Урок по региональному компоненту. Русский язык 9 класс. По программе М. Разумовской. Лингвистический анализ текста( с применением печатных страниц).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Гессель Т.И.. Серафиму Константиновну Власову критики называли талантливой продолжательницей славных традиций, заложенных Павлом.
Advertisements

Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Игра - викторина « Глагол ». Знатоки глагола теорети ки практи ки Работа с текстом
Урок русского языка Тема. Морфологический разбор глагола. Урок русского языка Тема. Морфологический разбор глагола. Подготовила: учитель МБОУ СОШ 2 Цыплакова.
Задание: переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчиненным «Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, повествующее.
Элективный курс: «Анализируй и твори».. Цели: Научиться комплексному анализу на примере поэтического текста. Научиться комплексному анализу на примере.
Цель. Закрепление умения выполнять морфологический разбор, систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Презентация"Синтаксический разбор сложного предложения" (экологическое равновесие)
Имя существительное Подсказка. Если какое-нибудь существительное окажется в предложении вместе с предлогом, не забудь об этом упомянуть. Это важно! Морфологический.
во что? чего? Главные и второстепенные члены предложения.
Виды разбора 5 класс Образец. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР. Требования к уровню подготовки в V классе. Учащийся должен знать, что такое фонетическая транскрипция.
Урок русского языка Тема. Морфологический разбор глагола. Урок русского языка Тема. Морфологический разбор глагола. Подготовила: учитель МОУ - СОШ 49 г.
Красота природы. Каждый народ любит природу родной страны. О её красоте поют песни, пишут стихи и картины… Самая красивая для человека природа там, где.
Творчески-исследовательская работа: Озера-Жемчужины.
Урок русского языка по теме:. 2 этап. Лексико-грамматические задания: 1 задание: найти лишнее слово. Почему оно лишнее? Осыпающийся, решенный, прочитанный,
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Цели: развивать математические способности, память, умение работать самостоятельно и в группах, развивать речь учащихся, умение передавать на бумаге свое.
Тема урока: Лексико-грамматические разряды наречий. (Смысловые группы наречий).
Учимся писать правильно Все готовы к уроку? Презентация подготовлена Белокобыльской Т.П.
Транксрипт:

Урок по региональному компоненту. Русский язык 9 класс. По программе М. Разумовской. Лингвистический анализ текста( с применением печатных страниц).

Страничка « Из истории лингвистики» Виктор Владимирович Виноградов ( ) был одновременно лингвистом и литературоведом, человеком энциклопедических знаний, родоначальником двух лингвистических наук истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы

Ходил человек по земле уральской, Камешек узорчатый найдёт - в сумку находку спрячет. Словцо меткое услышит- в книжечку запишет. Много лет человек разные разности собирал, а шкатулку до верха так и не наполнил.

Топонимия- наука о чём? Аргаяш- озеро. От башкирских слов яр- « берег», кояш- « солнце». В говоре местных башкир- Яргояш. В переводе означает солнечный берег. Бреды- рабочий посёлок. Основан в 1843 году как опорный пункт оренбургского казачьего войска. Название дано по местечку Бреда на юге Нидерландов, где в 1813 году произошло сражение русских войск с французскими, окончившееся победой первых.

Сказы Уральской земли

Серафима Константиновна Власова( ) Родилась 28 июля 1901 года в городе Томске. Дом её детства располагался на Симбирском тракте, часто по нему шли арестанты, гремя кандалами, останавливаясь на короткий отдых, рассказывали легенды, пели песни. Училась в церковно- приходской школе, затем- в Высшем начальном училище города Томска. Учительствовала, работала завучем, затем директором школы В 1955 году Власова создала свой первый сказ, а в 1957 году вышла её первая книга- « Уральские сказы». В 1965 году её приняли в Союз писателей Урал она действительно очень любила и хорошо знала. В её сказах звучит тема дружбы издавна населяющих Урал русского, башкирского и татарского народов.

Работа по тексту Там, где шумит голубая волна Увильды и ветер по соснам гуляет, свою бесконечную песню поёт, родилась эта легенда. В те поры спал наш Урал, как могучий богатырь- великан. Не будили его гудки паровозов, не дымили заводские трубы, не сверкали огни больших городов, трактора на полях не гуляли. Тихо было в горах, безлюдно в степях, только воды рек и озёр неумолчно шумели. Травы цвели, птицы в лесах гнёзда вили. Не было в те времена озера Увильды- большой чаши с хрустальной и чистой водой, только речка в логу между гор пробивалась. Жил в землянке старый рыбак с дочерью, которая славилась своею красотою. Звали её Сайма. Полевым цветком Сайма росла. Рано утром она просыпалась, студёной водой умывалась. Варила уху, диким мёдом лакомилась и за работу бралась.

Работа на печатных листах Определите, к какому стилю относится данный текст? Назовите все изобразительно- выразительные средства, которые вы обнаружили в тексте. Сколько типов речи в тексте? Как можно обозначить тему данного микротекста? Найдите мне предложение, в котором заключена основная мысль.

Схема для морфемного анализа. -Продолжите синонимичный ряд: бесконечный,… -Найдите и прочитайте мне предложения, которые соответствуют данным схемам: 1) [, ( где - и - -), - -]. 2)[ ], [ ], [ ], [ ]. 3) [ ], ( которая -).

Полный синтаксический анализ предложения Жил в землянке старый рыбак с дочерью, которая славилась своей красотой.

Проверь себя [Жил в землянке старый рыбак с дочерью,] ( которая славилась своей красотой.) Предложение по типу строения –сложное, сложноподчиненное. Состоит из двух частей- главной и придаточной. Главная часть- Жил в землянке старый рыбак с дочерью (грамматическая основа-рыбак жил). Придаточная часть - которая славилась своею красотой( грамматическая основа-которая славилась).

Схема сложноподчиненного предложения Сложноподчиненное с придаточным нерасчленённой структуры, определительное какой? Жил рыбак с дочерью которая славилась

Продолжите лингвистический анализ текста Морфологический анализ. 1.Славилась- глагол. Фонетический анализ. Красотой Морфемный анализ: Жил Старый Рыбак Землянке

Проверь себя Морфологический анализ. 1.Славилась- глагол. 2.Н.Ф.- славиться. 3.Пост. морфологические признаки: возвратный, несовершенный вид, непереходный, 2 спряжение. 4. Непостоянные морфологические признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, ж. род ( лицо не определяем- почему?). 5.Сказуемое

Фонетический анализ. Красотой кра-со –той ( к р ъ с а то j) Назовите мне следующий звук: согласный, твёрдый парный; звонкий непарный( сонорный); согласный, мягкий непарный, звонкий непарный( сонорный); гласный, безударный, неполного образования, непереднего ряда,верхние- среднего подъёма.

Морфемный анализ Жил Старый Рыбак Землянке Назовите мне слова, имеющие нулевое окончание. Подберите самостоятельно слово или слова к данной схеме:

Составьте словообразовательную цепочку. Что мы должны помнить при выполнении данного задания? Словообразовательный анализ: рыба, рыбак, рыболов, рыбача, рыбачащий Какое слово не будет принимать участие в словообразовательной цепочке? Почему?

И с тех пор там, где когда-то речка бежала, озеро с прозрачной, будто хрусталь водой засияло. Народ это озеро с той поры стал называть Увильды- голубой жемчужиной, а деревню, что возле озера родилась, и по сей день называют Саймой.

Напишите, какое впечатление произвёл на вас этот небольшой отрывок. Индивидуальное задание найти продолжение легенды, объяснить, почему же озеро Увильды называют голубой жемчужиной.

Ребята, мы сегодня с вами проделали большую работу по лингвистическому анализу текста, но на самый-то главный вопрос ответа не дали: « Так почему так важно изучать литературу родного края?»