Структура общения к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Учитель по определению человек, понимающий проблемы детей». А. Адлер.
Advertisements

1 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона общения.
Общение и коммуникация Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.
Выполнила: студентка 44 группы Специальность «Лечебное дело» Александрова Любовь Александровна Гай 2018.
ОБЩЕНИЕ 1.Общение как обмен информацией 2.Общение как взаимодействие 3.Общение как понимание.
М-6. Межличностные отношения и общение Цели: уяснить специфику межличностных отношений и социальных ролей; понять сущность общения и его структуру; научиться.
Межличностные отношения и общение. 1. Межличностные отношения и социальные роли. Понятие и структура общения. 2. Виды и функции общения. 3. Средства общения.
Объяснительная экспериментальная социальная психология XX столетия.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю.
ЛЕКЦИЯ 9 Психология общения. Структура общения Коммуникативная сторона общения - обмен информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона.
Интеракция: как мы разрешаем противоречия. Направления изучения Элементы взаимодействия Стадии взаимодействия Позиции во взаимодействии Средства взаимодействия.
Подготовил преподаватель Рупенко А. Ю. Красноярск 2013 Конфликт и конфликтная ситуация.
Тема 25. Общение как социально- психологический инструмент Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порождается потребностями.
Общение в Сестринском Деле!. Содержание: Сущность общения Сущность общения Структура и уровни общения Структура и уровни общения Влияние различных факторов.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Межличностные понимания. В нем участвуют небольшое число людей чаще 2-3 человека.
ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ. Социальное восприятие Особенности социального восприятия активность целостность мотивированность.
LOGO От конфликта к культуре педагогического общения.
Конфликты в организации. Презентация по управленческой психологии.
Подготовил: Чапля Роман 1 курс, ИГСУ, ГМУ Группа ОБ-15-1.
Транксрипт:

Структура общения к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Коммуникативная сторона общения Коммуникация – есть воздействие и обмен информацией (мысли, чувства, состояние) Каналы передачи информации: вербальные (речь и знаки, обозначающие речь) и невербальные (оптико-кинетическая, паралингвистическая система, экстралингвистическая система) Пространственно-временные характеристики (хронотопы) Целенаправленное коммуникативное воздействие (диалогическое, монологическое, манипулятивное) Цепь: «я хочу сказать (интенция) – я говорю (вкладываю смысл и кодирую информацию) – ты понимаешь меня (декодируешь, раскрыт смысл) – я знаю, что ты меня понял (обратная связь) Коммуникация – есть воздействие и обмен информацией (мысли, чувства, состояние) Каналы передачи информации: вербальные (речь и знаки, обозначающие речь) и невербальные (оптико-кинетическая, паралингвистическая система, экстралингвистическая система) Пространственно-временные характеристики (хронотопы) Целенаправленное коммуникативное воздействие (диалогическое, монологическое, манипулятивное) Цепь: «я хочу сказать (интенция) – я говорю (вкладываю смысл и кодирую информацию) – ты понимаешь меня (декодируешь, раскрыт смысл) – я знаю, что ты меня понял (обратная связь) к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Особенности процесса коммуникации 1. Создание общего информативного поля 2. Механизмы обратной связи 3. Коммуникативные барьеры (избегание, авторитет, непонимание, фонетические барьеры, семантические барьеры, логические барьеры 1. Создание общего информативного поля 2. Механизмы обратной связи 3. Коммуникативные барьеры (избегание, авторитет, непонимание, фонетические барьеры, семантические барьеры, логические барьеры к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Социальная перцепция Социальная перцепция – это восприятие и познание социальных объектов 1. Собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения 2. Интерпретация поведения в терминах причин и желательных последствий 3. Эмоциональная оценка 4. Построение стратегии собственного поведения Социальная перцепция – это восприятие и познание социальных объектов 1. Собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения 2. Интерпретация поведения в терминах причин и желательных последствий 3. Эмоциональная оценка 4. Построение стратегии собственного поведения к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Составляющие процесса социальной перцепции Наблюдатель – наблюдаемый В наблюдаемом отмечается внешний облик и поведение Три составляющих социальной перцепции: субъект – объект (условное обозначение) – ситуация восприятия Наблюдатель – наблюдаемый В наблюдаемом отмечается внешний облик и поведение Три составляющих социальной перцепции: субъект – объект (условное обозначение) – ситуация восприятия к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Ситуации взаимодействия и механизмы социальной перцепции Ролевое и межгрупповое взаимодействие схемы первого впечатления, стереотипизация, физиогномическая редукция, внутригрупповой фаворитизм Диалогическое понимание идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия Ситуации непонимания каузальная атрибуция (или причинно-следственное приписывание) Ролевое и межгрупповое взаимодействие схемы первого впечатления, стереотипизация, физиогномическая редукция, внутригрупповой фаворитизм Диалогическое понимание идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия Ситуации непонимания каузальная атрибуция (или причинно-следственное приписывание) к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Понятия каузальной атрибуции Атрибутор – тот, кто приписывает Ошибки возникают: на основе многократного наблюдения за подобным; на основе однократного, единичного наблюдения. Атрибуция как достраивание при недостатке информации Каузальная схема – путь размышлений о возможных причинах в связи с полученным следствием Каузальная атрибуция – причинное приписывание Атрибутор – тот, кто приписывает Ошибки возникают: на основе многократного наблюдения за подобным; на основе однократного, единичного наблюдения. Атрибуция как достраивание при недостатке информации Каузальная схема – путь размышлений о возможных причинах в связи с полученным следствием Каузальная атрибуция – причинное приписывание к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Ошибки каузальной атрибуции (А.А. Ершов) Эффект первичности Эффект новизны Галлоэффект (эффект ореола) Эффект снисхождения Ошибка центральной тенденции Ошибка корреляции Ошибка контраста Эффект первичности Эффект новизны Галлоэффект (эффект ореола) Эффект снисхождения Ошибка центральной тенденции Ошибка корреляции Ошибка контраста к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

3 вида каузальной атрибуции 1. Личностная 2. Объектная 3. Ситуационная Ошибки каузально атрибуции (М.Р. Битянова) Позиционнные Иллюзорные Ошибки ложного согласия 1. Личностная 2. Объектная 3. Ситуационная Ошибки каузально атрибуции (М.Р. Битянова) Позиционнные Иллюзорные Ошибки ложного согласия к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Слайд студентов кафедры социальной психологии МГУ/ Лаборатория прикладной социальной психологии Точность межличностного восприятия Для оценки «точности» межличностного восприятия впечатление, полученное о другом человеке, требуется сопоставить с некоторым «эталоном». Источниками сравнения могут быть: Тесты; Экспертная оценка; Самооценка и обратная связь. Другая возможность: исследование всей совокупности «помех», изучение перцептивных способностей субъекта восприятия.

Интерактивная сторона общения Интеракция – есть взаимодействие Взаимодействие с точки зрения его исходов (теория Г. Келли и Д. Тибо – необихевиоризм) Интеракционизм: люди взаимодействуют в социальных ситуациях – «я – социальная ситуация – ее интерпретация – другой человек» (теория Р. Харре, М. Аргайла, Д. Мида) Теории агрессии и фрустрации (Н. Миллер, Д. Доллард, Л. Берковиц) Межличностные транзакции Э.Берна (параллельные, пересекающиеся, скрытые) Интеракция – есть взаимодействие Взаимодействие с точки зрения его исходов (теория Г. Келли и Д. Тибо – необихевиоризм) Интеракционизм: люди взаимодействуют в социальных ситуациях – «я – социальная ситуация – ее интерпретация – другой человек» (теория Р. Харре, М. Аргайла, Д. Мида) Теории агрессии и фрустрации (Н. Миллер, Д. Доллард, Л. Берковиц) Межличностные транзакции Э.Берна (параллельные, пересекающиеся, скрытые) к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Стили действий: РИТУАЛЬНЫЙ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ Задан культурой. Люди, принадлежащие к одной культуре, ожидают стандартного поведения в стандартных ситуациях. Скрытое психологическое воздействие с использованием эмоций, чувств, состояний партнера, направленное на достижение определенных целей субъекта манипуляции. Стиль действий, построенный на ценностях гуманистического общения (самовыражения, личностного роста и др.) Слайд студентов МГУ МАНИПУЛЯТИВНЫЙ

Слайд студентов МГУ Теория диадического взаимодействия (Дж. Тибо и Г. Келли) взаимный фатальный контроль А1 A2 B1 B поведенческий контроль «Дилемма узника» А1 A2 B1 B2 Матрица фиксирует все возможные линии поведения участников взаимодействия. Фиксируются исходы в зависимости от того, какую линию поведения выберет каждый.

Виды социальных ситуаций (М. Аргайл) 7 видов социальных ситуаций официальные социальные события; личностное взаимодействие с близкими людьми; случайные эпизодические встречи со знакомыми; формальные контакты на работе и в сфере обслуживания; асимметричные ситуации обучение, руководство; конфликты и переговоры; групповые дискуссии. 7 видов социальных ситуаций официальные социальные события; личностное взаимодействие с близкими людьми; случайные эпизодические встречи со знакомыми; формальные контакты на работе и в сфере обслуживания; асимметричные ситуации обучение, руководство; конфликты и переговоры; групповые дискуссии. к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Слайд студентов МГУ Основные типы взаимодействия: КОНКУРЕНЦИЯ КООПЕРАЦИЯ Координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Анализируются вклады участников и степень их включенности. Наиболее яркая форма – конфликт. М. Дойч выделил две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные. Анализируются стратегии поведения; возможности регулирования.

Социально-психологическая природа конфликта А.Я.Анцупов, Л.А. Петровская. А.И. Шипилов Конфликт – разрешение значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, сопровождаемое негативными эмоциями Описание конфликта: сущность; эволюция; классификация; структура; динамика; функция; личность в конфликте; предупреждение; разрешение; методы изучения конфликта Структура конфликта: стороны (обозначаемые в ролевых позициях), условия (обстоятельства и факторы), предмет (или его объект), действия (конфликтное взаимодействие), исход (конструктивный – деструктивный) Конфликт – разрешение значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, сопровождаемое негативными эмоциями Описание конфликта: сущность; эволюция; классификация; структура; динамика; функция; личность в конфликте; предупреждение; разрешение; методы изучения конфликта Структура конфликта: стороны (обозначаемые в ролевых позициях), условия (обстоятельства и факторы), предмет (или его объект), действия (конфликтное взаимодействие), исход (конструктивный – деструктивный) к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Структурные компоненты конфликта (Н.В. Гришина) предмет конфликта условия конфликта исход конфликта стороны конфликта действия участников к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Этапы конфликта (Н.В. Гришина, Л.А. Петровская) 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации 2. Осознание конфликтной ситуации как конфликтной 3. Конфликтное взаимодействие 4. Разрешение конфликта 5. Этап постконфликтной ситуации 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации 2. Осознание конфликтной ситуации как конфликтной 3. Конфликтное взаимодействие 4. Разрешение конфликта 5. Этап постконфликтной ситуации к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Фазы реализации конфликта Фазы отражают параметры интенсивности конфликта. Принято выделять несколько таких фаз: 1) Начальная фаза; 2) Фаза подъема конфликта; 3) Пик конфликта; 4) Фаза спада (снижения) конфликта. к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Виды конфликтов 1) В зависимости от вовлеченных в конфликт субъектов: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, конфликты между отдельным человеком и группой. 2) При вовлечении в конфликт представителей одного организационного уровня говорят о горизонтальном конфликте, если же субъекты конфликтного взаимодействия относятся к различным организационным уровням - о вертикальном. 3) В зависимости от исхода: деструктивные (дисфункциональные) и конструктивные (функциональные) конфликты. 4) В зависимости от выраженности их внешних проявлений: скрыто протекающие и явные. к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Список источников 1. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М: Изд-во ЭКСМО- Пресс, с. (Серия «Кафедра психологии») Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, – 544 с. 3. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. – М.: Феникс, 2009 – 352 с. В работе использованы слайды студентов кафедры социальной психологии МГУ/ Лаборатория прикладной социальной психологии 1. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М: Изд-во ЭКСМО- Пресс, с. (Серия «Кафедра психологии») Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, – 544 с. 3. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. – М.: Феникс, 2009 – 352 с. В работе использованы слайды студентов кафедры социальной психологии МГУ/ Лаборатория прикладной социальной психологии к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна