Этика и деонтология в медицине Приемное отделение, 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Все профессии важны – все профессии нужны!. Профессия - Врач.
Advertisements

Иркутский Государственный Медицинский Университет Кафедра Госпитальной Хирургии Деонтология в хирургии Подготовила студентка Лечебного факультета 4 курса.
Вопросы медицинской этики и деонтологии. План лекции: Введение 1. Этика и деонтология. Определение. 2. Цель и задачи этики и деонтологии. Основная часть.
Этика врачевания. Биоэтика (био – жизнь, этика – наука о нравственности), или этика жизни, является разделом этики. Биоэтика определяет, какие действия.
«Если бы я был врачом» Выполнил: ученик 10 «А» класса Заманов Ниджат МОУ:СОШ п. Горноправдинск.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Эволюция врачебной клятвы Автор: студент III курса медицинского факультета УлГУ Котов Максим Андреевич.
Этика врачевания. Биоэтика (био – жизнь, этика – наука о нравственности), или этика жизни, является разделом этики. Биоэтика определяет, какие действия.
Презентация на тему: «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ». Врач
Карагандинский Государственный Медицинский Университет Кафедра истории Казахстана и СПД На тему: «Нравственное воспитание врача.» Выполнил: студент
Цели и задачи: Сформировать общее представление о способах овладения будущей профессией через составление схемы личного профессионального плана ; Определить.
Тема: этические аспекты взаимоотношений медсестры и пациента
Имидж руководителя образование. Что такое имидж? «Имидж (от английского «image» - образ, представление) -внешний образ, создаваемый субьектом с целью.
Образованность Коммуникативность Социализированность Социально- общественная активность Отношение к окружающей действительности, природе и современным.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Уроки этики. Профессиональная этика.
Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. К.Д. Ушинский.
«Ты должен хорошо учиться!» «Ты должен думать о будущем!» «Ты должен уважать старших!» «Ты должен слушаться учителей и родителей!»
Подготовил: Студент группы 132 СД Беляков М.В. Науч.руководитель: Калина О.П г.Нижний Новгород 2015 год.
Н.В. Аксенова, учитель начальных классов. Образованность Коммуникативность Социализированность Социально- общественная активность Отношение к окружающей.
Транксрипт:

Этика и деонтология в медицине Приемное отделение, 2014

Этика и деонтология в медицине Эти дисциплины нельзя рассматривать в отрыве от отношения общества к медикам. Возросшая образованность людей, большие возможности ознакомления с медицинской литературой, интернет, привели к некоторой «деромантизации» медицинских профессий среди населения. В известной степени этому способствуют увеличение численности медицинских работников и отсутствие четкой системы определения их пригодности к данной профессии.

Вероятные причины увеличения жалоб со стороны населения переоценка культурных ценностей и нравов в обществе в последнее десятилетие недолжная теоретическая и практическая подготовка медицинского персонала в учебных заведениях по вопросам медицинской этики и деонтологии пробелы в воспитании подрастающего поколения в плане привития детям гуманного, доброго отношения к людям, сострадания к чужой боли.

Основные термины Философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность, называется этикой (от греч. ethos обычай, нрав). Профессиональная этика это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности. Медицинская этика это наука о нравственных началах в деятельности медицинских работников. Предметом её исследования является психоэмоциональная сторона деятельности медиков. Медицинская деонтология (греч. deon, deontos - должное, надлежащее; logos - учение) совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников. Деонтология изучает нравственное содержание действий и поступков медицинского персонала в конкретной ситуации. Термин «деонтология» предложен английским философом Бентамом (J.Bentham) в XIX в. для обозначения теории нравственности. В отечественную медицину термин «деонтология» ввёл выдающийся хирург Н.Н.Петров, распространив принципы деонтологии на деятельность медицинских сестер.

Клятва Гиппократа «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:Клятва обязательства перед учителями, коллегами и учениками; принцип непричинения вреда; обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия); принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного; принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии; принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам; обязательство об отказе от интимных связей с пациентами; обязательство личного совершенствования; врачебная тайна (принцип конфиденциальности)врачебная тайна

Аспекты деонтологии М.Д. охватывает широкий круг проблем, связанных с взаимоотношениями медиков с больными, их близкими, со здоровыми людьми (практические мероприятия), а также между собой в процессе лечения больного. Должное отношение медицинского работника к больному предполагает доброжелательность, сострадание, максимальную отдачу своих умений и знаний, основанных на высоком профессионализме в постоянном самосовершенствовании. Главный принцип состоит в следующем: относись к заболевшему так, как хотелось бы, чтобы относились в аналогичном положении к тебе.

Аспекты деонтологии Аспектами М.Д. являются: взаимоотношения медиков с больным, родственниками больного и медиков между собой. Основой взаимоотношений является слово, что было известно ещё в древности: «Лечить надо словом, травами и ножом», считали древние целители. Умным, тактичным словом можно поднять настроение больного, вселить в него бодрость и надежду на выздоровление и в то же время неосторожным словом можно глубоко ранить больного, вызвать резкое ухудшение его здоровья. Важно не только, что говорить, но и как, зачем, где говорить, как отреагирует тот, к кому обращается медицинский работник: пациент, его родственники, коллеги и т.д.

Личность врача Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и тому подобное. Однако нельзя забывать, что и больной с первых мгновений оценивает врача. Разница в том, что, если врач видит каждого пациента на фоне бесконечной вереницы больных, то для больного врач – человек необычный, уникальный, которому он вверяет свое благополучие, а то и жизнь. Поэтому он пытливо и с особым пристрастием изучает врача. Создающееся у него впечатление является фундаментом будущего психотерапевтического влияния.

Личность врача В работе Георгиевского и Боброва приведены представления больных об образе врача. Самыми существенными были признаны следующие качества: уважительность, уважение к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость, душевность, то есть преобладали коммуникативно-значимые черты. Профессионализм, знания и умения выходили на второй план. Качества личности врача, формирующие эмоциональный контакт, оценивались особенно высоко. Ташлыков (2010 г) при экспериментально – психологическом исследовании получил сходные данные. Он представил «эталон» врача больным различными заболеваниями. С наибольшей частотой они указывали на следующие десять наиболее существенных, по их мнению, качеств врача: ум, внимательность, увлеченность работой, чуткость, тактичность, терпеливость, чувство долга, спокойствие, серьезность, чувство юмора.

коммуникационные навыки взаимоотношений «врач – пациент» Относятся к числу главных навыков, которые позволяют создавать эффективные партнерские взаимоотношения. Тренировка этих навыков возможна и даже необходима, и должна иметь своей целью достижения базового уровня компетентности. Приветствие пациентов – будет способствовать сохранению чувства собственного достоинства, и поощрять пациентов к участию в беседе. Использование имени уместно, когда пациент знаком врачу, при этом врач подает соответствующий сигнал о том, что он узнал собеседника; Активное слушание – включает использование как вербальных (словесных), так и невербальных коммуникационных приемов. Врач должен отчетливо сигнализировать о том, что все его внимание сосредоточено на пациенте и делать это взглядом, путем посылки сигналов, обозначающих, что информация принимается, и контакт должен быть продолжен таких, как кивание головой, фразы типа «верно», «понимаю» и т. д. Желание активно слушать лучше всего демонстрировать также путем использования открытых вопросов, что подталкивает собеседника к более полным ответам;

коммуникационные навыки взаимоотношений «врач – пациент» Эмпатия (уважение, заинтересованность, теплота и поддержка) способность человека воспринимать эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему – эти составные части являются сердцевиной интерперсональных навыков. Их нельзя с легкостью подделать, и если врачи лишены этого, то таких врачей нельзя быстро научить тому, как выполняв эти вещи способом, который бы позволил их развивать. Данный раздел является скорее областью не навыков или умений, а отношения. Тем не менее, врачам следует подавать ясные сигналы, говорящие об их заинтересованности в восприятии проблемы пациента и, что немаловажно, в умении передать пациенту то, что он полностью понят. Язык – врачи должны также постоянно контролировать степень сложности языка, который они используют для своих объяснений, в частности, объяснении диагноза и причин, которые привели к болезни, а также предложения по поводу лечения и причин, на которых основываются эти предложения;

Аспекты деонтологии Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета медиков. Врач, средний медицинский персонал в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих вопросы случаев следует производить коллегиально, не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Взаимоотношения с младшим медперсоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все - необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача. Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было. Кроме того, должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности; даны необходимые знания и навыки. Тактика медперсонала, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности в возможности излечения. Важнейшей задачей медиков является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем. Взаимоотношения медиков с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

Заключение Медицинская этика это наука о нравственных началах в деятельности медицинских работников. Цельность характера, отвага, оригинальность, доброта, благоразумие, смелость всё это достоинства. Каждый человек обладает неповторимым набором индивидуальных достоинств. Интуитивно это чувствуется, мы стараемся каждый день использовать их в работе и на отдыхе, в любви, в воспитании детей. Эти черты присущи каждому из нас, и в наших силах оттачивать и развивать их.

Успехов, понимания, комфортного сосуществования!