Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Брынская основная школа»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ. По оценкам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году депрессия выйдет на первое место в мире в структуре заболеваемости.
Advertisements

Ведущая: педагог-психолог Петрова Альфия Ямалдиновна МОУ начальная школа-д/сад с. Северный;
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Выполнили студентки 2-ФППд Емельяненко А.А. Хамитова А.В.
Автор: педагог-психолог МОУ-СОШ 6 г.Маркса Дунина Ольга Вениаминовна.
Подготовил: Педагог – психолог школы 37 Дроздова С.В.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Профессиональное выгорание учителей 26 ноября Часть 1 теоретическая.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
"Учитесь властвовать собой!" - профилактика профвыгорания педагогов
Муниципальное казённое образовательное учреждение Баганская СОШ 1 Педагог-психолог Железко Г. П.
Эмоциональное выгорание педагогов Давайте учиться не « гореть » Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой И таким сильным испытанием, как.
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами.
В настоящее время существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Психическое выгорание - состояние физического, эмоционального.
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика МБДОУ детский сад компенсирующего вида 486.
Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.
Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога Автор: Горбачева Т.С., педагог-психолог ТОГУ «Сосновская школа-интернат» Профессиональное.
Синдром профессионального выгорания 1. Представление о СЭВ. Причины. Симптомы. 2. Результаты диагностики педагогического коллектива ОБОУ Новые технологии.
Синдром профессионального выгорания Мороз Екатерина 2ПСР.
При современном темпе жизни почти каждый человек испытывал на себе синдром переутомления. Сильная усталость возникает из-за монотонности, длительной работы.
Транксрипт:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Брынская основная школа»

Что способствует? Формируется на фоне постоянного стресса, ведет к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов организма работника. Такая проблема возникает из-за того, что накопившиеся отрицательные эмоции не находят выхода. Такому человеку просто необходима некоторая разрядка, которая позволит «выпустить пар»

1. Напряженность и конфликтность в профессиональной среде, отсутствие поддержки со стороны коллег и наличие постоянной критики; 2. Недостаточность условий для самовыражения личности на работе, особенно в случаях, когда такие попытки не поощряются, а завуалированно или открыто ограничиваются; 3. Недопущение проведения экспериментов и инновационной деятельности; 4. Отсутствие возможности дальнейшего обучения и профессионального усовершенствования; ПРИЧИНЫ СТРЕССА

5. Наличие нерешенных конфликтов в личной жизни. 6. Вкладывание в работу значительных личностных ресурсов при отсутствии (недостаточности) признания и положительной оценки со стороны руководства, коллег, общества; 7. Совместная работа и привлечение к ней «немотивированных» к такой деятельности лиц, определенные неудачи на этой почве или отсутствие заметных результатов в течение продолжительного периода; ПРИЧИНЫ СТРЕССА

8. Монотонность деятельности, особенно в случаях, когда ее необходимость может субъективно считаться сомнительной; 9. Жесткая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения; 10. Если не радует сама профессия и важен только результат, то это первый серьезный сигнал того, что выгорание неизбежно; 11. Напряженная стрессовая обстановка, нездоровая конкуренция в коллективе, ПРИЧИНЫ СТРЕССА

1. Ощущение равнодушия, эмоционального истощения. При этом снижается острота переживаний относительно тех событий, которые раньше воспринимались приятно, радостно. Это касается не только переживаний, связанных с профессиональной деятельностью, но и с отдыхом, хобби, общением с ближними. Даже пища, которая нравилась раньше, воспринимается как грубая, невкусная; 2. Ощущение собственной некомпетентности, недостаточного профессионального мастерства, неуверенность в положительных результатах профессиональной деятельности. Происходит редукция профессиональных достижений Признаки профессионального выгорания

3. Деперсонализация (в некоторых источниках дегуманизация). Под этим понимается циничное отношение к коллегам, лицам, с которыми приходится работать и общаться, к своей профессиональной деятельности в целом, что приводит к конфликтам с коллегами и окружением. Деперсонализация, как правило, развивается ступенчато. Сначала личность начинает ощущать отрицательные эмоции к указанным лицам, потом озлобленность, которая может приводить к аффективным взрывам. У работников это может проявляться в увеличении количества конфликтов в коллективе, с руководителями. Формируется отношение к ним не как к личностям, с которыми делается общее важное дело, а как к средству достижения конкретной цели любыми способами;

При наличии всех этих признаков возникает состояние, которое известный современный русский психолог Леонид Китаев-Смык оценивает как связанное с потерей ценностей жизни, равнодушием, а потому наиболее социально и экономически опасное для общества. Личность внешне может сохранять апломб и респектабельность, но быть с «пустым» взглядом и отсутствием интереса к окружающему миру. Итог

Симптомы выгорания поведенческие психофизиологические социально-психологические

1. Ощущение постоянной усталости, не исчезающей после сна (симптом хронической усталости); 2. Ощущение физического и эмоционального истощения; снижение уровня восприятия и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции интереса на фактор новизны или страха на опасную ситуацию); 3. Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергичности, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей, фригидность, импотенция); 4. Беспричинная головная боль, кожные раздражения, тахикардия, сухость, неприятный привкус во рту, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта и т. п.; 5. Резкая потеря или увеличение веса тела; 6. Полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна после 4 часов утра или невозможность заснуть вечером до 2–3 часов ночи и тяжелое пробуждение утром); 7. Заметное ухудшение зрения, слуха, внутренней и внешней сенсорной чувствительности. Психофизиологические

Социально-психологические 1. Равнодушие, скука, пассивность и депрессия (сниженный эмоциональный тонус, ощущение задавленности); 2. Повышенное раздражение, аффективно отрицательная реакция на мелочи; 3. Увеличение количества нервных срывов, «погружение в себя»; 4. Постоянное переживание отрицательных эмоций, для которых объективно отсутствуют причины (ощущение вины, обида, подозрительность и т. п.); 5. Ощущение неосознанного волнения и состояние повышенного уровня тревоги; 6. Ощущение гиперответственности и страха («я не смогу», «у меня ничего не получится»); 7. Общая отрицательная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

Поведенческие 1. Появление ощущения, что работать становится все тяжелее и тяжелее; изменение режима труда (рано приходить на работу и поздно идти домой или приходить с опозданием, а уходить прежде определенного времени); 2. Старание постоянно, без объективной необходимости брать работу домой, но не делать ее и дома; 3. Отказ принимать на себя ответственность, принимать решения; 4. Снижение оптимизма относительно работы, равнодушие к ее результативности; 5. Невыполнение или откладывание важных (приоритетных) задач и «торможение» на мелких деталях, расходование значительного количества рабочего времени на решение объективно менее важных проблем; 6. Дистанцированность от коллег, повышение уровня неадекватной критичности; 7. Злоупотребление алкоголем, снотворными или другими препаратами успокоительного действия; 8. Резкое увеличение курения, использование наркотических средств.

1. Состояние психического напряжения, вызванное конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящих к хронической тревоге, ощущению постоянного дискомфорта, фрустрации, пессимизму. 2. Хроническое пребывание в состоянии повышенной тревоги и вызванного ею дискомфорта отрицательно влияет на здоровье личности, сопровождается соответствующими симптомами и приводит к возникновению неосознанных переживаний, тревоги, разнообразных расстройств. Пребывание человека в состоянии постоянной тревоги приводит к тому, что у него развиваются предневротические состояния и гипертрофированное восприятие окружающего мира как такого, который несет в себе опасность. В связи с этим возникает угроза его психическому здоровью, а это отрицательно влияет на результаты деятельности и профессиональную направленность работника. Показатели эмоционального выгорания

Стадии выгорания Первая стадия характеризуется забываниями деталей и мелочей. Это проявляется так: вы постоянно забываете, внесли ли нужную запись в какой-то документ, задали ли запланированный вопрос, получили ли вы должный ответ и т.д. У вас может наблюдаться сбой в процессе выполнения двигательных действий. Вначале мало кто обращает особое внимание на «девичью память» или «склероз». В зависимости от рода деятельности, интенсивности нагрузок и психологических особенностей первый этап профессионального выгорания может длиться от 3 до 5 лет.

Вторая стадия Значительная потеря интереса к работе и к общению, как с коллегами, так и с членами семьи. Особенно человек не желает каким- либо образом контактировать с теми, с кем приходится сталкиваться по роду своей деятельности. Это может быть начальство. Часто возникает ощущения в духе: «неделя длится невыносимо долго», «четверг кажется пятницей» и прочие.

К концу рабочей недели у такого человека наступает апатия, и проявляются соматические симптомы: отсутствие сил, недостаток энергии, головные боли по вечерам и «мертвый» сон без сновидений. Такие люди склонны к простудным заболеваниям и проявляют повышенную раздражительность. Эта стадия профессионального выгорания в зависимости от множества факторов может длиться от 5 до 15 лет.

Полнейшее личностное выгорание, сопровождается потерей всякого интереса к работе и жизни. Человеку свойственно эмоциональное безразличие, ощущение беспрерывного упадка сил и потеря остроты мышления. Такие люди стремятся к уединению. Все контакты ограничиваются домашними животными и одинокими прогулками на природе. Могут появляться суицидальные мысли, которые в отдельных случаях претворяются в жизнь. Усиливаются отрицательные психосоматические проявления и расстройства. Эта стадия формируется от 10 до 20 лет. Третья стадия

Психологические особенности людей, которые больше всего подвержены синдрому профессионального выгорания.

1. Личности, которые по долгу службы вынуждены постоянно общаться с людьми: педагоги, соц.работники, психологи и т.д 2. Быстрее «выгорают» люди-интроверты, психологические особенности которых абсолютно не подходят для постоянных коммуникативных контактов с людьми. Такие личности не обладают избытком жизненной энергии, отличаются скромностью и застенчивостью, склонны концентрироваться на предмете своей деятельности. Люди, которые характеризуются относительной замкнутостью, способны постоянно накапливать эмоциональный дискомфорт, при этом, не «выбрасывая» свои переживания во внешнюю среду.

3. Люди, которые постоянно испытывают внутренний конфликт в связи со своей профессиональной деятельностью. Отличным примером могут стать женщины, которые «разрываются» между работой и семьей или испытывают постоянный прессинг из-за того, что есть необходимость постоянно доказывать свои возможности и профессионализм в конкуренции с представителями сильного пола. 4. Также выгоранию подвержены те работники, над которыми постоянно висит угроза потери рабочего места. Например, в России это относится к специалистам, возраст которых перевалил за 45 лет.

5. Работники, которые вынуждены находиться в непривычных для них условиях. При этом они обязаны показать максимальную результативность. Например, еще вчерашний студент, мечтающий о высокооплачиваемой работе, новый руководитель, попадает на рабочее место, где на него возлагают серьезную ответственность, к которой он еще морально не готов,. Чувствуя свою некоторую некомпетентность, человек в таких условиях подвержен постоянному стрессу, и в подобных ситуациях синдром профессионального выгорания может дать о себе знать уже через полгода.высокооплачиваемой работе 6. Жители больших городов, которые, сами того не желая, вынуждены постоянно контактировать с огромным количеством людей, особенно в общественных местах.

7. В «группу риска» входят лица, переживающие постоянный внутриличностный конфликт: имеют низкую заработную плату, плохие условия труда, не обеспечены жильем и т. п. 8. Формальность системы отчетности и оценки результатов работы, несоответствие профессиональных качеств и индивидуально- психологических особенностей руководителей своим должностям, которые приводят к принятию ошибочных управленческих решений, становятся серьезными причинами вхождения работника в «группу риска».

9. Люди, кто вынужден общаться с лицами, находящимися в отрицательном эмоциональном состоянии, имеющими различные физические и психические дефекты. 10. Лица, профессия которых требует продолжительного пребывания в экстремальных условиях, постоянного повышенного уровня нервно-психической нагрузки без полноценного отдыха. И речь идет не только о сугубо физиологических факторах, связанных с условиями труда: большой физической нагрузке, вибрации, повышенной скорости, значительном объеме информации, перегружающей зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы. Это прежде всего: психологические и организационные трудности, необходимость постоянно быть «в форме», невозможность выбора контингента для профессионального общения, отсутствие достаточной эмоциональной разрядки, значительное количество контактов в течение рабочего времени, необоснованно ненормированный рабочий день, отсутствие положительных факторов.

Категория людей, которая меньше подвержена синдрому профессионального выгорания, и для которой такая проблема наносит наименьший вред для физического и эмоционального здоровья 1. Люди, которые целенаправленно заботятся о своем здоровье и тщательно следят за своей физической формой. 2. Людей, которые имеют достаточно высокую самооценку и уверенность в своих умениях, навыках и способностях.высокую самооценкууверенность 3. Люди, которые могут проявлять гибкость в стрессовых ситуациях (отличаются высокой подвижностью, коммуникабельностью, открытостью, самостоятельностью и умением решать проблемы, полагаясь исключительно на себя. Умением поддерживать оптимистические взгляды относительно себя и своего окружение). коммуникабельностьюоптимистические взгляды

- Относитесь к себе с любовью и старайтесь испытывать к себе симпатию; -Выбирайте дело, которое вам нравится, и избегайте занятий, которые не вызывают у вас особого энтузиазма. Это поможет вам обрести счастье в профессиональном плане; -Не стоит искать в работе спасение или счастье. Помните, что она является деятельностью, которая хороша по определению; -Перестаньте жить за других людей и сконцентрируйтесь на своей жизни; -Уделяйте время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям; -Трезво осмысливайте события прошедшего дня. Можете взять за правило подведение итогов; -Перед тем, как помочь кому-то, хорошенько подумайте, действительно ли человек в этом нуждается. Профилактика профессионального выгорания основные советы

Как лечить синдром профессионального выгорания: Разберитесь в первую очередь с самим собой. Задумайтесь не только о своих целях в жизни и о будущем, а поразмыслите над тем, что вы делаете в данный момент, и к чему вас это приведет.целях в жизни Постарайтесь проанализировать свою работу со стороны. Посмотрите на ситуацию под другим углом. Мыслите более глобально, рассуждая о том, что вы делаете и для чего. Уход в смежную область может стать отличным выходом из ситуации, когда вы чувствуете, что изжили себя на старом рабочем месте. Этот принцип еще называют горизонтальной карьерой. Используйте ваши постоянные обязанности для достижения глобальных значимых для вас целей. Оставаясь на своем рабочем месте, постарайтесь освоить то, что ранее казалось вам проблемой. Не стоит концентрировать все усилия на том, что вы и так знаете досконально. Таким способом вы сможете разжечь интерес к своей профессии, сделав ее отличным инструментом для саморазвития.

БУДЕМ ПОМНИТЬ! Не существует единой панацеи от синдрома профессионального выгорания. Несмотря на то, что эта проблема более чем решаема, этим самым решением нужно целенаправленно заниматься. Любому человеку нужно время от времени останавливаться для осознания, что он делает в данный момент, куда идет и к чему стремится. Взглянув на свою деятельность со стороны, есть шанс увидеть множество новых возможностей.

1. Ваша работоспособность по сравнению с обычной: а) снизилась незначительно; б) заметно снизилась; в) явно упала; г) резко понизилась. 2. Вы стали уставать: а) при усиленной нагрузке; б) при обычной нагрузке; в) при облегченной нагрузке; г) без всякой нагрузки. 3. Можете ли вы волевым усилием вернуть себе прежнюю работоспособность: а) могу без всякого усилия; б) усилием воли восстанавливаю полностью; в) восстанавливаю частично; г) лишь незначительно. 4. Замечаете ли вы в себе эмоциональные сдвиги? а) временами снижение интереса к работе; б) бывает неустойчивым настроение; в) стал раздражителен; г) чувствую себя угнетенно, резкая раздражительность. 5. Изменился ли у вас сон? а) трудно засыпать или просыпаться; б) гораздо труднее стало засыпать и просыпаться; в) у меня сонливость днем; г) страдаю бессонницей. 6. Умственные действия вам даются: а) не труднее, чем обычно; б) с трудом сосредотачиваюсь; в) временами становлюсь забывчив; г) заметно ослабли внимание и память. Не пора ли отдохнуть?

Каждый ответ типа …. оценивается а) в 1 балл, б) 2 балла, в) 3 балла, г) 4 балла.

Если у вас нет симптомов данного рода, вы получаете 0 баллов. До 3 баллов вам вполне достаточно обычного режима труда и отдыха, переутомления у вас нет. 3-8 баллов У вас начинающееся переутомление. Нужно упорядочить отдых, заняться физкультурой, развлечься баллов Легкая степень переутомления. Вам нужно брать очередной отпуск, не откладывать его на потом баллов Выраженное переутомление. Берите отпуск немедленно, и лучше, если ваш отдых будет организованным балла У вас тяжелое переутомление, требующее лечения.

« Напряжение» Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), –37(3), +49(10), +61(5), –73(5). Удовлетворенность собой: –2(3), +14(2), +26(2), –38(10), –50(5), +62(5), +74(3). «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), –75(5). Тревога и депрессия: +4(2), +16(3)7+28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3). «Резистенция» Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), –17(3), +29(10), +41(2), +5,3(2), +65(3), +77(5). Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), –18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), –78(5). Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), –31(2), +43(5), +55(3), +67(3), –79(5). Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), –44(2), +56(3), +68(3), +80(10). «Истощение» Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), –45(5), +57(3), –69(10), +81(2). Эмоциональная отстраненность: +10(2)1 +22(3), –34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10). Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10). Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5). Методика диагностики профессионального выгорания

Симптомы, их 12 9 и менее баллов несложившийся симптом; баллов складывающийся симптом; 16 и более сложившийся симптом. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания». Фазы, их 3 36 и менее баллов фаза не сформировалась; 37–60 баллов фаза в стадии формирования; 61 и более баллов сформировавшаяся фаза.

Ответы: На вопросы 1, 2, 4, 5, 9, 10, 14 (а) 0, (б) 1, (в) 2; На вопросы 3, 6–8, 11–13 (а) 0, (б) 1. Если вы набрали более 10 баллов, то стресс на работе является проблемой для вас, с которой просто необходимо начать что-то делать! Это серьезный повод посмотреть внимательнее на вашу профессиональную жизнь. Методика «Насколько вы подвержены стрессу на работе?»

Вы идете на работу с удовольствием? Вы занимаетесь регулярно спортом/ физическими нагрузками? Есть ли у вас возможности для карьерного роста/профессионального развития? Удовлетворены ли вы заработной платой? У вас хорошие отношения с коллегами? Замечает ли начальство ваши успехи? Вы отдыхаете реже, чем раз в полгода? Вы часто болеете? В конце каждого рабочего дня вы чувствуете себя очень усталым? Вы ежедневно спите не менее 8 часов? Методика: Профессиональное выгорание или синдром хронической усталости

Результаты Если вы набрали от 0 до 3 баллов, особых причин для беспокойства нет. Но постарайтесь сделать свое рабочее место более комфортным и не забывайте бывать на свежем воздухе. Если вы набрали от 4 до 7 баллов, у вас явные симптомы переутомления. По возможности, включите в свой график нетяжелые спортивные занятия (плавание, танцы) 1–2 раза в неделю, и спите ночью не менее 8 часов. Возможно, вы просто очень давно не были в отпуске. Если вы набрали от 8 до 10 баллов, есть серьезный риск профессионального выгорания. Когда улучшение тяжелой ситуации на нынешнем месте работы не зависит от вас, подумайте о переходе в другую компанию.

ЛИТЕРАТУРА 1.Психологічна енциклопедія / Автор-упоряд. О. М. Степанов. К.: Академвидав, Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М.: Вершина, Мартынова Т. Н., Бусовикова О. П. Сибирская психология сегодня: Сб. науч. трудов. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования / Журнал практической психологии и психоанализа Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.