Новые образовательные стандарты : читаем смысл Ольга Константиновна Громова, гл. редактор журнала « Библиотека в школе » Москва, Марафон 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новые образовательные стандарты и библиотеки, работающие с детьми Ольга Константиновна Громова, гл. редактор журнала «Библиотека в школе» Библиотечно-педагогический.
Advertisements

Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
МОУ «Буторлинская школа» Универсальные Универсальные У чебные У чебные Действия Действия учитель математики учитель математики А.В.Миронова А.В.Миронова.
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ВИДЫ УУД С.Н.Аксаментова МКОУ Чиканская СОШ.
Транксрипт:

Новые образовательные стандарты : читаем смысл Ольга Константиновна Громова, гл. редактор журнала « Библиотека в школе » Москва, Марафон 2013

Перспективы Введение новых образовательных стандартов для начальной и средней школы => Повышение требований к школьной библиотеке и изменение структуры читательского спроса Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 2

Что нужно понимать про стандарты библиотекарю, работающему с детьми – школьниками В чем главные отличия новых стандартов от старых и отчего столько шума Что будут спрашивать в библиотеках, и в каких Кто про это писал и когда Где это искать И почему « мы » – крайние ? Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 3

Новые стандарты в идеале Итог обучения : не набор знаний, а умение вычленять потребность в информации, находить, обрабатывать и использовать информацию Возвращение воспитания в задачи школы Социализация как цель образования и воспитания Смена принципов оценки Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 4

Ключевые установки стандарта Ориентация на результат образования, а не регламентация процесса обучения Переход на деятельностную парадигму образования Информационное обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно - методическим фондам Смена образовательных технологий Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 5

Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 6 Состав фундаментального ядра общего образования Основополагающие элементы научного знания: – ведущие идеи и теории – ключевые факты – основные понятия – методы Универсальные учебные действия (УУД) – личностные – регулятивные – познавательные – коммуникативные ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО

Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно - смысловых и операциональных характеристик Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 7

УУД – это В широком значении термин « универсальные учебные действия » означает « умение учиться », т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 8

Метапредметные действия умственные действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного ( с другими учащимися ) лабораторного эксперимента по физике или химии. Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 9

Личностные УУД В блок личностных универсальных учебных действий входят : жизненное, личностное, профессиональное самоопределение ; действия смыслообразования и нравственно - этического оценивания, реализуемые на основе ценностно - смысловой ориентации, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 10

Регулятивные УУД – действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности : целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, элементы волевой саморегуляции. Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 11

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 12

Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 13 Состав учебного процесса Содержание: – ведущие идеи и теории – ключевые факты – основные понятия – методы исследования в конкор. науке (литература? искусство? История?) Технологии – Замена трансляции на постановку проблемы – Исследовательские технологии на уроке – Проектная деятельность вне класса Учебный процесс

Познавательные УУД Общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств ; структурирование знаний ; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме ; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкоретных условий ; Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 14

Познавательные УУД Общеучебные ( продолжение ): рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели ; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров ; определение основной и второстепенной информации ; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей ; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации ; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели ; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров ; определение основной и второстепенной информации ; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей ; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации ; Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 15

Познавательные УУД Общеучебные ( окончание ): постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера ; моделирование, т. е. преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта ( пространственно - графическая или знаково - символическая ); преобразование модели с целью выявления общих закономерностей. Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 16

Вывод первый Познавательные УУД – это все признаки информационной грамотности, развитием которой пока мало кто, кроме библиотекарей занимается. По идеологии новых ФГОС это должны развивать ВСЕ учителя на ВСЕХ уроках и библиотекари в ходе работы учеников в библиотеке. Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 17

Вывод второй Полноценная реализация замыслов нового стандарта должна предусматривать активную деятельность библиотек по крайней мере в трех направлениях : информационно - методическое обеспечение образовательного процесса в тех аспектах, которые прописаны в стандарте ; развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной деятельности. информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 18

Смена структуры спроса От конкоретного запроса ученика по факту, теме и т. п к проблемному запросу ( работа над проектом ) От спроса педагогов на разработки мероприятий по теме к запросу на методику организации учебной деятельности Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 19

Смена структуры спроса ( продолжение ) Учителя и родители будут искать тексты стандартов и разъяснения Ученикам потребуется больше навыков ИГ ( кто учить будет ?) Новое требование к информационному обеспечению : представление разных точек зрения, разных источников, информации на разных видах носителей. Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 20

Почему « мы » крайние ? Реальное освоение учителями новых форм обучения отстает от скорости введения стандартов Все, кто не понимает, что такое деятельностное обучение, что заложено в новых стандартах и как это реализовать ; все, кто перейдет на новые формы работы, требующие иного информационного обеспечения, ПОЙДУТ В БИБЛИОТЕКИ Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 21

Варианты решения проблем Совместное обучение школьных и детских библиотекарей в связи с новыми стандартами Консультации друг с другом и согласованное комплектование фондов в поддержку образования Совместная проектная работа библиотек Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 22

Что еще надо понимать библиотекарю В чем отличие учебных проектов от традиционных видов обучения Что теперь ждет учитель от ученика, задавая ему задание Чем отличается набор ББЗ от ИГ Чему может научить школьника библиотекарь … ЗНАТЬ новую терминологию ( УУД, деятельностная парадигма образования, учебная задача и т. д.) Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 23

Кто про это писал ? Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова и А. М. Кондакова А. Б. Воронцов Г. А. Цукерман Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов А. С. Гершунский « Философия образования для ХХ I века » Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 24

Москва, Пед. Марафон 2013 Громова. Стандарты 25 Использованы материалы профессора Уральского государственного университета А.Г.Гейна и книга О.К.Громовой «Развитие информационной культуры школьников в школьной и детской библиотеке» (СПб, Профессия, 2009) Спасибо за внимание!