Работа с текстом на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка и литературы Джигун Татьяны Викторовны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1) основные речеведческие понятия 2) умения и навыки анализа текста 3) все виды речевой деятельности в разных сферах общения говорение, письмо чтение,
Advertisements

формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
предметные метапредметные личностные становление личности и её жизненной модели; формирование компетентности как способности личности осуществлять профессиональную.
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
Окружающий мир 3 класс Учитель: Разумова О. В. УМК «Школа России»
Игровое моделирование проблемных ситуаций на примере формирования нравственного поведения детей Поздеева С.Е. воспитатель коррекционной гр. ДОУ «Улыбка»
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Использование интерактивных образовательных ресурсов для формирования универсальных учебных действий в условиях ФГОС второго поколения учитель начальных.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Транксрипт:

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка и литературы Джигун Татьяны Викторовны

Метапредмет Надпредметное обучение Метапредметные умения Полипредметные умения Способность к саморазвитию Универсальные учебные умения

Метапредметные результаты Полноценное общение: Ориентироваться в условиях общения Владеть умением свернуть и развернуть информацию Формулировать главное и второстепенное Находить аналогии Обрабатывать информацию Планировать свою речь, создать вторичный и собственный текст

Текст- это основа создания развивающей речевой среды Реализация целей обучения : -коммуникативная -образовательная -развивающая -воспитательная

Работа с текстом

Вопрос мотивации- основная проблема обучения Монолог есть ничто. Диалог- всё. М.М.Бахтин Установка- основа мотивации – на деятельность – на самостоятельность – на успешность – на диалог

Мотивационные приёмы 1) связываем изучаемый материал с жизнью; 2) создаём проблемные ситуации, разрешение которых подсказывает произведение (эпизоды с аналогичными ситуациями); 3) привлекаем занимательные примеры, парадоксы; 4) используем игровые ситуации; 4) создаём ситуации, демонстрирующие недостаток знаний по теме; 5 ) предлагаем задания на межпредметном уровне Ситуация успеха на 1-м (мотивационном этапе) является основой для формирования положительных эмоций по отношению к предстоящей деятельности

Этап ориентирования Приемы осмысления содержания: наблюдение работа, направленная на выявление значения слова, объема понятия, выраженного словом (точность речи), выявление темы, микротемы, логических связей в тексте, соотнесение заголовка и текста; внимание к логике развертывания содержания текста (обучение на образцах текстов способам развития мысли); внимание к способам выражения авторского отношения к изображаемому, формирующее навык грамотного, эмоционального выражения своих мыслей; сравнение особенности осмысления содержания текстов разных стилей и типов речи (навык выражения своих мыслей в разных речевых ситуациях) лингвистический эксперимент (жанровая, стилевая трансформация)

Текст - полноправный субъект урока Особенность урока литературы: 3 субъекта урока При общении с искусством человек участвует в этом общении (как творец и как сотворец,) как личность. Диалог как средство усиления субъектной позиции школьника. Диалог с текстом !!! понимание законов художественного творчества

Диалог с текстом? Учет особенности восприятия учеником художественного произведения Нахождение точки пересечения с художественным миром на основе образности, «включение» ассоциативного мышления Нахождение «ключевого» вопроса изложение учеником своей интерпретации Ведение поиск а новых форм и методов и приёмов работы Диалог с произведением-это активное понимание произведения.

Действия смыслового чтения Осмысливать информацию- осуществлять познавательную деятельность В зависимости от коммуникативных задач чтение бывает: просмотровым ; ознакомительным; изучающим Постижение художественного текста отличается от информативного чтения- это восприятие эстетической информации, заложенной в тексте, раскрытие смысловых перспектив художественного образа

Способы организации поисковой деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения Метод конструирования вопросов (предполагает самостоятельную постановку вопросов к конструируемому объекту); метод сравнения ( сопоставление произведений разных жанров, стилей, эпох, культур; сопоставление героев, точек зрения); обсуждение, дискуссия; логическая схема, рисунок; метод «вживания» посредством чувственно-образных представлений в изучаемый объект. Произведение должно возбуждать в читателе внутреннее слово.

Формирование компетентного читателя. Восприятие является основой любого анализа, в противном случае этот анализ не будет иметь адресата. А каждый читатель как тайна, Как в землю закопанный клад, Как самый последний, случайный, Всю жизнь промолчавший подряд. А.Ахматова Восприятие не есть простое фотографирование, простой прием информации. Это активная деятельность, в которой огромную роль играют положительная мотивация, потребность и интерес. «Эстетическое воспитание будет успешным, только если оно опирается на творческую активность самой формирующейся личности и учитывает особенности ее жизненного мира и интересов. А спонтанное творчество не может стать действительно художественным без соответствующего обучения и овладения культурным наследием. Общая основа того и другого - пробуждение творческого начала личности и включение искусства в ее реальный жизненный мир» И. С. Кон

Задания - Создайте сравнительную характеристику двух героев: Остапа и Андрия. Попробуйте её использовать для объяснения причины предательства Андрия. -Нарисуйте групповой портрет уездных барышень. При его создании используйте то, что Вы узнали в начале повести о Лизе Муромской.

Кейс-метод Совмещает: метод проектов Ролевую игру Ситуативный анализ Критическое мышление Суть метода: применяется в ситуации, не имеющей однозначного решения Учебный материал дается в виде проблем(кейсов), знания приобретаются в результате активной творческой работы.

Результат сделать знания о мире своими, личностно значимыми; понимать себя, других людей, саморазвиваться; испытать радость открытия, радость познания; уметь вступать в диалог с автором, сверстниками, героями… заговорить «на своём» языке

Спасибо за внимание!

Источники: Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: