СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ
= КУЛЬТУРА ЧУВСТВ +КУЛЬТУРА ЭМОЦИЙ +КУЛЬТУРА МЫСЛИ +КУЛЬТУРА РЕЧИ КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ =
ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им.Ф.И. ПАНФЕРОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Опыт преподавателя филологических дисциплин Зюба Т.С.
«РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ» -- «пользование языком» как «формой общественного явления, подчиненной определенным правилам», в результате чего складывается « грамматика речевого поведения»
Формирование культуры речевого поведения – предмет изучения следующих наук: философия; лингвистика; педагогическая этика; риторика; психолингвистика; социальная педагогика.
заключительный основной начальный Этапы формирования культуры речевого поведения студентов в условиях образовательной среды педагогического колледжа
МАЯКИ и ОГОНЬКИ
АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ Высокий уровень сформированности культуры речевого поведения заключительный Этапы формирования культуры речевого поведения Результативный Компоненты формирования культуры речевого поведения основной начальный Мотивационно- целевой Содержательный Учитель-преподаваниеУчитель-преподавание Ученик-учениеУченик-учение
Система формирования культуры речевого поведения студентов в условиях образовательной среды ЭтапыЭтапы КомпонентыКомпоненты начальный основной заключительный мотивационно-целевой содержательный результативный
Основными составляющими единицами понятия культуры речевого поведения являются: качество речи (правильность, уместность высказывания, выразительность, богатство языка, разнообразие языковых средств, смысловое членение речи); культура мышления (содержательность высказывания, логика изложения материала, точность фактов и ясность формулировок); внешнее оформление речи (жесты, мимика, взгляд, громкость голоса, мелодика тона, скорость); внешний вид говорящего (опрятность, прическа, макияж, одежда, обувь, аксессуары)
ПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ЗАВЕРШАЮЩИЙ АККОРД композиции «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР!» ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛОВАРЯ «Вежливых слов» СЦЕНА ИЗ ЛИТЕРАТУРНО- МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «Вл. ВЫСОЦКИЙ – СВЕТОМ КОНТРАСТНЫХ ЛУЧЕЙ»
Уровни сформированности культуры речевого поведения ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ
Мониторинг сформированности культуры речевого поведения студентов колледжа гг.
ВЫВОДЫ: Формирование культуры речевого поведения представляет собой непрерывный динамический процесс. В контексте теории уровневого подхода выявлены и обоснованы три уровня сформированности культуры речевого поведения студентов в условиях образовательной среды (низкий, средний, высокий). Повышения уровня сформированности культуры речевого поведения студентов и достижения положительного отношения к ней можно добиться в результате применения разработанной системы формирования культуры речевого поведения студентов в условиях образовательной среды. Для определения эффективности системы формирования культуры речевого поведения студентов в условиях образовательной среды использовалась комплексная диагностика.