Жулин Андрей, Кукса Татьяна Итоги административной реформы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Координационного Совета по административной реформе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном.
Advertisements

Построение системы противодействия коррупции в органах местного самоуправления Пермского края.
Регламентация предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в Томской области в 2007 году Р.С. Радзивил председатель комитета.
О ходе реализации мероприятий административной реформы в Республике Коми и задачах на перспективу Управление государственной гражданской службы Республики.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
1 Система регламентации органов публичной власти.
Проект ФЗ «О стандартах государственных услуг» ноябрь 2005 года.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Постановление Правительства РФ от.
Концепция и основные мероприятия административной реформы в Российской Федерации в годах.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ Управление энергетического и строительного надзора 1 Осуществление государственного.
1 Москва, февраля 2006 г. А.В.Шаров, д иректор Департамента государственного регулирования в экономике Механизмы реализация административной реформы.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 ГОДА 210-ФЗ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
Заседание подкомиссии повышения качества государственных и муниципальных услуг.
Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО- НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ханты-Мансийск 2014.
Гриднев Виктор Вячеславович ( ) – Эксперт проекта «Институциональная.
Транксрипт:

Жулин Андрей, Кукса Татьяна Итоги административной реформы

ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ Целевые показателиИсходныеПланируемыеФактические Степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг 14% (2004 г.) «Фонд общественное мнение» 50% (2008 г.), 70% (2010 г.) 18% (2008 г.) Георейтинг ГУ-ВШЭ, «Фонд общественное мнение» Издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, от выручки предприятия 8,50% (2004 г.) «Опора России, ВЦИОМ» 5% (2008 г.), 3% (2010 г.) 6% (2010 г.) Интервью А.В.Шарова Индикатор GRICS: эффективность государственного управления 48,1% (2004 г.) (Всемирный банк, каждые 2 года, из 100 возможных, 209 стран) 55% (2008 г.), 70% (2010 г.) 44,9% (2009 г.) Индикатор GRICS: качество государственного регулирования 30,5% (2004 г.) (Всемирный банк, каждые 2 года, из 100 возможных, 209 стран) 55% (2008 г.), 70% (2010 г.) 35,2% (2009 г.) Индикатор GRICS: контроль за коррупцией 28,2% (2003 г.) (Всемирный банк, каждые 2 года, из 100 возможных, 209 стран) 15,5% (2008 г.) Индекс восприятия коррупции 90 место (2004 г.) (из 146 стран, «Транспэренси Интернэшнл») 146 место (2009 г.) (из 180 стран, «Транспэренси Интернэшнл», по соседству с Камеруном, Эквадором, Кенией и Сьерра-Леоне)

Наименование направления административной реформы или отдельных мероприятий по направлению административной реформы Экспертная оценка результативности и эффективности мероприятий административной реформы Подготовлен- ность нормативной правовой базы Возникновение реальной управленческой практики Управление по результатам Стандартизация и регламентация Стандартизация и регламентация процедур предоставления государственных услуг Формирование перечней (реестров) государственных услуг Регламентация должностных обязанностей, прав и ответственности государственных гражданских служащих Совершенствование механизмов досудебного обжалования Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров Предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме Предоставление информации о государственных услугах Предоставление государственных услуг в электронной форме ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции Организационное разделение правоустанавливающих функций, функций надзора и контроля и функций по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг Передача отдельных функций, осуществляемых органами исполнительной власти и их подведомственными организациями, саморегулируемым организациям Упразднение функций, не имеющих под собой достаточных правовых оснований и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав либо возлагающих дополнительные обязанности на предпринимателей Сокращение численности государственных служащих Сокращение лицензируемых видов деятельности до минимума, обеспечивающего безопасность товаров, работ и услуг Нормативное закрепление процедуры публичного доказательства органами исполнительной власти необходимости введения дополнительных функций (оценка регулирующего воздействия проектов нормативных актов) Широкое применение аутсорсинга административно-управленческих полномочий органов исполнительной власти Оптимизация, функций органов исполнительной власти по контролю и надзору, совершенствование действующей системы контроля и надзора Уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности Повышение эффективности системы закупок для государственных нужд Формирование системы обоснования расходов на закупку товаров (работ, услуг) для государственных нужд в целях прогнозирования и перспективного планирования соответствующих расходов федерального бюджета Расширение применения средств автоматизации в процессе размещения государственных заказов Ликвидация коррупции в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции Доступ к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти Обратная связь федеральных органов исполнительной власти с институтами гражданского общества Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Развитие системы информационно-статистического обеспечения органов исполнительной власти Переход на применение в статистической практике новых национальных классификаторов, гармонизированных с международными аналогами Создание систем мониторинга по основным направлениям реализации административной реформы (в том числе, внедрение практики проведения социологических обследований потребителей государственных услуг (граждан и организаций) и государственных служащих) Обеспечение административной реформы

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ 6 В 2004 году субъектами бюджетного планирования началась разработка ДРОНД. За период с 2006 по 2010 гг. было утверждено 30 ФЦП и 35 ВЦП (29 ФЦП утверждено в , 2 ВЦП - в ). В 2007 году разработано 48, в 2009 году показателя эффективности деятельности органов власти субъектов РФ (308 показателей – в методике). В 2008 году разработано 45 проектов и 28 целевых показателей основных направлений деятельности Правительства РФ. В гг. было утверждено 6 приказов, содержащих перечни государственных услуг, на основании которых формируется государственное задание. Всего в данные перечни включены 42 государственные услуги, которые оказываются 7 федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями. Итоги: Не разработаны показатели эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти. Не утверждены ни обобщенные, ни специфические показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих. Не определены ни меры поощрения органов и должностных лиц, применяемые в случае достижения запланированных показателей, ни меры ответственности, налагаемые в случае провала программы и планов. Непубличность результатов интегральных рейтингов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Проблемы:

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ 7 Регламентация является наиболее успешным и устойчивым направлением административной реформы года. С момента принятия постановления Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. 679 и к 21 сентября 2010 г. федеральными ведомствами было утверждено 468 административных регламентов (всего зарегистрированных Минюстом России ведомственных НПА – ): 26 административных регламента (5% от общего количества принятых административных регламентов) уже утратили силу. 10 административных регламентов (2% от общего количества принятых административных регламентов) являются совместными и приняты совместными приказами федеральных ведомств. Из них, 5 административных регламентов (1% от общего количества принятых административных регламентов) утратили силу. 9 административных регламентов (2% от общего количества принятых административных регламентов) исполняют региональные органы исполнительной власти в сфере труда и лесных отношений. 80 административных регламентов (17% от общего количества принятых административных регламентов) исполняются с участием поименованных федеральных государственных учреждений. 47 административных регламентов (10% от общего количества принятых административных регламентов) исполняются с участием государственных федеральных унитарных предприятий, иных сторонних организаций. 63 административных регламента (14% от общего количества принятых и действующих административных регламентов) подлежат переутверждению федеральными ведомствами, осуществляющими нормативное правовое регулирование, в силу того, что исполняющий административный регламент федеральный орган исполнительной власти был либо переименован, либо упразднен и его полномочия были переданы другому федеральному ведомству. Итоги:

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ 8 8 Разрешительный учет регистрация: учет выданных свидетельств о регистрации и ведение реестров (БД) Разрешительные разрешения иные регистрация лицензирование 128-ФЗ разрешение объектам ВЭД лицензирование не 128- ФЗ Планирование/ мониторинг/ аналитика разъяснения, обращения Организационныеорганизация иная Контрольно-надзорные контроль и надзор за субъектами, объектами контроль, надзор за участниками ВЭД Регламентации подлежали прежде всего разрешительные, учетные и контрольно- надзорные полномочия

9 Количество регламентированных полномочий Доля регламентированных полномочий СТАНДАРТИЗАЦИЯ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ Лидерами наибольшей доли регламентированных полномочий, установленных Положениями о федеральных ведомствах, являются следующие федеральные органы исполнительной власти: Лидерами максимального количества регламентированных полномочий являются следующие федеральные ведомства:

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ 10 Статистика отражения установленных законодательством параметров в административных регламентах на примере Всероссийского мониторинга регламентов 2008 и 2009 года, проведенного ГУ-ВШЭ

Описание автоматизации Описание делегирования ГФ и ГУ ФГУ и ФГУП Недостаточность учета и использования ГАИС Основания для приостановления Достаточность межведомственных и межуровневых взаимодействий Получение заявителем документа у ФГУ и ФГУП Способы и формы направления документов Правомерность возмездности/безвозмездности Описание размера госпошлин Правомерность делегирования ГФ и ГУ ФГУ и ФГУП, другим организациям Описание межведомственных и межуровневых взаимодействий Описание юрдействий и фактов Описание учетных полномочий Описание делегирования ГФ и ГУ другим организациям Сроки Перечень документов СТАНДАРТИЗАЦИЯ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ 11 Статистика отражения худших параметров в АР в 2008 и 2009 году

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ 12 Статистика по объемам необходимых изменений действующих редакций административных регламентов и связанных с ними нормативно-правовых актов за 2008 г. Статистика по объемам необходимых изменений действующих редакций административных регламентов и связанных с ними нормативно-правовых актов за 2009 г. 38,7% 8,77% 52,53% 34,7% 9,4% 55,9% Сохранить текущую редакцию административного регламента Внести изменения в текст административного регламента Внести изменения в текст нормативно-правового акта и административного регламента

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ 13 Реальной и тотальной оптимизации предоставления государственных услуг в годах в ходе их регламентации не произошло (сокращение сроков, устранение избыточных административных процедур) Проблемы: Федеральные ведомства, регламентируя свои полномочия, связаны актами большей юридической силы или нормативной практикой иных федеральных ведомств. Трудоемкость и затратность работ по системной регламентации. При разработке стандартов предоставления государственных услуг не учитывались действующие бюджетные ограничения. Федеральные ведомства не заинтересованы / не мотивированы в разработке предложений по изменению действующего законодательства и проектов соответствующих НПА; Отсутствие практики межведомственных и межуровневых взаимодействий при предоставлении комплексных услуг, а также практики разработки и утверждения совместных административных регламентов. Причины: Предлагается продолжить регламентацию в фоновом режиме, уделяя пристальное внимание точечной оптимизации наиболее востребованных и проблемных разрешительных и контрольно-надзорных функций, подлежащих совершенствованию в приоритетном порядке: утверждение Правительством РФ планов, заданий с указанием конкретных наиболее социально значимых государственных функций, исполнение которых должно быть оптимизировано, конкретных совместных административных регламентов, которые должны быть приняты. Для реальной оптимизации нужен внешний независимый «куратор», находящийся в ведомственной иерархии выше чем федеральные ведомства, утверждающие регламенты. Необходимо назначение Правительством РФ для каждой оптимизируемой государственной услуги «куратора». Таким куратором может быть департамент Аппарата Правительства РФ (предпочтительнее) или Правительственная комиссия. Выводы:

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРАВ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 14 Массовая разработка должностных регламентов, заменивших должностные инструкции. Должностные регламенты должны обеспечить переход на новые кадровые технологии на государственной гражданской службе, заменив старые подходы к управлению кадрами. При этом предполагается связать достижение показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности с системой оплаты труда. Итоги: Существенная часть должностных регламентов содержит показатели эффективности и результативности, не поддающиеся оценке и не позволяющие оценить деятельность конкретного государственного служащего. Часто показатели результативности государственных служащих одного структурного подразделения одинаковы, несмотря на существенные различия в их должностных обязанностях. Ряд должностных регламентов вопреки установленным нормам законодательства вовсе не содержат показателей эффективности и результативности деятельности государственных служащих. Проблемы: Фактическая невозможность установления показателей эффективности и результативности для ряда должностей государственной гражданской службы; Должностные регламенты не согласованы с административным регламентом исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг). Причины: Необходимо определить критерии должностей государственной гражданской службы, для которых определение в должностных регламентах показателей эффективности и результативности не обязательно. Необходимо связать должностной регламент и административный регламент, в том числе обеспечить обязательное изменение должностного регламента в случае изменения административного регламента. Выводы:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ДОСУДЕБНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ 15 Практически во всех утверждаемых административных регламентах в качестве обязательного раздела предусматривается раздел «Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения». Итоги: Однако зачастую такой порядок носит формальный характер. При этом устанавливаемые механизмы обжалования имеют также разрозненный характер по причине отсутствия в законодательстве РФ стройной системы норм, регулирующей в унифицированном виде (обязательном для всех органов государственной власти) порядок, в том числе процедурный, досудебного (внесудебного) обжалования. Причины: Необходимо разработать единый порядок досудебного обжалования гражданами и организациями решений и действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления в РФ и их должностных лиц. Такой порядок помимо процедурных норм, должен предусматривать меры, направленные на максимальное исключение ведомственной заинтересованности при принятии решений по жалобе (например, создание в ведомстве комиссий по рассмотрению жалоб), а также предусматривать апелляцию в вышестоящее ведомство. Выводы:

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУСЛУГ НА БАЗЕ МФЦ 16 Финансирование проектов по МФЦ в рамках АР (млн. руб) Затраты на Административную Реформу в регионах в г В общей сложности на проекты по созданию МФЦ в годах было выделено 74% от совокупного объема средств федерального бюджета на поддержку административной реформы в регионах. По данным Минэкономразвития России в настоящее время действует 102 МФЦ в 48 субъектах РФ. Год Количество субъектов РФ Объем финансирования (млн. руб) субъектов РФ118, субъектов РФ716,667 Другие проекты по тематике МФЦ 128 млн. руб. 170 млн. руб млн. руб. Другие проекты АР В регионах Проекты по строительству и совершенствованию деятельности МФЦ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ГОСУСЛУГАХ И ГОСУСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ 17 Принятие концепций и необходимых НПА; Создание и наполнение Сводного Реестра и Единого портала государственных и муниципальных услуг (информация о 319 услугах, выполняемых 46 ФОИВ); Обеспечение возможности подать документы в электронном виде в отношении части услуг (по плану к октябрю 2010 г услуги, фактически – около 40); Создание единой системы межведомственного электронного взаимодействия (тестовый режим). Итоги: Отставание от плана по переводу услуг в электронный вида (в нарушение плана 3 этап не достигнут в отношении порядка 10 услуг из 50, подлежащих переводу в электронный вид к октябрю 2010 г.); Формальное выполнение плана (возможность подачи документов в электронном виде не облегчает получение услуги). Проблемы: Отсутствие необходимых подзаконных НПА для перевода услуг в электронный вид (на уровне актов Правительства РФ и ведомственных актов отсутствуют о положения, уравнивающие бумажные и электронные документы); Неразвитость системы удостоверения документов ЭЦП; Отсутствие полноценной системы межведомственного взаимодействия при оказании услуг (СМЭВ) с сокращением перечня документов, необходимых для получения услуги; Методические и организационные сложности наполнение Сводного Реестра и Единого портала. Причины:

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: УПРАЗДНЕНИЕ ИЗБЫТОЧНЫХ ФУНКЦИЙ 18 Количество полномочий федеральных органов исполнительной власти постоянно возрастает В целом увеличивается также количество федеральных органов исполнительной власти Итоги: Необходимо продолжить и активизировать работу по выявлению избыточных функций. Оценке регулирующего воздействия должны подвергаться не только проекты нормативных правовых актов, но уже и действующие акты, а также отдельные полномочия федеральных органов исполнительной власти. Выводы: ФОИВ77 ФОИВ 5634 функций (в соответствии с Концепцией административной реформы)6876 полномочий в Положениях о федеральных ведомствах ФОИВ78 ФОИВ58 ФОИВ80 ФОИВ85 ФОИВ86 ФОИВ Количество ведомств в Российской империи, в СССР, в РФ, по годам

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ январь-мартянварь-июнь январь- сентябрь январь-декабрьянварь-мартянварь-июнь январь- сентябрь январь-декабрь Российская Федерация По данным официального сайта Росстата, численность работников в федеральных государственных органах по сравнению с государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления, постоянно возрастает. Итоги: Необходимо реализовывать задачу по сокращению численности государственных служащих через ликвидацию избыточных функций органов государственной власти. Необходимо установить и реализовать на практике экономические меры стимулирования руководителей федеральных органов исполнительной власти сокращать штатную численность работников. Выводы: Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления тыс. чел. Федеральные государственные органы Государственные органы субъектов РФ Органы местного самоуправления

ПРИМЕНЕНИЕ АУТСОРСИНГА АДМИНИСТРАТИВНО- УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 20 Обеспечение возможности аутсорсинга административно-управленческих полномочий органов исполнительной власти достигается путем распределения бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по соответствующим целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации РФ. Правоприменительная практика свидетельствует об активном использовании аутсорсинга в деятельности федеральных органов исполнительной власти: размещение заказа на оказание услуг по уборке, автотранспортному обслуживанию, эксплуатации зданий, лифтового обслуживания и т.д. являются распространенными предметами государственных контрактов. Итоги: В дальнейшем распространение механизма аутсорсинга на иные административные полномочия федеральных органов исполнительной власти (ведение бухгалтерского учета, организация подбора кадров) после детального обсуждения должно сопровождаться сокращением штатной численности федерального органа исполнительной власти и одновременным увеличением финансирования на соответствующие статьи расходов такого органа. Выводы:

СОКРАЩЕНИЕ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21 Количество лицензируемых видов деятельности в РФ, по годам Сокращение лицензируемых видов деятельности внешне показало ощутимые результаты. Всего с 2006 года прекращено лицензирование 20 видов деятельности. Итоги: В ряде случаев отмена лицензирования не приводит к достижению цели государственного дерегулирования, так как вместо лицензирования вводятся иные альтернативные разрешительные полномочия федеральных органов исполнительной власти, что не всегда соответствует целям административной реформы. Причины: Прекращение лицензирования отдельных видов деятельности должно осуществляться в рамках ликвидации избыточных функций органов государственной власти. Выводы:

ПЕРЕДАЧА ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СРО 22 В настоящее время в РФ предусмотрено функционирование 21 вида СРО в различных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности. Итоги: В настоящее время существует опасность злоупотребления внедрения бесполезных или даже избыточных форм саморегулирования. Имеют место попытки искусственного внедрения механизмов саморегулирования путем установления обязательного членства в саморегулируемых организациях соответствующих субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности (например, периодически обсуждается идея обязательного членства в саморегулируемых организациях патентных поверенных). Однако без одновременного сокращения государственного присутствия (регулирования) в сфере деятельности саморегулируемой организации данная мера не только не достигает целей административной реформы в России, но и в корне противоречит им, вводя лишь еще один барьер для вхождения на тот или иной рынок работ (услуг). Причины: Обязательное членство в СРО должно устанавливаться только в случаях одновременной ликвидации соответствующих государственных разрешительных полномочий. При этом оценка регулирующего воздействия должно выявлять случаи внедрения СРО, являющиеся более обременительными для участников рынка, чем ранее действующие государственные разрешительные полномочия. Создание СРО должно быть итогом эволюционного развития той или иной сферы. Форсирование создания СРО не приводит к желаемым результатам. Выводы:

ПЕРЕДАЧА ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СРО 23 Наименование государственного реестра СРОФОИВК-во Замена лицензированию Государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства Ростехнадзор229 Государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации объектов капитального строительства Ростехнадзор160 Государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания объектов капитального строительства Ростехнадзор28 Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Росреестр48 Государственный реестр саморегулируемых организаций, в отношений которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью Росреестр101 Единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиковРосреестр10 Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторовМинфин России6 Перечень саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг ФСФР России6 Государственный реестр саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов Минсельхоз России2 Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных кооперативовМинфин России Государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования Минэнерго России ПЕРЕДАЧА ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СРО

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ 24 В целом Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ носит прогрессивный характер, направлен на достижение целей, поставленных Концепцией административной реформы Итоги: Между тем возможно ущемление прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с неоднозначным разрешением следующих блоков вопросов: необходимость постоянного разъяснения и уточнения видов государственного контроля (надзора), подпадающих под сферу регулирования Федерального закона 294-ФЗ (294-ФЗ по аналогии с 128-ФЗ должен перечислять все виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, осуществляемого в России); регулирование вопросов осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля за исполнением условий договоров (соглашений), в которых государственные органы и органы местного самоуправления выступают одной из сторон таких договоров; соотношение процедур, необходимых для привлечения лица к административной ответственности (составление протокола об административном правонарушении, проведение административного расследования) с процедурами в составе мероприятий по контролю, проводимых при проверках хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; проблема осуществления «дистанционного» контроля, а также контроля, при осуществлении которого отсутствует гласное взаимодействие между проверяемым хозяйствующим субъектом и органами по контролю; осуществление государственного контроля (надзора) государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями. Проблемы:

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ 25 Также Федеральным законом от ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля» предусмотрено начало осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в уведомительном порядке. В настоящее время в Роспотребнадзоре уже зарегистрировано уведомления, в ФМБА – 784. Итоги: Уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности устанавливается без предварительной инвентаризации законодательства РФ на предмет существования в соответствующих сферах обязательных требований к началу деятельности. Проблемы: Уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности должен устанавливаться только с одновременной отменой всех действующих в соответствующей сфере обязательных требований применительно к началу такой деятельности. Без соблюдения указанного условия уведомительный порядок становится очередным административным барьером. Необходимо имплементировать положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ об упрощенном (уведомительном) порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в действующую правовую систему РФ. Выводы:

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСЗАКАЗА 26 Федеральный закон от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» создал все необходимые нормативные предпосылки для формирования конкурентной среды на рынке государственного и муниципального заказа. Процесс размещения заказа стал открытым и гласным не только для самих частников размещения заказа, но и для широкой общественности. Итоги: Не найден баланс между экономией бюджетных средств и уровнем квалификации участника размещения заказа; Процедуры размещения заказа не согласованы с бюджетированием. На практике получается ситуация, когда государственному заказчику не выгодно достигать существенную экономию; Законодательство РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд не регулирует процесс планирования закупочной деятельности на будущие периоды. Формирование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) также ничем не регулируется, это позволит сократить траты бюджетных средств. Проблемы:

ЛИКВИДАЦИЯ КОРРУПЦИИ 27 Нормативными правовыми актами предусмотрены следующие меры, направленные на ограничение коррупции: проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов; предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; особый порядок замещения должности в коммерческих и некоммерческих организациях в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего; установление порядка урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Итоги: Однако данные меры в настоящее время не привели к ощутимому результату. Очевидно, что нормативные требования могут лишь создать только предпосылки к эффективной борьбе с коррупцией. Реально коррупционные проявления могут быть ограничены только благодаря организационным и кадровым мерам. Выводы:

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА 28 Принятие законодательства о доступе к «правительственной» информации; Развитие Интернет-сайтов ФОИВ; Создание Общественной палаты РФ и общественных советов при ФОИВ; Создание механизмов общественной экспертизы проектов актов (в отношении административных регламентов, технических регламентов); Внедрение мониторинга исполнения административных регламентов. Итоги: Недостаточность подзаконных актов Правительства РФ в сфере доступа к «правительственной» информации, регламентирующих вопросы платы за предоставление информации, а также ведомственных актов, определяющих порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации; Отсутствие четких правил определения информации ограниченного доступа и законодательства о служебной тайне; Ненадлежащая реализация законодательства о доступе к информации (лучший официальный сайт ФОИВ соответствует требованиям законодательства на 55%); Ограниченность сферы обязательной общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов; Недостаточность контроля за полнотой и качеством размещения ФОИВ информации на своих сайтах. Проблемы:

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА 29 Принятие Федерального закона от 29 ноября 2007 г. 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», создание Единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (ПП РФ от 25 декабря 2009 г. 1088), а также Единой межведомственной информационно-статистической системы (ПП РФ от 26 мая 2010 г. 367) позволило решить задачу административной реформы по развитию нормативно-правовой системы информационно-статистического обеспечения органов исполнительной власти. В настоящее время создается, так называемая, инфраструктура электронного правительства (ОГИЦ, СМЭВ, Системы межведомственного электронного документооборота), что впоследствии позволит организовать, в том числе, эффективное информационное обеспечение деятельности органов исполнительной власти. Итоги: Существующие государственные информационные системы создавались в условиях отсутствия единых утвержденных форматов данных, протоколов, иных нормативно-технических требований к государственным информационным системам; Отсутствие единых требований к справочникам, классификаторам и схемам данных государственных информационных систем; Государственное управление в сфере информационных технологий носит децентрализованный характер. Государственную политику в указанной сфере вырабатывают две правительственные комиссии (Правительственная комиссия по проведению административной реформы и Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления), а также два министерства (Минэкономразвития России и Минкомсвязь России). Наличие нескольких центров принятия решений приводит к разобщенности и дезорганизации управленческих процессов. Проблемы:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 3030 Перечень федеральных органов исполнительной власти, которым выделялись средства из федерального бюджета для оказания поддержки в проведении административной реформы с 2006 по 2010 год

ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 31 Рейтинг направлений административной реформы по объёму средств, выделенных в рамках конкурсного отбора на реализацию административной реформы на федеральном уровне, по годам

ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 32 Рейтинг федеральных органов исполнительной власти по количеству реализованных проектов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 33 Перечень субъектов РФ, высшим исполнительным органам государственной власти которых выделялись средства из федерального бюджета для оказания поддержки в проведении административной реформы с 2006 по 2010 год

ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 34 Рейтинг направлений административной реформы по объёму средств, выделенных в рамках конкурсного отбора на реализацию административной реформы на региональном уровне, по годам

ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 35 Рейтинг субъектов Российской Федерации по количеству реализованных проектов

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА НЕОБХОДИМОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В НОВУЮ ПРОГРАММУ ГОСУПРАВЛЕНИЯ НА ГГ. 36 Наименование направления административной реформы или отдельных мероприятий по направлению административной реформы Необходимость включения мероприятий в новую программу по совершенствованию государственного управления в годах Да / НетКомментарии Управление по результатам Мероприятия осуществляются в рамках других реформ Стандартизация и регламентация Стандартизация и регламентация процедур предоставления государственных услуг В части точечной оптимизации (реинжиниринга) Формирование перечней (реестров) государственных услуг Регламентация должностных обязанностей, прав и ответственности государственных гражданских служащих Осуществляется в рамках другой программы Совершенствование механизмов досудебного обжалования Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров Предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме Предоставление информации о государственных услугах В части реализации на практике Предоставление государственных услуг в электронной форме

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ ГГ. 37 Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции Организационное разделение правоустанавливающих функций, функций надзора и контроля и функций по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг Передача отдельных функций, осуществляемых органами исполнительной власти и их подведомственными организациями, саморегулируемым организациям Упразднение функций, не имеющих под собой достаточных правовых оснований и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав либо возлагающих дополнительные обязанности на предпринимателей Сокращение численности государственных служащих Сокращение лицензируемых видов деятельности до минимума, обеспечивающего безопасность товаров, работ и услуг Нормативное закрепление процедуры публичного доказательства органами исполнительной власти необходимости введения дополнительных функций (оценка регулирующего воздействия проектов нормативных актов) Внедрение ОРВ Широкое применение аутсорсинга административно-управленческих полномочий органов исполнительной власти Оптимизация, функций органов исполнительной власти по контролю и надзору, совершенствование действующей системы контроля и надзора Уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности Повышение эффективности системы закупок для государственных нужд Осуществляется в рамках другой программы Формирование системы обоснования расходов на закупку товаров (работ, услуг) для государственных нужд в целях прогнозирования и перспективного планирования соответствующих расходов федерального бюджета Осуществляется в рамках другой программы Расширение применения средств автоматизации в процессе размещения государственных заказов Ликвидация коррупции в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации В части мониторинга

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 3838 Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества Доступ к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти В части реализации на практике Обратная связь федеральных органов исполнительной власти с институтами гражданского общества Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Развитие системы информационно-статистического обеспечения органов исполнительной власти Переход на применение в статистической практике новых национальных классификаторов, гармонизированных с международными аналогами Создание систем мониторинга по основным направлениям реализации административной реформы (в том числе, внедрение практики проведения социологических обследований потребителей государственных услуг (граждан и организаций) и государственных служащих) Обеспечение административной реформы