Основные элементы проекта модельной методики формирования основной образовательной программы начального общего образования на основе примерной ООП Воронцов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные элементы проекта модельной методики формирования основной образовательной программы начального общего образования на основе примерной ООП Воронцов.
Advertisements

Проектирование «дорожных карт» и мониторинга Фазы Адаптационный этап ( ) Этап совместной постановки и решения учебно-проектных задач года (
РУКОВОДИТЕЛЬ МПЛ «КОД» ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ПОЧЕТУХИНА Особенности формирующего и констатирующего оценивания в основной (подростковой) школе.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Презентация «ООШ д. Михайловка»
Воронцов Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, ген.директор Открытого института «Развивающее образование» Федеральный государственный стандарт.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Основные показатели качества образования Развитие способности школьников самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе используемого.
ФГОС ООО: организация и содержание образовательного процесса по иностранному языку.
У РОК, НЕ УРОК, ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ? Методический день учебный год Целитан С.В. Соколова Л.А. МБУ «Новоселовский ММЦ»
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Современное состояние, проблемы и задачи школьного образования: ключевые вопросы Воронцов Алексей Борисович 11 ноября 2014 год.
Система оценки образовательных результатов в подростковой школе АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
ФГОС НОО Проектные задачи в начальной школе. ФГОС НОО Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ); новое содержание стандарта (совокупность требований); расширение функций.
Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов.
Механизмы реализации регионального инновационного проекта «Введение ФГОС ООО» Начальник отдела инновационных проектов Центра развития образования и мониторинга.
Транксрипт:

Основные элементы проекта модельной методики формирования основной образовательной программы начального общего образования на основе примерной ООП Воронцов Алексей Борисович 24 октября 2013 год

Первый тезис: Основная образовательная программа образовательной организации не создается на пустом месте. ООП не фантастический роман. Она имеет серьезные правовые, психолого-педагогические основания без знания которых «списывание» с примерной ООП не дает никаких преимуществ, не развивает и не продвигает педагогический коллектив.

ФЗ 293 «Об образовании в Российской Федерации» - нормативно-правовая основа для создания ООП ст.12. п.1. Образовательные программы определяют содержание образования» пп.9-12 – про примерные ООП, их несколько, они проходят экспертизу, реестр ООП статья 13 «Общие требования к реализации образовательных программ», где ведется разговор о модульном и сетевом принципе построения образовательных программ статья 15 «Сетевые формы реализации ООП», где сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. статья 16 «Реализация ООП с помощью электронного и дистанционного обучения, где дается отличие электронного от дистанционного обучения; статья 17 «Формы получения образования и формы обучения», где сказано о том, что учащиеся и их родители могут выбрать способ и форму получения образования. статья 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы», где речь идет об учебниках, учебных пособиях, которые могут использоваться при реализации ООП.

ст.2 ФЗ 293 – что такое ООП ? «Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов

ФГОС НОО как нормативно-правовая основа для создания ООП п.14 «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса» п.15. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования. пп – требования к отдельным элементам программы

Примерные ООП – как возможность выбора основы для конструирования рабочей ООП В ФЗ слово «на основе» заменено на слово «с учетом»

Психолого-педагогические основы для конструирования ООП 1. Возрастные возможности и особенности младших школьников смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности); формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат); выносливость, произвольность и трудоспособность, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности; эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя); приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений; усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Психолого-педагогические основы для конструирования ООП 2. Системно-деятельностных поход как условие для обеспечения возрастных возможностей младших школьников Условия: содержание образования разворачивается через систему понятий, которые раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями. способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов. присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.

Психолого-педагогические основы для конструирования ООП 3. Требования к описанию образовательных результатов сквозной характер метапредметных образовательных результатов: уровневый и операциональный характер предметных образовательных результатов; качественный характер личностных результатов

Принципы конструирования программы задачный принцип построения программы как основы программы действий педагогического коллектива модульный принцип построения содержания программы; проектный принцип работы над созданием и реализации программы моделирование как принцип конструирования содержания программы; принцип индивидуализации в ходе освоения программы; командный принцип конструирования и реализации проектов через кооперацию участников изучения программы; продуктивность как основной принцип результативности освоения программы; публичность и презентационность результатов по окончании освоения программы; экспертный характер оценки результатов и продуктов реализации образовательной программы

Три функциональные части ООП – принципиальный формат для педагогических действий 1 часть - собственно основная образовательная программа как стратегический и презентационный документ образовательной политики образовательной организации. Компактный (емкий) документ, определяющий: цели, задачи, содержание, способы его организации, результаты и способы их оценивания. Объем не более страниц. Размещается на сайте образовательной организации 2 часть – «дорожная карта» (программа действий и план мероприятий по реализации ОПП по годам) и мониторинг реализации ООП как механизм управления реализацией ООП 3 часть – набор отдельных учебных и внеучебных программ педагогов (группы педагогов) как способ реализации части 1 ООП.

Проект – как способ создания ООП 1 проектная группа: содержание образование младших школьников: принципы отбора, способы и формы реализации; 2 проектная группа: образовательные результаты, их достижения и система оценивания; 3 проектная группа: информационно-образовательная среда: устройство и функционирования («дизайн»); 4 проектная группа: нормативно-правовое обеспечение реализации ООП

Цели ООП Задачи (условия достижения цели) Планируемые образовательные результаты Формы и способы оценивания («очки») педагогов (взрослых) младших школьников Цель ФГОС НОО: через описание требований к образовательным результатам, к содержанию образовательной программы и условиям ее реализации удовлетворить образовательные потребности и потребности духовного развития младшего школьника с учетом психолого-педагогических и физиологических особенностей его возраста 1. Подготовить учащихся к обучению в основной школе 1) Выделить в каждом учебном предмете культурные предметные способы действия/средства и построить диагностику индивидуального прогресса через разные уровни освоения (присвоения) способов/средств действия 1) научиться решать задачи разного уровня и отслеживать динамику своих знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам учебно-предметные компетентности (математическая, языковая, естественно – научная грамотности, грамотность чтения художественных текстов) трехуровневые задачи (формальный, рефлексивный, ресурсный (функциональный) уровни) Формат «Целевой блок ООП» Цели, задачи и планируемые результаты основной образовательной программы начального общего образования

Что составляет содержание образования в начальной школе? формирование учебной деятельности; освоение культурных предметных способов действий/средств; приобретение социального опыта межпредметные, разновозрастные образовательные модули; предметные линии; практики; домашняя самостоятельная работа; внеучебная деятельность урочные занятия; внеурочные занятия; внешкольные занятия Ключевые компетентности

Содержательный блок: Элементы содержания Характеристика элементов содержания Индикаторы освоения содержания образование Формы и способы ОП Принципы отбора содержания образования -учет возможностей и особенностей младших школьников (ведущая деятельность, главное психологическое новообразование); -задачный принцип построение учебных программ; -поисковый характер материала порождающий поисковую инициативу учащихся при решении системы учебных задач; -вариативный характер внеучебных видов деятельности 1. Формирование учебной деятельности младших школьников 2. Формирование ИКТ- компетентности младших школьников 3. Освоение культурных предметных способов действий/средства 4. Образовательные практики 5. Образовательные модули как средство координации учебных предметов 6. Внеучебная деятельность младших школьников

Содержание Формы организации ОПРезультаты Учебная деятельность Учебные предметы Урок, внеурочные формы (консультации, мастерские, учебные занятия, экскурсии и т.п.) Образовательные межпредметные модули Внеурочные формы Социальная практика Внеурочные формы Учебные курсы (по выбору) Урок, внеурочные формы Внеучебные виды деятельности Игровая Занятия, тренировки, репетиции, лаборатории, проектные группы и т.д. Художест. творчество Организационная Трудовая предметные результаты компетенции Социальный опыт 16

Организационно-инструментальный блок:

Предметные области и творческие модули Учебные предметы и творческие мастерские Общее кол-во часов в год Учебный модуль Образовательный модуль ИТ- модуль Оценочный модуль Учебная деятельность Филология и ИКТ Русский язык 200/ Литературное чтение 40/ Английский язык 33/ Математика и ИКТ Математика 126/ Информатика и информационные технологии Естествознание, обществознание и ИКТ Окружающий мир 33/ Искусство и духовно- нравственная культура Изобразительное искусство и художественный труд Музыка Светская этика Примерный учебный (образовательный) план реализации основной образовательной программы начального общего образования 1 класс Учебный модуль 1 -Урок 2- Внеурочные формы учебной деятельности 3- Индивидуально-групповые консультации и мастерские 4- Самостоятельная работа 5- Свободная практика и тренинги Образовательный модуль 6 – внутрипредметный 7 - межпредметный 8 - разновозрастной Информационно-технолологический Информационно-технологический модуль 9 – консультирование и сопровождение (совместная) 10 – практика Оценочный модуль 11 – внутренняя оценка 12 – внешняя оценка

Здоровье Физическая культура Ритмика Общее количество часов в год с учетом домашней самостоятельной работы 693 (710) Максимально допустимая аудиторная нагрузка в неделю Внеучебные виды деятельность Интеллектуальный творческий модуль Шахматы 17 Исследовательская лаборатория 17 Математический клуб 17 Образовательные путешествия 17 Общеклассная рефлексия 17 Тьюторское сопровождение 33 Художественно- эстетических модуль Театральная студия 16 Вокальная студия 16 Мультистудия 16 Спортивно- оздоровительный модуль Групповые подвижные народные игры 16 Лаборатория здоровья 16 Общее количество часов 198

Проектирование «дорожных карт» и мониторинга Фазы Адаптационный этап ( ) Этап совместной постановки и решения учебно-проектных задач года ( часов) Рефлексивный этап (80+40 часов) месяцысентябрьоктябрьноябрьдекабрьянварьфевральмартапрельапрель- май недели цель Обеспечить плавный, без стрессовый переход от дошкольного к школьному обучения Выстроить постановку и решение системы учебных и проектных задач, направленных на формирование предметных и надпредметных способов действий/средств в первый год обучения. Оформить и представить образовательные достижения учебного года педагогические задачи: 1) активизировать дошкольный опыт первоклассников; 2) провести стартовую психолого-педагогическую диагностику; 3) выработать в совместной деятельности «правила игры» в школьной жизни; 4) выйти на предметные области в которых и будет формироваться учебная деятельность 1) способствовать инициативным действиям (поиску и пробам средств и способов) первоклассников через создания массива практических задач для их решения в малых группах; 2) запустить моделирование как центральное учебное действие в формировании учебной деятельности младших школьников через включение в обучение знаково-графических средств. Научить учащихся строить чертежи, схемы, рисовать рисунки, математические выражения для решения возникающих задач; 3) познакомить первоклассников с информационной средой школы через освоение своей страницы программного комплекса «КОД» (работа с электронным дневником и своей образовательной программы); 4) начать работу с такими учебными действиями как контроль и оценка. Освоить действия контроля по образцу. Научить производить самооценку своих действий по заданным критериям, сопоставлять свою оценку с оценкой учителя; 5) запустить домашнюю самостоятельную работу учащихся для формирования учебной инициативы, самостоятельности и ответственности первоклассников (совместный отбор, планирование заданий для самостоятельной работы); 6) начать освоение форм публичной презентации результатов самостоятельной работы; 7) освоить кооперационный способ взаимодействия в малой группе; 8) развести в сознании первоклассников разные образовательные пространства (место на оценку, место сомнений, доска достижений, черновик, чистовик, стол помощников, стол заданий, мастерские и консультации) 9) ввести портфолио как форму накопительной оценки образовательной деятельности учащихся. 1) определить количественный и качественный прирост в предметных способах/средствах действия, компетентностях и социальном опыте; 2) оценить возможности первоклассников действовать в нестандартных условиях в малой группе; 3) восстановить и осмыслить собственный путь движения в учебном материале года (описание маршрута движения по "карте" знаний, определение достижений и проблемных "точек" для каждого ученика класса); 4) собрать все материалы в общий портфолио; 5) предъявить личные достижения и достижения класса Программа действий педагогического коллектива по годам обучения

Содержание -1 (200 часов) Образовательный модуль 1 «Первый раз, в первый класс» (160 часов) образовательны й модуль 2 «Поиски клада» (20 часов) образовательны й модуль 3 «Времена года» (20 часов) Первый этап – внешняя экспертная оценка действий учащихся в квазиреальных ситуациях. Решение предметной проектной задачи (любой предмет) Содержание – 2 (110 часов) Предметная линия письма – наблюдение над звучащим словом в речи (высказывании): выделение слов в потоке речи, звуков в них, дифференциация звуков по их фонематическим характеристикам – ударность/безударность для гласных, звонкость/глухость, твердость/мягкость согласных. Итог: моделирование звуковой формы слова с помощью условных значков (прототип письма). Введение букв и освоение правил русской графики. Предметная линия высказывания – противопоставление слова и предмета через разные возможные действия с ними, демонстрация разных номинативных возможностей слова, открытие расчлененности слова – его морфосемантической структуры, обнаружение родственных связей между словами; открытие способа соединения слова с другими словами в речи (высказывании), типовых моделей поведения слов в речи. Предметная линия точек зрения – путь восхождения к автору – задача понимания авторского отношения и порождения собственного (детского) отношения к художественной модели мира, представленной в произведении. Открытие понятия «точки зрения» и начало его освоения с помощью цикла смены позиций. Предметная линия художественной формы – совместное продуктивное действие по освоению ритма, цветоразличения и осознание цветовых отношений, художественного композиционирования и конструирования. Выход на элементарную музыкальную единицу - музыкальный квадрат. Предметная линия измерения – опосредствованное сравнение величин, открытие числа, открытие следующих способов действий: увеличение, уменьшение величин (преобразование величин в связи с задачей уравнивания); измерение величины меркой, понятие «часть» и «целое», конструирование числовой прямой и работа с ней. Предметная линия экспериментирования – определение последовательности событий, практики описания объектов и их состояния. Разделение условий процессов на существенные и несущественные; наблюдение, классификация объектов. Предметная линия представления результатов деятельности – открытие и освоение разнообразных культурных средств представления продуктов разнообразных видов деятельности. Второй этап – диагностика уровней освоения действий младших школьников по основным учебным предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение. Три основных уровня-этапа присвоения способа: - формальный (правилосообразный) уровень - овладение внешними особенностями образца действия; - предметный (рефлексивный) уровень - освоение существенного отношения, лежащего в основе способа действия (действенное «понимание» ситуации); - функциональный (ресурсный) уровень - освоенный общий способ действия в его конкретизациях выступает как ресурс, который можно принимать и отвергать, корректировать и преобразовывать. Здесь имеет место вариативность действий за счет взаимозаменяемости ресурсов и иерархизации единиц действия. Таким образом, освоенный общий способ включен в состав ресурсов практического действия.

Содержание – 3 (350 часов) Практики: Придумывание игр с правилами (практика первоначального конструирования); спортивные игры, требующие разметки площадок «городки», «вышибалы», «штандр» (практики измерения и отмеривания); сбор и коллекционирование разнообразных искусственных и естественных объектов (камни, сорта бумаги, листья и др.); конструирование (архитектурное и др.); практика мелких движений (каллиграфия, вышивание, движения кистью, вязание узлов и др.); словесные игры (конструирование слов и предложений из кассы букв и др.); предметные преобразования («как сделать, чтобы…», «что будет, если…); слушание и чтение различных литературных произведений; речевые практики (рассказывание историй, придумывание окончания и начала историй, составление загадок), спортивные игры (футбол, баскетбол) и тренировки, обеспечивающие физическую готовность к ним. Содержание -4 (200 часов) Линия домашней самостоятельной работы – отработка каллиграфии, решение задач на отработку навыка, освоение способов отбора материала, планирования, самоконтроля и самооценки Педагогические действия 1) разработка сценариев каждого дня образовательного модуля; 2) фиксация результатов наблюдений педагогов и пятиклассников; 3) организация разновозрастного сотрудничества первоклассников и пятиклассников; 4) организация работы детей в разных образовательных пространствах, в разных коллективных формах (группа, пара, класс) 5) проведение диагностики; 6) обработка результатов диагностики (характеристики); 7) проведение детских и родительских рефлексий 1) разработка постановочных уроков на решение учебных задач. Освоение приемов коллективной классной дискуссии; 2) освоение разных способов моделирования (звуковые модели, модели предложений, чертежи для измерений величин, схемы наблюдения и т.д.); 3) освоение способов самоконтроля и самооценки: контроль по образцу, конструирование критериев, оценка с помощью линеечек и баллов; работа с электронным дневником; 4) работа в разных образовательных пространствах: место на оценку – место сомнений; черновик-чистовик; стол помощников – стол заданий; мастерская – лаборатория; работа в классе – работа дома. Сознательный выбор учащимися места деятельности; 5) освоение приемов предъявления результатов образования: публичные презентации, портфолио, проверочные и диагностические работы; 6) обучение способам работы в малых группах и парах: способам взаимодействия при выполнении заданий; рефлексивные занятия по обсуждению способов работы учащихся; 7) формирование детского коллектива в разных видах деятельности, поддержание физического и психического здоровья через разные формы и способы физической культуры. 1) проведение проектной предметной задачи; 2) проведение итоговых проверочных работ по 4 предметам; 3) подготовка к презентации и презентация учащимися собственных достижений за учебный год: - восстановление "маршрута" движения по карте "знаний"; - написание рефлексивных сочинений и анкетирование учащихся; - подготовка "портфеля" класса (ученика) и представлений достижений класса как общности; - публичное представление личных достижений учащихся и класса.

Внеучебная Де Праздник «Посвящение в первоклассники» интеллектуальный марафон новогодний праздник в гостях у сказки спортивная игра конку рс Чтецо в музыкальный конкурс Туристический слет Комплекса Общекомплексная спартакиада 1 цикл – внеучебной деятельности 2-й цикл – внеучебной деятельности 3-й цикл учебной деятельности Результаты 1) стартовые возможности первоклассников; 2) «правила игры» в учебной деятельности; 3) осмысленное появление «предметных карт»; 4) «карта здоровья» класса; 1)итоговая оценка результатов обучения за год (профиль ученика, класса); 2)индивидуальный прогресс; 3)публичные презентации детей; 4)коллективное портфолио; 5)содержательная оценка деятельности детей Мониторинг 1) Стартовая психологическая и предметная диагностика; 2) Педагогическое наблюдение 3) Предметная диагностика по итогам ОМ 1 4) анкетирование родителей (3 раза); 5) экспертиза учебных программ 1) Экспертиза образовательно го модуля; 1) Экспертиза образовательно го модуля; Проведение внешней независимой оценки качества образования за год: 1)итоговые работы по русскому языку математике, окружающему миру, чтению; 2)решение проектной задачи; 3)анкетирование педагогов, родителей, учащихся; 4)анализ педагогической деятельности Способы и формы ОП 1) стартовая психолого- педагогическая характеристика; 2) предъявление первых достижений на празднике «Посвящение в первоклассники»; 3) электронный дневник с результатами стартовой диагностики и первых предметных проверочных работ; 4) классная доска достижений, место на оценку, место для сомнений 1) чередование урочных и внеурочных занятий; 2) проведение мастерских и консультаций; 3) проведение межпредметных модулей 4) организация предметных практик 5) обучению организации домашней самостоятельной работы; 6) организация коллективных (групповой, парной) форм обучения 1)проведение итоговых работ; 2)организация и проведение метапредметной (предметной) проектной задачи; 3)подготовка к публичной презентации результатов обучения; 4)рефлексивное сочинение; 5)работа с «картой» знаний по предметам; 6)публичная презентация результатов обучения

/п Мероприятия (действия)Сроки СодержаниеКто выполняет Планируемый результат блок – реализация основной образовательной программы начального общего образования (обеспечение качества образования) 1.1. Разработка учебных рабочих программ с учетом разных видов занятий: - первичное проектирование - корректировка программ - окончательное оформление программ - семинар по итогам первичного проектирования; - семинар по итогам создания учебных программ первая неделя октября третья неделя июня Формулирование целей, задач, разработка календарно-тематического планирования, планируемых результатов на конец учебного года с учетом требований ФГОС НОО Учителя 1-9-х классов Новый формат рабочих учебных программ для 1-9-х классов 1.2. Разработка содержания и технологии образовательных модулей через создание межпредметных одновозрастных задач семинары по модулям В течение года Один раз в месяц Образовательные модули – «кульминационные» точки образовательного процесса 3 раза в год в каждом классе Учителя 1-5-х классов Учебная программа образовательного модуля, методические описания созданных модулей План мероприятий педагогического коллектива на первый год реализации ООП НОО