Ассоциация классических университетов России УМО по классическому университетскому образованию О реализации программ высшего образования после вступления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совещание с заместителями деканов/директоров по учебной работе г. Материалы информационно-методического семинара для учебных заведений высшего.
Advertisements

Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Соколова Марина Владиславовна референт Департамента государственной политики в сфере высшего образования.
Аспирантура (адъюнктура) как третий уровень высшего образования Соколова Марина Владиславовна референт Департамента государственной политики в сфере высшего.
Нормативные изменения в подготовке аспирантов, докторантов, соискателей Начальник отдела подготовки научно-педагогических кадров Е.В. Лаптева.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Аспирантура (адъюнктура) как третий уровень высшего образования Мосичева Ирина Аркадиевна Заместитель директора Департамента государственной политики в.
1 Разработка основных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в соответствии с ФГОС 3+ О.П.
Высшая школа экономики, Нижний Новгород, 2013 nnov.hse.ru 2013 год Изменения ОС НИУ ВШЭ, обусловленные ФЗ «Об образовании в РФ» 273 от г.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
Ассоциация классических университетов России Анализ опыта актуализации ФГОС ВО с учетом требований Профессиональных стандартов в контексте общеевропейской.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ АККРЕДИТАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
О разработке и реализации программ высшего образования на основе ФГОС ВО Камашева Юлия Леонидовна, к.пед.н., доцент, эксперт Рособрнадзора.
1 О развитии стандартизации высшего образования О.П. Мелехова д.б.н., зам. председателя УМС по биологии УМО по классическому университетскому образованию,
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Транксрипт:

Ассоциация классических университетов России УМО по классическому университетскому образованию О реализации программ высшего образования после вступления в силу ФЗ-273 «Об образовании в РФ» С 1 сентября 2013 года Караваева Евгения Владимировна Исполнительный директор АКУР, Заместитель проректора МГУ имени М.В.Ломоносова Москва, ноябрь 2013 год

Выявленные при мониторинге АКУР «системные» недостатки ФГОС ВПО 1)Отсутствие единых методологических принципов формирования перечней компетенций при разработке разных ФГОС привело в итоге к : отсутствию единообразия в перечнях ОК- компетенций по разным направлениям даже в рамках одной УГНС, «не технологичным» формулировкам компетенций, с которыми вузы практически не могут работать, существенно различающемуся количеству компетенций в разных ФГОС одного уровня ВПО

Выявленные при мониторинге АКУР «системные» недостатки ФГОС ВПО 2) Нечеткая формулировка ФГОС о праве вуза самостоятельно выбирать виды деятельности выпускников для разработки конкретной профильной ООП (из числа заданных во ФГОС видов деятельности - до 6 и более в одном направлении подготовки бакалавра) и неадекватная структура таблицы 2 (результаты обучения по циклам не соотносятся с заявленными в программе компетенциями) привели к проблемам с государственной аккредитацией.

Выявленные при мониторинге АКУР «системные» недостатки ФГОС ВПО 3) Во всех ФГОС имеется большое количество требований и формулировок, позволяющих неоднозначное толкование. Следствие – уже имеющиеся «предписания» вузам от Управления надзора и контроля за невыполнение требований «ФГОС» в случаях, когда требования ФГОС не нарушены. 4) Очень многие ФГОС отклонились от требований макета ФГОС (объемы циклов даны без «вилок» зачетных единиц, указаны объемы в ЗЕ для конкретных дисциплин, в том числе в вариативной части, дробные значения ЗЕ во ФГОС и др.)

Выявленные при мониторинге АКУР «системные» недостатки ФГОС ВПО 5) Цикловая (горизонтальная) структура ФГОС не дает возможность разработки «вертикальных» модулей, формирующих как базовые знания так и специализированные знания и умения 6) Бессистемное распределение количества зачетных единиц по циклам и разделам ОП, не позволяет вузу спроектировать модульные программы в формате ECTS (кратные заданному числу кредитов), зачастую не позволяет реализовать Практику и ГИА целым число недель и т.д.

Общекультурные Профессиональные ПК ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Требования к результатам освоения ОП – компетенциям ПК Общепрофесси ональные Направленности (профили) подготовки «Ядро» направления подготовки Виды деятельности Единые на уровень ВО (перечень ОК-компетенций рекомендован разработчикам ФГОС)

Структура ОП Базовая часть ОП, объем в ЗЕ ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Требования к структуре ОП Приведение к норме ФЗ-273, переработка таблицы 2 Часть формируемая участниками образовательных отношений, объем в ЗЕ

ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Требования к структуре ОП Наименование элемента программы Объем программы бакалавриата в зачетных единицах Программа бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» Программа бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» Блок 1 Дисциплины (модули) 216 – Базовая часть Вариативная часть Блок 2Практики Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9 Всего:240

ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Требования к условиям реализации ОП 1)Нормы, единые для всех ФГОС, вынесены в «Порядок организации образовательной деятельности по программам Б, М и С », отменяющий типовое положение о ВУЗе (ПП 71 от ) 2)Дано четкое разграничение и определение понятий «компетенции» и «результаты обучения» (Порядок) 3)Дан ясный принцип выделения «базовой» части программы и «вариативной» части программы. 4)Сняты нормы максимальной еженедельной общей нагрузки обучающегося (54 часа) и его аудиторной нагрузки (27-32 часа)

ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Требования к условиям реализации ОП Устранена неправильная шкала: Аудиторная работа Внеаудиторная работа Работа во взаимодействии с преподавателем (контактная работа) Самостоятельная работа

ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Введение новых норм, заданных 273-ФЗ Возможные формы получения образования и формы обучения Сроки обучения для всех форм обучения Объем образовательной программы в зачетных единицах Возможности электронного обучения, возможности сетевой формы реализации программ Требования инклюзивного образования и др.

Программы аспирантуры в условиях ФЗ-273 До 1 сентября 2013 года После 1 сентября 2013 года Программы послевузовского образования Программы третьего уровня высшего образования (ВО) Лицензия на специальность научных работников (Номенклатура ВАК) Лицензия на направление подготовки в аспирантуре (согласно Перечню, утв. МОН) Программа послевузовского образования не содержала ГИА, документ о получении образования в аспирантуре не выдавался Программа третьего уровня ВО завершается ГИА, выдается документ о получении образования в аспирантуре и присваивается квалификации

Программы аспирантуры в условиях ФЗ-273 До 1 сентября 2013 года После 1 сентября 2013 года Реализация программ в соответствии с едиными Федеральными государственными требованиями (ФГТ) (3 года – 210 ЗЕ, 4 года – 265 ЗЕ) Реализация программ в соответствии с новыми ФГОС по направлениям подготовки (3 года – 180 ЗЕ, 4 года – 240 ЗЕ) Сроки и правила приема в аспирантуру ВУЗ и научная организация устанавливали самостоятельно Порядок приема на обучение по программам аспирантуры будет утвержден Приказом Минобрнауки России

Программы аспирантуры в условиях ФЗ-273 До 1 сентября 2013 года После 1 сентября 2013 года Цель программы – подготовка и защита диссертации на соискание степени кандидата наук. Цель программы – подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени (кандидата наук или степени, устанавливаемой ВУЗом) и обеспечение выпускнику требуемых компетенций Квалификация по окончании аспирантуры не присваивалась По окончании аспирантуры будет присвоена квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь.

Система документов, регулирующих реализацию программы аспирантуры ПООП для отдельных «направленностей» ОП (ориентация на спец. научных работников) Ведущими ВУЗами может не применяться ФГОС по направлению или ОС, самостоятельно устанавливаемый организацией ОПОП (программа аспирантуры) В рамках одного направления возможно множество программ аспирантуры ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности ПОРЯДОК приема ПОРЯДОК проведения ГИА

Универсальные компетенции Профессиональные компетенции ФГОС для программ аспирантуры Требования к результатам освоения программ аспирантуры Общепрофесси ональные Единые на весь уровень ВО – подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре Единые для всех программ аспирантуры в рамках одного направления подготовки

ФГОС для программ аспирантуры Требования к структуре программ Наименование элемента программы Объем (в зачётных единицах) Блок 1 «Дисциплины (модули)»30 Базовая часть 9 Дисциплина (модуль) «Иностранный язык» Дисциплина (модуль) «История и философия науки» Вариативная часть 21 Блок 2 «Практика» Суммарно Блок 2 и Блок Блок 3 «Научно-исследовательская работа» Блок 4 «Государственная итоговая аттестация (итоговая аттестация)» 9 ВСЕГО180

ПЕРЕЧНИ направлений подготовки и специальностей ВО (регламентирующие документы) Лицензия на ООП ФГОС Гос. задание (КЦП) Госаккредитация Приём на направление (перечень вступит. испытаний ) КЛАССИФИКАТОРЫ образовательных программ Национальная статистика в области образования (учет приема, выпуска и трудоустройств) Международная статистика в области образования Мониторинг образовательной деятельности Сопоставление структуры подготовки кадров в системе профобразования с потребностями рынка труда

Классификация FOS Естественные науки 1.1 Математика 1.2. Компьютерные и информационные науки 1.3. Физические науки и астрономия 1.4. Химические науки 1.5. Науки о земле и связанные с ними экологические дисциплины 1.6. Биологические дисциплины (медицинские дисциплины - область 3, сельскохозяйственные – область 4) 1.7. Другие естественные науки области (6 шт.) группы (42 шт.) 2. Техника, технологии и инженерные направления 3. Медицина и здравоохранение 4. Сельскохозяйственные науки 5. Общественные науки 6. Гуманитарные науки

(48:ХХ) МСКО-2011 (горизонтальная классификация) Образование 1 Подготовка учителей и педагогическая наука 14 Наука 4 Науки о жизни 42 Физические науки 44 Службы 8 Сфера обслуживания 81 Транспорт 84 Службы безопасности 86 Образовательные программы (14:ХХ) Математика и статистика 46 Компьютерное дело 48 (86:ХХ) ( 84:ХХ) Образовательные программы (81:ХХ) области (8) группы (25) (46:ХХ) ( (44:ХХ) Образовательные программы (42:ХХ)

Модель нового классификатора Наименован ие области образования Укрупненные группы направлений подготовки магистров, бакалавров, специальностей высшего образования, направлений подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре Уровень образования Направления подготовки магистров (М), бакалавров (Б) и специальности подготовки специалистов (С) из действующих Перечней Новый Код АСМБ Код по действующему перечню МАТЕМАТИ ЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕ ННЫЕ НАУКИ 01. Математика и механика А Математика и механика С Фундаментальная математика и механика МБ Математика МБ Прикладная математика и информатика МБ Механика и математическое моделирование МБ231300Прикладная математика