Сравните 1. Экзамены, которые начались в конце мая, продлятся до середины июня. 2. Экзамены, начавшиеся в конце мая, продлятся до середины июня. 3. Начавшись.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задание А 4 Упражнения для учащихся 11 класса для подготовки к ЕГЭ Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Advertisements

Построение предложений с деепричастием А 4. Синтаксические нормы.
ЗАДАНИЕ ТИПА А 4. продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку; отрабатывать навык выполнения задания типа А 4; систематизировать знания о структуре.
Запомните: ДЕЕПРИЧАСТИЕ обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, т.е. основное и дополнительное действия должны выполняться.
Грамматически правильное продолжение с деепричастным оборотом в начале предложения (А 4) (синтаксические нормы)
Пример задания А4. Не рассчитывая на помощь, 1) меня начали покидать силы. 2) ученики самостоятельно справились с заданием. 3) самостоятельность очень.
Задание А 6 экзамена в формате ЕГЭ Автор : Хохлова М. С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043 Синтаксические нормы : замена придаточного.
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Группа 1 I.Рассказать о способах подчинительной связи. Объяснить, как их отличить друг от друга. II.Рассказать об особенностях назывных предложений. Привести.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ осложненного предложения Словарная работа 4 Синтаксические нормы - это нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений.
Часть В. В 1. Основные способы словообразования. 1. Суффиксальный : изречение ( изречь ). 2. Приставочный : безнравственные ( нравственность ). 3. Приставочно.
Вопрос А 24 Знаки препинания в сложном предложении с придаточным определительным.
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным Л.Ж.Успанова, учитель русского языка и литературы. Муниципальное образовательное учреждение.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот"
Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
Придаточные определительные Автор разработки : Милашевская Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы школы29 г. Новороссийска.
Односоставные и двусоставные предложения. 8 класс. Простое предложение с одним главным членом. Без личные предложения.
Предложения определенно-личные. Цель : дать понятие определенно-личных предложений; формирование умений: 1) различать односоставные и двусоставные предложения;
ЕГЭ: ЗАДАНИЕ 7 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 Грамматические ошибки.
Транксрипт:

Сравните 1. Экзамены, которые начались в конце мая, продлятся до середины июня. 2. Экзамены, начавшиеся в конце мая, продлятся до середины июня. 3. Начавшись в конце мая, экзамены продлятся до середины июня. 4. Экзамены начались в конце мая и продлятся до середины июня.

Цель: подготовка к ЕГЭ! После занятия: - некоторые секреты богатства и выразительности русской речи будут раскрыты! - задания А4, А6 ЕГЭ покажутся вам очень простыми!

Многообразие стилей в русском языке связано с многообразием синонимических средств выражения, с ярким разнообразием экспрессивных красок. В.В. Виноградов Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

Синонимия -тождество или близость значений разных по звучанию единиц одного языкового уровня (слов, морфем, синтаксических конструкций) Синонимы Лексические Морфемные Морфологиче ские Синтаксическ ие

Лексическая синонимия Группа слов, выражающих одно и то же понятие, образуют синонимический ряд. Слова синонимического ряда могут иметь как один корень (жилище жилье), так и разные (дом-жилище). Синонимические ряды всегда состоят из одной части речи: Существительные: Машина- аппарат, механизм, устройство, автомобиль, робот, система, инструмент и т. д. Глаголы: Бежать мчаться, нестись, драпать, спешить, уходить и т. д. Наречия: Красиво -изящно, прекрасно, нарядно, изысканно и т. д. В состав синонимических рядов могут входить фразеологизмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, канцеляризмы.

Морфемная синонимия прослеживается только у приставок и суффиксов. Причём одна морфема может полноценно заменить другую только в редких случаях, и поэтому они имеют конкретное значение и небольшое число синонимов. Например, приставка по- придаёт некоторым приставочным глаголам народно- поэтическую стилистическую окраску: раскинуться пораскинуться, надвинуться понадвинуться. Суффиксы - ся, -ти служат средством словообразования и формообразования, придаёт высказываниям разговорный и народно- поэтический характер, если стоит после гласных. Например: Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася! Не шуми, мати зелёная дубровушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати… (А. Пушкин «Капитанская дочка»)

Морфологическая синонимия Морфологические синонимы - это такие синонимы, которые представлены различными вариантными морфологическими формами и различаются стилистической окраской. В отличие от лексических для них характерна не столь эмоционально- экспрессивная, сколько функциональная окраска: люблю рисовать люблю рисование, ехать лесом по лесу, ярчайший самый яркий.

Синтаксическая синонимия - различные синтаксические единицы, разные по строению, но близкие по смыслу. «Едва ли какой другой язык мира обладает таким богатством синонимических оборотов, как русский язык». (В.В. Виноградов). Примеры синтаксической синонимии: 1. В словосочетании: варенье из клубники клубничное варенье 2. В простом предложении: а) синонимы -двусоставные и односоставные предложения: Я люблю рисовать Люблю рисовать б) синонимы разновидности односоставных предложений: В городе решили построить новый спорткомплекс В городе решено построить новый спорткомплекс в) синонимы разновидности двусоставных предложений: Кто не любил в детстве бегать по лужам?! – Все любили в детстве бегать по лужам.

3. Синонимы сложные бессоюзные и сложноподчинённые предложения: Я люблю осень: в ней сочетаются самые яркие краски. Я люблю осень, потому что в ней сочетаются самые яркие краски. 4. Синонимы - простые предложения и сложные: Увиденное поразило меня. То, что я увидел, поразило меня. 5. Синонимия простых предложений (двусоставных и односоставных): Наступил поздний зимний вечер. (двусоставное) – Поздний вечер. Зима. (назывное) Не сделать это задание вовремя. (безличное) – Не сделаем это задание вовремя. (определённо-личное)

6. Синонимы- причастные, деепричастные обороты и придаточные предложения: Решив задачу, Максим облегчённо вздохнул. Когда Максим решил задачу, он облегчённо вздохнул. 7. Синонимы, различающиеся способами передачи чужой речи: Мой тренер по баскетболу сказал: «Лучшие игроки матча поедут на областные соревнования». Мой тренер по баскетболу сказал, что лучшие игроки матча поедут на областные соревнования.

Сделаем выводы: 1. Синонимы - универсальное явление, так как характерны для всех единиц языка. 2. С помощью синонимов можно выразить различные мысли, разнообразить свою речь, сделать её образной и более выразительной.

Готовимся к ЕГЭ А 4

Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Приехав в столицу, 1) всех поражает шум и суета. 2) у вас не будет времени сходить в музей. 3) идите сразу на Красную площадь. 4) у меня было прекрасное настроение. Задание А4. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом)

1. Определяем, есть ли в предложенных вариантах глагол-сказуемое в повелительном наклонении. 2. Если нет, то ищем в оставшихся предложениях подлежащее, которое выполняет, кроме основного, добавочное действие, названное в деепричастном обороте. Помним, что в односоставных предложениях подлежащее может быть легко восстановлено (определенно-личное предложение, неопределенно-личное). Алгоритм выбора правильного ответа Что делаем?

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Деепричастный оборот не употребляется: 1) Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Путешествуя на велосипеде… 1) развиваются мышцы ног; 2) требуется выносливость; 3) у меня сломалась фара; 4) вы получаете большое удовольствие.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Деепричастный оборот не употребляется: если в безличном предложении есть смысловое подлежащее в косвенном падеже и нет инфинитива: Прочитав письмо… 1) мне стало весело; 2) Ирине пришлось немедленно отвечать; 3) мной овладела тревога; 4) я начал танцевать от радости.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Дееприч. оборот не употребляется в конструкциях страдательного залога: Уходя домой… 1) свет выключается охранником; 2) мне нужно было успеть к полуночи; 3) у нас завязался разговор; 4) рабочие проверяют оборудование.

Ошибки в употреблении деепричастного оборота Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Кто подъезжал к станции? Деепричастие выражает действие того же подлежащего, что и глагол-сказуемое, и притом действие активное. Дорогая Любовь Ивановна! Уходя на заслуженный отдых, администрация больницы желает Вам всего наилучшего. Кто уходит на заслуженный отдых? Администрация, поскольку это слово является подлежащим.

Особенно часто встречаются такие речевые ошибки с деепричастными оборотами: читая роман, перелистывая страницы, прочитав книгу. Попробуйте продолжить предложения. Вот один вариант. Читая пьесу, особое впечатление произвел на меня Петя Трофимов. Правильно? Если подлежащее – впечатление, то оно и читало пьесу!

Как правило, неудачным оказывается употребление деепричастных оборотов в безличных предложениях (хотя это не исключается, но там довольно тонкие правила, поэтому осторожность будет не лишней). Убедившись, что изменить существующий порядок он не в силах, Печорину стало скучно. Печорин – не подлежащее (слово стоит не в именительном падеже), поэтому деепричастный оборот здесь следует заменить придаточным предложением: Когда герой убедился, что изменить существующий порядок он не в силах… либо избавиться от безличного предложения, заменив его двусоставным: Убедившись…Печорин заскучал.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Поднявшись на смотровую площадку, 1) открывается чудесный вид на город. 2) город виден как на ладони. 3) охватывает волнение при виде открывшихся просторов. 4) можно увидеть весь город.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Создавая экологический прогноз, 1) учитывается состояние окружающей среды нашего города. 2) оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями. 3) требуются специальные знания. 4) учеными обработан большой статистический материал.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Используя языковые средства выразительности, 1) речь наполняется яркими красками. 2) писатель в образной форме решает проблему наполеонизма. 3) подчеркивается индивидуальность стиля. 4) мысль автора выглядит более убедительно.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Отогнав акул далеко в море, 1) спасателей уже ничто не волновало. 2) дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно. 3) на рыбацких суднах воцарилось спокойствие. 4) жителей поселка ожидала другая напасть.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Расположившись на земляной насыпи, 1) зрителям был виден весь стадион. 2) игра сопровождалась одобрительными или возмущенными криками зрителей. 3) у зрителей был прекрасный обзор всего поля. 4) можно было наблюдать за ходом соревнований.

6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Высказав мысль о необходимости разностороннего образования, 1) она очень слабо аргументирована. 2) ученый не счел нужным комментировать ее. 3) ее аргументация практически отсутствует. 4) в статье поднимается очень актуальный вопрос.

Готовимся к ЕГЭ А 6

В случае, когда замена возможна, это выглядит так: до замены: [ Существуют три основные проблемы ], ( которые определяют практическую значимость проекта). - СПП с придаточным определительным. после замены: [ Существуют три основные проблемы, определяющие практическую значимость проекта ]. - простое предложение, осложнённое причастным оборотом.

Как произвели замену? Шаг 1. В главном предложении находим существительное, от которого задаётся вопрос к придаточному. Это слово "проблемы": Проблемы (какие?) которые определяют практическую значимость проекта.

Как произвели замену? Шаг 2. Убираем из придаточного союзное слово "которые".

Как произвели замену? Шаг 3. Находим в придаточном глагол-сказуемое и заменяем его причастием, согласуя с вопросом: определяют - (проблемы) какие? определяющие

Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : 1. в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и др.) Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радовало.

Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : 2. союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.

Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : 3. сказуемое выражено формой будущего времени или условного наклонения Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе. Хорошо пойти на концерт, который состоялся бы в нашей школе.

Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : 4. придаточная часть присоединяется союзными словами где, куда Трудно забыть места, где прошло твое детство.

1 1) Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик. 2) Дом, куда мы въехали, был построен в начале века. 3) Деревья, какие мы посадили тогда возле школы, уже выросли. 4) Я вернулся в комнату, где перед лампой уже лежали две книжки. 3) Деревья, посаженные нами тогда возле школы, уже выросли. Определите, в каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

2 1) От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. 2) Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок. 3) В продолжение долгих часов Андрей Рублев остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи. 4) Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера. 3) В продолжение долгих часов Андрей Рублев остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, открывающим юному художнику тайны живописи.

Определите, в каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 3 1) Ты запой мне ту песню, что прежде напевала мне старая мать. 2) Из лесного оврага, на дне которого бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей. 3) Каштанка протянула морду к темному окну, в которое глядел кто-то чужой. 4) Яркие звезды, которые как бы бежали по макушкам дерев, теперь остановились. 4) Яркие звезды, как бы бежавшие по макушкам дерев, теперь остановились.

Определите, в каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 4 1) В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами. 2) Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи. 3) Древовидные пионы, листья которых облетают на зиму, со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты. 4) Воздух, который еще не стал знойным, приятно освежает гортань и грудь. 4) Воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь.

Определите, в каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 5 1) Но землю, с которою вместе мерз, вовек позабыть нельзя. 2) Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово. 3) И от этих пустых классов с голыми партами, помещений, еще хранивших специфический школьный запах, вдруг повеяло на Сережку и на Валю тем миром, который теперь ушел от них навсегда. 4) Словарное богатство языка отражают толковые словари, которые разъясняют значение слова. 4) Словарное богатство языка отражают толковые словари, разъясняющие значение слова.

Определите, в каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 6 1) Они поднялись на мыс, откуда широко была видна вся лагуна, и отвесные срывы скал, и самолет на лагуне. 2) Летом окажется, что дорога, которая зимой могла показаться и однообразной и скучной, необычно разнообразна и живописна. 3) Дорога спускается в глубоченный лесной овраг, где сырой лесной прелью обдает из-под темного полога леса. 4) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата. 4) Тигр, обитающий в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата.

Определите, в каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 7 1) Впереди расстилалась большая болотистая равнина, которая была покрыта изжелта-бурой травой. 2) Хребет, по которому мы теперь шли, состоял из ряда голых вершин. 3) Мы решили заночевать в первой же деревне, которая встретится нам на пути. 4) В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой. 1) Впереди расстилалась большая болотистая равнина, покрытая изжелта-бурой травой.

ТЕСТ

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Изучая растения средней полосы, 1) у меня появился интерес к этой проблеме. 2) некоторые из них используются для озеленения участков. 3) они были собраны в гербарий. 4) обратите внимание на их отличия от растений других зон.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Начав заниматься музыкой, 1)у вас остается мало времени для развлечений. 2)в значительной степени развиваются творческие способности. 3)у меня появилось много интересных знакомых. 4)я познакомился с нотной грамотой.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря о богатстве языка, 1) в аудитории началась дискуссия. 2) у меня возник интерес к этой проблеме. 3) требуются конкретные примеры. 4) мы имели в виду главным образом его словарный запас

4

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами. 2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. 3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности. 4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

ОТВЕТЫ: 1) 4 2) 4 3) 4 4) 2 5) 2

«А напоследок я скажу…» РЕФЛЕКСИЯ Я научился… Было трудно… Было интересно… Я понял, что… Меня удивило…

Известно, что русский язык – один из самых сложных для изучения. Об этом говорят все иностранцы, желающие освоить наш язык. Родной язык – это часть национальной культуры и очень важная часть каждого человека. Бесспорно, свой родной язык нужно знать и беречь. Это также важно, как знать и уважать языки других народов. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь. И. Бунин. Слово.

Желаю Вам успехов!