Проблемы разработки и основные направления применения профессиональных стандартов (ПС) Еленева Юлия Яковлевна Проректор по постдипломному образованию,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИИ МЕХАНИЗМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ И СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Департамент внутренней и кадровой.
Advertisements

Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
Роль инновационной образовательной программы в развитии социального партнерства Чебоксарский электромеханический колледж.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Актуальные вопросы подготовки специалистов по охране труда в образовательных организациях Д.Н. Платыгин Генеральный директор ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики.
Экспериментально-инновационная деятельность ресурсного центра в условиях реализации сетевого взаимодействия и введения ФГОС НПО Никулина Т.В., заведующая.
Основан в 1930 году с целью подготовки квалифицированных кадров для станкоинструментальной промышленности – фундамента отечественного машиностроения.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Исследование «Взаимодействие СПбГЭТУ с предприятиями Санкт-Петербурга» По заказу СПбГЭТУ «ЛЭТИ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ.
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской.
Москва 2014 г. Директор Департамента административной и законопроектной работы Минэнерго России Смирнов Владимир Витальевич Человеческий капитал ТЭК в.
Актуальные вопросы подготовки специалистов в области стандартизации и метрологии в контексте реформы технического регулирования Проректор по стратегическому.
Об обеспечении качества учебного процесса в университете Проректор по учебной работе Кречетов А.А. Заседание ученого совета КузГТУ,
«ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ РУДН НА ОСНОВЕ ОПРОСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ» исследование независимого рейтингового агентства.
Транксрипт:

Проблемы разработки и основные направления применения профессиональных стандартов (ПС) Еленева Юлия Яковлевна Проректор по постдипломному образованию, зав. кафедрой финансового менеджмента, д.э.н., профессор 28 ноября 2013 года

2

3 3 Место России в глобальном рейтинге конкурентоспособности стран кадровые организационные методические идеологические Стадии конкурентоспособности стран Развитие машиностроения как фактор национальной конкурентоспособности 1. Разработка ПС в контексте обеспечения национальной конкурентоспособности России 2. Кадровые аспекты низкой технологической готовности: результаты совместного с ОООР «Союз Маш России» исследовательского проекта 2. Кадровые аспекты низкой технологической готовности: результаты совместного с ОООР «Союз Маш России» исследовательского проекта 3. Разработка ПС по «сквозным» видам деятельности: опыт МГТУ «СТАНКИН» 4. Проблемы разработки ПС 5. Направления применения ПС

Разработка ПС в контексте обеспечения национальной конкурентоспособности России 4

Место России в глобальном рейтинге конкурентоспособности стран Топ-10 (всего 144 страны в рейтинге) Общий рейтинг РФ Базовые (ресурсные) факторы Факторы эффективности Инновационные факторы

Место России в глобальном рейтинге конкурентоспособности стран Разработка ПС в контексте обеспечения национальной конкурентоспособности России Место РФ (из 144) Dr. Julia Eleneva,

Конкуренция – это форма существования субъектов экономических отношений на рынках товаров, капитала или труда. Конкуренция проявляется в соперничестве субъектов ради достижения сходных целей и стимулирует Развитие субъектов и общества в целом. КС страны – способность объекта конкуренции обеспечить свою национальную безопасность при гарантиях высокого качества жизни и основных политических свобод населения, а также способность создать возможности устойчивого развития Конкурентных преимуществ всех субъектов хозяйства. КС предприятия – совокупность свойств и характеристик маркетинговых, производственно-технологических, финансово-экономических и организационных бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективность функционирования предприятия на рынках товаров, капитала и труда при любых изменениях внешней и внутренней среды. Стадии конкурентоспособности стран 7 Разработка ПС в контексте обеспечения национальной конкурентоспособности России

Факты об индустрии число предприятий чел.- среднее число занятых руб. - средняя з/п млн. руб. - объем товаров 3,6% - экспорта в страны дальнего зарубежья 40% - средний уровень загрузки производственных мощностей 7,9% - доля налогов и сборов в обороте отрасли Производство машин и оборудования 5,9 % инновационных продуктов Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 9,1 Производство транспортных средств и оборудования 18,9 Развитие машиностроения как фактор национальной конкурентоспособности Разработка ПС в контексте обеспечения национальной конкурентоспособности России 8

Факты об индустрии В рейтинге Эксперт-400 (2012) 46 предприятий машиностроения. В топ-100: ОПК "Оборонпром" (32), "Фольксваген Груп Рус" (35), Группа "АвтоВАЗ" (39), Группа ГАЗ (49), ТВЭЛ (51), Концерн ПВО "Алмаз-Антей" (52), Группа компаний "Автотор" (53), Группа КамАЗ (65), Трансмашхолдинг (66), "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" (76), НПК "Уралвагонзавод" (80), АХК "Сухой" (89), "Форд Мотор Компани" (92), Группа "Соллерс" (98). 9 Развитие машиностроения как фактор национальной конкурентоспособности Разработка ПС в контексте обеспечения национальной конкурентоспособности России

Кадровые аспекты низкой технологической готовности: результаты совместного с ОООР «Союз Маш России» исследовательского проекта Кадровые аспекты низкой технологической готовности: результаты совместного с ОООР «Союз Маш России» исследовательского проекта 10

11 48% предприятий активно осуществляют собственные НИОКР – инновационную деятельность 23% предприятий пользуются сторонними разработками в области промышленных технологий, организации производства и менеджмента У 20% предприятий инновационная деятельность осуществляется в незначительной степени У 9% предприятий работы/услуги не носят инновационных характер ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО СТЕПЕНИ ИННОВАЦИОННОСТИ Кадровые аспекты низкой технологической готовности 11

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ Средний возраст руководителей 50 лет (от 39 до 62 лет) ОАО «Армавирский завод тяжелого машиностроения», ОАО «Ивантеевский элеватормельмаш», ОАО «Аэроприбор- Восход» и др Средний возраст специалистов 45 лет (от 29 до 64 лет) ОАО «Автодизель», ОАО «НИПТИ «Миктрон», ОАО «Завод Атлант», ОАО «НПП «Кант» и др Средний возраст прочих служащих 43 года (от 27 до 63 лет) ОАО «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ», ОАО «Тулаточмаш», ОАО «Тамбовский завод «Октябрь» и др Средний возраст рабочих 47 лет (от 30 до 62 лет) ОАО «НПП «Краснознаменец», ОАО «МК ОРМЕТО- ЮУМЗ», ОАО «Московский машиностроительный завод «Рассвет» и др 12 Кадровые аспекты низкой технологической готовности

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ Руководители Специалисты Прочие служащие Рабочие 13 Кадровые аспекты низкой технологической готовности

Переоценка своей значимости и завышенный уровень ожиданий у выпускников вузов Низкий уровень специальной подготовки и мотивации к труду выпускников вузов и ссузов Ориентация молодежи на работу в непроизводственной сфере Переоценка своей значимости и завышенный уровень ожиданий у выпускников вузов Низкий уровень специальной подготовки и мотивации к труду выпускников вузов и ссузов Ориентация молодежи на работу в непроизводственной сфере Работник Предприятие - работодатель Образовательная организация Низкий уровень компенсации труда в ОПК Неточные прогнозы кадровых потребностей Высокие требования к квалификации и мотивации работников на высокотехнологичных производствах Тяжелые, относительно других работ, условия труда Отсутствие четко сформулированных требований к инженерным кадрам (в т.ч. недостаток профстандартов, а также гармонизации ФГОС-3 с профстандартами) Низкий уровень компенсации труда в ОПК Неточные прогнозы кадровых потребностей Высокие требования к квалификации и мотивации работников на высокотехнологичных производствах Тяжелые, относительно других работ, условия труда Отсутствие четко сформулированных требований к инженерным кадрам (в т.ч. недостаток профстандартов, а также гармонизации ФГОС-3 с профстандартами) Отсутствие опережающей подготовки (отсутствие стратегического видения развития рынка труда) Недостаток актуальных компетенций преподавателей Применение устаревших методик обучения Недостаточное развитие материально-лабораторной базы для формирования практико-ориентированных компетенций студентов Отсутствие опережающей подготовки (отсутствие стратегического видения развития рынка труда) Недостаток актуальных компетенций преподавателей Применение устаревших методик обучения Недостаточное развитие материально-лабораторной базы для формирования практико-ориентированных компетенций студентов ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛЯ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ 14 Кадровые аспекты низкой технологической готовности

76% участвовавших в опросе предприятий при приеме на работу выпускника предпочтут кандидата, имеющего диплом специалиста КАДРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 15 Кадровые аспекты низкой технологической готовности

Большая часть респондентов (78%) готова выделять средства на получение дополнительного образования и повышение квалификации сотрудника в случае его профессиональной заинтересованности Готовы финансировать в любом случае Не готовы финансировать в ближайший год Затруднились ответить ГОТОВНОСТЬ РАЗВИВАТЬ КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 16 Кадровые аспекты низкой технологической готовности

ПС по «сквозным» видам деятельности (опыт МГТУ «СТАНКИН») ПС по «сквозным» видам деятельности (опыт МГТУ «СТАНКИН») 17

ПС по «сквозным» видам деятельности (опыт МГТУ «СТАНКИН») Количество ПС = 29 Кадровый состав разработчиков 18

РАЗРАБОТЧИКИ Воронежский государственный технический университет (ВГТУ) ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 8 19 ПС по «сквозным» видам деятельности (опыт МГТУ «СТАНКИН»)

Слесарь-наладчик КИПиА Оператор-наладчик автоматических линий Оператор-наладчика обрабатывающих центров с ЧПУ Оператор-наладчик шлифовальных станков с ЧПУ Оператор-наладчик электрохимических станков с ЧПУ Оператор-наладчик электроэрозионных станков с ЧПУ Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов Слесарь по сборке металлоконструкций Литейщик Слесарь-инструментальщик Сверловщик Штамповщик Специалист по технологиям заготовительного производства Специалист по техническому контролю продукции Специалист по обслуживанию технологического оборудования Специалист по проектированию оснастки и специального инструмента Специалист по организации постпродажного обслуживания и сервиса Специалист по продажам изделий промышленности Специалист по автоматизированным системам управления производством Специалист по экологической безопасности (в промышленности) Специалист по электрохимическим и электрофизическим методам обработки материалов Специалист по организации и управлению научно- исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками Специалист по организации и нормированию труда Специалист по качеству и сертификации продукции Специалист по разработке технологий и программ для оборудования с числовым программным управлением Специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства Специалист по метрологии Специалист по научно-исследовательским и опытно- конструкторским разработкам Промышленный дизайнер (эргономист) 20 ПС по «сквозным» видам деятельности (опыт МГТУ «СТАНКИН»)

Проблемы разработки ПС 21

Проблемы разработки ПС идеологические 22 Желание учесть специфику подотраслей при требованиях универсальности Неготовность многих работодателей говорить на языке компетенций Отсутствие понимаемого сторонами алгоритма взаимодействия рынка труда и сферы образования

методические 23 Проблемы разработки ПС Отсутствие единых требований (2 эксперта – 3 мнения) Запоздалое появление методического обеспечения и методической поддержки разработчиков Изменение требований по ходу разработки ПС

организационные 24 Проблемы разработки ПС Крайне сжатые сроки разработки Неотработанность процедур представления, общественного обсуждения и защиты ПС Отсутствие регламентов для «гарантийного периода»

кадровые 25 Проблемы разработки ПС Лидирующая роль вузов Пассивность бизнес-сообщества А судьи КТО?

Направления применения ПС 26

Направления применения ПС Обеспечить прозрачность подтверждения и оценки профессиональной квалификации работников, выпускников учреждений профессионального образования Создать инструмент согласования требований рынка труда и развития сферы профессионального образования и обучения Формирование кадровой политики и управление персоналом Организация обучения и аттестации работников Разработка должностных инструкций Тарификация работ, присвоение тарифных разрядов работникам и разработка систем оплаты труда Актуализация ФГОС, изменение содержания образования Управление личной конкурентоспособностью на рынке труда 27