УЧАСТНИКИ И ЗАЯВИТЕЛИ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ: РИСКИ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В соответствии с ч. 1 статьи 148 УПК РФ постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносится « при отсутствии оснований для возбуждения уголовного.
Advertisements

ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.
Антикоррупционная политика государства должна основываться на принципе неотвратимости наказания за правонарушения – В.В. ПУТИН Ответственность за коррупционные.
1 Коррупция 1) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп либо.
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Коми республиканский агропромышленный техникум»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ Лицу, замещающему должность государственной гражданской службы Республики Коми ПАМЯТКА По противодействию.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (Глава 30 УК РФ). Часть 1 Преступления.
О привлечении к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления (Статья КоАП Незаконное.
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Внедрение антикоррупционных стандартов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции,
1 Судебная медицина является отраслью медицины, которая представляет собой совокупность знаний и специальных методов исследования, применяемых для решения.
Виды нарушений Правонарушение – юридический факт ( наряду с событием и действием ), действия, противоречащие нормам права ( антипод правомерному поведению.
Ответственность за информационные правонарушения..
Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению). Правонарушения.
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО- НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ханты-Мансийск 2014.
Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника; СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ (Ф) РАНХИГС Выполнили:
Заседание Совета руководителей ОУ города Тулы «Соблюдение антикоррупционного законодательства в образовательных организациях»
ТИТУЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОБРОСОВЕСТНОГО ПРИОБРЕТАТЕЛЯ НЕДВИЖИМОСТИ Докладчик – Виталий Валентинович.
По вопросам противодействия коррупции СЕМИНАР. Тема семинара: Обзор действующего законодательства о противодействии коррупции 1.Основные понятия и принципы,
Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд обучающий семинар видеолекция (второе занятие)
Транксрипт:

УЧАСТНИКИ И ЗАЯВИТЕЛИ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ: РИСКИ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив

НЕ БЫВАЕТ НЕ ДОСТИЖИМЫХ ЦЕЛЕЙ! НО КАЖДАЯ ЦЕЛЬ ИМЕЕТ СВОЮ ЦЕНУ Цена = совокупность негативных последствий действий, направленных на достижение цели, непосредственно не связанных с предметом целеполагания. Цену всегда платит субъект - тот (или те), кто непосредственно совершает действия. Не бывает недостижимых целей, бывают цели, достижение которых слишком дорого для субъекта. Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 2

НАША ЦЕЛЬ – РАЗРЕШЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ КЕЙСОВ Защита прав потерпевших, наказание виновных, возмещение ущерба и убытков… Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 3

ЦЕНУ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ МОЖНО ПРОГНОЗИРОВАТЬ, АНАЛИЗИРУЯ РИСКИ Заявители и активисты должны отчетливо понимать, с чем им придется столкнуться. Для этого необходимо проанализировать кейс и персональную ситуацию заявителя или активиста на предмет вероятности наступления возможных негативных последствий активного участия в разрешении кейса. Это – ПЕРВЫЙ ЭТАП работы с кейсом. После него должны начинаться все остальные активные этапы. Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 4

ЦЕНУ МОЖНО СНИЗИТЬ! За счет предварительной выработки механизмов снижения или отмены рисков Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 5

КТО ТАКОЙ ЗАЯВИТЕЛЬ О КОРРУПЦИИ? Лицо, добросовестно и на разумных основаниях сообщающее компетентным органам о любых фактах, связанных с преступлениями, признанными таковыми в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции. (Конвенция ООН против коррупции, ст. 33) Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 6

ЗАЯВИТЕЛИ И АКТИВИСТЫ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ В Российской Федерации нет убедительной системы защиты заявителей о коррупции. Существуют механизмы защиты свидетелей, которую нельзя приравнять к защите заявителей. Отсюда возникает низкий уровень доверия граждан к системе уголовного правосудия. НКО и общественные структуры пользуются б Ольшим доверием со стороны граждан. Именно третий сектор на сегодняшний день – единственная среда, где заявитель может быть хоть как-то защищен. Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 7

МЕРЫ ЗАЩИТЫ: Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 8 Российским законодательством не предусмотрены гарантии обеспечения государственной защиты лиц, которые сообщают о подозрениях и фактах, связанных с преступлениями, в том числе коррупционного характера.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН п. 2 (п): Правительству поручено разработать и представить проект НПА, который усовершенствует организационное и юридическое обеспечение защиты заявителей о коррупции (до 1 ноября 2014 года) Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 9 Но даже после этого счастливого момента НКО понадобится анализировать риски заявителя для того, чтобы способствовать распространению на него мер по государственной защите заявителя о коррупции.

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: Получение / Дача взятки (ст УК); Мошенничество (ч.3 ст.159 УК); Присвоение или растрата (ч.3 ст.160 УК); Нецелевое расходование бюджетных средств (ст УК); Нецелевое расходование государственных внебюджетных фондов (ст УК); Злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК); Коммерческий подкуп (ст.204 УК); Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст.174 УК); Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст УК) Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 10

ЗАЯВЛЕНИЕ О КОРРУПЦИИ: Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 11 Можно заявлять о преступлениях и правонарушениях Следственные органы могут начать расследование Процессуального статуса заявитель в российском законодательстве нет Специальный порядок применяется только для должностных лиц, сообщивших о коррупции (указ Президента 309 от 2 апреля 2013 года)

РИСКИ ЗАЯВИТЕЛЕЙ: ВИДЫ РИСКОВ, МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ГРУППЫ РИСКА, ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ. Для того, чтобы помочь заявителю обезопасить себя, мы должны полностью проанализировать следующие группы рисков на предмет возможности их наступления : Уголовное преследование Трудовые риски Имущественные риски Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 12

УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ: ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫЙ ДОНОС Действующее уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ). При этом УПК устанавливает правило, согласно которому в случае вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела следователь обязан рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении. Однако вынесение обвинения возможно только за заведомо ложный донос, что означает необходимость наличия умысла со стороны заявителя. Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 13

УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ: КЛЕВЕТА Состав - формальный, поэтому преступление полагается оконченным с момента состоявшегося распространения сведений ложного и порочащего характера, даже если они еще не стали известны оклеветанному. Субъективная сторона. Обязательным признаком состава клеветы является заведомость, означающая знание виновным того, что сведения - изначально ложные, вымышленные, не соответствующие действительности. Таким образом, данное преступление совершается с прямым умыслом. Уголовные дела по факту клеветы являются уголовными делами частного обвинения, поэтому возбуждаются только по заявлению потерпевшего или его законного представителя (УПК РФ ст. 20 ч. 2), за исключением ч.4 ст 20 УПК РФ: если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 14

УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ: КЛЕВЕТА Достаточные основания считать соответствующими действительности распространяемые порочащие сведения имеются у обвиняемого в клевете лица тогда, когда факты и обстоятельства, которые ему известны, достаточны сами по себе, чтобы у разумного и осторожного человека появилось убеждение в их подлинности или о подлинности сделанных на их основе выводов. Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 15

УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ: ОБВИНЕНИИ В СОУЧАСТИИ Очень часто заявитель из свидетеля или потерпевшего становится обвиняемым через механизм привлечения к уголовной ответственности в качестве соучастника. Лучшая политика защиты – сразу самим определить, насколько заявитель замешан в принесенном им кейсе. Если соучастие выглядит реальным, то имеет смысл готовить перед передачей кейса в органы явку заявителя с повинной. Замещение заявителя активистом или НКО здесь не поможет. Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 16

ТРУДОВЫЕ РИСКИ ЗАЯВИТЕЛЯ ИЛИ ЕГО БЛИЗКИХ Увольнение (по негативной статье ТК или «по собственному») Дискриминация выплат (чаще – премий или «конвертных денег») Санкции, касающиеся условий работы (перевод на другую должность, преследования, лишение статуса и льгот) На сегодняшний день все это регулируется Трудовым кодексом, который весьма слабо применяется в реальном мире. Универсального рецепта кроме увольнения на сегодняшний день не существует. В нашей практике трудовые права удавалось восстановить только по суду. После вынесения решения по уголовному делу. ВАЖНО понять, способен ли заявитель нести риски потери уровня постоянного дохода (имущественные обязательства, ипотека, кредиты). Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 17

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ Блокировка доступа к заключениям контрактов по госзакупкам по формальным признакам. Разрыв субсидиарных, кредитных, арендных и ресурсоснабжающих соглашений. Избыточные проверки Возбуждение судебных производств по собственности Отзыв лицензий Выселение из муниципального или ведомственного жилья (пока экзотика) Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 18

РИСКИ АКТИВИСТОВ (НКО) На активистов могут быть оказаны все виды давления, что и на заявителей о коррупции. Активисты публичны и медийны. Именно поэтому большая часть рисков сегодня связана с медийным полем и вопросами репутации. Для активистов есть дополнительные риски уголовного преследования: публичные статьи (экстремизм, нарушение авторских прав) и новые охранительные статьи (гос измена ит.п.) Важно чтобы активист участвовал в деле в качестве лица, публично и беспристрастно желающего разобраться в ситуации, изыскать истину и добиться справедливости. Конфликтное поведение, провоцирующее риски, для активиста недопустимо (публикации, публичные высказывания, участие в массовых обличительных кампаниях). Активист (НКО)-заявитель это особый, отдельный вид активиста (НКО). Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 19

ФОРМАЛЬНЫЙ ИЛИ НЕФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЗАЩИТЕ ЗАЯВИТЕЛЕЙ О КОРРУПЦИИ - ЧТО ЭФФЕКТИВНЕЕ? Мы только консультируем заявителя, ведем общественное расследование, собираем факты и доступные доказательства, а заявлять в органы власти может только сам заявитель при нашем контроле со стороны. Основные риски несет заявитель. Трансперенси Интернешнл Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив 20 Мы собираем информацию о возможных коррупционных преступлениях, веем расследование, собираем факты и доступные доказательства и сами становимся заявителями в органы власти и несем основные риски. При этом заявитель, обратившийся к нам, может сохранить свою анонимность. ФОРМАЛЬНЫЙ НЕФОРМАЛЬНЫЙ