Функции школьного учебника Евгения Владимировна Воропай, зав. кафедрой гуманитарного образования, к. п. н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УМК по русскому языку для основной школы. Русский язык под ред. В.В. Бабайцевой Издательство: ДрофаДрофа рекомендовано для общеобразовательного учреждения.
Advertisements

МОУ "Новопавловская СОШ 2" Использование разных УМК в начальной школе.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Цель программы - Развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Задачи: создание условий.
Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
Реализация ФГОС средствами УМК. Ст.32 п.2 Закона Об образовании «Компетенция ОУ» -разрабатывает и утверждает образовательные программы и учебные планы.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Цыганова О.С., методист кафедры педагогики, психологии и управления образованием.
Учебники и учебные пособия 1 Минобрнауки России ноябрь, 2011.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Личностно- коммуникативная развивающая модель. Личностно- коммуникативная развивающая модель.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Использование информационно- коммуникативных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
совокупность психолого - педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
Транксрипт:

Функции школьного учебника Евгения Владимировна Воропай, зав. кафедрой гуманитарного образования, к. п. н., доцент

Учебник - это книга, содержащая в себе научное, последовательное, доступное для учащихся изложение содержания учебного предмета, соответствующее программе и требованиям дидактики ( Каиров, 1948); форма фиксации содержания, проекция целостной деятельности обучения, в которой запрограммирована деятельность учителя и учащихся ( Краевский, 1976); массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей ( Зуев, 1987); комплексная информационная модель, отображающая четыре элемента педагогической системы цели обучения, содержание обучения, дидактические процессы, определенные организационные формы обучения, и позволяющая воспроизвести их на практике ( Беспалько, 1988). средство усвоения содержания образования ( Лернер, 1992); проектируемая цель обучения ( Товпинец, 1992).

Стереотипные представления о школьном учебнике Узкая предметная направленность учебника Преобладание репродуктивно - объяснительного типа изложения учебного материала Требование лаконичности и краткости изложения учебного материала Стиль школьного учебника должен быть выдержан в жанре учебно - научной литературы без каких - либо элементов занимательности и популяризации Предметные знания, изложенные в учебнике, являются достаточным основанием для формирования приемов и способов учебно - познавательной деятельности

Стереотипные представления о школьном учебнике В учебнике фиксируется некоторое обязательное для всех учащихся учебное содержание, темп усвоения которого, его количество и уровень сложности относительно разных учащихся регулируются учителем Текст учебника по своей форме выступает в качестве письменной монологической речи автора ( авторов ) Учебники не предназначены для организации индивидуальной работы, поскольку эта функция делегирована учителю В учебнике в минимальной степени представлены средства контроля и самоконтроля, поскольку предполагается, что внешний контроль будет осуществлять учитель, а самоконтроль сам ученик.

Структура учебника 1. Тексты : Основной текст Макротексты Пояснительные тексты Дополнительные тексты 2. Учебные задания задачи упражнения 3. Аппарат организации усвоения 4. Иллюстративный материал 5. Аппарат ориентировки

Функции учебника информационная, систематизирующая, функция закрепления и самоконтроля, самообразования, интегрирующая, координирующая, развивающе - воспитательная ( Зуев, 1983); « одним из показателей качества учебника следует считать то, в какой мере он создает методические возможности построения различных вариантов уроков для учителей, обладающих различной квалификацией » ( Донской, 1985).

Учебник - для учителя или для учащихся ?

У учителя полноценный учебник формирует педагогическое сознание и раскрывает перед ним логику обучения. Тем самым учебник служит для учителя руководством к организации учебного процесса. Для ученика учебник источник, содержание и инструмент усвоения учебного материала. Тем самым учебник, при его соответствующем наполнении, выступает в роли опережающего инструмента организации обучения » ( Рахимов, 1991).

Функции учебника Систематизация информации Система изложения учебного материала в учебнике должна определяться не только логической структурой науки или вузовских курсов, но и закономерностями развития познавательной деятельности школьников одно из важнейших назначений школьного учебника продемонстрировать ученику средствами учебного текста способы организации самообразования ( М. Н. Скаткин, 1992). Одной из основных функций учебной книги следует считать руководство познавательной деятельностью учащихся

Функции учебника Н. И. Зильберберг видит одной из задач учебника организацию условий для развития исследовательской деятельности школьников ( Зильберберг, 1999). Аналогичную точку зрения высказывает А. Г. Мордкович, отмечая, что « учебник должен быть ориентирован не столько на усвоение готовых знаний, сколько на их поиск » ( Мордкович, 2003, с. 4). В. С. Цетлин подчеркивает необходимость создания различных учебных книг для разных групп учащихся

Необходимость средствами учебника стимулировать интерес учащихся к учебному предмету : разъяснение учащимся значения получаемых ими знаний и умений в увлекательной, более яркой форме ; создание условий для стимулирования умственной активности учащихся : знания не даются в готовом виде, ученики должны их « добыть »; ответы формулируются школьниками самостоятельно ; использование образного изложения материала, в том числе изображение абстрактных грамматических понятий в виде рисунков ; разнообразие учебного материала ; посильность материала для детей соответствующего возраста, при этом он должен быть нелегок для усвоения ( Граник, Концевая, Бондаренко, 1984). Требования к учебнику

наличие специальных приемов, возбуждающих интерес и усиливающих мотивацию учения ; наличие дифференцирования материала ; увеличение удельного веса самостоятельной работы с широким использованием проблемности и опыта творческой деятельности ; включение специальных приемов, обучающих работе с учебным материалом ( в том числе текстом ); повышение воспитательной роли учебника ; более широкий спектр методических средств, содержащих основу для различных вариантов урока ; переход к более сложным формам конструирования учебников и соответствующее им улучшение качества оформления и полиграфического исполнения ( Донской, 1985).

« глубоко убежден в том, что нам сейчас совершенно не нужны очередные ( десятые или двадцатые ) переработанные издания прежних, пусть даже весьма заслуженных, учебников. Нам необходимы учебники нового поколения …» ( Максаковский, 1991).

Функции учебников нового типа : отражение широкой научной картины мира ( в том числе в виде нисходящей иерархии : законы закономерности научные теории научные гипотезы научные понятия факты ); ориентация на фундаментальные знания ( независимо от будущей профессии ); организующая роль теории ( обобщений по отношению к фактам ); стимулирование учащихся к самостоятельному добыванию знаний ; дифференцированный подход ( выделение в учебном тексте 2–3 планов ); проблемный подход ; баланс научности и доступности ( включая искусство научной популяризации ) ( Максаковский, 1991).

учебник должен реализовать цели обучения, которые могут диагностироваться в реальном масштабе учебного времени ; построение учебника по модульному типу как совокупности законченных тематических блоков ; вариативность содержания учебника ; наличие системы упражнений, необходимой и достаточной для овладения учащимися учебно - познавательной деятельностью ; учебник должен включать соответствующий данному возрасту мотивационный компонент ; структура и содержание учебника должны соответствовать принятой в дидактическом процессе системе управления ; учебник должен быть ориентирован на возможность его использования в условиях информационной технологии обучения ; учет возрастных норм и возможностей учащихся ( специфики мотивации и интересов, скорости усвоения, нормальной учебной нагрузки и т. п.) ( Монахов, 1995). Функции учебников нового типа :

мировоззренческая ( учебник вооружает учащихся диалектико - материалистическим методом, то есть убежденностью в познаваемости, объективности и взаимообусловленности явлений природы и общества ); синтезирующая ( учебник призван формировать целостное представление о мире и целостную творческую личность ученика ); ценностно - ориентационная ( учебник должен усиливать гуманитаризацию образования, развертывать процесс самообразования и саморазвития учащихся ) ( Рахимов, 1991). Функции учебников нового типа :

Кроме того, учебник предусматривает реализацию трех педагогических функций : общеобразовательной ( вооружение школьников знаниями методологических принципов, диалектическими методами познания предмета, а также умением сознательно применять эти знания и методы в учебно - познавательной деятельности ); воспитывающей ( формирование мировоззрения, способности к контролю и самоконтролю, самооценке и взаимопомощи и т. д.); развивающей ( развитие познавательной потребности, положительной мотивации, целеполагающей активности и творческих качеств учащихся ) ( Рахимов, 1991). Функции учебников нового типа :

Итак, главные функции учебника : 1. Информативная 2. Управляющая 3. Развивающая 4. Коммуникативная 5. Воспитательная 6. Функция дифференциации обучения 7. Функция индивидуализации обучения

Основные дидактические требования к школьному учебнику 1. Соответствие учебника содержанию образования 2. Соответствие учебника принципам обучения систематичности доступности наглядности сознательного и активного участия

гуманитаризации – основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира ; целостности картины мира - отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями ; культуросообразности – отбор содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России ; непрерывного общего развития каждого ребенка

инструментальность - это предметно - методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний ( включение словарей разного назначения во все учебники, создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач, постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами, требование применения в учебном процессе простейших инструментов для решения конкретных учебных задач. Инструментальность - это и максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу ; дифференциация учебных заданий, сориентированных на разноуровневое развитие школьников. Это единая система специальных выделений учебного материала во всех учебниках.

интерактивность - прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet- адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. Современный учебник характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор, игрой стилей.

Фактический объем параграфа вычисляется на основании скорости чтения школьников разного возраста и составляет ( шрифт Times New Roman, размер шрифта 14): 5-6 кл. - 2,5-3 стр. 7 кл ,5 стр. 8 кл. - 3,5-4 стр. 9 кл ,5 стр. 10 кл. - 4,5-5 стр. 11 кл ,5 стр.

Рекомендуемый объем иллюстративного материала для учебников 5-7 классов - 40%, 8-11 классов - 30% от общего ( фактического ) объема учебника.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 апреля 2010 г. 428 Положение о порядке проведения экспертизы учебников При педагогической экспертизе учебника экспертное заключение должно содержать однозначные выводы : о соответствии содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования или федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования ; о соответствии учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся ; о принадлежности учебника к завершенной предметной линии учебников ; о принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 апреля 2010 г. 428 Положение о порядке проведения экспертизы учебников При научной экспертизе учебника экспертное заключение должно содержать однозначный вывод : о соответствии содержания учебника современным научным представлениям с учетом соответствующей ступени общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования или с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующей ступени общего образования.