Семинар «Управление региональными финансами в условиях кризиса» Реструктуризация бюджетного сектора и введение государственного задания на предоставление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
Advertisements

ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
1 « » «БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Эффективная система управления финансами. Новый метод планирования расходов, формирование.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных.
Автономные учреждения: правовое регулирование, сравнительный анализ бюджетного и автономного учреждения Фонд «Институт экономики города»
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Наянова М. А., зав. кафедрой управления и экономики образования КОИРО Формирование муниципального задания на профильное обучение Модуль « Профильное обучение.
Муниципальное задание для учреждений культуры. Определение услуги (ст. 6 БК РФ) муниципальные услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые)
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Автономные учреждения: Вопросы нормативно- правового регулирование.
( утверждено постановлением Правительства области от п )
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Центр гражданского анализа и независимых исследований Результаты экспертизы НПА по автономным учреждениям.
Формирование муниципального задания, мониторинг его выполнения.
1 Перечень муниципальных услуг: назначение и структура. Создание системы оценки потребности в предоставлении услуг 2009 г. Семинар « » « БЮДЖЕТИРОВАНИЕ.
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
Создание и организация деятельности федеральных автономных учреждений Клишина М.А. Руководитель проектов.
Формирование нормативно- правовой базы по внедрению принципов «Бюджетирования, ориентированного на результат» на примере города Ижевска.
О реализации Федерального закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового.
Транксрипт:

Семинар «Управление региональными финансами в условиях кризиса» Реструктуризация бюджетного сектора и введение государственного задания на предоставление государственных и муниципальных услуг 3 марта 2009 г. г. Москва

План презентации Нормативно-правовая база Управление автономным учреждением Государственное задание на предоставление услуг – инструмент повышения эффективности бюджетных расходов Перечень услуг: назначение и структура Показатели качества, объема, порядка и результата оказания услуг 2

Нормативная правовая база - законодательство Федеральный закон от ФЗ (ред. от ) «Об автономных учреждениях» (вопросы создания, управления, реорганизации и ликвидации автономных учреждений) Гражданский кодекс РФ (в части определения статуса автономных учреждений – ст. 120) Бюджетный кодекс РФ (в части регулирования государственного (муниципального) задания – ст. 69.2) 3

Нормативная правовая база – подзаконные акты (1) ПП РФ от «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения» Обоснование создания, общие сведения об учреждении, сведения об оказываемых услугах и их качестве ПП РФ от «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» - только для федеральных учреждений Особо ценное: 50 тыс. руб. или то, без которого невозможно осуществление основной деятельности учреждения ПП РФ от «Об утверждении положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения» - только для федеральных учреждений Раскрытие полномочий, установленных законом 4

Нормативная правовая база – подзаконные акты (2) ПП РФ от «Об утверждении правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества» Состав отчёта: количество потребителей, средняя стоимость платных услуг, средняя зарплата, общие суммы прибыли, объём предоставленных услуг ПП РФ от «Об утверждении правил подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений» - только для федеральных учреждений Учреждаются решением Правительства по инициативе или с согласия учреждения и по согласованию с федеральным агентством по управлению имуществом ПП РФ от «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания» - только для федеральных учреждений Процедура формирования задания на федеральном уровне ПП РФ от «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями» - только для федеральных учреждений 5

Автономные учреждения в ряду других организационно-правовых форм (1) Бюджетные учреждения Автономные учрежденияУнитарные предприятия СтатусНекоммерческая организация Коммерческая организация ДеятельностьОсуществление управленческих, социально- культурных или иных функций некоммерческого характера Выполнение работ, оказание услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах Любая, не запрещённая законом

Автономные учреждения в ряду других организационно-правовых форм (2) Бюджетные учреждения Автономные учрежденияУнитарные предприятия Порядок доведения задания Порядок устанавливается учредителем (ст БК) Устанавливаются учредителем, финансовое обеспечение выполнения осуществляется в виде субвенций и субсидий (ст. 4 ФЗ) в виде субсидий (ст БК) Задания не предусмотрены, используется процедура размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 72 БК) Финансир ование Смета (ст. 6 БК)Финансовое обеспечение задания + заработанные средства Заработанные средства

Автономные учреждения в ряду других организационно-правовых форм (3) Бюджетные учреждения Автономные учрежденияУнитарные предприятия Учёт Бухгалтерский учёт бюджетного учреждения Коммерческий бухгалтерский учёт Степень самостоятельност и учреждения в расходовании бюджетных средств Учреждение обязано расходовать средства согласно номенклатуре и объемам статей утвержденной учредителем сметы, а в случае необходимости изменения должны быть согласованы с учредителем Учреждение имеет право расходовать средства субсидии, полученной на выполнение задания, по своему усмотрению и так, как руководитель учреждения считает более рационально для выполнения задания Расходование средств по своему усмотрению

Автономные учреждения в ряду других организационно-правовых форм (4) Бюджетные учреждения Автономные учреждения Унитарные предприятия Ответственность собственника Субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества (ст. 120, ч.2 ГК). Собственник имущества не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (ст. 2, ч 5 ФЗ). Собственник имущества не несет ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества (ст. 7 ФЗ о ГУПах). 9

Автономные учреждения в ряду других организационно-правовых форм (5) Бюджетные учреждения Автономные учрежденияУнитарные предприятия Право собственник а на доходы Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями и доходы от использования имущества являются неналоговыми доходами бюджета (ст. 41 БК) Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (ст. 2, ч. 9 ФЗ). Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия (ст. 17 ФЗ о ГУПах). 10

Автономные учреждения в ряду других организационно-правовых форм (6) Бюджетные учреждения Автономные учрежденияУнитарные предприятия Совершение крупной сделки Законом не определяется С согласия наблюдательного совета (ст. 10 ФЗ) С согласия собственника (ст. 23 ФЗ о ГУПах) Публичность Законом не определяется Публикация в открытом доступе основных документов: устав, отчётность, аудиторское заключение и др. (ст. 2, ч. 13) Отчётность о деятельности (ст. 27 ФЗ о ГУПах) Кассовое обслуживание КазначействоБанк Закупки товаров, работ, услуг Посредством размещения заказа Без размещения заказа 11

Цели перевода бюджетных учреждений в форму автономных Улучшение качества предоставления бюджетных услуг Повышение эффективности бюджетных расходов Повышение уровня финансового обеспечения учреждений, оказывающих социально-значимые услуги 12

Нормативно-правовая база, необходимая для осуществления перевода перечень (классификатор) услуг; показатели качества предоставления услуг, в том числе материально-технические нормативы и условия предоставления услуги; методика определения стоимости услуг; формы государственного контроля за качеством услуг; порядок формирования государственного задания на предоставление услуг; форма типового контракта, заключаемого между учредителем и руководителем автономного учреждения 13

Предложение о переводе Форма предложения о создании автономного учреждения путём изменения типа существующего учреждения (Постановление Правительства РФ от ): 1.Обоснование создания автономного учреждения 2.Общие сведения о существующем государственном или муниципальном учреждении 3.Сведения о целях и видах деятельности существующего государственного или муниципального учреждения 4.Сведения об имуществе существующего государственного или муниципального учреждения 5.Сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения 6.Сведения о финансировании и доходах существующего государственного или муниципального учреждения 7.Сведения о задолженности 8.Сведения об услугах (работах), оказываемых государственным или муниципальным учреждением 9.Сведения о работниках государственного или муниципального учреждения и об уровне оплаты труда 14

Фрагмент формы предложения VIII. Сведения об услугах (работах), оказываемых государственным или муниципальным учреждением 35. Перечень услуг (работ), оказываемых государственным или муниципальным учреждением населению за счет средств соответствующего бюджета 36. Количество потребителей услуг (работ), оказанных государственным или муниципальным учреждением населению за счет средств соответствующего бюджета за предыдущие 3 года (начиная с года n, предшествующего подаче формы) год n-2год n-1год n 37. Перечень платных услуг (работ), оказываемых населению государственным или муниципальным учреждением 38. Количество потребителей платных услуг (работ), оказанных государственным или муниципальным учреждением за предыдущие 3 года (начиная с года n, предшествующего подаче формы) год n-2год n-1год n 39. Перечень услуг (работ), оказываемых государственным или муниципальным учреждением населению на частично платной основе 40. Количество потребителей услуг (работ), оказанных государственным или муниципальным учреждением на частично платной основе за предыдущие 3 года (начиная с года n, предшествующего подаче формы) год n-2год n-1год n 15

Государственное (муниципальное) задание Определение (ст. 6 БК): документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг 16

Понятие государственной услуги Перечень государственных услуг: назначение и структура Показатели, характеризующие объем предоставления услуги Создание системы оценки потребности в предоставлении услуг (планирование расходов бюджета в разрезе государственных услуг)

Переход от финансирования затртат к финансированию результата Финансирование сети учреждений по смете Финансирование производства услуг Индексация расходов с учетом инфляции Финансирование в зависимости от количества и качества оказанных услуг (т.е. в зависимости от результата деятельности организации, предоставляющей услугу)

Для практической реализации мероприятия необходимо: Определить саму услугу Определить показатели результата деятельности учреждения количественные показатели (натуральные и стоимостные) качественные показатели Определение результата необходимо: Для планирования расходов бюджета Для оценки качества фактически оказанных услуг Для оценки эффективности бюджетных расходов

Определение государственной услуги государственные услуги – услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам, устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти бюджетная услуга – результат деятельности производителя услуги, финансируемой за счет бюджетных источников и предоставляемой потребителю по нерыночной основе

Проблемы разработки перечня услуг 1.Отсутствие в законодательстве четкого определения услуги (услуги коллективного и индивидуального пользования, государственные функции и услуги, простые и комплексные услуги) 2.Имеющиеся классификаторы услуг несовершенны (в медицине - излишне детализированы и ориентированы на производителя услуг, в образовании - слишком укрупнены, в культуре - их вообще нет). Ни один из классификаторов не предназначен для целей планирования расходов бюджета

Схема бюджетного процесса Цели/задачи/полномочия/расходные обязательства/социальные гарантии Перечень услуг Определение потребности (натуральные/количественные показатели) Определение качества услуги (показатели качества) Оценка стоимости предоставления услуги Формирование (планирование) объема и структуры расходов бюджета Отчет об исполнении Бюджетные ограничения

Коллективного пользования (общественные блага) Индивидуального пользования -- неисключаемость (невозможность ограничения доступа потребления всеми членами общества одновременно) - неконкурентность (независимость количества потребляемого блага от количества потребителей) - пользование носит пассивный характер - часто носят превентивный характер Потребляются исключительно индивидуумом Примеры коллективных услуг: Управление, правоохранительная деятельность, сохранение культурного наследия (финансируются по смете, стандарты не разрабатываются) Примеры индивидуальных услуг: социальная защита населения; услуги библиотек; услуги образовательных учреждений, услуги лечебных учреждений (расчет стоимости на основе стандарта качества) Нерыночные услуги

Услуги индивидуального пользования Простые (неделимые услуги) Комплексные и сложные (совокупность простых услуг) Книговыдача Предоставление доступа в Интернет Перевод печатного издания на электронные носители (сканирование) Услуги библиотек Услуги музеев Театрально-зрелищные услуги Примеры по отрасли культура Услуги индивидуального пользования

Простые (неделимые услуги) Комплексные и сложные (совокупность простых услуг) Обучение по программе общего среднего образования Проживание в школе- интернате (содержание) Воспитание Питание Услуга общего среднего образования Примеры по отрасли образование Услуги индивидуального пользования (образование)

Структура перечня Наименование услуги (комплексная/ простая услуга) единица измерения услуги Нормативный акт, предусматри- вающий предоставле- ние услуги Орган власти, ответственный за предоставление услуги/ поставщик услуги Категория или группа получателей 1.услуги медицинской библиотеки книговыдача кол-во единиц хранения датаМинздрав/БиблиотекаСтуденты медицинских колледжей 2.услуги по диагностике заболеваний постановка диагноза датаМинздрав/Диагностич еский центр Потенциально – все население региона 3.социально- бытовые услуги посещение датаМинсоцзащиты/Центр социального обслуживания населения Граждане, стоящие на учете 4.услуги дополнительно го образования численность учащихся датаДепартамент культуры/ Музыкальная школа Дети от 5 до 18 лет

Типичные ошибки при формировании перечня услуг Название услуги формулируется как процесс или вид деятельности – « участие в международной деятельности », « поддержка творческих коллективов » Название услуги формулируется слишком широко – « музейные услуги » Услуга формулируется как функция (цель, задача) органа исполнительной власти – обеспечение доступа граждан к культурным ценностям Услуга формулируется как мероприятие – проведение праздника « День города »

Оценка потребности в бюджетных услугах в натуральном выражении ЦельЗадачаУслугаКонтингент потребителей услуги в годы, предшествующие плановому (или другой индикатор, характеризующий объем предоставления услуги) Контингент потребителей услуги в плановом году – П N П N-3 П N-2 П N-1 Цель 1Задача 1услуга 1 услуга 2

Оценка потребности в бюджетных услугах в денежном выражении Сумма стоимостей разных компонентов комплексной бюджетной услуги Д = ДNi ЦельЗадачаУслугаСтоимость бюджетной услуги в годы, предшествующие плановому Плановый год П N-3 П N-2 П N-1 Цель 1Задача 1услуга 1 услуга 2

Примеры услуг и показателей объема услуг (образование) Услуги среднего (полного) общего образования Обучение – количество учащихся Проживание – численность учеников, постоянно проживающих в школе- интернате) Предоставление среднего профессионального образования Обучение – численность учащихся очное, заочное, вечернее отделение Содержание - питание, обеспечение спецодеждой

Примеры услуг и показателей объема услуг (культура) Услуги по библиотечному, информационному и справочному обслуживанию Выдача книг, звуко- и видеозаписей – книговыдача, численность пользователей Предоставление доступа к электронным базам данных, информационно- поисковым системам (доступ к Интернету) – численность пользователей, число оборудованных мест Услуги по предоставлению дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства Музыкальное образование – численность учащихся, численность выпускников Художественное образование - численность учащихся, численность выпускников Театрально-концертные услуги Число новых постановок в год Количество зрителей

Формат представления бюджета Образование Расходы по разделу « Образование » в 2010 году составят 40 млн. рублей Выпуск (численность) учащихся по специальности « Информатика » увеличится в 2010 году с 25 до 50 человек Здравоохранение Расходы на содержание подведомственных учреждений в 2010 году составят 100 млн. рублей Расходы на питание одного больного в стационаре увеличится с 60 до 100 рублей в день За счет ввода дополнительных площадей количество мест в палатах уменьшится с 6 до 4 Численность (доля) граждан прошедших диспансеризацию увеличится до 35% взрослого работающего населения Культура Расходы на содержание библиотеки Число, мест в библиотеке, оборудованных доступом к Интернету, увеличится на 20% Социальная защита населения Отклонение фактических значений показателя « численность нуждающихся в оказании социально-бытовых услуг » и потребности к 2012 году составит не более 15%

Основные подходы к оценке качества государственных услуг Понятие стандарта качества государственной услуги, содержание стандарта Инвентаризация законодательных норм, устанавливающих требования к качеству государственных услуг Оценка качества государственных услуг

Подходы к оценке качества услуг Опрос потребителей на предмет удовлетворенности качеством обслуживания; анализ жалоб, предложений и комментариев потребителей Сопоставление с лучшим опытом или признанным лидером в отрасли Оценка условий предоставления услуги/ сбор и анализ отчетов специалистов, непосредственно контактирующих с клиентами и организациями, предоставляющими услуги Разработка детального перечня характеристик услуги, т.е. стандарта качества и сопоставление со стандартом фактически предоставляемых услуг

Оценка качества услуги Государственный стандарт РФ « Услуги населению. Термины и определения » ГОСТ Р , утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 21 февраля 1994 г. 34 Качество услуги – совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные потребности потребителя Качество обслуживания – совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение потребностей потребителя Показатель качества услуги (обслуживания) – количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги, составляющих ее качество

Качество услуги Структура: Условия обслуживания (например, часы работы учреждения) Нормативы потребления материально-технических ресурсов при предоставлении услуги (продукты питания, лекарственные препараты, инвентарь) Требования к безопасности, санитарно-гигиенические нормы (противопожарные меры) Регламент предоставления услуги (например, время рассмотрения заявки) Квалификация персонала, оказывающего услугу

Определение качества услуги Качество государственной услуги - совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные потребности потребителя Стандарт государственной услуги – требования, которым должно соответствовать предоставление государственных услуг в определенной сфере, их качественные и количественные характеристики, утверждаемые в установленном порядке Стандарт качества по конкретной услуге состоит из показателей (количественно определенных), позволяющих потребителю услуги иметь четкое представление о правах и условиях получения услуги в рамках действующего законодательства (из Плана мероприятий по реформированию региональных и муниципальных финансов)

Где сейчас содержатся отдельные требования к предоставлению услуг? Отраслевые законы Постановления Правительства СанПиНы СНиПы ГОСТы Нормативные правовые акты, устанавливающие нормативы потребления Отраслевые инструкции Типовые штатные расписания

Пример: федеральные требования к содержанию детей в детских садах Всего – более 300 позиций, в т.ч.: 1) Отдельно стоящие отапливаемые прогулочные веранды для каждой группы (по 2 кв. м на ребенка) 2) Ежемесячный анализ песочниц на биологическое загрязнение 3) Требование к заполнению бачков с пищевыми отходами (не более, чем на 2/3) 4) Требование к размеру ячейки на оконных сетках (2,0-2,2 мм) 5) Продолжительность мойки новых игрушек (15 мин.) 6) Скорость воздуха в помещении (0,1 м/сек.) 7) Трехгнездные мойки для мытья посуды 8) Наличие проекторов для показа диафильмов Избыточность, неконтролируемость, дороговизна, в ряде случаев - неисполнимость

Примеры показателей оценки качества УслугаПоказатель качестваЕдиница измерения Значение показателя Предоставление образования в школе-интернате Количество учащихся на одного учителя человек 2009 год – 18 чел 2010 год – 17 чел 2011 год – 12 чел Площадь социально-бытовых помещений, ориентированных на условия приближенные к семейным на одного ребенка кв. м/чел 2009 год – год – год - 16 Расходы на питание одного ребенка в сутки руб год – год – год - 120

Формат задания на выполнение государственных услуг Наименование категории потребителей Количество потребителей услуги Читатели библиотеки Потребители государственной услуги (предоставление доступа в Интернет)

Формат задания на выполнение государственных услуг Наименование показателя Значение показателя Время ожидания получения услуги (мин., час., день) -2 дня1 день30 мин5 мин Показатели, характеризующие качество оказываемой услуги

Формат задания на выполнение государственных услуг Наименование показателя Значение показателя Число оборудованных мест, имеющих доступ в Интернет Показатели, характеризующие объем оказываемой услуги