ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОЛЬ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА В СНИЖЕНИИ РИСКОВ
Темпы роста принимаемых правовых актов с 2003 по 2013 годы НПА, регламентирующие порядок разработки и принятия НПА Кол-во Международные договоры 1 Федеральный закон 2 Указы и распоряжения Президента РФ 3 Постановления Правительства РФ16 Ведомственные приказы 12 Статистика подготовленных заключений об ОРВ ( гг.) * Данные за 2013 г. изменяются по мере пополнения баз справочно-правовых систем 2 Масштаб правотворчества
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ 3 Более посетителей в месяц зарегистрированных представителя органов власти Более размещенных на ОРВ проектов НПА зарегистрированных представителя экспертного сообщества REGULATION.GOV.RU сегодня 3
НПА поступившие на ОРВ 4
Итоги оценки НПА 5
Результаты ОРВ в цифрах 6 >10 млрд. рублей ежегодно… … расходы ЮЛ на экологический аудит и сопутствующие услуги … >290 тыс. организаций … … осуществляют деятельность в сфере промышленной безопасности … ??? млрд. рублей … … затраты на внедрение НДТ, создание отрасли утилизации ТБО, страхование ОПО, разработку планов (паспортов), деклараций … 24 млрд. рублей… … излишние страховые сборы при страховании владельцев ОПО
Промышленная безопасность 7 О внесении изменений в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». -исключить требования к строительству, реконструкции и проектированию ОПО; -«разъяснения и рекомендации» не должны носить нормативного характера и содержать требования промышленной безопасности; -необходимые нормативные положения должны содержаться в специально предусмотренных законом ФНП в области промышленной безопасности; -исключить избыточные и дублирующие требования в части подготовки проектной документации ОПО с учетом ФНП и уже установленных требований к составу и содержанию проектной документации постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. 87.
Федеральные нормы и правила (ФНП) 8 Основные недостатки: противоречие установленных (устанавливаемых) требований в федеральных нормах и правилах Федеральному закону 116-ФЗ; выход за рамки регулирования федеральных норм и правил установленных частью 3 статьи 4 Федерального закон 116-ФЗ; установление требований технического характера в отношении объектов, требования к которым уже установлены или предполагаются к установлению соответствующими техническими регламентами Таможенного союза; установление в федеральных нормах и правилах недостаточно определенных требований создающих риск их субъективного применения.
Экология и охрана ОС 9 Поправки к законопроекту «О внесении изменений в закон «Об отходах производства и потребления» -обязательность членства в СРО, в том числе при сохранении института лицензирования; -однозначно не ограничивается круг потенциальных плательщиков сбора, товаров в отношении которых уплачивается сбор, отсутствуют критерии; -не предусмотрен механизм администрирования платы экологического взноса, уполномоченный орган, сроки и порядок взимания. Законопроект «Об экологическом аудите … » -переложение контрольно-надзорных функций государства на хозяйствующие субъекты с одновременным возложением на них финансового бремени. Законопроект «О внесении изменений в КоАП … » -применения наказания в виде административного приостановления деятельности (90 суток) по незначительным составам правонарушений; -наличие дублирующих составов, уже предусмотренных в КоАП РФ, отсутствие дифференциации ответственности за правонарушения.
10 Приказы Минприроды России 721, 50, возможность учета в электронной форме образования отходов на производстве; -уточнены требования Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (перечень документов, сроки, порядок); -разграничено действие Приказ 238 и Методики об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства; -скорректирована формула расчета вреда; -Минприроды России принято решение разработать показатели степени деградации почв для их внесения в законодательство, а также разграничить понятия «вред окружающей среде» и «негативное воздействие на окружающую среду». В настоящее время проводится экспертиза: приказов Минприроды России 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов...» и 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух …»; постановления Главного санитарного врача Российской Федерации 144 «Санитарные правила по определению класса опасности …»; постановления Госгортехнадзора России 16 «Об утверждении «Правил безопасности в литейном производстве». Некоторые результаты экспертизы НПА
Требования к подготовке НПА «One In – One Out» Новые требования к бизнесу должны быть компенсированы соразмерной отменой существующих требований «One In – Two Off» Новые требования к бизнесу должны быть компенсированы соразмерной отменой существующих требований в двойном эквиваленте 11 В настоящее время действует около 40 порядков подготовки НПА, предусматривающих правила установления требований для бизнеса. Предложения в сфере требований к подготовке НПА
Требования к содержанию НПА Введение оценки фактического воздействия НПА Проведение дополнительной оценки в отношении тех НПА, проекты которых прошли через процедуру ОРВ (через 5 лет) Переходные периоды и переходные положения Для всех актов регулирования предпринимательской деятельности должны быть предусмотрены заранее определенные сроки вступления в силу (например, 1.02 и 1.09) Совершенствование процедур экспертизы НПА Расширение практики пересмотра действующего законодательства на предмет наличия излишне обременительных правил поведения для бизнеса Проведение правового эксперимента Изменение правового регулирования предпринимательской деятельности на определенной территории, ограниченное определенным периодом времени 12
13 Минэкономразвития России СПАСИБО за сотрудничество! тел.: 8 (495)