язык, используемый для описания других языков. Метазадача – задача о порядке решения задач

Слагаемые метапредметного занятия Выбор метапредметной области и метапредметной темы(например, «Пространство и время», «Знак», «Знание и мнение», «Рисунок и схема») 1 Глубокие знания в предметной области: «метапредметное движение» должно способствовать продвижению в усвоении предметного материала 2 Измеримая цель занятия: чему конкретно должен научиться школьник в процессе проведения занятия 4 Готовность учителя к импровизации 5 3 Выбор способа деятельности, которому надо научить школьника

Например, задачи: с недостаточностью исходных данных, с неопределенностью в постановке вопроса, с избыточными или ненужными для решения исходными данными, с противоречивыми сведениями в условии, требующие использования предметов в необычной для них функции.

Умение анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик; Умение устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира; Умение строить алгоритм поиска необходимой информации; Умение определять логику решения практической и учебной задачи; Умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Метапредметные результаты по математике

Виды заданий на формирование познавательных УУД «найди отличия» ( можно задать их количество); «на что похоже?» ; поиск лишнего; «лабиринты» ; упорядочивание; «цепочки» ; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; и др.

Виды заданий на формирование коммуникативных УУД регулятивных УУД составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; магнитофонный опрос; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» «обоснуй …» и т. д. преднамеренные ошибки; поиск информации в различных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут; заучивание материала наизусть в классе; «ищу ошибки»; контрольный опрос на определенную проблему; «реши несколькими способами»; «оцени результат»; и т. д.

Творческие уроки Цель : создание учениками собственного образовательного продукта Типы творческих уроков: Когнитивные уроки (урок – наблюдение, метапредметный урок, интегративный урок и т.п.) Креативные уроки (урок – диалог, сочинение, урок моделирования, урок – олимпиада и т.п.) Организационно - деятельные уроки (урок – проект, урок – зачёт, урок – рефлексия и т.п.) Коммуникативные уроки (урок – спектакль, урок рецензирования, урок взаимоконтроля, творческий отчёт и т.п.)

Какой он, современный учитель? Это человек: способный создавать условия для развития творческих способностей развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний учить их самостоятельно мыслить самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования и многое другое! Сеем разумное, доброе, вечное… А урожай где?

Как поступить? Проблемные ситуации, которые касаются всех Схема обсуждения: 1. Обозначение ситуации 2. Краткие иллюстративные примеры 3. Убеждения 4. Коррекция осмысления 5. Коррекция поведения

Правила на каждый день, которые помогут учителю: я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят ; ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка; исключение из лексикона слов «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого - предложения обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»; никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все; на каждом уроке – работа в группах : парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её; самое главное – эмоциональный настрой учителя : «Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей»; если после урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или с учителем, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, у ребенка урок не оставил следа.

Материалы для учителя

Домашнее задание 1. Рассчитаться с долгами по домашним заданиям к занятиям 1,2 2. Составить конспект своего урока, опираясь на образец 3. Описать одну конфликтную ситуацию из своей практики, и рассмотреть ее с помощью схемы Срок сдачи выполненных работ до 12 апреля