Сентябрь 2013 г., Ростов-на-Дону Государственная компания «Российские автомобильные дороги» ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структурирование и подготовка ГЧП проектов в дорожной инфраструктуре Юрий Халимовский Старший юрист практики юридических услуг для инфраструктурных проектов.
Advertisements

1 Динамика транспорта Транспорт – это то, как наши дети добираются в школу, это – получение своевременной медицинской помощи, это – парадигма современного.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственно-частное партнерство – основа посткризисного развития Советник Министра транспорта РФ Дмитрий.
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» Создана в соответствии с Федеральным законом от г. 145-ФЗ «О Государственной компании.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
Финансирование проектов в фармацевтическом секторе Илья Скрипников, Советник.
Статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации... бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств.
1 Реализация проектов в сфере жилищно- коммунального хозяйства на основе государственно-частного партнерства при поддержке Сбербанка России cовместно с.
Порядок отбора, подготовки и реализации проектов ГЧП Ярославской области, механизмы и схемы их реализации. Обзор изменений законодательства о концессионных.
Проблемы структурирования и финансирования проектов ГЧП в России Людмила Тюрина Старший менеджер отдела проектного финансирования и инфраструктуры 16 июня.
СОЗДАНИЕ СЕТИ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ (ВСМ) В РОССИИ © ОАО «Скоростные магистрали» Денис Муратов Генеральный директор ОАО «Скоростные.
«Урбанизация» концессий ЕВГЕНИЯ ЗУСМАН Руководитель Практики ГЧП и инфраструктуры Москва 4 декабря 2014.
1 СУЩЕСТВЕННОЕ ОТСТАВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОЙ СЕТИ ОТ ПОТРЕБНОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОКОЛО 50% ОТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПЕРЕВОЗОК.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации Ростов Министерство экономического.
«Анализ двух вариантов привлечения финансирования в проекты по созданию объектов школьной образовательной инфраструктуры» Роман Голованов начальник отдела.
1 АНДРЕЙ ЧИБИС Член Правления ОАО «РКС» Концессия и RAB в ЖКХ: пилотные проекты - ожидаемые результаты.
Предложения по реализации и развитию моделей ГЧП в здравоохранении региона Некоммерческое партнерство «Медико-фармацевтические проекты. XXI век»
12,60 8,80 9,00 13,80 7, год Использование схем государственно-частного партнерства как инструмента финансирования инфраструктурных проектов.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего.
Транксрипт:

Сентябрь 2013 г., Ростов-на-Дону Государственная компания «Российские автомобильные дороги» ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО СКОРОСТНЫЕ ДОРОГИ

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») создана в 2009 году в форме некоммерческой организации Учредитель – Российская Федерация 2 Введение Необходимость создания Государственной компании Отсутствие сети многополосных автомагистралей, способных обеспечивать скоростной безостановочный режим движения транспортных потоков Существенное снижение скорости движения и увеличение транспортных издержек в экономике Невозможность использования географических преимуществ и транзитного потенциала России Создание и развитие национальной сети скоростных автомобильных дорог Привлечение внебюджетного финансирования дорожных проектов Внедрение инноваций на всех этапах жизненного цикла автодорог – от проектирования до строительства и эксплуатации Внедрение новых инструментов управления развитием дорожной сети Государственная компания «Автодор»

Миссия 3 Государственная компания «Автодор» Реализация концессионных соглашений и других проектов ГЧП в сфере дорожной инфраструктуры Обеспечение проектирования, строительства и эксплуатации магистральных и скоростных автомобильных дорог Развитие объектов придорожной инфраструктуры, включая многофункциональные зоны дорожного сервиса Формирование инфраструктурной базы модернизации экономики и перехода к инновационной модели развития общества Привлечение частных инвестиций в развитие дорожной сети Формирование новых рынков и форм экономической деятельности в России Виды деятельности Реализация инновационных программ в дорожной отрасли

Программа деятельности Государственной компании на долгосрочный период (2010 – 2020) Общий объем инвестиций, млн. руб.*, включая: Субсидии из федерального бюджета и Инвестиционного фонда РФ Внебюджетное финансирование Линейка инвестиционных проектов > 20 Ожидаемая общая протяженность автомобильных дорог в доверительном управлении к 2020 г., в том числе: км Реконструкция существующих автомобильных дорог 826 км Строительство новых дорог км Протяжённость платных участков автомобильных дорог (на конец 2020 г.) км 4 Долгосрочный РДЭ в иностранной валютеВВВ, прогноз Стабильный Долгосрочный РДЭ в национальной валютеВВВ, прогноз Стабильный Краткосрочный РДЭ в иностранной валютеF3 Национальный долгосрочный рейтингAAA (rus), прогноз Стабильный Кредитный рейтинг * В ценах 2012 г. вкл. НДС

Проекты на стадии реализации Размещение облигационного займа ГК «Автодор» Пилотный облигационный займ 3,0 млрд.руб. размещен полностью. В 2012 г. облигации включены в ломбардный список Центробанка М-11 Москва-СПБ км км 334 (обход Вышнего Волочка) Долгосрочное Инвестиционное Соглашение о строительстве, содержании, ремонте, капитальном ремонте и эксплуатации на платной основе по схеме контракта жизненного цикла на период 2012 – 2033 гг. общей стоимостью 51,0 млрд. руб М-4 «Дон» км км Операторское соглашение о комплексном обустройстве для последующей эксплуатации на платной основе на период 2011 – 2021 гг. общей стоимостью 6,6 млрд. руб. Оператор: ООО «Объединенные Системы сбора платы» М-1 «Беларусь» (обход г. Одинцово) Концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе на период 2009 – 2039 общей стоимостью 23,7 млрд.руб. Консорциум инвесторов: УК «Лидер», Газпромбанк, FCC Construction S.A., Alpine BauGMBH, Brisa, Стройгазконсалтинг М-11 Москва-СПБ км 15 - км 58 Концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе на период 2009 – 2040 гг. общей стоимостью 66,1 млрд.руб. Консорциум инвесторов ООО «СЗКК»: группа Vinci (Франция), российские частные инвесторы М-4 «Дон» км 633 – км 715 (обход с. Лосево и г. Павловск Инвестиционное соглашение на разработку проектной документации и финансово- экономического обоснования на период 2011 – 2014 гг. общей стоимостью 0,8 млрд.руб. 5

Ключевые участники проекта ГЧП на различных этапах 6 ГК «Автодор» приветствует вступление участников рынка на самых ранних стадиях проекта Предпроектная стадия Проектные институты Консалтинговые компании (финансово-инвестиционные, юридические, инжиниринговые) Банки и финансирующие организации Инвесторы Стадия строительства и эксплуатации Финансово-строительные консорциумы Концессионные компании Банки и финансирующие организации Компании-операторы Сервисные провайдеры

Формы государственно-частного партнерства

* Автоматизированная система управления дорожным движением Концессионные соглашения Используемые схемы ГЧП 8 Долгосрочные соглашения Операторские контракты (O&M contracts) Инвестиционные соглашения на предпроектной стадии Прямой сбор платы (Direct toll) Контракт жизненного цикла (Availability payments) Строительство АСУДД* Содержание и ремонт Организация системы взимания платы Разработка предпроектной и проектной документации Строительство (реконструкция) Софинансирование капитальных затрат Содержание и ремонт, организация сбора платы Опционально: разработка проектной документации, землеустроительные работы, подготовка территории строительства лет До 4 лет В зависимости от жизненного цикла объекта: лет Возмещение со стороны концессионера Плата за проезд пользователей Плата за доступность со стороны концедента: - Эксплуатационные платежи на содержание - Инвестиционные платежи (возврат инвестиций, штрафы и бонусы в зависимости от качества эксплуатации) Предмет соглашения Срок Возврат инвестиций

Классическая концессия – прямой сбор платы Direct toll concession 9 Возврат инвестиций обеспечивается за счет сбора платы с пользователей автомобильной дороги: возможно только при достаточной интенсивности дорожного движения КОНЦЕДЕНТ (Российская Федерация в лице ГК «Автодор») КОНЦЕССИОНЕР (проектная компания, создаваемая консорциумом заинтересованных организаций) риск трафика на концессионере Софинансирование проекта на этапе проектирования и строительства за счет собственных и заемных средств Проектирование (опционально) Подготовка территории строительства (опционально) Строительство (реконструкция) Содержание автомобильной дороги Текущий и капитальный ремонт Сбор платы за проезд в пользу концессионера Софинансирование проекта на этапе проектирования и строительства Определение функционально-технических, эксплуатационных, потребительских требований к объекту Контроль деятельности исполнителя 25–35 лет

Концессия Контракт жизненного цикла (КЖЦ) Availability payments concession 10 Возврат инвестиций обеспечивается за счет выплаты инвестору эксплуатационного платежа: применимо в том числе на объектах с недостаточной интенсивностью движения КОНЦЕДЕНТ (Российская Федерация в лице ГК «Автодор») КОНЦЕССИОНЕР (проектная компания, создаваемая консорциумом заинтересованных организаций) 25–35 лет риск трафика на концеденте Софинансирование проекта на этапе проектирования и строительства за счет собственных и заемных средств Проектирование Подготовка территории строительства (опционально) Строительство (реконструкция) Содержание автомобильной дороги Текущий и капитальный ремонт Сбор платы за проезд в пользу государственного партнера Софинансирование проекта на этапе проектирования и строительства Определение функционально-технических, эксплуатационных, потребительских требований к объекту Определение критериев оценки деятельности исполнителя Контроль деятельности концессионера Выплата эксплуатационных платежей

Долгосрочное инвестиционное соглашение 11 Комплексное долгосрочное инвестиционное соглашение близко к идеологии КЖЦ, однако: применяется при относительно небольшом объеме инвестиционных обязательств инвестора (не более 5-10 млрд. рублей) гарантии исполнения проекта несет не РФ, а ГК «Автодор» ИСПОЛНИТЕЛЬ КОНТРАКТА ГК «АВТОДОР» До завершения капремонта объекта * Система взимания платы ** Автоматизированная система управления дорожным движением риск трафика на ГК «Автодор» Софинансирование проекта на этапе проектирования и строительства за счет собственных и заемных средств Проектирование (опционально) Подготовка территории строительства (опционально) Строительство Содержание автомобильной дороги Текущий и капитальный ремонт Эксплуатация СВП* и АСУДД** Агентские услуги по сбору платы в доход ГК «Автодор» Софинансирование проекта на этапе проектирования и строительства 100% финансирование на этапе эксплуатации в виде инвестиционного и эксплуатационного платежей Определение критериев оценки деятельности исполнителя Контроль деятельности исполнителя

Инвестиционное соглашение на подготовительную стадию инвестиционного проекта 12 Возврат инвестиций происходит через компенсацию концессионером: Ранний вход инвесторов и кредиторов в проект Оптимизация сроков реализации проекта ИСПОЛНИТЕЛЬ КОНТРАКТА (проектная компания, создаваемая консорциумом заинтересованных организаций) ГОСУДАРСТВЕННЫ Й ПАРТНЕР (Российская Федерация в лице ГК «Автодор») До 5 лет * Специальная проектная компания Финансирование проведения предпроектных работ o Разработка землеустроительной документации и землеустроительные работы o Инженерные изыскания и разработка проектной документации o Экономические изыскания и разработка транспортной модели объекта o Разработка бизнес-плана и финансовой модели проекта Создание СПК* и ее участие в концессионном конкурсе В случае победы СПК - финансовое закрытие по проекту в установленный Инвестиционным соглашением срок Разработка проектов концессионного соглашения и конкурсной документации Взаимодействие с государственными органами - для согласования параметров концессионного соглашения и финансирования проекта Подготовка территории строительства Выкуп результатов работ инвестора, если проект не реализуется по политическим причинам

Операторский контракт (O&M) 13 I. Стадия подготовки к эксплуатации (инвестиционная) Размещение автоматизированной системы управления дорожным движением Размещение пунктов взимания платы Иные подготовительные мероприятия II. Стадия эксплуатации (оперирования) Эксплуатация систем взимания платы Содержание дороги Ремонт дороги Новый подход к эксплуатации автомобильных дорог на платной основе, до настоящего времени не имеющий практики применения в дорожном хозяйстве РФ: Содержание Ремонт Эксплуатация автомобильных дорог на платной основе + Инвестиционные элементы

Виды проводимых конкурсов Предмет Обычная закупка (договор поставки, подряда, оказание услуг) Инвестиционная деятельность Инвестиционное соглашение Концессионное соглашение Правовая основа Порядок закупочной деятельности ГК «Автодор» Федеральный закон РФ 223-ФЗ Порядок заключения и исполнения инвестиционного соглашения ГК «Автодор» Федеральный закон РФ 223-ФЗ Решение Правительства РФ Федеральный закон РФ 115-ФЗ Структура конкурса Аукцион Запрос котировок Одноэтапный конкурс Двухэтапный конкурс Сроки проведения дней месяцев 6-12 месяцев 14

Общий порядок подготовки и проведения конкурсов 15 Основной формой обеспечения проведения конкурсных процедур является Задаток, размер которого устанавливается в Конкурсной Документации (0,5-1% от стоимости). Для предварительного отбора в качестве задатка может использоваться банковская гарантия (если предусмотрено Конкурсной Документацией) Ознакомление заявителей с материалами по проекту, разъяснение положений конкурсной документации Прием конкурсных заявок Вскрытие конвертов Рассмотрение конкурсных заявок Одноэтапный конкурс Предварительный отбор Ознакомление заявителей с материалами по проекту, разъяснение положений КД Прием конкурсных заявок Вскрытие конвертов Рассмотрение конкурсных заявок Конкурсный отбор Проведение открытых консультаций с заявителями Прием конкурсных заявок Вскрытие конвертов Рассмотрение конкурсных заявок Двухэтапный конкурс Внутреннее одобрение и объявление конкурса ( дополнительно – Подготовительная стадия Заключение соглашения

Модели финансирования инвестиционных проектов

Финансирование инвестиционных проектов 17 Запланированный объём инвестиций на период гг. = млрд. руб. Соотношение государственного и частного капитала: Объем субсидий закреплен в Программе деятельности ГК «Автодор» на долгосрочный период ( годы) утвержден распоряжением Правительства РФ от р Обязательства ГК« Автодор» = обязательства Государства* * Федеральный закон от ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Для КЖЦ и долгосрочных инвестиционных соглашений: Объем обязательств по соглашению 60-70% суммы доходов от платной эксплуатации Ожидаемая доходность: 13-15% годовых Upside: до 25% сверхдохода может распределяться в пользу инвестора

Организация финансирования проектов - стадия эксплуатации 18 Инвесторы (акционеры) Концессионер Финансирующие банки СТАДИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ (содержание – ремонт – капитальный ремонт) ГК «Автодор» Доходы от сбора платы Эксплуатационные платежи Возврат заемных средств Возврат средств инвесторов Контракт жизненного цикла Инвесторы (акционеры) Концессионер Финансирующие банки СТАДИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ (содержание – ремонт – капитальный ремонт) ГК «Автодор» Доходы от сбора платы Возврат заемных средств Возврат средств инвесторов Концессия с прямым сбором платы

Финансовая концепция КЖЦ 19 Покупка сервиса – качественно функционирующая дорога - в рассрочку, с привязкой оплаты к уровню данного сервиса Контракт жизненного цикла Соотношение частных и государственных инвестиций Структура платежей инвестору (включая возврат инвестиций и оплату эксплуатационных расходов) Схема дополнительной мотивации инвестора (бонусы) Схема обеспечения качества сервиса (штрафы) Ключевые финансовые элементы КЖЦ Схема должна быть приемлема для инвесторов и финансирующих организаций, и соответствовать достижению целей государственного заказчика

Принципы финансового структурирования КЖЦ Субсидии из федерального бюджета и Инвестиционного фонда РФ Частное финансирование 74% 26% Платежи инвестору Доходы от сбора платы 30-40% 20 Платежи по КЖЦ являются обязательствами государства (КЖЦ по концессионному законодательству) или включены в Программу ГК Автодор (инвестиционное соглашение). -Риск трафика и объема доходов от сбора платы полностью принимается государством -Тем не менее, большинство проектов структурируются таким образом, чтобы объем платежей по КЖЦ перекрывался прогнозными доходами Объем частного финансирования определяется как баланс: -Обеспечения достаточной мотивации частного инвестора на качественное исполнение обязательств -Экономической и бюджетной целесообразности для государства

Доход на собственный капитал Содержание Эксплуатация Ремонт Структура платежей инвестору Премия за сверхплановую выручку от сбора платы Уменьшаемая часть (может уменьшаться на объем штрафов за нарушение требований к качеству дороги) Возмещение инвестированного собственного капитала Неуменьшаемая часть Возмещение затрат на обслуживание и возврат привлеченных заемных средств Индексируется на уровень инфляции (может уменьшаться на объем штрафов за некачественную эксплуатацию) Эксплуатационный платеж Инвестиционный платеж Возврат инвестиций Оплата расходов на эксплуатацию 21

Структура инвестиционного платежа Схема инвестиционного залога Уменьшаемый инвестиционный платеж Неуменьшаемый инвестиционный платеж Возврат инвестиций -> в последний год Срок кредита может быть жизненного цикла проекта... % платежи Возврат тела долга Субсидии из федерального бюджета и Инвестиционного фонда РФ Частное финансирование// заемные средства Частное финансирование// акционерный капитал Жизненный цикл 22 Расчет базовой доходности исходит из WAСС 13-15% Доходность на акционерный капитал до 20% (ремонт) Часть доходности выплачивается после осуществления текущего ремонта Возврат инвестиций Доходность на инвестиции

Система премирования 23 Прогноз доходов в реальных величинах Корректировка прогноза на фактическую инфляцию База для расчета вознаграждения Увеличение доходности инвестора на +3-5 б.п. план факт До 25% выплачивается исполнителю (зависит от размера превышения) Прогноз доходов в номинальных величинах Премия выплачивается в случае превышения фактического объема сбора платы над прогнозным

Индексация платежа на инфляцию 24 Текущий ремонт каждый 6-ой год... Капитальный ремонт Размер эксплуатационного платежа в реальных величинах является конкурсным критерием Выплаты корректируются на фактическую инфляцию и объем фактически осуществленных работ Эксплуатационный платеж Существующая схема предполагает платежи инвестору «по потребности», с оплатой ремонтных работ полностью в год их проведения

Система начисления штрафов 25 Размеры штрафных баллов за нарушение требований к содержанию и эксплуатации Штраф за частичное ограничение доступа на участок (за каждый факт нарушения) Штраф за полное ограничение доступа на участок (за каждый день) Превышение максимального размера платы за проезд (за каждый случай) Уменьшение Эксплуатационного платежа Максимальные размеры штрафных баллов за один операционный год за шесть последовательных операционных лет в течение срока действия соглашения Размеры штрафов за нарушение требований к транспортно-эксплуатационным показателям Штраф за снижение продольной ровности дороги (за каждый км в сутки) Штраф за снижение коэф. сцепления с дор. покрытием (за каждый км в сутки) Штраф за снижение поперечной ровности дороги (за каждый км в сутки) 50 Уменьшение Инвестиционного платежа Максимальные размеры штрафных баллов за один учетный период ( 365 дней) за шесть учетных периодов Государственная компания вправе не выплачивать уменьшаемую часть инвестиционного платежа до момента выполнения работ по ремонту и устранению выявленных дефектов Стоимость одного штрафного балла определяется для конкретных проектов

Инвестиционные проекты

Планируемые строительство и реконструкция автомобильных дорог ГК «Автодор» в годах Скоростная автомобильная дорога СрокиДлина 1Федеральная автомобильная дорога М-1 «Беларусь» км 2Федеральная автомобильная дорога М-3 «Украина» км 3Федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон» км 4 Скоростная автомобильная дорога М-11 «Москва – Санкт- Петербург» км 5 Центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области км 27

Проекты, планируемые к реализации в ближайшее время * В ценах 2012 г. вкл. НДС Наименование участка Длина. км (платные участки) Вид ГЧП Сроки проведения конкурсов Сроки строительства (комплексного обустройства) Общий объем инвестиций, млрд. руб* Доля частного капитала 1 М-1 «Беларусь» км 33 – км ,4Контракт жизненного цикла этап: этап: ,635% 2 М-3 «Украина» км 65 – км Долгосрочное инвестиционное соглашение Уточняются 44,810% 3 М-4 «Дон» км 21 – км ,5Операторский контракт ,4100% 4 М-4 «Дон» км 517 – км ,7 Долгосрочное инвестиционное соглашение Уточняются 16,010% 5 М-4 «Дон» км 633 – км Контракт жизненного цикла ,025% 6 М-4 «Дон» км – км ,4 Долгосрочное инвестиционное соглашение ,0Уточняются 7 Москва-СПБ км 58 – км ,1Концессионное соглашение ,440% 8 Москва-СПБ км 214 – км Долгосрочное инвестиционное соглашение ,430% 9 Москва-СПБ км 334 – км Долгосрочное инвестиционное соглашение % 10 Москва-СПБ км 543 – км ,5Контракт жизненного цикла Объявлен конкурс ,825% 11 Новый выход на МКАД с М-7 «Волга» (обход гг. Балашиха и Ногинск) 69Концессионное соглашение Уточняются 33,350% 12 ЦКАД (1 Пусковой комплекс, 1 участок) 49,5 Долгосрочное инвестиционное соглашение ,810% 13 ЦКАД (3 Пусковой комплекс) 105,3Контракт жизненного цикла ,940% 14 ЦКАД (4 Пусковой комплекс) 96,5Контракт жизненного цикла ,035% 15 ЦКАД (5 Пусковой комплекс) 87,7 Долгосрочное инвестиционное соглашение ,55% 28

Государственная компания «Автодор» Адрес , Москва, Славянская площадь, дом 2/5/4 стр.3 Webwww.russianhighways.ru Телефон+7 (495) Факс+7 (495) Данный документ не является офертой, изложением существенных условий договоров, официальным сообщением о проведении Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» торгов, конкурсов, тендеров, или любым иным аналогичным по статусу документом, который мог бы создать для нее какие бы то ни было обязательства. Данный документ составлен исключительно в информационных целях. Государственная компания «Российские автомобильные дороги» оставляет за собой право в любое время, без какого бы то ни было предварительного предупреждения вносить изменения, удалять и иным, в том числе существенным, образом изменять любую информацию, содержащуюся в данном документе и не несет никаких обязательств по уведомлению о таких изменениях. Государственная компания ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности за точность, полноту, актуальность, своевременность, содержание, востребованность или соответствие любой информации, содержащейся в данном документе, действительности. Государственная компания ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственность за решения и действия, которые были или могли быть совершены и/или от совершения которых воздержались или могли воздержаться вследствие ознакомления с данным документом.