1 Щигирева Ольга Юрьевна ведущий научный сотрудник ФГНУ ИСМО РАО к.п.н. Москва, 2013 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
2 Профориентация – ключевой компонент непрерывного образования Этому способствовали следующие факторы: Экономическое и социальное развитие европейских стран: одобрение Лиссабонской стратегии в 2000 г., направленной на создание самой конкурентоспособной в мире экономики Евросоюза, основанной на социальной интеграции; Возобновившийся интерес со стороны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к роли профессиональной ориентации в непрерывном образовании, как основной составляющей успешного экономического и социального развития, основанного на научных знаниях и инновациях. В последние 10 лет профессиональная ориентация в зарубежных странах выдвинулась на политическую авансцену, так как была признана ключевым компонентом стратегий непрерывного образования, которое, в свою очередь, является краеугольным камнем экономического и социального развития, основанного на научных знаниях и инновациях
3 Определение «Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи людям любого возраста и в любой момент их жизни по вопросам выбора направления обучения, профессиональной подготовки и сферы профессиональной деятельности и управления собственной карьерой. Услуги по профессиональной ориентации могут оказываться в школах, университетах и колледжах, учебных заведениях, государственных службах занятости, на рабочем месте, в добровольческих, общественных и частных организациях. Работа может вестись индивидуально и в группах, в очной и дистанционной формах (включая горячие линии помощи и интернет-услуги). Они включают в себя предоставление информации о профессиях (в печатной, электронной и других формах), инструменты оценки и самооценки, консультации, программы профессионального образования (для развития навыков управления карьерой, самосознания и понимания имеющихся вариантов выбора) пробные программы (чтобы опробовать профессию, прежде чем сделать выбор), программы по поиску работы и услуги профессиональной переподготовки.» Это самое новое определение (2004 г.), введенное и одобренное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Экспертной группой еврокомиссии по непрерывной профориентации, Советом европейского союза и Всемирным банком свидетельствует о смене парадигмы в развитии профессиональной ориентации. Данные изменения характерны для многих развитых стран и особенно стран-членов Евросоюза, Великобритании, США, Канады и Австралии.
4 Суть изменений Ориентация на карьеру вместо Ориентации на профессию Ориентация на карьеру= Профессиональная ориентация + Учебная ориентация => Укрепление взаимодействия между обучением и профессиональной деятельностью. Оптант – в центре профориентационного процесса Ключевые направления деятельности: идентификация, принятие решения, управление жизненным маршрутом. Переход от эпизодической профориентации в ключевые моменты жизни к непрерывной профориентации Переход от психолого-ориентированного подхода к педагогическому подходу (от тестирования к профессиональным пробам) От внешней поддержки к формированию навыков самостоятельного управления карьерой, От индивидуального консультирования к групповым формам работы и формированию навыков самостоятельной работы (познавательные, развивающие, воспитательные)
5 Роль профессиональной ориентации Непрерывное образование: предоставление необходимых знаний и навыков, чтобы соответствовать требованиям общества, основанного на научных знаниях и инновациях в условиях экономической глобализации, и обеспечение взаимосвязи между образованием, профессиональной подготовкой и миром труда. Развитие рынка труда: сокращение дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда, решение проблемы безработицы и обеспечение мобильности рабочей силы Обеспечение социального равенства и включения в общественную жизнь: реинтеграция обездоленных слоев населения и людей группы риска в сферу образования, профессиональной подготовки и трудовой занятости Последние исследования, проведенные ОЭСР, Всемирным банком, Европейским центром профессиональной подготовки и Европейским Фондом Образования, подтверждают ведущую роль профессиональной ориентации в реализации трех главных направлений социальной политики:
6 Критерии непрерывной профессиональной ориентации Открытость и доступность на протяжении всей жизни, необходимость отвечать требованиям и запросам различных категорий клиентов Особое внимание к клиентам в их ключевые моменты жизни Гибкость и инновационность предоставления услуг, способность соответствовать различным запросам и обстоятельствам различных групп населения Использование методов, побуждающих клиентов к регулярному анализу и планированию Возможность предоставления индивидуальных профориентационных услуг квалифицированным персоналом клиентам, нуждающимся в них, в удобное для них время. Программы для молодежи с целью развития навыков управления карьерой Возможность изучить и опробовать различные варианты профессиональной деятельности перед тем, как сделать выбор Предоставление услуг независимо от интересов предприятий и организаций Обеспечение доступа к исчерпывающей и интегрированной информации о возможностях образования, профессиях и рынке труда Активное вовлечение соответствующих заинтересованных лиц
7 Специализации профессиональной ориентации Информация о карьере Обучение карьере Карьерное консультирование Консультирование по вопросам трудоустройства Трудоустройство
8 Информация о карьере – базис профориентационной работы Основные компоненты: Тенденции развития экономики и мира труда Информация о профессиях и необходимых компетентностях Варианты обучения Возможности трудоустройства и открытия собственного предприятия Требования: Актуальность Доступность в бумажном, электронном* виде или формате групповой презентации Возможность для самоизучения Возможность быстрой и недорогой печати в больших количествах (для бумажных носителей) Учёт уровня грамотности целевой аудитории Сопровождение тренингами специалистов по профориентации * В последнее время электронные источники информации очень популярны. В США установлены стандарты развития электронных информационных систем
9 Обучение карьере Знакомство с миром труда во время преподавания общеобразовательных предметов Обучение навыкам поиска работы и трудоустройства интегрировано в общеобразовательные программы Обучение карьере происходит с привлечением к сотрудничеству родителей и работодателей Обучение карьере начинается в средней школе, но в некоторых странах (Канада, Дания) уже в начальной школе Обучение карьере сочетается с получением практического профессионального опыта на рабочих местах (США)
10 Карьерное консультирование/консультирование по вопросам трудоустройства/трудоустройство Основная задача – карьерный выбор с учетом интересов и способностей, необходимых умений и навыков и возможностью непрерывного профессионального развития и карьерного роста 3 этапа в управлении карьерой: Первоначальное планирование карьеры (выявление интересов и необходимых компетентностей, изучение мира профессий, составление плана развития карьеры, приобретение практического опыта и составление резюме) Поиск работы (освоение техник поиска работы, прохождения собеседования и переговоров, написания сопроводительных писем) Непрерывное управление карьерой (регулярный анализ профессиональных планов и их корректировка с учетом состояния рынка труда и текущей жизненной ситуации)
11 Ключевые профессиональные компетентности* Умение учиться Академическая и компьютерная грамотность Навыки словесной коммуникации и эффективного слушания Креативное мышление и решение проблем Навыки межличностного общения Умение работать в группе и команде Базовые технические умения Лидерские способности * по результатам исследований, проведенных в США
12 Жизненно важные умения и навыки* Решение проблем Принятие решений и постановка целей Критическое мышление Креативное мышление и выявление ценностей Умение общаться Навыки межличностных взаимоотношений, включая ассертивность Самосознание Сопереживание Управление стрессом Управление эмоциями * по результатам исследований, проведенных Всемирной организацией здравоохранения
13 Участники процесса Школы, колледжи и университеты Государственные службы занятости (ГСЗ) Государственные и частные службы профессиональной подготовки Частные агентства по трудоустройству Департаменты компенсаций и профессиональной реабилитации Предприятия и работодатели Общественные учреждения Библиотеки Профсоюзы
14 Формы работы Различные модели оказания помощи в профориентации в рамках Государственных служб занятости Пример: Германия: 180 Информационных центров по трудоустройству - медиатеки с бесплатным доступом к документам, слайдам, фильмам и онлайн ресурсам; - компьютерный доступ к банку вакансий и профессиональной подготовки; - аудитории для групповых занятий со школьниками, студентами, родителями и учителями; - центр документации, обеспечивающий дополнительной более подробной информацией Call-центры телефонной помощи (Великобритания Learndirect advice, Бельгия, Канада, США, Швеция) Работодатели: школьные ярмарки профессий, мероприятия по ознакомлению школьников с миром труда и профессий, предоставление старшим школьникам и студентам работы на неполный рабочий день Самостоятельная работа
15 Коуч-технологии в профессиональной ориентации Стимулирование и построение планов учащихся и педагогов Средство развития и поддержки всех участников образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей личности Повышение уровня преподавания и психологической устойчивости, борьба со стрессом и профилактика профессионального выгорания. Метод недирективного руководства Средство повышения успеваемости и образовательной подготовки Помощь в формулировании собственных целей и принятия ответственности за свой профессиональный выбор Помощь родителям в осознании своей роли в процессе обучения и самоопределения их детей Коучинг – современный вид консультирования, предполагающий, что человек самостоятельно принимает решения и сам несет ответственность за их реализацию. (Образовательные системы Великобритании, США и Австралии)
16 Значимость международного опыта для российской практики Анализ собственного опыта теории и практики профессиональной ориентации Повышение значимости профессиональной ориентации в рамках российского образования и государственного развития Стимулирование поиска инновационных решений и методик Тестирование и внедрение современных форм и методов работы Использование передовых тенденций и направлений для совершенствования российской системы профессиональной ориентации Прогнозирование новых возможностей и перспектив российского образования
17 Спасибо за внимание!