Бурбах Елена Николаевна учитель английского языка МОУ Жердевской СОШ 2 Тамбовской области Проектирование учебных занятий с использованием информационно- коммуникационных технологий.
Использование ИКТ в образовании является одни из важных направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», - человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса. Информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России. Обучение иностранному языку, как часть образовательного процесса, не может остаться в стороне от этих глобальных изменений в школе. Задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Актуальность
Это требует от меня высокой степени профессиональной компетентности. По заявленной теме проекта мною пройдена стажировка на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей 6 г. Тамбова. Моя задача – активизировать познавательную деятельность обучающихся в процессе обучения английскому языку, чтобы сформировать и развить у них коммуникативную компетенцию и обучить практическому овладению иностранным языком.
-между традиционными методами обучения и новыми педагогическими технологиями, направленными на формирование иноязычной коммуникативной компетенции; -между возрастающей потребностью владения иноязычной коммуникативной компетенцией и отсутствием у обучающихся возможностей вступать в коммуникацию на иностранном языке. Проблема необходимость формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции на основе информационно- коммуникационных технологий Противоречия
поиск путей формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Цель Задачи - создать условия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции; - применять на уроках активные методы обучения, позволяющие каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; - использовать современные образовательные технологии; - повысить качество знаний обучающихся по английскому языку.
Социальные партнёры Срок реализации Обучающиеся 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11 классов Обучающиеся 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11 классов Родители обучающихся Социально-психологическая служба 1 год 2010 – 2011 г.г. 1 год 2010 – 2011 г.г.
I.Подготовительный. Изучение проблемы. (июнь-август 2010 г) Анкетирование, собеседование. (сентябрь 2010 г) II.Практический. Реализация поставленной цели и задач. (октябрь май 2011 гг) Создание системы уроков, презентаций, заданий, дидактических материалов, обеспечивающих формирование иноязычной коммуникативной компетенции, оформление проектной работы. Этапы работы
III. Контрольно-аналитический. Анализ полученных результатов. (июнь –сентябрь 2011 года) Анализ проделанной работы по проекту. Представление проекта на ШМО учителей гуманитарного цикла.
1. Максимальная возможность общения на английском языке каждого ученика группы. 2. Формирование и развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников. 3. Развитие механизмов мышления, умения работать с информацией, критически осмысливать получаемую информацию. 4. Формирование и развитие умения самостоятельной работы. 5. Повышение мотивации и познавательных интересов к предмету. Ожидаемые результаты
В условиях информатизации образования учитель выступает в роли режиссера, который призван направить информационный поток в целях наиболее эффективного обучения. Учитель должен прагматично подходить к использованию информационно-компьютерных технологий, и смотреть на компьютер не как на своего конкурента, а как на более совершенный по сравнению с другими средствами обучения инструмент. Применение ИКТ в обучении английскому языку, никоим образом, не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот, повышает ее эффективность, так как учитель может сконструировать такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.
Основные принципы проектирования урока -принцип системности; -принцип развития; -принцип информативности; -принцип индивидуализации. Этапы проектирования урока -концептуальный -технологический -операциональный -педагогическая реализация
Основными направлениями использования ИКТ учителями иностранного языка являются: -мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ Enjoy the ABC, Enjoy Listening and Playing(2-4 классы), Intermediate Listening Comprehension Course (10-11 классы); -тестирование на компьютерах; - уроки на основе авторских компьютерных презентаций; - проектная деятельность. ИКТ можно использовать на разных этапах урока: -при объяснении(введении) нового материала; - при закреплении; - при повторении; -при проверке домашнего задания; - контроле ЗУН; - физкультминутка.
На своих уроках я применяю ИКТ для: -формирования и совершенствования речевых навыков и умений говорения, аудирования, чтения и письма; -расширения активного и пассивного словарей; приобретения культурологических знаний; формирования культуры общения; -формирования устойчивой мотивации познавательной деятельности, потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения; - формирования навыков работы в группах; - обеспечения посильности усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.
Использование ИКТ на уроках английского языка включает в себя: - CD, DVD, - создание буклетов, - видеофрагменты страноведческого характера, - дидактический материал, - прослушивание текстов, - создание проектов, презентаций, - электронные энциклопедии.
Виды используемых на уроке средств ИКТ -универсальные (компьютер, проектор, экран, интерактивная доска); -ЦОРы; -ресурсы сети Интернет; -презентации Power Point.
Пути реализации проекта Современные образовательные технологии Игровые педагогические технологии, метод проектов, информационно- коммуникационные технологии Нестандартные формы проведения уроков Урок – игра, урок- соревнование, урок – экскурсия, урок – путешествие, ролевые игры Внеклассная работа Неделя английского языка, конкурсы, олимпиады
Результативность проекта Качество знаний
Результаты ГИА
Изучение мотивации
Охват обучающихся внеклассной работой
Результаты участия в олимпиадах муниципальныйзональныйрегиональный Бородина Св. -3 м.(9 кл) Медведская Д.- 1 м (10 кл) Добросотскова Г. – участие (11 кл) 9 класс Павленко Н.- победитель Боронина Св. –призер, 10 класс Медведская Д.- победитель 11 класс Наумова О. -победитель 10 класс Медведская Д.- участник
Результаты участия в олимпиадах
Распространение опыта Выступления Мероприятие Тема Педагогическая конференция«Реализация компетентностного подхода в преподавании ИЯ» Педагогическая конференция«Пути повышения качества преподавания иностранных языков в условиях проведения итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ)» Районный семинар учителей английского языка «Проектирование учебных занятий с использованием ИКТ» Школьное методическое объединение Представление педагогического проекта «Проектирование учебных занятий с использованием ИКТ» Школьное методическое объединение Открытое внеклассное мероприятие « Познание мира через языки»,
Размещение работ в сети интернет Название работы Адрес Разработка урока «Лондонское метро» Внеклассное мероприятие «Star Hour» Методический материал по подготовке к ЕГЭ
На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы: 1. проект способствовал формированию коммуникативной компетенции у обучающихся; 2. повысилось качество знаний по английскому языку; 3. урок наполнился новым содержанием за счёт представления на уроке максимальной наглядности (благодаря различным презентациям и видео- роликам), расширения информационных потоков использования Интернета; 4. проектирование учебных занятий с использованием ИКТ способствовало улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом информационного общества.
Информационные ресурсы 1. mon.gov.ru Федеральные образовательные стандарты 2. mon.gov.ru национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Брыксина О.Ф. «Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. //Информатика и образование С Научно-практический журнал «Управление современной школой Завуч», 2, 2007 г. Статья «Диагностика и анализ учебного процесса» Мотуренко Н.В. (стр. 9-22). 6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
Приложение Intermediate Listening Comprehension Course (10-11 классы) Intermediate Listening Comprehension Course (10-11 классы) компьютерные обучающие программы Enjoy the ABC, Enjoy Listening and Playing(2-4 классы) компьютерные обучающие программы Enjoy the ABC, Enjoy Listening and Playing(2-4 классы) FunEasyEnglish.com Презентация Медведской Дарьи Презентация Каменева Вадима Проект Уваровой Дарьи Карта погоды True or False Контроль домашнего задания