В помощь заместителю директора по воспитательной работе г.
Основные вопросы Функции заместителя директора по ВР Планирование Анализ Организация школьного самоуправления Работа с родителями Организация дополнительного образования Организация работы ШМО классных руководителей Направление социальной деятельности
Заместитель директора по воспитательной работе это призвание, должность, профессия это представитель школьной администрации, опытный педагог - воспитатель, творческий специалист, организующий и направляющий воспитательную деятельность взрослых и детей в школе
Функции заместителя директора по ВР Организат орская Администрати вная Методичес кая
Организаторская функция Аналитико - рефлексивная Корректирующ ая Оценочно - результативна я Стимулирующ ая
Заместитель директора по ВР организует работу : Организует работу с классными руководителями воспитателями педагогом - организатором педагогами дополнительного образования Координирует работу с учителями – предметниками администрацией общественными организациями и социальными институтами в социуме
Административная функция Воспитательная ОбразовательнаяРазвивающая Социальная
Административная функция Обеспечивает контроль за качеством проводимой воспитательной работы в двух видах : а ) собственно административный ( выполнено или не выполнено то или иное дело, соблюдены ли при этом сроки исполнения и т. д.); б ) методические ( оптимальна ли воспитательная деятельность с точки зрения эффективности ). Анализ внеурочной воспитательной работы.
Методическая функция Диагностиче ская Организатор ская Конструктив ная Коммуникат ивная Исследовате льская
Направления методической функции : тесное и гармоничное взаимодействие с другими руководителями в школе, педагогическим и ученическим коллективам ; координирование воспитательной работы в школе и социуме ( классные руководители, педагог - организатор, педагоги доп. образования, библиотекарь и т. д.); организация текущего и перспективного планирования ; осуществление систематического контроля качества воспитательного процесса ; организация просветительской работы для родителей ;
Направления методической функции : обобщение педагогического опыта, оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных воспитательных программ и технологий ; развитие личности школьника, создание, укрепление и развитие общешкольного коллектива, органов самоуправления, работа с ученическим активом ; формирование и укрепление общешкольных традиций ; подготовка и проведение коллективных творческих дел.
Планирование воспитательной работы Основные требования : план должен быть сориентирован на образовательно - воспитательную концепцию ОУ ; план не должен представлять собой бессистемный перечень дел, важно, чтобы в нём был « стержень », вокруг которого они выстраиваются ; следует планировать в большей степени не работу с учащимися, а их самостоятельную деятельность, педагогически направленную и организуемую ; план должен быть максимально индивидуализирован, учитывать особенности, возможности педагогов, социальной микросферы ;
Планирование воспитательной работы Основные требования : необходимы конкретность, обязательность выполнения включенных в план дел ; должны быть разумное сочетание словесных, наглядных, практических форм воспитательной работы, ориентация на активные методы воспитания ; план предусматривает логику построения дел на основе ситуации жизнедеятельности учащихся, соответствующую логике целей воспитания ; план должен учитывать работу школы с возможностями микросоциума, а также юбилейные даты страны.
Планирование воспитательной работы предшествует : ознакомление с государственными документами, определяющими задачи школы в воспитании на современном этапе ; определение цели и задачи на основе условий воспитания, личностного потенциала учащихся ( воспитуемых ) и педагогов ( воспитателей ); ознакомление с программой воспитания педагогического коллектива, обсуждение и согласование перспективных дел с педагогами ; анализ работы за прошлый год ; привлечение учащихся, родителей к планированию ; изучение календаря знаменательных дат.
Структура плана воспитательной работы включает : анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени ; цель, стратегические и тактические задачи на будущее ; научно - методическую тему исследовательской работы педагогического коллектива ; инструктивную и научно - методическую работу с педагогами ; общешкольные дела ( КТД ); работу с научными кадрами, постоянными и временными творческими группами педагогов и детей ;
Структура плана воспитательной работы включает : работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами ученического самоуправления ; работу по традиционным и инновационным направлениям ; вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские и ученические собрания ; деятельность в рамках принятых воспитательных программ и проектов ; совместную деятельность с учреждениями науки, культуры, образования, здравоохранения, правовыми органами.
Планы воспитательной работы различаются по содержанию и структуре : планирование по ключевым делам ; календарное планирование ; план - сетка ; планирование по видам деятельности ; планирование по комплексным программам ; планирование по компонентам базовой культуры личности.
Модели ( схемы ) воспитательной работы могут быть разными : План воспитательной работы школы на _____ учебный год ( полугодие ) Направления I четверть II четверть Задачи Содер жание и органи зация Срок Результ ат Задачи Содерж ание и организ ация Срок Результ ат 1. Организация деятельности детского коллектива
Перспективный план воспитательной работы на ____ учебный год I раздел. Проблемно-ориентированный анализ воспитательной ситуации в школе, результатов воспитательной работы в истёкшем учебном году. II раздел. Цели и задачи воспитательной работы (основные воспитательные задачи, связанные с образом выпускника школы данной ситуации). III раздел. Прогнозируемый результат воспитания. IV раздел. Комплекс дел по достижению цели и задач (представлен таблицами). Сроки ( неделя, четверти ) Базовые компоненты содержания воспитания и возможные формы их реализации Мировоззренческ ий ( ориентация на ценности воспитательной системы школы ( ВСШ ) образ выпускника Деятельностны й ( накопление опыта реализации ценностей ВСШ ) Культурологич еский ( ориентация на общечеловече ские ценности, на российскую культуру ) Поведенческ ий ( культура поведения ) Личностный ( развитие способности к саморегуляции )
Продолжение. IV раздел. Комплекс дел по достижению цели и задач (представлен таблицами). V раздел. Работа с родителями. Для оформления плана может быть использована и следующая схема: Сроки ( неделя четверти ) Компоненты базовой культуры личности и возможные формы работы Отметка о выполнении Познават ельная культура Нравстве нная культура Эстетичес кая культура Физическ ая культура Трудовая культура Поэтапн ые (промеж уточные) цели воспитан ия Дата проведен ия меропри ятий, дел Работа с коллекти вом учащихс я, активом школы Работа с учителям и, руководи телями коллекти вов доп. образова ния Индивид уальная работа с учащими ся Работа с родителя ми Связь с обществе нностью и учрежде ниями в микросо циуме Анализ проведён ных меропри ятий, дел
План работы детского коллектива на ________ учебный год (четверть) Индивидуальный план работы заместителя директора по воспитательной работе на 20___- 20___ учебный год Дело ДатаМесто проведения Участники Для кого Отметка о выполнении, результат Месяц Методическая работа Школьн ый меропри ятия Диагности ка участнико в УВП Участие в районных УВП Саморазв итие Еженеде льно, ежемеся чно Группо вая Индиви дуальн ая Сентябрь
Примерный план инспектирования воспитательного процесса ОУ _______ в 20___ - 20___ учебном году Предмет контроля Нормати вно- правовая база Цель контрол я Формы контроля Метод контроля Ответств енный за контроль Результат контроля Сроки проведен ия контроля 1. Летняя оздоровите льная компания 2. Детский коллектив в педагогиче ском процессе 3. Система дополните льного образован ия ОУ 4. …
Руководство и контроль за воспитательным процессом в ОУ п/п Содержание работы Ответственный за исполнение Срок исполне ния Форма обсуждения результатов 1. Контроль выполнения воспитательных планов и программ. Анализ и корректировка в соответствии с реальным состоянием Директор; зам. дир. по ВР; председатель МО В течение года Совещание при директоре; заседание МО; ИМС; индивидуальное собеседование. 2. Комплектование коллективно-творческих объединений кружков, секций школы Зам. дир. по ВР; классные руководители, педагоги доп. образования Сентябрь Индивидуальное собеседование; ИМС; МО; карты занятости учащихся 3. Координация деятельности классных руководителей со структурными подразделениями школы (кружки, медпункт, секции, библиотека, столовая, центр школьника и т.д. Зам. директора по УР, ВР, АХД В течение года ИМС; МО; методическая комиссия; информационные листы 4. И т.д.
Примерная схема анализа внеклассных воспитательных мероприятий 2. Оценка содержания : цель ; актуальность темы ; место и роль данного мероприятия в СВ работы с учащимися класса ; научность ; соответствие содержания учащихся ; преемственность содержания учебной и внеучебной воспитательной работы. 1. Тема Форма проведения Место проведения
3. Формы и методы проведения : педагогическая целесообразность выбора формы мероприятия ; учитывает ли классный руководитель уровень развития и подготовленности учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности, возможности ; роль учебного самоуправления ; уровень активности, самостоятельности учащихся ; как классный руководитель, педагог доп. образования работал над развитием способностей учащихся ; каково участие учителей - предметников, педагогов доп. образования, др. работников школ в подготовке и проведении мероприятия ; Как подводились итоги, анализ проведённого дела.
4. Организация : оформление ; использование ТСО, наглядных пособий, дидактического и прикладного материала ( если необходимо ); продолжительность, четкость, организованность, ритмичность. 5. Культура общения, соблюдение педагогического такта, владение умениями и навыками воспитания. 6. Отношение учащихся к проводимому делу ( мероприятию ) 7. Достижение поставленной цели ( задачи )
Схема анализа воспитательной работы Уровень воспитанности обучающегося Профессиональный уровень педагогов - воспитателей Социально - психологический климат Распределение функциональных обязанностей Документация Материально - техническое оснащение воспитательного процесса
Организация школьного самоуправления Цель взаимодействия ученического и педагогического коллективов школы – передача опыта ответственности от старших к младшим, организация воспитателем опыта самореализации воспитанника.
Направления деятельности : Досуг Заседания клубов, пресс - конференции и т. д. Деятельность школьной прессы Спорт и спортивные мероприятия Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой Производственно - коммерческая деятельность Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда Организация дней самоуправления, ученических конференций, в составлении плана работы школы и т. д. Деятельность ученических органов правопорядка
Организация работы с родителями Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию. Использование средств телекоммуникации и регулярной почты. Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.
Организация работы с родителями Создание родительского клуба ( комитета, совета ) или центра в школе. Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей ( концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.). Изучение школьных газет ( учителя - для родителей и детей ; родители – для учителей и детей ; дети – для родителей и учителей ). Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями Просветительская КонсультативнаяКоммуникативная
Запреты, нарушение которых рассматривается как нарушение педагогического этикета Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идёт с родителями, а не выступает ведущим. Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Третий запрет – это запрет на оценку личности ребёнка, его семьи.
Содержание, формы и методы работы с родителями Повышение психолого - педагогических знаний родителей Психолого - педагогический лекторий, конференция, открытые уроки, индивидуальные консультации, творческие группы, группы по интересам, педагогическая дискуссия, педагогический практикум, ролевая игра, посещение семьи, переписка с родителями Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс Родительские собрания. Родительские дни в школе. Совместные творческие дела. Помощь в укреплении материально - технической базы. Социологические опросы. Семейные гостиные. Участие родителей в управлении школой Совет школы ( Общешкольный родительский комитет ). Конференция школы. Классные родительские комитеты.
Организация дополнительного образования и досуга учащихся Кружки « Найди себя » Хореографический коллектив Литературная гостиная Театральный кружок ГПД и. т. д. Спортивные секции Летний оздоровительный лагерь и т. д. КВН Брейнринг Эрудит и т. д. Секции по изучению определённых тем Постановка опытов Предметные кружки Общешкольная научная конференция и т. д. Научно - поисковая деятельность Интеллектуально - творческие клубы Центр досуга Центр здоровья и досуга
Организация работы методического объединения классных руководителей Основные задачи : повышение духовной культуры и научно - практической подготовки классных руководителей ; освоение современных концепций воспитания и педагогических технологий ; выработка единых требований и мер по решению наиболее принципиальных вопросов практики воспитания коллектива и личности ; углубление знаний классных руководителей о методах воспитательной работы, вооружение их методикой воспитательной работы ; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по воспитанию учащихся и созданию нового опыта на основе рекомендаций педагогической науки.
Направление социальной деятельности Обеспечение социальных гарантий Защита прав ребёнка Работа с семьёй Работа с детьми из группы риска Работа с детьми, оставшимися без родительского попечения Отслеживание условий жизни опекаемых воспитанников Формирование правовой культуры
Спасибо за внимание !