Гришина Татьяна Ивановна учитель начальных классов НОУРО «Саровская православная гимназия». Педагогический стаж 35 лет. Категория первая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МКОУ «Нижнеомская средняя общеобразовательная школа 1» ПРОЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ.
Advertisements

Педагогический Совет « Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся в современной школе »
"Духовно-нравственное воспитание через систему образования школы"
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Автор опыта: Хворостяная Светлана Владимировна, классный руководитель 9 «А» МОУ «Волоконовская.
Верность простым истинам: духовно-нравственные ценности на уроках литературы МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ.
«…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих.
1 Духовно-нравственное развитие и воспитание личности школьника. Бобылёва Елена Владимировна учитель филиала МБОУ СОШ 42 им. Л. Н. Толстого ООШ с. Астапово.
L/O/G/O Педагогические чтения МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 52 «Родничок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании личности Выполнила: руководитель ШМО классных руководителей МБОУ СОШ с. Пышлицы Первушина.
Тема: Организация духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МОУ Корсукская СОШ.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в рамках внеурочной деятельности Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО кафедра.
Актуальность знакомства дошкольников с художественной литературой в свете ФГОС ДО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ включает … знакомство с книжной культурой, детской.
Педагогический совет «Нравственное воспитание школьников» Выступление Атанасовой И. В.
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
МКОУ Тимоновская СОШ с УИОП г. Солнечногорск-7 Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности» Учитель начальных классов:Мишина.
Педсовет «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности» «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Транксрипт:

Гришина Татьяна Ивановна учитель начальных классов НОУРО «Саровская православная гимназия». Педагогический стаж 35 лет. Категория первая

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «Моя любимая сторонка» ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. Л. Н. Толстой

АКТУАЛЬНОСТЬ Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности; само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку; вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм.

Образование ума невозможно без развития нравственного сознания и опыта претворения в жизнь нравственных правил, установок, устремлений. Поэтому ключевая задача государственной политики Российской Федерации в области образования - реализация Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в свете требований ФГОС НОО.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н.К.Крупской, Н.М.Болдырева, А.С.Макаренко, А.М.Архангельского, И.Ф.Харламова и др. А.А.Горонидзе, Л.И. Божович, Т.Ф.Лысенко, А.А.Калюжный, Н.М.Болдырев, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, В.А. Сухомлинский и др. посвятили свои исследования выявлению сущности основных понятий теории нравственного воспитания, принципам, содержанию, формам, методам, способам дальнейшего развития.

ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ Описать систему работы по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников на основе интеграции основного программного материала и дополнительных текстов нравственного характера на уроках литературного чтения

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ 1. ВВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ, КОТОРЫЕ В ДАЛЬНЕЙШЕМ БУДУТ ЯВЛЯТЬСЯ ОРИЕНТИРАМИ В НРАВСТВЕННЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ И ПОНИМАНИИ ЛЮДЕЙ, В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ; 2. ФОРМИРОВАТЬ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ; 3. НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОСТУПКОВ ПЕРСОНАЖЕЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ ОСВАИВАТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ВОСПИТЫВАТЬ СВОБОДНУЮ ЛИЧНОСТЬ С НЕЗАВИСИМЫМ МЫШЛЕНИЕМ.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ Ι ЭТАП - знакомство с духовно–нравственными ценностями человеческого общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, труд и творчество, природа, человечество, семья. ΙΙ ЭТАП развития гражданина России – это принятие человеком традиций, ценностей, социальной и духовной жизни его родного села, города, области, края, республики. ΙΙΙ ЭТАП духовно-нравственного развития и воспитания – накопление практического опыта проявления духовно- нравственных качеств

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

НОВИЗНА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ СОЗДАНИЕ УЧИТЕЛЕМ СОБСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ НРАВСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА; РАСШИРЕНИЕ КРУГА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ; ОСОБЕННОСТИ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ИСТОЧНИК РАСШИРЕНИЯ КРУГА ЧТЕНИЯ: МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКИХ ТЕКСТОВ («МОЯ РОДНАЯ СТОРОНКА»): за счёт резервных уроков

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Примечание. Аналогично организуется изучение раздела во 2-4 классах. Литературное чтение, авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева 1 класс – 36 часов раздела Название раздела Количество часов Введение 1 1«Попрыгать, поиграть…»7 2«Наш дом»6 3«Ребятам о зверятах»9 4«Маленькие открытия» - 9 часов 9 5Резервные уроки: Уроки нравственности «Моя родная сторонка» (на основе авторских рассказов «Маленькие солнышки», «Благодарность») 4

ЕДИНСТВО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И АВТОРСКИХ ТЕКСТОВ Программный материал Тексты из «Моей родной сторонки» Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса. Формирование нравственных ценностей: любви, дружбы, уважения к старшим, ответственности, доброжелательности, сердечности, глубокой порядочности, сострадания ко всему живому. Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. Развитие умения создавать собственный текст на тему «Малая родина», делать иллюстрации к произведениям данной тематики

СПЕЦИФИКА УРОКОВ НРАВСТВЕННОСТИ личностная направленность: моральная норма, моральное требо­ вание воспринимается не только на уровне значений, но и на уров­не личностных смыслов (А. Н. Леонтьев); построение урока в соответствии с возрастными особенностями детей: наглядно-образное мышление; потребность в активности, проявляемой в разнообразной практической деятельности, осо­ бенно в игре; любознательность детей; появление первых «эти­ ческих инстанций» (Л. И. Божович); деятельностный подход: вовлечение учеников в обсуждение; раз­ мышление по поводу содержания урока; использование ярких, по­ нятных детям примеров, образов, знакомых ситуаций, в том числе конфликтных; организация активной разнообразной деятельно­сти (интеллектуальной, практической).

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАЗДЕЛЕ ТЕХНОЛОГИИ технология продуктивного чтения технология личностно- ориентированного обучения технология сотрудничества информационно- коммуникационные технологии

Фрагменты урока. Тема «Прекрасная пора детства» Технология сотрудничества (пример – работа в парах)

информационно- коммуникационные технологии (Пример) Использование слайдов из урока по рассказу «Малинка»

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА Словесные методы Наглядные методы Практические методы Эвристическая беседа Выразительное чтение Дискуссия Антиципация Слушание образцов художественного чтения(mp 3 ) Словарная работа и др. Презентации Видеофильмы Экскурсии Драматизация Модели Рисунки Фотографии Коллажи Выставки книг и др. Игра Конкурс Моделирование Словотворчество Детское прикладное творчество Иccледование текста Проектная работа (совместно с родителями)

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ совместная работа с родителями; связь с внеурочной деятельностью; творческая деятельность

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ МОТИВАЦИИ

УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕШНЕМ ПОВЕДЕНЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !