Культурологический вектор спортивного воспитания подрастающего поколения России Доктор педагогических наук, профессор Лубышева Людмила Ивановна fizkult@teoriya.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Спортивная подготовка Спортивная подготовка – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющих направленно воздействовать.
Advertisements

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия 63 Спортивно - ориентированное физическое воспитание.
СТАНДАРТ и общеобразовательный предмет «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
«Место предмета «Физическая культура» в профильном обучении школьников» ЗЛОТНИКОВА Т.Р. УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОШ 17 г. Саратова.
Влияние современных методологических принципов в спорте на выстраивание системы отбора и подготовки спортивного резерва С.Л.Садырин, Генеральный директор.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный государственный Университет физической.
Дополнительная общеобразовательная программа «Дзюдо» (физкультурно – спортивная направленность) возраст детей: лет срок реализации: 3 года Составитель:
О МЕТОДИКЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ГОДИЧНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦИКЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Т.Б.Петрова,
Специфическая направленность физического воспитания.
СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА БАЗЕ МОУ СОШ 26 «Реализация личностно ориентированного подхода в процессе использования.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ФУТБОЛ В ОБРАЗОВАНИИ» Г.Г.
Дополнительная образовательная программа « Футбол » ( физкультурно - спортивная направленность ) возраст детей: 7-10 лет срок реализации: 3 года срок реализации:
Спортивная деятельность в работе классного руководителя.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Выполнила : Исаева Светлана Николаевна с. Нижнеусцелемово.
Транксрипт:

Культурологический вектор спортивного воспитания подрастающего поколения России Доктор педагогических наук, профессор Лубышева Людмила Ивановна Слайд

Цель данного исследования – Обоснование педагогических условий формирования спортивной культуры личности в образовательном пространстве школы.

Спортивное воспитание Воспитание позитивного отношения к спортивной деятельности Воспитание посредством спорта Спортивная культура личности

Обучение элементам спорта Формы и специфика спортивного воспитания Уроки ФК физкультурно- массовые мероприятия школьные спортивные команды, секции, спортивные клубы соревнования тренировки Малые Олимпийские игры Школьные спартакиады Спортивные праздники Спортивная культура личности Всестороннее развитие личности

Специфика спортивного воспитания Наиболее эффективные формы: Наиболее эффективные формы: школьная спортивная команда, школьная спортивная команда, школьный спортивный клуб, школьный спортивный клуб, школьные спортивные секции. школьные спортивные секции. В учебно-тренировочном процессе формируется личность юного спортсмена, его успешность зависит от умения тренера организовать работу так, чтобы нацелить тренировочный процесс не только на развитие физических качеств занимающихся, освоение спортивных умений и навыков, но и в целом на формирование спортивной культуры личности. В учебно-тренировочном процессе формируется личность юного спортсмена, его успешность зависит от умения тренера организовать работу так, чтобы нацелить тренировочный процесс не только на развитие физических качеств занимающихся, освоение спортивных умений и навыков, но и в целом на формирование спортивной культуры личности.

Структура спортивной культуры личности Спортивная культура личности тренировкаобразованиевоспитание компоненты ценностно- мотивационный когнитивныйоперациональный Позитивное отношение к спорту Знание, организационные умения, зрительская культура Спортивные способности, умения, навыки спортивная деятельность, спортивное сознание, спортивная образованность, спортивный стиль жизни

Спортивная культура личности Позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризированы юным спортсменом, т.е. стали достоянием его внутреннего мира. Позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризированы юным спортсменом, т.е. стали достоянием его внутреннего мира.

Спортивная культура личности В детско-юношеском, массовом, школьном спорте закладываются основы спортивной культуры личности. В детско-юношеском, массовом, школьном спорте закладываются основы спортивной культуры личности. В спорте высших достижений у спортсменов высокого класса формируется элитный уровень спортивной культуры или профессиональная спортивная культура. В спорте высших достижений у спортсменов высокого класса формируется элитный уровень спортивной культуры или профессиональная спортивная культура.

Спортивное образование Предлагаемая инновация: преобразование урока «Физическая культура» в старшей школе в урок «Спортивная культура». Предлагаемая инновация: преобразование урока «Физическая культура» в старшей школе в урок «Спортивная культура».

10 Модель учебного предмета «Спортивная культура»

Спортивное образование Сущность преобразования содержания физической культуры в спортивную заключается в перестановке акцента с обучения физическим упражнениям на сбалансированное воздействие как на двигательную, так и на психическую функции, на интеллектуальный и двигательный компоненты спортивной культуры личности школьников. Сущность преобразования содержания физической культуры в спортивную заключается в перестановке акцента с обучения физическим упражнениям на сбалансированное воздействие как на двигательную, так и на психическую функции, на интеллектуальный и двигательный компоненты спортивной культуры личности школьников.

Спортивное образование Педагогическое требование. Без создания условий для реализации спортивной и физической тренировки достижение положительных сдвигов в физической (телесной) сфере человека и уровне его здоровья невозможно. Вместе с тем без полноценных знаний, составляющих интеллектуальную основу спортивной культуры, ее успешное формирование также представляется проблематичным.

Образовательные уровни учебного предмета Спортивный уровень предполагает тренировки в избранном виде спортивной специализации, выбираемом учениками по согласию родителей с правом изменения вида спорта. Тренировка состоит из трех учебно-тренировочных занятий (90–120 мин) по избранному виду спорта и проводится по соответствующим программам. Базовую часть программного материала, обязательную для всех учащихся, составляют: еженедельный теоретический урок в рамках академического расписания и занятия по общей физической подготовке в рамках тренировочной процесса независимо от выбранной учащимися специализации. Оздоровительный уровень предполагает одно теоретическое занятие в рамках расписания и учебно-тренировочные занятия по общей физической подготовке, которые проводятся два-три раза в неделю по 60–120 мин в конце общешкольного расписания. Содержание практического раздела программного материала определяется действующими программами по физической культуре для средних общеобразовательных школ. Адаптивный уровень. Для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, а также с низким уровнем физической подготовленности, организуются занятия в специальной группе. Они проводятся в рамках расписания во второй половине дня три раза в неделю по 40–60 мин при раздельном обучении мальчиков и девочек.

Спортивное образование Основной задачей интеллектуального компонента учебной работы является формирование знаний в области спортивной деятельности, а двигательного компонента – обеспечение спортивного и физического совершенства, которое достигается учебно- тренировочным процессом. Основной задачей интеллектуального компонента учебной работы является формирование знаний в области спортивной деятельности, а двигательного компонента – обеспечение спортивного и физического совершенства, которое достигается учебно- тренировочным процессом.

Учебный предмет «Спортивная культура» теоретический инструктивно- методический спортивный общефизическийоздоровительный Виды учебных занятий

Структура содержания предмета «спортивная культура» Практические занятия проводятся в форме тренировки и соревнований, которые выступают как результат эффективности практических занятий. Учебно-тренировочные занятия дифференцируются по уровням (спортивному оздоровительному и адаптивному), которым соответствуют определенные виды тренировки: спортивная, кондиционная и оздоровительная. Их размещение преимущественно во второй половине учебного дня или в конце учебного расписания в одинаковой мере способствует как общей организации учебного процесса в школе, так и решению задач спортивного воспитания. Только в этом случае могут быть обеспечены условия для организации спортивных и тренировочных занятий по интересам в соответствии с возможностями, склон­ностями, индивидуальными потребностями учащихся и состоянием здоровья. Такие занятия имеют ярко выраженную тренировочную направленность.

Модель организации спортивного образования Основания Образовательный (интеллектуальный) компонент Двигательный компонент (физическое совершенствование) Спортивный уровень Общефизический уровень Адаптивный уровень Общая цель спортивного образования Формирование спортивной культуры личности Цели учебной работы Обеспечение общего среднего спортивного образования Содействие спортивному совершенствованию Содействие физическому совершенствованию Повышение функционального состояния, физической дееспособности и здоровья Основная направленность задач Освоение основ специальных знаний, формирование естественнонаучного мировоззрения, инструктивно-методических умений Совершенствование психофизических способностей в избранном виде спорта Активное формирование здоровья Содействие развитию основных физических качеств, повышение функциональных возможностей организма Основная направленность содержания учебного процесса - специфические знания; - инструктивно-методические знания; - фундаментальные знания Физическая, специальная, техническая, тактическая и соревновательная подготовка - способы двигательной деятельности; - физическое совершенств. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков и оптимального уровня здоровья Формы организации Классно-урочная в рамках учебного расписания Учебно-тренировочные занятия в конце академического расписания, преимущественно во второй половине учебного дня

Виды учебных занятий Теоретическийурок Спортивная тренировка Общефизическая тренировка Оздоровительная тренировка Количество занятий в неделю 13 – 42 – 33 Время одного занятия, мин 4090 – – 9060 Контрольно- нормативные требования Сдача зачетов и экзамена Выполнение спортивного разряда Освоение обязательного минимума знаний Динамика психофизических способностей и здоровья Система оценивания 5-балльная Зачет / незачет Модель организации спортивного образования

Экспериментальное обоснование учебного предмета Включало в себя анализ результатов изменений морфофункциональных показателей, психического состояния, физической подготовленности, а также усвоение теоретических знаний, определяющих уровень спортивной образованности учащихся. Включало в себя анализ результатов изменений морфофункциональных показателей, психического состояния, физической подготовленности, а также усвоение теоретических знаний, определяющих уровень спортивной образованности учащихся.

Динамика показателей физического развития за период эксперимента Показатель Групп ы Первое обследование (октябрь 2007 г.) Последнее обследование (апрель 2009 г.) Темп приро ста, % nXM Достоверность различий nXM tptp 1 ЧСС в покое, уд/мин КГ2286,91,64 1,094> 0, ,851,71 2,448 0, ,590,89 8,032 0, ,04,59 4,644 0, ,7 12,87 0,796>0,05 1,82 ЭГ23384,612, ,516,5811,54 5 Силовой индекс, у.е. КГ2242,01,99 1,536> 0, ,211,99 6,316 0, ,001,55 9,647

Уровень физической подготовленности Характеризуется прямолинейным ростом как у девушек, так и у юношей ЭГ и КГ. Анализ результатов физической подготовленности свидетельствует о том, что все исходные показатели при почти одинаковых значениях через два года эксперимента в ЭГ превосходили результаты КГ как у девушек, так и у юношей (p

Выводы: Обязательным педагогическим условием активного формирования спортивной культуры личности школьника является организация процессов обучения, воспитания, тренировки как в рамках спортизированных уроков, так и при организации школьного спорта. Обязательным педагогическим условием активного формирования спортивной культуры личности школьника является организация процессов обучения, воспитания, тренировки как в рамках спортизированных уроков, так и при организации школьного спорта. Концепция спортивного образования, основанная на использовании принципа единства интеллектуального, двигательного и социально-психологического компонентов спортивной культуры личности и принципа тренировки, позволяет расширить систему научных представлений о путях и средствах эффективной организации двигательной активности учащихся старших классов и успешного формирования физической и спортивной культуры. Концепция спортивного образования, основанная на использовании принципа единства интеллектуального, двигательного и социально-психологического компонентов спортивной культуры личности и принципа тренировки, позволяет расширить систему научных представлений о путях и средствах эффективной организации двигательной активности учащихся старших классов и успешного формирования физической и спортивной культуры.

Выводы: Проведение теоретических уроков в первой половине дня и тренировочных занятий, преимущественно во второй – один из приемлемых вариантов организационно-методического обеспечения спортизации процесса физического воспитания школьников старших классов в условиях общеобразовательной школы. Проведение теоретических уроков в первой половине дня и тренировочных занятий, преимущественно во второй – один из приемлемых вариантов организационно-методического обеспечения спортизации процесса физического воспитания школьников старших классов в условиях общеобразовательной школы. Основной и ничем не заменимой формой спортивного образования является урок, его главная функция – обеспечение необходимого уровня образованности. Он должен остаться в учебном расписании школы наряду с другими образовательными уроками. Однако он должен быть наполнен содержанием, обеспечивающим эффективное решение образовательных задач, и проводиться в форме теоретического занятия в условиях класса. Основной и ничем не заменимой формой спортивного образования является урок, его главная функция – обеспечение необходимого уровня образованности. Он должен остаться в учебном расписании школы наряду с другими образовательными уроками. Однако он должен быть наполнен содержанием, обеспечивающим эффективное решение образовательных задач, и проводиться в форме теоретического занятия в условиях класса. Задачи спортивного и физического совершенствования следует решать на обязательных практических (не менее трех раз в неделю по 1,5–2 ч) занятиях, организованных на основе закономерностей и принципов спортивной тренировки. Задачи спортивного и физического совершенствования следует решать на обязательных практических (не менее трех раз в неделю по 1,5–2 ч) занятиях, организованных на основе закономерностей и принципов спортивной тренировки.