Урок по региональному компоненту. Русский язык 9 класс. По программе М. Разумовской. Лингвистический анализ текста( с применением печатных страниц).
Страничка « Из истории лингвистики» Виктор Владимирович Виноградов ( ) был одновременно лингвистом и литературоведом, человеком энциклопедических знаний, родоначальником двух лингвистических наук истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы
Ходил человек по земле уральской, Камешек узорчатый найдёт - в сумку находку спрячет. Словцо меткое услышит- в книжечку запишет. Много лет человек разные разности собирал, а шкатулку до верха так и не наполнил.
Топонимия- наука о чём? Аргаяш- озеро. От башкирских слов яр- « берег», кояш- « солнце». В говоре местных башкир- Яргояш. В переводе означает солнечный берег. Бреды- рабочий посёлок. Основан в 1843 году как опорный пункт оренбургского казачьего войска. Название дано по местечку Бреда на юге Нидерландов, где в 1813 году произошло сражение русских войск с французскими, окончившееся победой первых.
Сказы Уральской земли
Серафима Константиновна Власова( ) Родилась 28 июля 1901 года в городе Томске. Дом её детства располагался на Симбирском тракте, часто по нему шли арестанты, гремя кандалами, останавливаясь на короткий отдых, рассказывали легенды, пели песни. Училась в церковно- приходской школе, затем- в Высшем начальном училище города Томска. Учительствовала, работала завучем, затем директором школы В 1955 году Власова создала свой первый сказ, а в 1957 году вышла её первая книга- « Уральские сказы». В 1965 году её приняли в Союз писателей Урал она действительно очень любила и хорошо знала. В её сказах звучит тема дружбы издавна населяющих Урал русского, башкирского и татарского народов.
Работа по тексту Там, где шумит голубая волна Увильды и ветер по соснам гуляет, свою бесконечную песню поёт, родилась эта легенда. В те поры спал наш Урал, как могучий богатырь- великан. Не будили его гудки паровозов, не дымили заводские трубы, не сверкали огни больших городов, трактора на полях не гуляли. Тихо было в горах, безлюдно в степях, только воды рек и озёр неумолчно шумели. Травы цвели, птицы в лесах гнёзда вили. Не было в те времена озера Увильды- большой чаши с хрустальной и чистой водой, только речка в логу между гор пробивалась. Жил в землянке старый рыбак с дочерью, которая славилась своею красотою. Звали её Сайма. Полевым цветком Сайма росла. Рано утром она просыпалась, студёной водой умывалась. Варила уху, диким мёдом лакомилась и за работу бралась.
Работа на печатных листах Определите, к какому стилю относится данный текст? Назовите все изобразительно- выразительные средства, которые вы обнаружили в тексте. Сколько типов речи в тексте? Как можно обозначить тему данного микротекста? Найдите мне предложение, в котором заключена основная мысль.
Схема для морфемного анализа. -Продолжите синонимичный ряд: бесконечный,… -Найдите и прочитайте мне предложения, которые соответствуют данным схемам: 1) [, ( где - и - -), - -]. 2)[ ], [ ], [ ], [ ]. 3) [ ], ( которая -).
Полный синтаксический анализ предложения Жил в землянке старый рыбак с дочерью, которая славилась своей красотой.
Проверь себя [Жил в землянке старый рыбак с дочерью,] ( которая славилась своей красотой.) Предложение по типу строения –сложное, сложноподчиненное. Состоит из двух частей- главной и придаточной. Главная часть- Жил в землянке старый рыбак с дочерью (грамматическая основа-рыбак жил). Придаточная часть - которая славилась своею красотой( грамматическая основа-которая славилась).
Схема сложноподчиненного предложения Сложноподчиненное с придаточным нерасчленённой структуры, определительное какой? Жил рыбак с дочерью которая славилась
Продолжите лингвистический анализ текста Морфологический анализ. 1.Славилась- глагол. Фонетический анализ. Красотой Морфемный анализ: Жил Старый Рыбак Землянке
Проверь себя Морфологический анализ. 1.Славилась- глагол. 2.Н.Ф.- славиться. 3.Пост. морфологические признаки: возвратный, несовершенный вид, непереходный, 2 спряжение. 4. Непостоянные морфологические признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, ж. род ( лицо не определяем- почему?). 5.Сказуемое
Фонетический анализ. Красотой кра-со –той ( к р ъ с а то j) Назовите мне следующий звук: согласный, твёрдый парный; звонкий непарный( сонорный); согласный, мягкий непарный, звонкий непарный( сонорный); гласный, безударный, неполного образования, непереднего ряда,верхние- среднего подъёма.
Морфемный анализ Жил Старый Рыбак Землянке Назовите мне слова, имеющие нулевое окончание. Подберите самостоятельно слово или слова к данной схеме:
Составьте словообразовательную цепочку. Что мы должны помнить при выполнении данного задания? Словообразовательный анализ: рыба, рыбак, рыболов, рыбача, рыбачащий Какое слово не будет принимать участие в словообразовательной цепочке? Почему?
И с тех пор там, где когда-то речка бежала, озеро с прозрачной, будто хрусталь водой засияло. Народ это озеро с той поры стал называть Увильды- голубой жемчужиной, а деревню, что возле озера родилась, и по сей день называют Саймой.
Напишите, какое впечатление произвёл на вас этот небольшой отрывок. Индивидуальное задание найти продолжение легенды, объяснить, почему же озеро Увильды называют голубой жемчужиной.
Ребята, мы сегодня с вами проделали большую работу по лингвистическому анализу текста, но на самый-то главный вопрос ответа не дали: « Так почему так важно изучать литературу родного края?»