Лекция 3 ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогика древнего мира. Древняя Греция. Афинская школа.
Advertisements

Проектная работа на тему: «Школы в Афинах». Цель проекта: Познакомиться с историей школ в Афинах. Познакомиться с историей школ в Афинах. Сравнить школы.
Ý греческие города - государства, назывались полисами, Ý каждый полис был неповторим и своеобразен, Ý граждане каждого полиса им ели свою культуру, обычаи.
В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании.
«Политейя» Платона - первый теоретический анализ системы общественного образования личности.
Лекция 1. Основы педагогической генеалогии. Образование и педагогическая мысль в древнем мире. План 1. Педагогическая генеалогия. 2. Зарождение первых.
Аристотель ( до н.е.) – ученик Платона, древнегреческий философ и педагог,автор научных трудов в области философии, политики, етики, естетики,
Педагогика западной цивилизации в античную пору. Зарождение педагогической теории в Древней Греции Педагогика зарождалась как часть философии Педагогика.
Культура Древней Греции Автор: Бурдаков Валерий. Культура.
Обучение и образование в Древней Греции Выполнил студент 1 группы 2 курса факультета математики Бушуев Михаил.
Воспитательная система Спарты и Афин
п о 2 л 3 и с 4 о 2 а л 3 р и е с 4 о п а г.
РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ МИРЕ 1.1. Софисты- учителя риторики 1.2. Сократ и Платон- создатели теории «подлинного красноречия» 1.3. Аристотель.
Мысли Аристотеля о воспитании. Аристотель ( до н. э.) Виднейший философ Античности, ближайший ученик Платона. В своих философских и педагогических.
Афинская и спартанская система воспитания Подготовила Картынник М. Н. Группа Н-26.
Древняя Греция. Древняя Греция. Культура. Культура.
Искусство и наука Древней Греции. Развитие образования в Греции Образованию в Афинах уделялось огромное значение: Нужны были грамотные люди Всесторонне.
ДРЕВНЯЯ СПАРТА. ПЛАН УРОКА: 1. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ 1. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ 2. УПРАВЛЕНИЕ В СПАРТЕ. 2. УПРАВЛЕНИЕ В СПАРТЕ. 3. СОСТАВ СПАРТАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО.
АВТОР: ЛИТОВЧЕНКО В, УЧЕНИК МОУ СОШ 2 С. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА 2009Г.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Транксрипт:

Лекция 3 ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции План 1. Спартанское и афинское воспитание. 2. Школа в Древней Греции. 3. Философы Древней Греции о воспитании.

Литература для самостоятельного изучения

Древняя Греция

Спартанская система воспитания (Ефремов О.Ю. Педагогика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, – С. 321) Главным было физическое воспитание, а именно Умение переносить холод Умение переносить голод Умение переносить жажду Умение переносить боль Закалка

Спартанская система воспитания Отец не имел права воспитывать свое дитя: кормилицы младенцев не пеленали, приучали ко всякой пище, отучали от страха перед темнотой и одиночеством

В Древней Спарте было жестокое правило: новорожденного обследовали и, найдя его болезненным, признавали негодным для жизни и сбрасывали с высокой скалы

Афинская система воспитания Организованное воспитание и обучение основывалось на принципе соревнования детиподросткиюноши постоянно состязались в гимнастикемузыкетанцах словесных спорах (Ефремов О.Ю. Педагогика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, – С. 321)

Школа и образование в Спарте Цель воспитания – подготовка воинов (Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, – С. 24) Девочки физическое и военное воспитание: бег, метание копья и диска, прыжки умственное и нравственное воспитание: пение, чтение, счет, письмо

Школа и образование в Спарте Цель воспитания – подготовка воинов Мальчики До 7 лет – воспитание в семье С 7 до 18 лет – воспитание в агеллах. Руководитель агеллы – педоном Спартиат показывает детям пьяного илота (в воспитательных целях)

Школа и образование в Спарте (Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, – С. 24) физическое воспитание: закалка, привычка к лишениям (голод, холод, жажда), умение переносить любую боль военно-гнмнасти- ческие упражне- ния: бег, прыжки, метание диска и копья, борьба, рукопашный бой, пение воен. песен нравственное и политическое воспитание: беседы политиче- ских деятелей с мо- лодежью; развитие лаконичной речи С 18–20 лет – перевод в группу эфебов и несение военной службы

Школа и образование в Афинах Цель воспитания – всестороннее гармоничное формирование личности (Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, – С. 25) Девочки До 7 лет и далее воспитываются дома После 7 лет приучаются вести домашнее хозяйство

Школа и образование в Афинах (Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, – С. 25) Мальчики До 7 лет – домашнее воспитание С 7 до 13–14 лет – обучение в школах грамматиста и кифариста; обучение осуществляет учитель – дидаскал Школа кифариста литературное образование, эстетическое воспитание: музыка, пение, декларация Школа грамматиста чтение (буквослагательное заучивание букв по назва- нию); письмо (навощенные таблицы); счет (с помощью пальцев, камешков и счетной доски (абак) Гимнасий (для наиболее обеспеченной молодежи) философия, политика, литература, гимнастика С 13–14 лет – переход в палестру (школа борьбы) Пятиборье: бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, плавание С 18–20 лет – переход в эфебию Военное и политическое воспитание: строительство ук- реплений, управление военными машинами, несение службы в городских гарнизонах и др.

Школа и образование в Афинах

Философы Древней Греции о воспитании Демокрит ( гг. до н.э.) «Воспитание – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретается ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим». «Хорошими людьми становятся скорее от упражнений, нежели от природы.., воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу». «Многие всезнайки не имеют ума.., прекрасна надлежащая мера во всем. Должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума». «Не стремись знать все, чтобы стать во всем невеждой». «Наихудшее из того, чему может научиться молодежь – легкомыслие».

Философы Древней Греции о воспитании Сократ ( гг. до н.э.) Сократ считал, что человеческий разум по самой природе своей стремится к истине и добру. Чтобы познать их, нужно углубиться в себя. Старинное изречение «Познай самого себя», начертанное на Дельфийском храме, Сократ напоминал своим собеседникам постоянно. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, то знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Сократом был разработан и широко внедрен в практику метод вопросно-ответного обучения, или сократический метод. Суть его состояла в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям.

Философы Древней Греции о воспитании Платон ( гг. до н.э.) Педагогическая проблематика присутствует в трактатах Платона «Государство», «Законы», «Диалоги» и др. Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия, где он преподавал многие годы, просуществовало более 1000 лет. Воспитание Платон считал важнейшим фундаментом всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Главную цель воспитания видел в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций законопослушных граждан. Платон первым попытался определить основные педагогические понятия: «Воспитание – воздействие взрослых на детей, формирование у них добродетели»; «Учение – приобретение знаний посредством наук».

Философы Древней Греции о воспитании Аристотель ( гг. до н.э.) Аристотель – ближайший ученик Платона – развивал идеи своего учителя, но вместе с тем во многом занимал противоположную этим идеям позицию. Известно его высказывание на этот счет: «Платон мне друг, но истина дороже». Три года был воспитателем Александра Македонского. Создал в Афинах учебное заведений Ликей (школа перипа – прогуливающихся), которым руководил в течение 12 лет. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которе философ вел со своими учениками в Ликее. К основным трудам относятся «Политика», «Поэтика», «Риторика», «Физика».

Тестовые задания 1. Военно-спортивный характер и полное подчинение личности государству было характерно для системы воспитания: а) византийской;в) спартанской; б) афинской;г) спартанской и афинской. 2. Основная цель афинской системы воспитания – это: а) воспитание гражданина; б) гармоничное развитие личности; в) военно-политическое воспитание; г) физическое воспитание. 3. Гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал человека в афинской педагогике называлась: а) агонистика;в) калокагатия; б) майевтика;г) софистика. 4. Основными типами школ в Афинах были: а) палестра, гимнасий,эфебия; б) приходские, монастырские, соборные; в) тривиальные, грамматические, риторические; г) дворцовые, школы писцов, жреческие школы.

Тестовые задания 5. Высказывание: «Воспитание – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретается ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим» принадлежит: а) Платону;в) Аристотелю; б) Демокриту;г) Квинтилиану. 6. Эвристический метод обучения был предложен: а) Квинтилианом; в) Платоном; б) Сократом;г) Аристотелем. 7. Учебное заведение в Афинах – Академия – было основано: а) Платоном;в) Сократом; б) Аристотелем;г) Демокритом. 8. Школа, основанная Аристотелем в окрестностях Афин, называлась: а) академия; в) ликей; б) палестра;г) гимнасий. 9. Создателем исторически первой возрастной периодизации был: а) Платон;в) Сенека; б) Квинтилиан;г) Аристотель.

Установите соответствие между понятием и его содержанием 1. Эфебия 1) Принцип соревнования, пронизывавший практику организованного воспитания и обучения в Древней Греции 2. Гимнасий 2) Странствующие учителя в Древней Греции, предлагавшие свои знания за определенное вознаграждение, предшественники первых профессиональных учителей 3. Калокагатия 3) Учитель в Древней Греции и Византии. 4. Агонистика 4) Школа военного искусства в Древней Греции для подготовки юношей к военной службе 5. Дидаскал 5) Высшая ступень школьного образования в Древней Греции 6. Риторские школы 6) Учебно-воспитательные учреждения в Афинах (V-IV вв. до н.э.) для юношей лет, готовившие к политической карьере (Академия, Ликей, Киносарг) 7. Софисты 7) Гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал воспитания человека 8. Палестра 8) Учитель красноречия. 9. Агеллы 9) Метод обучения, когда собеседника подводят к правильным выводам с помощью системы наводящих вопросов 10. Ритор 10) Гимнастическая школа в Афинах для мальчиков лет 11. Сократиче- ская беседа 11) Государственные воспитательные учреждения в Спарте в форме военных лагерей для мальчиков от 8 до 15 лет.

Кроссворд «Воспитание и образование в античном мире» По горизонтали : 1. Испытание, которое проходили подростки в Древней Спарте. 2. Школа военного искусства в Древней Спарте и Афинах. 3. Римский философ, педагог, автор книги «Образование оратора». 4. Школа, которую посещали афинские мальчики с семи лет. 5. Афинская школа, дававшая эстетическое воспитание. 6. Название государства в Древней Греции. 7. Школа, основанная Аристотелем. 8. Древнегреческий философ, автор книги «Государство». По вертикали : 1. Учебное заведение в Афинах для юношей лет. 2. Гимнастическая школа в Афинах. 3. Древнегреческий философ. 4. Название древнегреческого государства. (Орлова А.П. История педагоги- ки: учеб.-метод. материалы / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина. – Минск: «ИВЦ Минфина», – С. 113)