Гришина Татьяна Ивановна учитель начальных классов НОУРО «Саровская православная гимназия». Педагогический стаж 35 лет. Категория первая
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «Моя любимая сторонка» ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. Л. Н. Толстой
АКТУАЛЬНОСТЬ Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности; само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку; вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм.
Образование ума невозможно без развития нравственного сознания и опыта претворения в жизнь нравственных правил, установок, устремлений. Поэтому ключевая задача государственной политики Российской Федерации в области образования - реализация Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в свете требований ФГОС НОО.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н.К.Крупской, Н.М.Болдырева, А.С.Макаренко, А.М.Архангельского, И.Ф.Харламова и др. А.А.Горонидзе, Л.И. Божович, Т.Ф.Лысенко, А.А.Калюжный, Н.М.Болдырев, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, В.А. Сухомлинский и др. посвятили свои исследования выявлению сущности основных понятий теории нравственного воспитания, принципам, содержанию, формам, методам, способам дальнейшего развития.
ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ Описать систему работы по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников на основе интеграции основного программного материала и дополнительных текстов нравственного характера на уроках литературного чтения
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ 1. ВВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ, КОТОРЫЕ В ДАЛЬНЕЙШЕМ БУДУТ ЯВЛЯТЬСЯ ОРИЕНТИРАМИ В НРАВСТВЕННЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ И ПОНИМАНИИ ЛЮДЕЙ, В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ; 2. ФОРМИРОВАТЬ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ; 3. НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОСТУПКОВ ПЕРСОНАЖЕЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ ОСВАИВАТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ВОСПИТЫВАТЬ СВОБОДНУЮ ЛИЧНОСТЬ С НЕЗАВИСИМЫМ МЫШЛЕНИЕМ.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ Ι ЭТАП - знакомство с духовно–нравственными ценностями человеческого общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, труд и творчество, природа, человечество, семья. ΙΙ ЭТАП развития гражданина России – это принятие человеком традиций, ценностей, социальной и духовной жизни его родного села, города, области, края, республики. ΙΙΙ ЭТАП духовно-нравственного развития и воспитания – накопление практического опыта проявления духовно- нравственных качеств
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
НОВИЗНА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ СОЗДАНИЕ УЧИТЕЛЕМ СОБСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ НРАВСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА; РАСШИРЕНИЕ КРУГА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ; ОСОБЕННОСТИ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ИСТОЧНИК РАСШИРЕНИЯ КРУГА ЧТЕНИЯ: МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКИХ ТЕКСТОВ («МОЯ РОДНАЯ СТОРОНКА»): за счёт резервных уроков
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Примечание. Аналогично организуется изучение раздела во 2-4 классах. Литературное чтение, авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева 1 класс – 36 часов раздела Название раздела Количество часов Введение 1 1«Попрыгать, поиграть…»7 2«Наш дом»6 3«Ребятам о зверятах»9 4«Маленькие открытия» - 9 часов 9 5Резервные уроки: Уроки нравственности «Моя родная сторонка» (на основе авторских рассказов «Маленькие солнышки», «Благодарность») 4
ЕДИНСТВО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И АВТОРСКИХ ТЕКСТОВ Программный материал Тексты из «Моей родной сторонки» Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса. Формирование нравственных ценностей: любви, дружбы, уважения к старшим, ответственности, доброжелательности, сердечности, глубокой порядочности, сострадания ко всему живому. Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. Развитие умения создавать собственный текст на тему «Малая родина», делать иллюстрации к произведениям данной тематики
СПЕЦИФИКА УРОКОВ НРАВСТВЕННОСТИ личностная направленность: моральная норма, моральное требо вание воспринимается не только на уровне значений, но и на уровне личностных смыслов (А. Н. Леонтьев); построение урока в соответствии с возрастными особенностями детей: наглядно-образное мышление; потребность в активности, проявляемой в разнообразной практической деятельности, осо бенно в игре; любознательность детей; появление первых «эти ческих инстанций» (Л. И. Божович); деятельностный подход: вовлечение учеников в обсуждение; раз мышление по поводу содержания урока; использование ярких, по нятных детям примеров, образов, знакомых ситуаций, в том числе конфликтных; организация активной разнообразной деятельности (интеллектуальной, практической).
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАЗДЕЛЕ ТЕХНОЛОГИИ технология продуктивного чтения технология личностно- ориентированного обучения технология сотрудничества информационно- коммуникационные технологии
Фрагменты урока. Тема «Прекрасная пора детства» Технология сотрудничества (пример – работа в парах)
информационно- коммуникационные технологии (Пример) Использование слайдов из урока по рассказу «Малинка»
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА Словесные методы Наглядные методы Практические методы Эвристическая беседа Выразительное чтение Дискуссия Антиципация Слушание образцов художественного чтения(mp 3 ) Словарная работа и др. Презентации Видеофильмы Экскурсии Драматизация Модели Рисунки Фотографии Коллажи Выставки книг и др. Игра Конкурс Моделирование Словотворчество Детское прикладное творчество Иccледование текста Проектная работа (совместно с родителями)
УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ совместная работа с родителями; связь с внеурочной деятельностью; творческая деятельность
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ МОТИВАЦИИ
УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕШНЕМ ПОВЕДЕНЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !