« Экологическое право » Тема 2. Эколого-правовые нормы и экологические правоотношения. Источники экологического права. Цель занятия: Время: 1 час. Лекция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологическое право. Экологическое право отрасль призванная регулировать взаимодействия общества и природы Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет.
Advertisements

1.П РАВОВАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ 2. Э КОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Подготовил: Бирюков И. А. ЮФ
Экологическое управление (управление в сфере взаимодействия общества и природы) - урегулированная нормами права деятельность специально уполномоченных.
Экологическое право. Понятия Экология (Эрнст Геккель) - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и местом их обитания. Экология - наука о социальных.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
Экологическое право Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и права МБОУ» Яйская СОШ2»
Нормы банковского права © 2006 г., Лаврентьева М.Г.
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ: ВОЙНИЧ Б.Л. ГРУППА Ю-240 ПРОВЕРИЛ: АНДРЕЕВ А.В.
Безопасность жизнедеятельности Законодательные основы БЖД.
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Экологическое право представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения: по охране окружающей среды от вредных.
Экологическое право. Определения Экологическое право – самостоятельная, комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия человека.
Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений к.и.н., профессор Подсумкова А.А.
Понятие и содержание информационных правоотношений. Виды информационных правоотношений.
Валютное право Лекция 3. валютное право - институт финансового права, предметом валютного права как института финансового права являются общественные.
Понятие и принципы земельного права Подготовила Прядкина Н. В. гр 206 МДС.
ПРАВО, ЕГО СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ Материалы к уроку класс §9(33) Григорьев О.В.
Предмет экологического права - общественные отношения по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Признаки экологических отношений:
Административно-правовые нормы
Коробова Е.В. Основы теории права Право в системе социального регулирования.
Транксрипт:

« Экологическое право » Тема 2. Эколого-правовые нормы и экологические правоотношения. Источники экологического права. Цель занятия: Время: 1 час. Лекция 2. Вопросы занятия: 1. Этапы и источники формирования экологического права 2. Право природопользования. Понятие и виды. Классификации видов природопользования 3. Основные принципы охраны окружающей среды (Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды" от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ ).

Досоветский период (до 1917 г.). Экологические нормы «Русской правды» (1016 г.). Соборное уложение 1649 г. И его экологические нормы. Экологические нормы досоветского периода. Советский период ( г.г.). Декреты СНК РСФСР: «О земле» (1917 г.), «О лесах» (1918 г.), «О санитарной охране жилищ» (1919 г.), «О недрах земли» (1920 г.), «Об охоте» (1920 г.) и др. Первый этап отраслевой кодификации: Земельный кодекс РСФСР (1922 г.), Лесной кодекс РСФСР (1923 г.). Второй этап кодификации: Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.), Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), законы РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.), и «Об охране и использовании животного мира» (1982 г.). Законодательные акты переходного периода: Земельный кодекс РСФСР (1991 г.), законы РСФСР «О санитарно-эпидемиологического благополучии населения» (1991 г.), «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Этапы и источники формирования экологического права

Современный период (с 1992 г. по настоящее время). Полное обновление базовых законодательных актов экологического права: Закон РФ «О недрах» (1992 г.), федеральный закон «О животном мире» (1995 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Лесной кодекс РФ (1997 г.), федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.), федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (2004 г.). Закрепление на законодательном уровне отдельных правовых институтов, ранее регулируемых на подзаконном уровне: федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.), «О континентальном шельфе Российской Федерации» (1995 г.), «Об экологической экспертизе» (1995 г.) и др. Принятие принципиально новых законов, регулирующих отдельные группы общественных отношений: федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (1996 г.), «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001 г.) и некоторые другие. Экологическое законодательство субъектов Российской Федерации и правовые акты муниципальных образований, регулирующих экологические отношения.

Под источниками права вообще понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты. Источниками права являются: На федеральном уровне: 1. Конституция РФ; 2. международные документы; 3. федеральные конституционные законы; 4. федеральные законы; 5. акты Президента РФ (указы, распоряжения); 6. акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); 7. нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств; На уровне субъектов РФ: 1. законодательство субъектов РФ конституции, уставы субъектов РФ; 2. законы субъектов РФ; 3. акты глав субъектов РФ; 4. акты органов исполнительной власти субъектов РФ; На муниципальном уровне акты местного самоуправления. Источники экологического права

Право природопользования. Понятие и виды Право природопользования это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Природопользование это использование полезных для человека свойств окружающей природной среды: экологических, экономических, культурных, оздоровительных и др. Ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» дает следующее определение: «Использование природных ресурсов эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности». Понятия «природопользование» и «право природопользования» необходимо четко различать. Если природопользование есть фактическое использование человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей природной среды, то право природопользования представляет собой использование свойств и объектов природной среды, которое урегулировано нормами права. Право общего природопользования гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой. Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно- ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия

Классификации видов природопользования В зависимости от титула, на котором основано право природопользования непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов; производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права. В зависимости от срока пользования бессрочноедолгосрочноекраткосрочное В зависимости от способа использования осуществляемое с изъятием природного ресурса из природной среды осуществляемое без изъятия природного ресурса из природной среды Каждый из указанных выше видов природопользования может быть подразделен на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта.

Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды" от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; - научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; - охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; - ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; - платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; - независимость контроля в области охраны окружающей среды; -презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; - обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; - сохранение биологического разнообразия; - обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; - запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; - соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; - ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; - организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; - участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; - международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды

Норма права - это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы фиксируют то, что должно быть. Согласно теории государства и права норма права - это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения. Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Нормы экологического права делятся на три группы: 1) отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т.д.); 2) комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом); 3) экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного и др.). Классификация норм права в целом может быть осуществлена по разным признакам, основаниям: 1) по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли; 2) по специфически юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании: регулятивные (управомочивающие, обязывающие и запрещающие); охранительные - предусматривающие меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав); специализированные (нормы специального действия), т.е. нормы о нормах (дефинитивные - содержащие легальные определения терминов, коллизионные - рассчитанные на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю, и оперативные - которые отменяют действие других норм, продлевают их действие или распространяют действие на более широкий круг субъектов или отношений). По характеру обязательности нормы подразделяются на: императивные - носящие категорический характер, требование которых не может быть изменено; диспозитивные - предоставляющие участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей.

С точки зрения содержания выделяются технико-юридические нормы, нормы технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию - технические правила (Сан ПиНы, СНи Пы и т.п.). В экологическом праве выделяются также по содержанию юридического предписания следующие виды норм: 1) нормы-принципы - закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды; 2) нормы-приоритеты - устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды; 3) нормы-правила - содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. Экологические императивы по своему содержанию подразделяются на следующие виды: предупредительные, запретительные; восстановительные (компенсационные); карательные; поощрительные; управомочивающие; разрешительные; обязывающие.

Основные термины экологического права Юридические факты - это конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. По волевому признаку все юридические факты делятся на события и действия. События - такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (например, стихийные бедствия). События подразделяются на абсолютные (не зависят от воли кого-либо) и относительные (связаны с действиями человека). Действия - это факты, которые зависят от сознания и воли людей. Причем бездействие - это пассивное действие с точки зрения юриспруденции. Действия подразделяются на правомерные (или позитивные) и неправомерные (или негативные), что есть правонарушения. Надо отметить, что действие - это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. Юридическая обязанность - это мера должного поведения, обеспеченная государством. Содержание прав и обязанностей в конечном итоге зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения. Субъектами экологических правоотношений являются: государство - в лице компетентного органа; юридические лица; физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны; хозяйствующие субъекты - предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

Вопросы для самопроверки 1. Что означают понятия «право природопользования» и «природопользование»? 2. Охарактеризуйте право общего природопользования. 3. Назовите основные принципы и основания возникновения и прекращения права специального природопользования.

ЛИТЕРАТУРА Основная: Веденин Н.Н. Экологическое право. Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, Бринчук М.М. Экологическое право. М.: ЮРИСТЪ, Экологическое право: Курс лекций и практикум/ под ред. Ю.Е. Винокурова – М.: Экзамен Дополнительная: Еремичев И.А. Основы экологического права России. М.: ЩИТ, Волков А.М. Экологическое право. М Дубовик О.Л. Экологическое право. М Кодексы, законы, указы, подзаконные акты и другие нормативные акты, действующие на современном этапе. Учебники и учебные пособия в электронном виде: 1. Боголюбов С.В. Экологическое право. Курс лекций. Гарант 2006.

Занятие окончено. Спасибо за внимание. Удачи в учёбе.