Чувство вины. Вина это полное угрызения совести, осознавание, что делаешь что-то неправильное, несправедливое или неподобающее. Вина появляется, когда.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнили : Базанова Саша Зверева Люба Терентьева Настя.
Advertisements

Разрешающая и запрещающая позиция взрослого в в воспитании самостоятельности у дошкольников Педагог-психолог Никитенко Ю.В. ГБОУ ЦРР-детский сад 1271.
Что такое совесть. Чем различаются понятия «стыд» и «совесть».
Что такое совесть. Чем различаются понятия «стыд» и «совесть».
МОУ средняя общеобразовательная школа 9 г. Искитима Новосибирской области Научно-исследовательская работа по теме «В школу с улыбкой!»
« СОВЕСТЬ -внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество.
Тревожность Пантюхина Екатерина Николаевна Педагог-психолог.
Учитель и проблемы дисциплины. «Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер». М. Горький Цель: Познакомиться с 3 основными законами.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шипуновская средняя общеобразовательная школа имени А.В.Луначарского «Поощрение и наказание ребенка в семье».
ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ КОУЧИНГОВАЯ ПРОГРАММА. День 4 Ценности Убеждения.
Презентация к занятию (старшая группа) на тему: Родительское собрание "Что нужно знать о ребенке лет?"
Заседание родительского клуба «Доверие» «ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ» « У ребёнка своё особое умение думать и чувствовать, нет ничего глупее.
«Самое главное украшение человека– чистая совесть»
«Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» Т.Карлейль.
" Агрессия подростков : её причины и последствия " " Агрессия подростков : её причины и последствия " Человек обладает способностью любить, и если он не.
Конкурс интерактивных презентаций «Интерактивная мозаика» Презентацию выполнила педагог- психолог МКСКОУ СКОШ VII вида 23 г. Ижевск Удмуртской республики.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Родительское собрание «Роль семьи в развитии моральных качеств личности»
Трудное поведение. 2 - Старание быть как можно вежливее; - Стремление подчиниться правилам, принятым в семье; - Демонстрация незнания порядка в новом.
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Транксрипт:

Чувство вины

Вина это полное угрызения совести, осознавание, что делаешь что-то неправильное, несправедливое или неподобающее. Вина появляется, когда человек осознает, что он предает свою совесть, правила, табу или права других людей и т.д. Обычно он сожалеет о своем поведении и часто верит, что он теперь в долгу, чтобы восстановить нарушенное им равновесие. Часто после переживания вины может возникнуть чувство стыда: как я мог такое сделать, я негодяй!

Типы вины Экзистенциальная, или нормальная вина возникает, когда человек делает что-то, что нарушает некий внутренний кодекс: мораль, чувство справедливости, чести. Отсутствие согласованности со своей совестью. Экзистенциальная вина основывается на эмпатии: я должен быть в состоянии представить себе боль, разочарование, сожаление, которые чувствуют другие люди. Невротическая или социальная вина строится на интроецировании, которое часто сопровождается проекциями и тревогой. Испытывается в случае нарушения интроецированных требований или убеждений.

В процессе формирования аффективно- когнитивных структур совести, как и в процессе становления сложных аффективно-когнитивных поведенческих паттернов нравственности, участвуют все эмоции, но главнейшую роль играет именно вина. Это одна из базовых эмоций. Человека не учат бояться, также как не обучают испытывать вину. Каждая культура и каждый социальный институт (семья, школа...) формирует некие условные сигналы вины, которые предписывают определенные стандарты поведения и пытаются внушить их подрастающему поколению.

В основе стыда лежит осуждение, идущее извне, либо реальное, либо воображаемое. В противоположность стыду, вина не зависит от реального или предполагаемого отношения окружающих к проступку, переживание вины сопровождается самоосуждением, снижением самооценки, раскаянием и особой разновидностью морального стыда. Вина возникает в ситуациях, связанных с чувством ответственности.

Маленький ребенок не в состоянии выжить один, поэтому он находится в сильной зависимости от родителей. Ребенок уверен, причем зачастую совершенно оправданно, что неприятие родителей или отсутствие заботы с их стороны ведут к одиночеству, серьезному пренебрежению его потребностями и даже к смерти. В результате ребенок становится очень чувствительным к исходящим от родителей сигналам ценен он для них или нет.

Уже в возрасте 1,5 лет дети демонстрируют очевидные признаки понимания последствий своего поведения во взаимоотношениях со взрослыми. Понимание проявляется либо вербально («Это я тебя обидел?»), либо в поступках, при помощи которых дети пытаются исправить ситуацию, вызывающую огорчение взрослого. Подобная тенденция наблюдается и тогда, когда ребенок совершенно непричастен к случившемуся.

Если ребенок не уверен в собственной ценности (или уверен, что она незначительна), он пытается определить и стать таким, каким будет приятен родителям. В таком состоянии нацеленности на одобрение субличности ребенка будут имитировать одного или обоих родителей в попытке быть для них тем, кем они хотят его видеть. Такие части оказываются обременены Грузом перфекционизма и неодобрения, превращаясь в помещенных внутрь критикующих родителей.

Дети особенно подвержены эмоции вины из- за недостаточно развитой способности оценки роли собственного поведения в причинах огорчения другого человека. Реакция ребенка в значительной степени обусловлена теми воспитательными методами, которые применяет мать для социализации ребенка. Дети, воспитание которых опиралось на физические методы воздействия, гораздо реже проявляют желание исправить последствия своих поступков, чем дети, чье воспитание строится на эмоциональном и содержательном участии родителей (наказание понесено)

Розенхан и Лондон: Чувство вины способствует ослаблению тревоги и помогает избежать более серьезных психических расстройств. Мании, сопровождающие психотическую депрессию, часто развиваются на фоне переживаний вины и собственной никчемности. Льюис: Стыд играет особую роль в развитии депрессии, вина в крайних проявлениях вызывает обсессивно-компульсивный невроз и паранойю.

Чувства вины и стыда архетипически заложены в человеке Чувство вины дает человеку ощущение, что он плохой человек, потому что он сделал что-то, что делать нельзя. Чувство вины происходит от этических норм. Оно появляется, когда человек является причиной чьего-либо несчастья или нарушает какие-либо общественные нормы. Тогда появляется желание возместить ущерб. Но если ты виноват тебя можно стыдить. Стыд охватывает с головы до пят, заставляя чувствовать свою полную никчемность. Стыд срам, позор. Мы прикрываем срамные места. (Какую часть себя хочется спрятать, когда тебе стыдно?)

В мифологии есть сюжет о том, как бог Кронос оскопил своего отца Урана. Из капель крови Урана, упавших на землю и в море, родилась богиня любви «пеннорожденная» Афродита и хтонические божества, охранительницы совести, эринии или фурии. В этой части мифа представлены рождение Эго («я есть»), разделение мужского и женского (Гея и Уран) и рождение самостоятельности. Прослеживается также происхождение социальной ответственности, основополагающего качества Супер-Эго, эриний, которые будут преследовать чувством вины каждого до конца времен. Древнегреческий миф

Список литературы 1. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, Кривцова С.В., Чал-Борю В.Ю., Белевич А.А. Развитие социальных компетенций у старших дошкольников в системе ДОУ.: науч-метод. пособие / С.В. Кривцова, В.Ю. Чал-Борю. А.А. Белевич; под ред С.В. Кривцовой. – АСОУ, Риет ван де В. Взгляд гештальт-терапевта на стыд и вину / Гештальт-97. Сборник материалов МГИ за 1997 год. – М.: МГИ, Робин Ж.-М. Стыд. Стенограмма лекции в Москве / Гештальт Сборник материалов МГИ за 2001 год. – М.: МГИ, Якоби М. Стыд и истоки самоуважения / Пер. с англ. Л.А. Хегая. – М.: Институт аналитической психологии, 2001.