ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие межгосударственной стандартизации в рамках МГС СНГ, гармонизация стандартов ( ГОСТ ) со стандартами ISO и EN Заместитель Руководителя Федерального.
Advertisements

Роль региональных организаций по стандартизации в формировании единого экономического пространства С.В. Ильин Зав. НИО-106 ВНИИНМАШ, к.т.н.
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому.
Роль стандартизации в формировании нормативной базы Единого экономического пространства ЭЛЬКИН ГРИГОРИЙ ИОСИФОВИЧ Руководитель Федерального агентства по.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ И.о. директора ВНИИНМАШ А.С. Бубнов МОСКВА РОССТАНДАРТ ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский.
Техническое регулирование. Перспективы развития в интересах российского бизнеса Заместитель директора ВНИИНМАШ по научной работе ФИЛИППОВ Павел Васильевич.
Доклад ПРИЗНАНИЕ РАБОТ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В. В. Назаренко, Первый заместитель.
Роль стандартизации в создании системы технического регулирования Таможенного Союза и единого экономического пространства Элькин Григорий Иосифович Руководитель.
Г. Астана, 25 февраля 2011 г. А.Н.ЛОЦМАНОВ Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации.
Начальник Центра технического регулирования ФГБУ ВНИИПО МЧС России Стрекалёв Александр Николаевич 1.
1 Реализация требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в рамках ТС, ЕврАзеС и ЕЭП Гончарова Ксения Игоревна.
Г. Астана, 25 февраля 2011 г. А.Н.ЛОЦМАНОВ Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации.
« Основные направления государственной политики Республики Татарстан в области качества и проведения реформы технического регулирования » Мингалеев Ильдар.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ Стандартизация в Российской Федерации МЕЛЬКОВ Ю.О., ВНИИНМАШ, Директор.
1 Гармонизация национальных стандартов и сводов правил в строительстве Вице президент Ассоциации Строителей России Президент Союза Строителей Железных.
Заместитель начальника управления обеспечения надзорной деятельности ЦОД ФПС МЧС России Воропаев Григорий Владимирович Разработка Технического регламента.
Заместитель директора Департамента надзорной деятельности МЧС России МАКАРЕВИЧ Анатолий Александрович Техническое регулирование в области пожарной безопасности.
Система технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства 2014 БОЙЦОВ Василий.
«Об изменениях в законодательстве в области обязательного подтверждения соответствия товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» Доклад.
Г. Астана, 25 февраля 2011 г. А.Н.ЛОЦМАНОВ Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации.
Транксрипт:

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, к.ю.н. А.В. Зажигалкин Москва 2011 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

1. Повышенное внимание руководства России к реформе технического регулирования (курс на модернизацию и инновации). 2. Дальнейшая ориентация на международные нормы и требования ВТО. 3. Дальнейший поиск приемлемой методологии и модели технического регулирования (стихийный подход). 4. Переориентация технического регулирования на наднациональный уровень (таможенный союз и остальные уровни). КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЮ В РОССИИ:

Сотрудничество с государствами – участниками Содружества Независимых Государств

Соглашение ВТО о ТБТ Соглашения ТС (ЕЭП) 15 Технические регламенты Евр АзЭС (38) Технические регламенты ТС (47) Стандарты межгосударственные (20570), Национальные (РФ, РБ, РК) Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года Программа разработки первоочередных ТР Евр АзЭС (38 ТР гг.), ТР ТС ( ) Соглашения Евр АзЭС 7 Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в ТС при формировании ЕЭП от РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ЕЭП В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

СОГЛАШЕНИЯ В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В рамках Евр АзЭС: Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств- членов Евр АзЭС от 24 марта 2005 года Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года В рамках Таможенного союза: Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года (+ Единый перечень, утв. КТС 319 от ) Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющие работы по оценке (подтверждению) соответствия от 11 декабря 2009 года Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от Положение о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента ТС (Решение КТС от 18 ноября 2010 года 453) График разработки первоочередных технических регламентов ТС (Решение КТС от 8 декабря 2010 года 492) Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС (решение 526 от )

Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И СТАНДАРТИЗАЦИИ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

В РОССИИ НЕ УДЕЛЯЕТСЯ ДОЛЖНОЕ ВНИМАНИЕ ДАННОМУ ДОКУМЕНТУ!!! ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ НА ДАННОМ ЭТАПЕ - ??? СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ САНИТАРНЫХ, ВЕТЕРИНАРНЫХ И ФИТОСАНИТАРНЫХ МЕР ТС НА ГГ. Планируется к принятию в 1 кв г. Определит: - цели, задачи, принципы развития - направления деятельности; - критерии оценки; - финансирование работ по стандартизации. Требует доработки (неточности, ошибки) Стратегия требует наличия комплексного плана ее реализации

РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ТС В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Соглашение о гармонизации законодательств государств- членов таможенного союза в части установления ответственности за нарушение требований законодательства ТС в сфере ТР … (проект) Положение о порядке применения типовых схем оценки соответствия требованиям ТР ТС (проект) Рекомендации по оценке (подтверждению) соответствия продукции для разработки ТР ТС (проект) Разъяснение по документам, которыми должна сопровождаться продукция при размещении и обращении ее на территории ТС (проект) Единые формы документов по оценке соответствия ТС (проект) Положение о формировании перечней стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов ТС (проект) Положение о порядке проведения взаимных сравнительных оценок процедур по аккредитации государств-членов ТС (проект) Сводный план по развитию национальных систем аккредитации, основанных на единых принципах с учетом международных требований (проект)

Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия 6 ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК В ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ (решение КТС 319) НА ДАННОМ ЭТАПЕ - ?

ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Режим в рамках Системы сертификации ГОСТ Р (Постановление Правительства РФ 982) 2. Режим в рамках национальных технических регламентов РФ. 3. Альтернативный режим по техническим регламентам РБ, РК, директивам ЕС (п. 6-2 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании») 4. Для продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждения соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов _____________________________________________ 5. В будущем - режим в рамках технических регламентов Таможенного союза (Единый перечень, решение КТС 527 от ) СИТУАЦИЯ КРАЙНЕ ЗАПУТАННАЯ ДЛЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

8% 6% 4%4% 9% 24% 7% Нефтяная и газовая промышленность Металлургия Прочие Строительство Метрология Машиностроение Основополагающие стандарты Сельское хозяйство Пищевая промышленность стандартов Федеральный фонд национальных стандартов (на ) Уровень гармонизации 44,7% 6% Энергетика электротехника Охрана окружающей среды 10% Информационные технологии электроника, телекоммуникации 12%

Динамика обновления фонда национальных стандартов около

Работа по подготовке переводов международных документов По состоянию на фонд переводов составил Структура фонда переводов По состоянию на г. Формирование фонда переводов стандартов ИСО по годам

Распределение ведения МТК между странами СНГ Другие страны – 47, в т.ч. Беларусь -1 Казахстан - 2 Ведет Россия -221 В рамках интеграционных процессов необходимы: - активизация деятельности МГС СНГ - создание новых ТК по инновационным направлениям - развитие новых механизмов взаимодействия - максимальное обсуждение и доступ к проектам документов по стандартизации Общее количество МТК по стандартизации - 269: Задача – укрепление ведущей роли России в межгосударственной стандартизации

Фонд межгосударственных стандартов Межгосударственные стандарты по России (по СНГ 20570) ГОСТ Р 5082 стандарта Уровень гармонизации 32,9% Динамика принятия межгосударственных стандартов разработано 5995 документов (в т.ч. межгосударственных стандартов), в т.ч. : Российской Федерацией – 3452 НД и 1315 изменений; Республикой Беларусь – 364 НД и 30 изменений; Республикой Казахстан – 43 НД и 56 изменений; Фонд национальных стандартов РФ Уровень гармонизации 44 % ЗАДАЧА – УСКОРЕННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ФОНДА МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ 2011 г.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ СТАНДАРТОВ - в ПМС включено 334 темы на разработку (пересмотр) межгосударственных нормативных документов; - на принято 43 межгосударственных нормативных документа, разработанных в соответствии с ПМС

Количество стандартов, разработанных странами с 1992 года в рамках МГС СНГ Азербайджанская Республика 4 Республика Молдова 1 Республика Армения 6 Республика Беларусь 89 Республика Казахстан 9 Республика Узбекистан 1 Российская Федерация 2281 Украина 369

Деятельность Росстандарта по разработке стандартов в 2011 году ПРНС-2011 включает разработку 4628 стандартов: национальная стандартизация – 2515, межгосударственная – 2188, системы аттестованных данных – 25, из них: за счет средств федерального бюджета – 3975, гармонизированных стандартов – 1568, стандартов, разрабатываемых в обеспечение требований технических регламентов – Главная задача в межгосударственной стандартизации - разработка ГОСТ для обеспечения выполнения требований технических регламентов Таможенного союза. Работы проводятся по 3-м направлениям: разработка межгосударственных стандартов; переоформление ГОСТ Р в ГОСТ методом обложки (по согласованию с Беларусью и Казахстаном); рассмотрение первой, окончательной редакций и голосование по ГОСТ, разрабатываемым другими странами.

Проблемы межгосударственной стандартизации Для обеспечения исполнения технических регламентов Таможенного союза на 1 этапе необходимо разработать более 2000 межгосударственных стандартов 1. Устаревший фонд межгосударственных стандартов 2. Невысокая активность деятельности МТК и нехватка экспертов 3. Несовпадение фондов ГОСТов в странах СНГ, различная степень активности государств-членов МГС СНГ и одновременное применение странами разных стандартов в отношении одной продукции 4. Уровень гармонизации национальных стандартов с международными различается в государствах-участниках СНГ и Таможенного союза 4. Наметившееся использование разных подходов к стандартизации в странах СНГ и ТС (Еврокоды, документы EN, методы испытаний) 5. Длительная процедура разработки межгосударственного стандарта (около 2 лет, национального - не более 1,5 лет) и недостаточная готовность МГС СНГ к разработке значительного объема ГОСТ 6. Недостаточная координация деятельности при формировании программ межгосударственной стандартизации 7. Недостаточное финансирование деятельности по межгосударственной стандартизации (в России необходимы изменения в ст ФЗ)

Сравнение уровня гармонизации стандартов на методы испытаний в странах Таможенного союза (пример) для технических регламентов: - «Безопасность низковольтного оборудования» - «Безопасность лифтов» - «Молоко и молочная продукция» Низковол. оборудование Молоко Лифты Беларусь Кол-во стандартов под регламент Низковол. оборудование Молоко Лифты Россия Кол-во стандартов под регламент Низковол. оборудование Молоко Лифты Казахстан Кол-во стандартов под регламент - национальные или межгосударственные, гармонизированные с международными - национальные, негармонизированные с международными - межгосударственные, негармонизированные с международными

Изменение 1 к ГОСТ «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, обновления и отмены» Пункт изложить в редакции: Стандарт считают принятым по результатам голосования в АИС МГС, если за его принятие в предложенной редакции проголосовало не менее двух третей от числа национальных органов, заинтересованных в применении данного стандарта и принявших участие в голосовании, и при этом отсутствуют предложения о вынесении рассмотрения результатов голосования на заседание МГС и стандарт не относится к числу основополагающих стандартов (см ). При этом число национальных органов, проголосовавших за принятие стандарта, должно быть не менее трех с учетом национального органа государства разработчика. Приложение 38-1 К Протоколу МГС

Направления работ в области межгосударственной стандартизации в связи с созданием Таможенного Союза Принятие Положения о порядке формирования перечней международных, региональных и национальных стандартов для технических регламентов таможенного союза Максимальное использование на первом этапе национальных стандартов в качестве доказательной базы технических регламентов Евр АзЭС и ЕЭП Рассмотрение вопроса о целесообразности Соглашения между СНГ и ТС (Евр АзЭс) о взаимодействии по вопросу разработки и применения межгосударственных стандартов ГОСТ Упрощение процедуры рассмотрения и принятия ГОСТ, в т.ч. путем электронного голосования (ГОСТ и другие ГОСТы) Корректировка Перечня приоритетных направлений работ по межгосударственной стандартизации на гг. Ускоренное развитие Автоматизированной информационной системы МГС (АИС МГС)

Направления работ по межгосударственной стандартизации в связи с созданием Таможенного Союза (окончание) Укрепление аппарата МГС СНГ и ориентация на более активную работу в области межгосударственной стандартизации Ориентация работы национальных ТК по стандартизации на активную работу по межгосударственным процедурам в рамках МТК Координация деятельности членов МГС СНГ в отношениях с СЕN/CENELEC и ИСО/МЭК и дальнейшая ориентация на гармонизацию с международными стандартами Укрепление национальных органов по стандартизации государств-членов СНГ и Таможенного союза Активизация участия бизнес-структур в межгосударственной стандартизации

Промышленность Малые и средние предприятия Профессиональные организации Правительство Потребители Профсоюзы Неправительственные организации За рубежомВ России и СНГ 85-90%7-10% 5-15%90% 5%Стремится к 0% Вклад в разработку стандартов ЗАДАЧА – АКТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ БИЗНЕСА К РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ

Программа разработки национальных стандартов 2010 г г. ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА – АКТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ БИЗНЕСА К РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ

МЕРЫ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОМЫШЛЕННОСТИ К УЧАСТИЮ В РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Отнесение затрат на разработку национальных стандартов на себестоимость Отнесение затрат на разработку национальных стандартов на себестоимость Отнесение работ по стандартизации в сфере инновационной деятельности к НИОКР Отнесение работ по стандартизации в сфере инновационной деятельности к НИОКР Финансирование разработки национальных стандартов по принципу государственно-частного партнерства Финансирование разработки национальных стандартов по принципу государственно-частного партнерства Государственная поддержка производства продукции, маркированной знаком соответствия «ГОСТ Р» Государственная поддержка производства продукции, маркированной знаком соответствия «ГОСТ Р» Выделение в инвестиционных программах компаний с государственным участием и в ФЦП целевых разделов по стандартизации Выделение в инвестиционных программах компаний с государственным участием и в ФЦП целевых разделов по стандартизации Приоритетное использование национальных стандартов при госзакупках товаров (услуг) и проведении госэкспертизы проектов Приоритетное использование национальных стандартов при госзакупках товаров (услуг) и проведении госэкспертизы проектов ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ГАРМОНИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ В ОТРАСЛЯХ С ВЫСОКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ РАЗВИТИЯ (%) - оптимистический сценарий - умеренный сценарий - умеренный сценарий

Поручение Президента РФ «О подготовке предложений по законодательному совершенствованию института стандартизации» (поручение Президента Пр-155) В целях совершенствования национальной системы стандартизации представляется целесообразным сосредоточить основные усилия на следующих ключевых направлениях: В целях совершенствования национальной системы стандартизации представляется целесообразным сосредоточить основные усилия на следующих ключевых направлениях: актуализировать Концепцию развития национальной системы стандартизации (в перспективе – ФЗ о стандартизации); актуализировать Концепцию развития национальной системы стандартизации (в перспективе – ФЗ о стандартизации); сформировать на среднесрочный период Программу разработки национальных стандартов, предусматривающую ежегодное от 10 до 15 % обновление стандартов в приоритетных секторах экономики; сформировать на среднесрочный период Программу разработки национальных стандартов, предусматривающую ежегодное от 10 до 15 % обновление стандартов в приоритетных секторах экономики; продолжить курс на дальнейшую гармонизацию национальных стандартов с международными стандартами и добиться к 2012 году достижения показателей гармонизации на уровне %; продолжить курс на дальнейшую гармонизацию национальных стандартов с международными стандартами и добиться к 2012 году достижения показателей гармонизации на уровне %; обеспечивать стандартами на новые виды продукции и технологии, созданные при реализации госпрограмм и ФЦП и выполнении НИОКР, в целях опережающей постановки продукции на производство и гарантированного внедрения новых технологий; обеспечивать стандартами на новые виды продукции и технологии, созданные при реализации госпрограмм и ФЦП и выполнении НИОКР, в целях опережающей постановки продукции на производство и гарантированного внедрения новых технологий;

Поручение Президента РФ «О подготовке предложений по законодательному совершенствованию института стандартизации» (окончание) активизировать участие официальных представителей РФ и бизнеса в международных и региональных организациях по стандартизации; активизировать участие официальных представителей РФ и бизнеса в международных и региональных организациях по стандартизации; совершенствовать организацию размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд, предусматривающую использование национальных стандартов как инструмента обеспечения качества или соблюдения технических требований к продукции (94-ФЗ); совершенствовать организацию размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд, предусматривающую использование национальных стандартов как инструмента обеспечения качества или соблюдения технических требований к продукции (94-ФЗ); завершить до 1 января 2012 года работу по актуализации межгосударственных и национальных стандартов в целях решения задач обеспечения стандартами технических регламентов таможенного союза; завершить до 1 января 2012 года работу по актуализации межгосударственных и национальных стандартов в целях решения задач обеспечения стандартами технических регламентов таможенного союза; обеспечить разработку Общероссийского классификатора продукции по видам эк. деятельности (ОКПД), гармонизированного с аналогичной классификацией ЕС, а также единых классификаторов для государств-членов таможенного союза; обеспечить разработку Общероссийского классификатора продукции по видам эк. деятельности (ОКПД), гармонизированного с аналогичной классификацией ЕС, а также единых классификаторов для государств-членов таможенного союза; обеспечить межведомственную координацию работ по стандартизации, проводимых федеральными органами исполнительной власти;обеспечить межведомственную координацию работ по стандартизации, проводимых федеральными органами исполнительной власти; оптимизировать систему подготовки (переподготовки, повышения квалификации) специалистов и экспертов в области стандартизации. оптимизировать систему подготовки (переподготовки, повышения квалификации) специалистов и экспертов в области стандартизации.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! РОССТАНДАРТ Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Тел.: 8 (495)