Н. М. ШАДРИНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА АНО «ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ «ЭВРИКА» Система оценки качества в рамках основной образовательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : ТОЧКА ВЫБОРА. Шиян Ольга Александровна Ведущий научный сотрудник МГПУ.
Advertisements

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования. Н. М. Шадрина, заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики.
Проектирование системы оценки качества дошкольного образования Т.В. Морозова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика»
Проектирование системы оценки качества дошкольного образования Т.В. Морозова эксперт ИПОП «Эврика»
ПРОЕКТ Дошколёнок- счастливый ребенок на основе проекта ФГОС дошкольного образования (основные качественные показатели будущего стандарта)
Н. М. Шадрина, заместитель директора АНО « Институт проблем образовательной политики « Эврика ». 10 сентября 2013 г. Г. Самара.
Конструирование ООП в соответствии с ФГОС ДО Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Н. М. ШАДРИНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА АНО «ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ «ЭВРИКА» Основная образовательная программа дошкольного образования:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Презентация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС муниципального дошкольного образовательного учреждения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект) Овечкина Т.А., заведующий «Института детства» СПб АППО.
Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Еремина Т.Ю., методист., ст.преподаватель.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ III ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
Презентация программы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой.
Транксрипт:

Н. М. ШАДРИНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА АНО «ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ «ЭВРИКА» Система оценки качества в рамках основной образовательной программы дошкольного образования: основания проектирования и финансово- экономические механизмы как условие реализации.

Требования к дошкольному детству Ранний старт Эмоциональное благополучие

Развилки дошкольного образования Акселерация развития Амплификация развития

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ обоснование Запорожец А.В.: амплификация развития Широкое развертывание и максимальное обогащение специфически детских форм деятельности

Особенности ФГОС ДО Ориентиры: Развитие личности и индивидуальности самостоятельная ценность дошкольного детства

Социальный навигатор 2014: рейтинг муниципальных садов России Основная масса детских садов во всех случаях соответствует оценке «удовлетворительно» – 96,2 % в 2012 году и 99,3% в 2013 году и 94,9% в 2014 году.

Основные тенденции ориентироваться на стимулирование инициативы ребенка, создавать условия для его свободного развития через индивидуализацию образовательного процесса, организацию диалогических отношений с педагогами усиления образовательной составляющей в дошкольном возрасте. Определения нового качества дошкольного образования как образования развивающего (амплифицирующего), в равной степени избегающего рисков натаскивания к школе или невмешательства в процесс развития. Стандарт условий и стандарт детских достижений

Образовательная среда ФГОС: 3.3. Важнейшим условием реализации программы является создание образовательной среды, и эмоционально комфортной и развивающей для ребенка. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Предметно – пространственная развивающая среда (насыщенная, полифункциональная, трансформируемая, вариативная, доступная, безопасная)

Образовательная среда - способ действия ребенка, задаваемый пространством, структурой программы и взаимодействием взрослого Синтетический характер предмета оценки: ПРИМЕР: НЕ НАЛИЧИЕ ИГРУШЕК, А ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ДОСТУПНОСТЬ Образовательная среда – «скрытое содержание образования»

Стандартизированные инструменты оценки образовательных условий. Шкалы оценки образовательной среды Early Childhood Environment Rating Scale-Revised (ECERS-R) Infant and Toddler Environment Rating Scale (ITERS-R) Family Day Care Rating Scale (FDCRS) Оценка образовательных практик в образовании детей раннего возраста (Assessment of Practices in Early Elementary Classrooms (APEEC)). Шкала детско-взрослых интеракций (Caregiver Interaction Scale (CIS)) Шкала наблюдений за взаимодействием детей в классной комнате (Classroom Assessment Scoring System (CLASS)). «Освоение речи грамотности в дошкольном возрасте: шкала наблюдений» (Early Language and Literacy Classroom Observation (ELLCO)).

Общие характеристики для всех шкал: Предполагают наблюдения за ребенком или интеракциями взрослого и ребенка в естественных условиях внешним специалистом Предполагают специальную подготовку профессионала, использующего шкалу Включают подробное описание индикаторов, позволяющих надежно оценивать ситуацию (среду, взаимодействие) и давать ей количественную оценку. Допускают возможность использования для внутренней оценки и формирующего оценивания в программах по развитию ситуации в дошкольном образовательном учреждении.

Проявляются две тенденции: Тенденция ориентироваться на стимулирование инициативы ребенка, создавать условия для его свободного развития через индивидуализацию образовательного процесса, организацию диалогических отношений с педагогами Тенденция усиления образовательной составляющей в дошкольном возрасте. Определения нового качества дошкольного образования как образования развивающего (амплифицирующего), в равной степени избегающего рисков натаскивания к школе или невмешательства в процесс развития. Стандарт условий и стандарт детских достижений

4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Отражают согласованные ожидания общества, представляют собой портрет ребенка, который не может быть непосредственно применен к отдельному ребенку Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач Намерения образовательной программы Результат развития ребенка

Критерии оценки качества Познание Действия воспитателя создает условия, чтобы каждый ребенок имел возможность свободного размещения в группе создает условия, чтобы каждый ребенок имел возможность свободного перемещения в процессе деятельности предоставлен детям выбор познания (наглядный, опытно- экспериментальный, исследовательский), способ поиска информации (библиотека, диалог), собеседника по специфике познания предоставляют право выбора различных средств (материалов, деталей и пр.) для удовлетворения собственных познавательных интересов Среда предоставлен детям выбор полифункционального пространства познания, в котором происходит событие (группа, изостудия, музыкальный зал…) соблюдается принцип доступности материалов Распорядок дня отведение времени для самостоятельной деятельности ребенка соблюдение баланса между разными видами активности детей (умственной, физической и др.), их чередование составление режима дня в соответствии с возрастными возможностями ребенка и состоянием его здоровья

Зоны благополучия Зоны неблагополучия Безопасность Гигиена Пространство Мебель Повышение квалификации Возможность уединения Возможность общаться с педагогом индивидуально Нерегламентированное общение Свободная игра Доступность материалов Готовность к культурному многообразию Вовлечение родителей Апробация шкал оценки среды: предварительные результаты

Проекты примерных программ «От рождения до школы» «Истоки» «Золотой ключик» «Открытия» «Программа Монтессори» «Березка» (Вальдорфская педагогика) «Тропинки» … Важно увидеть зазор, а не сходство!

Наименование программы по которым работают воспитатели %Количест во «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева) %51 «Школа 2100» (А.А.Леонтьев,Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др.) %3,4 «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.) %4 «Истоки» ( Центр Дошкольное детство им А.В. Запорожец %0,6 «Мозаика»%41

«От рождения до школы» преимущества Риски Традиционность (бывшая «Типовая» программа) Большое методическое обеспечение (в том числе «Школа 7 гномов», приложения) От младенческого возраста Традиционность (бывшая «Типовая» программа) Формат «занятий» - основной Содержание традиционного типа (программа В.В. Гербовой по развитию речи)

«Истоки»: под ред. Л.А. Парамоновой преимущества Риски Традиция культурно- исторической психологии: «Центра Запорожца». Авторские программы Л.Парамоновой по конструированию по условиям Программа диалогической речи А.Г. Арушановой Парциальные программы по второму языку, изо и экологии Формат НОД - основной

«Золотой ключик»: Кравцова Е.Е. И Кравцов Г.Г. преимущества Риски Традиция культурно- исторического подхода Готовность к школе = развитие произвольности, в том числе в игре Детоцентричная программа. Семейный тип отношений Разновозрастные группы Парная педагогика Событийная организация жизни Ценность игры и время для игры Характеристика возраста и критерии по годам Дидактический материал Нет младенческого возраста Дополнительные кадровые ресурсы Подготовка педагога необходима

«Золотой ключик»: примеры планирования ТемаЗадачиУсловия реализации Таинственное послание Создание обстановки приключенческого события. Обеспечение появления таинственного послания с далекого острова с просьбои ̆ о помощи. Создание вербального образа Дракона- людоеда. Бутылка, «побывавшая долгое время в океане»; Состаренное послание, карта мира. Куклы-роботы Придумывание собственных кукол- роботов, наделенных характером и особенностями детеи ̆. Программирование кукол- роботов. Обучение кукол роботов Подручные материалы для изготовления кукол- роботов.

«Золотой ключик»: взрослый – играющий волшебник

«Открытия»: под ред. Е.Г. Юдиной преимущества Риски Принципиально иная организация жизни: проекты, самоопределение Внятная организационная структура: круг, самоопределение, проекты, обсуждение Направленность на развитие самосознания детей Можно использовать содержание других программ Л.В.Свирская ̆ «Методика ведения педагогических наблюдении ̆ » Необходимо специальное обучение педагогов

Я и мои произведения

«Тропинки»: В.Т. Кудрявцев преимущества Риски Готовность к школе = развитие воображения Проблема как основная единица развивающего программного содержания. единство развивающеи ̆ и оздоровительнои ̆ работы с детьми Авторские программы по развитию речи О.С. Ушаковой, по подготовке к чтению Л.Е.Журовой, по развитию знаково-символической деятельности Н.Г. Салминой Нет программы для младенческого возраста Необходима специальная подготовка педагогов

Структура «Тропинок» 1) «Развитие культуры общения»: «Тропинка в мир людеи ̆ », «Тропинка в мир труда»; 2) «Развитие культуры познания»: «Тропинка в мир свои ̆ ств и качеств предметов», «Тропинка в окружающии ̆ мир», «Тропинка в мир математики»; 3) «Развитие культуры речи»: «Тропинка в мир правильнои ̆ речи», «Тропинка к грамоте»; 4) «Развитие художественно-эстетическои ̆ культуры»: «Тропинка в мир художественнои ̆ литературы», «Тропинка в мир музыки», «Тропинка в мир изобразительного искусства»; 5) «Развитие культуры движении ̆ и оздоровительная работа»: «Тропинка в мир движения», «Тропинка к здоровью».

Программа М. Монтессори (под редакциеи ̆ Е.А. Хилтунен). преимущества Риски Разработанные технологии взаимодействия с детьми Подробный список материалов и пособий Сенсорное развитие Развитие самостоятельности Необходимость приобретения материалов Необходимость обучения педагогов

Принципы программы Принцип сенситивных периодов Принцип актуального и ближаи ̆ шего развития Принцип свободнои ̆ работы детеи ̆ в предметно- пространственнои ̆ развивающеи ̆ среде Принцип разновозрастности детскои ̆ группы

«Березка»: вальдорфская педагогика (под ред. В.Загвоздкина). преимущества Риски Технология работы и взаимодействия с детьми Акцент на развитии воображения и эмоциональной сферы Принципы: Ритм и повторение Разновозрастные группы Опытное переживание мира Эстетическая среда Разновозрастные группы Вовлечение семьи Включение в традиционную культуру Необходима подготовка педагогов

Программа «Развитие» преимущества Риски Наглядное моделирование (Леонид Венгер) Средства – медиаторы – как основной механизм работы в зоне ближайшего развития ребенка. Не оформлена как проект примерной программы

Польша: «Vygotsky in action»

Авторские программы Детский сад школы А.Н. Тубельского / «Медвежонок» Улан-Удэ «Аленушка» Улан-Удэ Детский сад 16 Красноярск kh_sobranij/0-28 …

Ресурсы Электронная газета «Вести образования» Журнал «Современное дошкольное образование» Журнал «Обруч»