Тема : Система работы с учащимися как основа формирования общеучебных действий в ходе подготовки к ЕГЭ Кармолина Анна Михайловна – учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 32
Цель : Повышение качества образования. Показать систему работы с учащимися при подготовке учащихся к ЕГЭ
Актуальность : Актуальность опыта связана с переходом к новым формам аттестации учащихся выпускных классов и необходимостью овладения ими не только теоретическими знаниями, но и умениями применять их на практике.
Идея : Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в системе работы с учащимися для развития универсальных учебных действий, что позволяет повысить эффективность учебного процесса.
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности. Вот почему вновь, теперь в обновленных стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения.
В рамках традиционного обучения эти задачи уже оказываются невыполнимы. Традиционный урок предполагал преобладание фронтальной работы, обязательные ответы учащихся у доски. При принципиально новой организации урока на первое место выходят такие формы познавательной деятельности, которые обеспечивают активное участие каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность за результаты учебного труда.
Считаю, что в основе образовательного процесса должен лежать деятельностный способ обучения, в соответствии с которым осуществляется личностное включение ученика в познавательную деятельность на уровне его способностей, а компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающихся и обучающих, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.
Подготовка к сдаче ЕГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определенную форму экзамена и на специфическую сферу проверки. Для того, чтобы удачно сдать ЕГЭ : я считаю, во первых, необходимо владеть достаточно полными знаниями по предмету, во вторых, иметь опыт написания ЕГЭ, и в - третьих, психологически подготовленным к сдаче ЕГЭ. Просто учить правила – метод абсолютно неэффективный, так как в русском языке исключений не меньше, чем правил, а сами правила понимаются только в процессе практической деятельности. Необходимо скорректировать содержания календарно - тематического планирования, деятельностного и компетентного подходов к определенной цели, содержания и методики обучения русскому языку.
За последнее время сложилась определенная система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Конечно, подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, а то и в начальном звене, когда учащиеся знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения. Рекомендую с 5 класса вести орфоэпические, орфографические словари. Работаем с тестами. Это помогает ребятам идти в системе от более легких заданий к более трудным. Уже в 6-7 классах мы учимся систематизировать материал по основным разделам. Большое внимание уделяю принадлежности слова той или иной части речи, умению видеть не только значение слова, но и морфологические признаки, форму слова и части слова, а также знать его роль в предложении. Хорошую помощь по систематизации этих знаний оказывают разработанные таблицы, имеющиеся в кабинете.
Большое внимание уделяю и формированию орфографических навыков. С 5 класса учащиеся ведут индивидуальную тетрадь по подготовке к ГИА, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, алгоритмы рассуждения, опорные системы, образцы разборов и т. д. Как известно, не всегда ученик 5, зная теорию, может применить её на практике. Есть такая методика « Орфография без правил » ( автор Тоцкий ). Суть её сводится к механическому запоминанию правописания, т. е. так называемому орфографическому проговариванию.
Для закрепления эффективна графическая работа выделения орфограмм. Ученик запоминает условия выбора орфограмм, потом и правописание этих слов. Считаю, что нельзя ученику просто списывать тексты упражнений. Необходимо научить его пользоваться графическим обозначением. Несмотря на то, что моя работа с 5-9 классами ведется по учебнику М. М. Разумовской, подбор задаю предлагаю других авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова.
Работа над проблемой : Алгоритм Авторское отношение Ключевые слова Повторяющиеся слова Слова в одном смысловом значении
Виды работы Тематические диктанты Словарные диктанты Комментиров анное письмо Диктант по памяти Свой диктант Диктант по следам моих ошибок Диктант по учебнику
Виды работы развивающие ИКТ - технологии Личностно - ориентированные Комплексный анализ текста Тестирование Проектирование Перспективно - опережающие Проблемные
ИКТ - технологи и Мультимедийное приложение к учебнику Школа Кирилла и Мефодия Программа « Смарт » Видеолекции Мультимедийные презентации
Мультимедийные презентации : _ пре - при.ppt _ пре - при.ppt obosoblennyie.ppt Кижи.pptx Кижи.pptx спп _9. ppt спп _9.ppt
Программа « Смарт » 5 класс.notebook 5 класс.notebook РУССКИЙ ЯЗЫК СМАРТ \1 обосбл. обст..notebook РУССКИЙ ЯЗЫК СМАРТ \1 обосбл. обст..notebook РУССКИЙ ЯЗЫК СМАРТ \ Сложноподчиненные предложения.notebook РУССКИЙ ЯЗЫК СМАРТ \ Сложноподчиненные предложения.notebook
Видеоуроки знаки препинания в БСП y.wmv знаки препинания в БСП y.wmv консультации порусскому языку.flv консультации порусскому языку.flv на Sovafilm.avi
Приемы, методы, формы работы : Семинары Практикумы Тестирования Зачеты Диагностический тест Самостоятельная работа Индивидуальная работа
Но все - таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к ЕГЭ только в классах. В 10 классе, сразу в сентябре провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации. Такая работа проводится и для самих учащихся, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ и не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки. Это в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия.
Недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. Главная задача – научить сдавать тест. Не стоит тратить время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, в игру « Крестики - нолики » - угадано или нет.
Теория Звуковая лекция Презентация Самостоятельная работа Проверка знаний ( диагностика ) Алгоритм подготовки к ЕГЭ
Критерии готовности к ЕГЭ : Критерий готовности « Если ты можешь выбрать не только правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему задании ».
Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую, составляю индивидуальную картотеку ошибок. Материалы собираются в журнал учета, затем каждый работает над своим проблемным заданием. Это помогает организовать индивидуальную работу с учащимися. Уроки в классе должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Например, работа над произношением и лексическим значением слов ; задание по словообразованию ; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений ; работа по исправлению грамматических ошибок.
Итоговый контроль Итоги ЕГЭ по русскому языку.xls Итоги ЕГЭ по русскому языку.xls Индивидуальная карточка..doc Индивидуальная карточка..doc
Т. О., разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую « истину »: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.
Элективный курс За основу взяла систему овладения практической грамотностью, с которой познакомилась в журнале « Русский язык » 1,3, г. в рекомендациях Т. Я. Фроловой « Скоро экзамен по русскому языку ? Без паники !» Предложенная авторами система позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и пунктуации, сформировать навыки грамотного письма. Ребятам предлагаются различного рода тренажеры, таблицы, схемы, алгоритмы, справочный материал, многие из которых взяты из сборника А. Шталя « Русский язык. Готовимся к ЕГЭ самостоятельно », Новосибирск, 2008 г.
Кроме того, есть замечательная книга С. Ивановой « Экзаменационные ловушки », которая помогает готовить учащихся к экзамену. И, наконец, настольной книгой является учебно - методическое пособие Н. А. Сениной, которая содержит теоретические сведения, краткий словарь. Сборник упражнений «30 учебно - тренировочных тестов. Что касается заданий С. Учащимся была предложена структура сочинения - рассуждения, которую они сдавали наизусть в процессе зачета. Далее пишут сочинения, учитывая клише - предложения – « помощники ».
Как правило, учащиеся затрудняются приводить примеры в сочинении из художественной литературы и публицистики. Я нацелила выпускников использовать в качестве аргумента проблемы, которые поднимаются в романе - эпохе Л. И. Толстого « Война и мир ». Данное произведение многопроблемно : взаимоотношение « отцов » и « детей », честь и достоинство, гуманность и милосердие и т. д.
Сложнее с аргументами, касающимися проблемы родного языка, интеллигентности. В качестве примера уместно привести публицистическую статью Д. С. Лихачева « Земля родная » ( она изучается в 7 классе по программе В. Я. Коровиной ).
Часть C клише к соч.ppt клише к соч.ppt комментарий кпроблеме.ppt комментарий кпроблеме.ppt sochinenie.pptx
Ведущая педагогическая идея опыта – это использование различных методик, методов и приемов, позволяющих выработать комплекс мер, направленных на взаимовыгодное сотрудничество. Все это происходит в диалоге « учитель - ученик » на основе принципов взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха.
Вышесказанное не является пределом или эталоном для любого учителя при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Вероятно, единой системы подготовки к Итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет : каждый педагог определяет для себя путь к успеху.
Почему женщины плачут.wmv