ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ «ИНТЕГРАЦИЯ ИГР С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ В СТРУКТУРУ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ» Выполнила воспитатель детского сада группы 2 Мазохина Галина Александровна
Одним из важнейших приоритетов в обучении умственно-отсталых детей является игровая деятельность. Однако, для особых детей игры становятся источником познаний лишь в том случае, если созданы особые условия для игровой деятельности. Эти условия позволяют включить ребенка в процесс коррекционно- воспитательной работы, одним из элементов которой является формирование первоначальных представлений об окружающем мире.
В дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развивается воображение как основа творчества. Могучим фактором, способствующем интеллектуальной активности детей, является природа. В группе имеется уголок, где хранится природный материал: сухие листья, шишки, семена и плоды деревьев, крупы, песок, камни, ракушки и т. д., которые используются не только в индивидуальной работе с детьми, но и на занятиях.
Природный материал - это особый материал. С одной стороны он очень непрочный: либо он легко ломается и крошится, либо очень тверд и требует навыков осторожного обращения. С другой стороны, обладает богатыми возможностями для развития воображения и детской творческой деятельности. Игры с природными материалами имеют неограниченный диапазон влияния на развитие личности ребенка.
Во время игр дети приобретают знания путем самостоятельного поиска путем исследовательской деятельности. Дети подолгу рассматривают природный материал: перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.
Используя природный материал на занятиях, дети не только учатся и развивают моторику, но и расширяют представление об окружающей действительности. Помимо теоретических и практических знаний работа с природным материалом развивает эмоциональное восприятие, пробуждает чувство, гармонию души.
На занятиях по рисованию детям очень нравится делать отпечатки сухими листьями, создавая сюжетные рисунки.
На фотографиях представлены упражнения: «Рисование пальцем на крупе или песке»;
«Песочный узор с помощью конуса» – все это способствует подготовке руки к письму.
С помощью природного материала можно отгадывать загадки, выкладывая отгадку по контуру рисунка. Например, «Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь. Улыбаешься в оконце, а зовут тебя все …. (Солнце)».
На занятиях по аппликации также часто используются природные материалы: крупа, сухие листья, семена деревьев.
Выполняя поделки на занятиях по лепке, дети с большим интересом применяют разнообразный природный материал. Контакт с природным материалом - очень полезен для развития ребенка, новые непередаваемые тактильные ощущения, интерес и любовь к труду, развитие мелкой моторики и воображения, стремление доводить работу до желаемого результата - это далеко не все открытия - которые приобретет ребенок в таком занятии.
При использовании природного материала по ознакомлению с художественной литературой дети получают знания о новых явлениях и предметах природы. Читая с детьми рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка», провели опыт, как камни, опускаясь в емкость с водой, выталкивают ее из емкости (вода поднимается).
Выполняя упражнение «Пузыри», дети учатся делать глубокий вдох и выдувать воздух через трубочку в воду, наблюдая за пузырями. Это упражнение полезно для формирования правильного дыхания и артикуляции при произношении некоторых звуков на занятиях с логопедом.
Мы привлекаем родителей к участию в конкурсах и выставках. Родители не остаются равнодушными. Готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала, рисуют рисунки. Природный материал кладовая для развития фантазии, творчества, воображения ребенка. Процесс работы с ним не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополняет навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно развивает мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Работа с крупой способствует развитию и усовершенствованию координации рук и пальцев, развитию «пинцетного» захвата.
Ребенок учится пересыпать, перекладывать ложкой, просеивать, захватывать и проталкивать мелкие предметы в отверстия, подготавливая себя к самостоятельной деятельности. «Найди пару»«Переложи горох»
«Разложи желуди и каштаны» «Просеивание фасоли»
«Составь бусы по цвету» «Золушка» и «Попади в отверстие»
Игры с водой – одни из любимых детских забав, и не удивительно, ведь эти игры полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики, вода развивает различные рецепторы: успокаивает, дарит положительные эмоции. «Тонет – не тонет»
«Маленький рыбак»«Переливалочки»
«Выжми губку»«Лейся-лейся»
«Водопад» «Подуй на кораблик»
Для детей песок – живое существо, общение с которым им необходимо. Играя с песком, у ребенка формируется первоначальное представление о конструировании. Песок нередко действует на детей, как магнит. Их руки сами неосознанно начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели и горы, выкапывать ямки. Игры с песком для детей очень полезны, они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений.
«Отпечатки ладошек»«Печем «куличики»»
«Просей песок» «Насыпь из кулачка»
«Мельница» «Найди клад»
Все эти игры не только способны занять детей на долгое время, но и многому научить.