Новые возможности привлечения частных операторов к управлению коммунальной инфраструктурой Т.А. Шакиров руководитель проекта направления «Городское хозяйство»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего.
Advertisements

1 Реализация проектов в сфере жилищно- коммунального хозяйства на основе государственно-частного партнерства при поддержке Сбербанка России cовместно с.
КОНЦЕССИЯ И АРЕНДА В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ, ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ Минэкономразвития России.
1 Механизмы реализации энергосберегающих мероприятий в распределительных тепловых сетях Первый заместитель Председателя РЭК Удмуртской Республики Кашин.
«Требования законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергоэффективности к организациям, осуществляющим регулируемые виды.
Новое в тарифном регулировании. Структура тарифа при использовании метода долгосрочной индексации. А.И. Дурнева июнь 2014 год.
Метод доходности инвестированного капитала Таманцев Андрей Валерьевич, Июль 2010.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
Нормативно-правовое регулирование по вопросам разработки, утверждения и контроля за реализацией инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения.
Инвестиционная привлекательность договоров ГЧП в коммунальном секторе Сергей Сиваев Институт экономики города 15 ноября 2013 г.
Сиваев Сергей Борисович Возможности и ограничения концессии в коммунальном секторе
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Отдел регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Государственно-частное партнерство в проектах комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса Н.Б. Косарева президент.
Перспективы тарифного регулирования для предприятий водоснабжения и водоотведения (ВиВ) Довлатова Елена Владимировна Исполнительный директор Российской.
Структурирование концессионного конкурса по водоканалам по новому законодательству Андрей Новаковский, управляющий партнер.
Об инвестициях в тарифах на тепловую энергию Владимир Владимирович Гришанов председатель РЭК Свердловской области.
ст КОАП НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. Минимальный штраф –
Транксрипт:

Новые возможности привлечения частных операторов к управлению коммунальной инфраструктурой Т.А. Шакиров руководитель проекта направления «Городское хозяйство» Института экономики города Москва,

Необходимые инвестиции в ЖКХ – 9 трлн рублей* 2 Обязательное проведение торгов на право управления объектами энергетики и коммунальной сферы, находящимися в хозяйственном ведении ГУП и МУП, в том числе путем их передачи в долгосрочную (более 1 года) аренду или концессию в случае банкротства таких предприятий и (или) нарушения ими установленных стандартов надежности, качества и энергетической эффективности предоставляемых услуг. Распоряжение Правительства РФ от 22 августа 2011 г. N 1493-р «План действий по привлечению в жилищно- коммунальное хозяйство частных инвестиций» *Источник: Министерство регионального развития Российской Федерации Доля заемных средств в инвестиционных расходах коммунальных предприятий Более половины инвестиций обеспечивается за счет тарифных источников Внешние источники финансирования (займы, акционерный капитал) практически не используются Источник: Росстат, форма 22-жкх (сводная)

Экономические проблемы при реализации проектов ГЧП 3 Короткий горизонт финансового планирования (1 год) Политизированность тарифной политики Предельные индексы роста тарифов Уровень тарифного регулирования Договора ГЧП не содержат серьезных инвестиционных обязательств

Критерии конкурсного отбора на право заключения договора ГЧП (г. Томск) Критерий Начальное значение Требование к изменению Все критерия Комментарий 1. Годовая арендная плата, млн. руб. 2,2Увеличение 0,06 Неправильный критерий 2. Сроки реконструкции объектов договора:0, ВНС 4-го подъема 3 года Уменьшение 0,06 Не работает 2.2. КНС2 года Уменьшение 0,06 Не работает 2.3. системы водоснабжения на основе гидравлической модели 2 года Уменьшение 0,10 Не работает 2.4. системы водоотведения на основе гидравлической модели 3 года Уменьшение 0,10 Не работает 3. Технико-экономические показатели на момент окончания срока договора:0, Потери воды в сетях, % от подачи в сеть 20,0Уменьшение 0,08 Неправильный критерий 3.2. Соответствие Сан ПиН по хим. анализам, %99,6Увеличение 0,08 Не работает 3.3. Соответствие Сан ПиН по м/б. анализам, %99,8Увеличение 0,08 Не работает 3.4. Концентрация железа в промывных водах на станции водоподготовки, мг/дм 3 0,1Уменьшение 0,05 Не работает 3.5. Сброс стоков через аварийные выпуски, м Уменьшение 0,05 Не работает 3.6. Обеспеченность приборами учета воды на вводах в многоквартирные дома, % 95,0Увеличение 0,08 Неправильный критерий 4. Качественная характеристика решений по реконструкции объектов договора - Оценка в баллах от 1 до 5 0,20 Экспертная оценка Итог: 58% критериев не работает, 22% - неправильные критерии, 20% - экспертная оценка. Из всех факторов значимой становится только экспертная оценка 4

Концессионное соглашение – основной тип договоров ГЧП в коммунальном секторе с 1 января 2014 года В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению за исключением случая, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности 5 Законодательство: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Постановление Правительства РФ от 3 июня 2014 г. N 510 "Об утверждении Правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Критерии конкурса Плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности Объем расходов, финансируемых за счет средств концедента Предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта соглашения Долгосрочные параметры регулирования 6

Выбор победителя конкурса ГЧП Инвестиционные расходы: Достижение плановых показателей деятельности Строительство и реконструкция объектов договора Финансовая модель в Excel Расчет среднего значения дисконтированной выручки участника конкурса за весь срок действия концессионного соглашения. 7 Ограничение роста НВВ Предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемых видов деятельности

Учет условий концессионного соглашения органом регулирования Существенные условия значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера на каждый год действия КС; задание и основные мероприятия со сроками реализации; предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта КС; плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов. плановые показатели деятельности; источники финансирования; основные мероприятия. В состав производственных/инвестиционных программ включаются следующие данные из КС: долгосрочные параметры регулирования, установленные КС; потери воды и тепловой энергии, установленные КС; удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, удельный расход электрической энергии. При расчете НВВ учитываются: 8

Мониторинг деятельности концессионера Необходимая валовая выручка концессионера ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений: отклонение фактического значения целевых показателей деятельности организаций, от целевых значений таких показателей, которые были установлены уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 1. Орган регулирования Концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения Результаты осуществления контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения оформляются актом о результатах контроля. Акт о результатах контроля подлежит размещению концедентом в течение пяти рабочих дней с даты составления данного акта на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет 2. Концедент 9

Ограничения при исполнении концессионного соглашения Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, не должен превышать наименьшую из следующих величин: величина, определяемая исходя из укрупненных нормативов; предусмотренный КС предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта КС. Для внесения изменений в КС необходимо согласование антимонопольного органа в следующих случаях: в случае изменения условий КС; в случае, если в течение срока действия КС, устанавливаются долгосрочные параметры регулирования, которые не соответствуют параметрам, предусмотренным КС; в случае, если в течение срока действия КС устанавливаются нормы, ухудшающие положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении КС. 10 При расчете необходимой валовой выручки применяется индекс эффективности операционных расходов, равный 1 проценту. Указанное значение индекса эффективности операционных расходов используется только в целях определения дисконтированной выручки участников конкурса и может отличаться от индекса эффективности операционных расходов, используемого при установлении цен (тарифов).

ГЧП в коммунальном секторе после 1 января 2014 года Выбор оператора осуществляется исходя из финансового критерия Используемые в конкурсе ГЧП критерии позволяют определить НВВ на срок действия договора ГЧП и учитываются органом регулирования при установлении тарифов (долгосрочные параметры регулирования тарифов) Условия договора ГЧП (плановые показатели деятельности, источники финансирования, основные мероприятия) включаются в состав производственных/инвестиционных программ и учитываются при установлении тарифов Долгосрочный параметр регулирования, индекс эффективности операционных расходов не является условием КС; Для изменения условий КС необходимо разрешение антимонопольного органа; Объем инвестиций не должен превышать укрупнённых сметных нормативов. 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! НАШИ КОНТАКТЫ Россия, Москва ул. Тверская, 20/1 тел./факс: (495) , (495) facebook.com/UrbanEconomics twitter.com/UrbanEconRu 12