МБДОУ 32 Воспитатели: Нигай Эльвира Александровна Семина Нина Владимировна Заведующий: Шулика Елена Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре Подготовила воспитатель « Детский сад комбинированного вида « Солнышко.
Advertisements

к структуре ООП ДО к условиям реализации ООП ДО к результатам освоения ООП ДО ФГОС.
Стимулирование игрового интереса как условие и фактор развития дошкольника к опыту работы воспитателя МДОУ д/с 24 «Аленький цветочек» города Георгиевска.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
Муниципальное Бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида 39 г. Арзамас Нижегородской области Игра как основной метод развития личности.
МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
Социальное воспитание дошкольников Задачи Формирование навыков общения в социальной среде и коллективно-игровой деятельности в детской группе Вооружение.
Актуальность и перспективность опыта В современном обществе эмоциональной и коммуникативной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие.
Предметно-игровая среда Выполнили: Ларина Татьяна Васильева Светлана КГБОУ СПО «Рубцовский педагогический колледж»
L/O/G/O Роль предметно- пространственной развивающей среды в речевом развитии детей В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева.
Разработала воспитатель Гречкина Наталья Михайловна педагог высшей квалификационной категории.
С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности.
2014 г. ФГОС Требования к структуре Основной образовательной программы ДО Требования к условиям реализации ООП ДО Требования к результатам освоения ООП.
«Формирование социально-коммуникативной компетентности посредством театрализации на разных возрастных ступенях» Чернушевич Е.Н. п.д.о. МБОУ ДОД ДДТ1.
«Речевое развитие дошкольников в свете ФГОС» Школа молодого педагога ДОУ.
Трудовая функцияВид деятельностиРезультат в чем, где можно увидеть - Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Технологии сюжетно – ролевых игр в разных возрастных группах.
Повышение качества взаимодействия педагога с детьми и родителями (законными представителями)
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Транксрипт:

МБДОУ 32 Воспитатели: Нигай Эльвира Александровна Семина Нина Владимировна Заведующий: Шулика Елена Александровна

проблема коммуникативной активности детей проявляется на практике ДОУ в виде 1)трудностей адаптации ребенка к группе сверстников, отсутствии интереса к общению, в безучастном отношении к окружающим 2)недостаточной готовности детей к систематическому целенаправленному обучению в школе, серьезных трудностей социально-психологической адаптации к школе. проблема коммуникативной активности детей проявляется на практике ДОУ в виде 1)трудностей адаптации ребенка к группе сверстников, отсутствии интереса к общению, в безучастном отношении к окружающим 2)недостаточной готовности детей к систематическому целенаправленному обучению в школе, серьезных трудностей социально-психологической адаптации к школе.

«Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты».

Д.Эльконин, А.Леонтьев, Л.Рубинштейн, А.Арушанова, Т.Гризик, А.Леушина, Ф.Сохин, Е.Тихеева, О.Ушакова, А.Шахнарович, Д.Богоявленская, Д.Фельдштейн, Л.Выготский, В.Кудрявцев А.Запорожец, М.Лисина, Т.Репина, Е.Золотарева, А.К. Лазурский, А. Кошелева, Л.Пименова и многие другие. Д.Эльконин, А.Леонтьев, Л.Рубинштейн, А.Арушанова, Т.Гризик, А.Леушина, Ф.Сохин, Е.Тихеева, О.Ушакова, А.Шахнарович, Д.Богоявленская, Д.Фельдштейн, Л.Выготский, В.Кудрявцев А.Запорожец, М.Лисина, Т.Репина, Е.Золотарева, А.К. Лазурский, А. Кошелева, Л.Пименова и многие другие.

активность как психологическая характеристика имеет три уровня: 1 уровень – личность не контактирует с окружающей средой, людьми; 2 уровень - человек хорошо приноравливается к внешним условиям, людям и легко находит в ней свое место, соответствующее его внутреннему миру, представлениям и др; 3 уровень – личность отличается стремлением преобразовывать среду в соответствии со своими потребностями и влечениями, то есть носит творческий характер. активность как психологическая характеристика имеет три уровня: 1 уровень – личность не контактирует с окружающей средой, людьми; 2 уровень - человек хорошо приноравливается к внешним условиям, людям и легко находит в ней свое место, соответствующее его внутреннему миру, представлениям и др; 3 уровень – личность отличается стремлением преобразовывать среду в соответствии со своими потребностями и влечениями, то есть носит творческий характер.

Инициативность (выбор, предпочтение общения, какому-либо другому виду деятельности) Интерес к общению (стремление к перевыполнению, самовыражению, самоотдаче, развитие общения) Субъективная незаметность, плавность переключения от одного вида общения (например, от игрового) к другому (личному, познавательному и др) Инициативность (выбор, предпочтение общения, какому-либо другому виду деятельности) Интерес к общению (стремление к перевыполнению, самовыражению, самоотдаче, развитие общения) Субъективная незаметность, плавность переключения от одного вида общения (например, от игрового) к другому (личному, познавательному и др)

1) стихийное взаимодействие с окружающим миром 2) целенаправленное воспитание. Поскольку в дошкольном образовании в последнее время все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, считаем, что сюжетная игра в этом смысле является наиболее важным фактором развития ребёнка. 1) стихийное взаимодействие с окружающим миром 2) целенаправленное воспитание. Поскольку в дошкольном образовании в последнее время все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, считаем, что сюжетная игра в этом смысле является наиболее важным фактором развития ребёнка.

- создана коммуникативно-диалоговая основа взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками при регулярной включенности сюжетно-ролевой игры в образовательный процесс ДОУ и семьи; Приложение 3,4,5 - организована предметно-развивающая среда в ДОУ, которая является движущей силой в целостном процессе становления личности дошкольника и будущего школьника, способствует формированию творческого, коммуникативного опыта детей старшего дошкольного возраста; Приложение 1 - развивается сотрудничество педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования социально-коммуникативного, творческого опыта детей старшего дошкольного возраста; Приложение 9 - обоснована необходимость формирования коммуникативной активности, коммуникативного, творческого опыта детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую деятельность с ориентиром на дошкольника как творческую личность; Приложение 2, 6 - разработана система перспективного планирования по использованию сюжетно-ролевых игр для развития дружеских взаимоотношений, формирования собственно игрового поведения в коллективе, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Приложение 7,8 - создана коммуникативно-диалоговая основа взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками при регулярной включенности сюжетно-ролевой игры в образовательный процесс ДОУ и семьи; Приложение 3,4,5 - организована предметно-развивающая среда в ДОУ, которая является движущей силой в целостном процессе становления личности дошкольника и будущего школьника, способствует формированию творческого, коммуникативного опыта детей старшего дошкольного возраста; Приложение 1 - развивается сотрудничество педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования социально-коммуникативного, творческого опыта детей старшего дошкольного возраста; Приложение 9 - обоснована необходимость формирования коммуникативной активности, коммуникативного, творческого опыта детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую деятельность с ориентиром на дошкольника как творческую личность; Приложение 2, 6 - разработана система перспективного планирования по использованию сюжетно-ролевых игр для развития дружеских взаимоотношений, формирования собственно игрового поведения в коллективе, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Приложение 7,8

авторскую парциальную программу ПАНКОВОЙ ТАТЬЯНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ «ИГРА – ШКОЛА ОБЩЕНИЯ». авторскую парциальную программу ПАНКОВОЙ ТАТЬЯНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ «ИГРА – ШКОЛА ОБЩЕНИЯ».

1. Развитие инициативности общения: - развитие речевой активности - развитие игровых навыков для поддержания и развития игры - развитие положительных личностных качеств детей 2. Формирование благополучных отношений со сверстниками и взрослыми (общительность): - эмоциональное развитие детей - развитие умения устанавливать контакты с разными детьми, большой круг общения, - развитие умения согласовывать свои действия с интересами и чувствами других детей, гибкость, - развитие умения сотрудничать (с взрослыми и детьми разного возраста) в предложенных формах, - развитие умения справедливо оценивать себя и др и т.д. 3. Развитие умения предотвращать и разрешать конфликтные ситуации: - выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации. - преобразовывать ситуацию с целью оптимизации общения с окружающими - вносить конструктивные пути выхода из конфликта -высказывать свое отношение к поступкам окружающих людей, происходящим событиям. 1. Развитие инициативности общения: - развитие речевой активности - развитие игровых навыков для поддержания и развития игры - развитие положительных личностных качеств детей 2. Формирование благополучных отношений со сверстниками и взрослыми (общительность): - эмоциональное развитие детей - развитие умения устанавливать контакты с разными детьми, большой круг общения, - развитие умения согласовывать свои действия с интересами и чувствами других детей, гибкость, - развитие умения сотрудничать (с взрослыми и детьми разного возраста) в предложенных формах, - развитие умения справедливо оценивать себя и др и т.д. 3. Развитие умения предотвращать и разрешать конфликтные ситуации: - выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации. - преобразовывать ситуацию с целью оптимизации общения с окружающими - вносить конструктивные пути выхода из конфликта -высказывать свое отношение к поступкам окружающих людей, происходящим событиям.

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек): (Приложение _1) «Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.) «Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п. «Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.) В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек): (Приложение _1) «Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.) «Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п. «Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

совместная игровая деятельность взрослых и детей; сюжетно-ролевые занятия; создан комплекс сюжетных зон в группе; театрализованные игры на праздниках и развлечениях; кружок ТИД «Непоседы» самостоятельная сюжетно-ролевая деятельность; мини-игры на музыкальных и других занятиях; экскурсии; туристические походы совместно с родителями и детьми совместная игровая деятельность взрослых и детей; сюжетно-ролевые занятия; создан комплекс сюжетных зон в группе; театрализованные игры на праздниках и развлечениях; кружок ТИД «Непоседы» самостоятельная сюжетно-ролевая деятельность; мини-игры на музыкальных и других занятиях; экскурсии; туристические походы совместно с родителями и детьми

исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком (застенчивым, робким); внесение образных игрушек; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; самостоятельные игры под косвенным руководством воспитателя; прием ролевой игры с продолжением; обмен ролями; игра в телефон (особенно с закомплексованным, робким ребенком); разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций; использование многоперсонажного сюжета; метод игровой импровизации; инсценировки и драматизация; объяснение; беседы, ролевые диалоги, обсуждения; рассказ и рассказ детей; чтение взрослого; показ; личный пример; разучивание произведений устного народного творчества; наблюдения; исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком (застенчивым, робким); внесение образных игрушек; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; самостоятельные игры под косвенным руководством воспитателя; прием ролевой игры с продолжением; обмен ролями; игра в телефон (особенно с закомплексованным, робким ребенком); разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций; использование многоперсонажного сюжета; метод игровой импровизации; инсценировки и драматизация; объяснение; беседы, ролевые диалоги, обсуждения; рассказ и рассказ детей; чтение взрослого; показ; личный пример; разучивание произведений устного народного творчества; наблюдения;

хочется отметить, что на протяжении дошкольного возраста сама коммуникативная активность ребенка, конечно, изменяется и развивается, поскольку происходят преобразования потребностей в общении, ведь именно в старшем дошкольном возрасте возникают потребности в автономии, самореализации и в признании, уважении, становятся все более явными индивидуальные и половые различия. Итак, коммуникативная активность дошкольника проявляется в инициированных ребенком социальных контактах, в общении с другими людьми (сверстниками и взрослыми). Несомненно, она является одной из основ психологического благополучия ребенка и социальной готовности к обучению в школе. А наиболее естественным и эффективным средством развития коммуникативной активности старших дошкольников, по нашему мнению, является сюжетно- ролевая игра. хочется отметить, что на протяжении дошкольного возраста сама коммуникативная активность ребенка, конечно, изменяется и развивается, поскольку происходят преобразования потребностей в общении, ведь именно в старшем дошкольном возрасте возникают потребности в автономии, самореализации и в признании, уважении, становятся все более явными индивидуальные и половые различия. Итак, коммуникативная активность дошкольника проявляется в инициированных ребенком социальных контактах, в общении с другими людьми (сверстниками и взрослыми). Несомненно, она является одной из основ психологического благополучия ребенка и социальной готовности к обучению в школе. А наиболее естественным и эффективным средством развития коммуникативной активности старших дошкольников, по нашему мнению, является сюжетно- ролевая игра.

Сюжетообразующие материалы Наименование Количество на группу Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты Набор кукол: семья (средние)2 Куклы средние (20-30 см.)5 разные Мягкие животные, средние и мелкие 8-10 разные Набор персонажей для плоскостного театра 5-6 разные Набор наручных кукол би-ба-бо:10 разные Наборы мелких фигурок (5-7 см) Домашние животные 1 Дикие животные 1 Динозавры 1 Сказочные персонажи 5-6 разные Фантастические персонажи 4 разные Солдатики (рыцари, богатыри) 5-10 разные семья 2 Фигурки-человечки (объёмные мелкие 5-7 см)10 разные Белая шапочка 2 Плащ-накидка 5 разные Фуражка / бескозырка 5 Каска / шлем 2 Набор масок сказочных животных, сказочных персонажей 5-6 разные Корона, кокошник 2-4 Игрушки-предметы оперирования Набор чайной посуды (средней)3 Набор кухонной посуды (средней)3 Набор чайной посуды (мелкий)3 «Приклад» к куклам среднего / мелкого размера 2 / 2

параметрыоценка Инициатива и позиция в общении Можно предположить, что ребенок, который легко вносит разнообразные четкие по смыслу предложения по совместной игре, в реальном игровом взаимодействии также будет инициативным. Как правило, такие дети принимают на себя главные роли в игре и занимают ведущую (доминирующую) позицию в общении. При этом доминирование может быть как положительным, так и отрицательным. Характер доминирования уточняется на последнем этапе применения методики, где экспериментатором задается воображаемая ситуация конфликта. Инициативные, занимающие ведущую позицию в игре дети чаще всего пользуются большой популярностью у сверстников, так как умение организовать интересную совместную игру - одно из важнейших качеств, влияющих на эмоционально-личностные предпочтения дошкольников.

п/п Ф.И. ребенка Коммуникат ивные качества: Деятельностные качества Общечеловече ские ценности Общий уровень знаний, умений на начало проведения исследования Умение вести диалог, дискуссию Умение обосновывать свою точку зрения Умение работать с различными источниками информации Умение анализировать и планировать собственную деятельность Способность к постоянному развитию и самосовершенствованию Способность к профессиональному самоопределению Умение кооперироваться, налаживать партнерские отношения Умение действовать в конфликтных ситуациях Умение отстаивать свои права Терпимость, дипломатичность Способность к творческому самовыражению Дисциплинированность Ответственность 1 2

Баллы Показатели Отношение к результатам действий, желаниям, способам действия сверстника Установление и выполнение правил совместной деятельности Разрешение возникающих конфликтных ситуаций Умение различать и понимать эмоциональные состояния, настроения сверстников Развитие сочувствия и сопереживания Умение увлечь своими идеями 1 балл Не считается с желаниями сверстника, отвергает его предложения в совместной деятельности учитывает только свои идеи, хочет действовать в общей деятельности самостоятельно, сверстник должен быть большей части наблюдателем Правила совместной деятельности не устанавливаютс я детьми, каждый из участников действует независимо и самостоятель- но, без помощи сверстника Не владеет способами выхода из конфликтной ситуации, совместная деятельность распадается из-за невозмож- ности договориться Ребенок не различает сходные эмоциональн ые состояния ровесников (гневается, злится, сердится, обижается) Ребенок чаще всего не отклика- ется на эмоциональн ые проявле- ния сверстни- ков, не делится своими пережи- ваниями Не предлага ет варианто в деятельн о-сти

Баллы Показатели Умение слушать и слышать взрослого Умение следовать инструкции взрослого Отношение к допущенным ошибкам Направленност ь бесед со взрослым 1 балл Не сосредотачивается на объяснении взрослого, отвлекается Выполняет только легкие задания, сложные задания выполнять отказывается Не хочет исправлять ошибки, говорит что у него все хорошо, обижается в ответ на замечания Темы общения связаны с окружающими предметами 2 балла Слушает задание, начинает выполнять его, при этом отвлекается, разговаривает со сверстниками Сложные задания выполняет частично, не доводит до конца, начинает заниматься другими делами (отвлекается) Исправляет ошибки, но неохотно Расспрашивает о явлениях окружающего мира

Виды игр Предварительная работа Игровой материал Задачи совместной игры Задачи самостоятел ьных игр Сов- местные Самостоя- тельные Сентябрь Семья Шофер Рассказы родителей о своей семье детям. Разговор с детьми. Беседы о маме. Чтение произведений о работе шофера. Родителям сводить детей в «Книжный магазин». Рассматривание картин по теме игр. Экскурсия в медицинский кабинет Ввести отдел «Подарков». В «Магазин» внести «весы», «витрину». В «Семье» – «пылесос», «телевизор», мелкую кукольную мебель Расширить представление детей о продаже товаров в магазине. Закрепить ролевое взаимодействие продавец – покупатель, взаимовежливость. Товар продается за деньги. В игре «Семья» ввести роль «бабушки». Взаимодействие членов семьи Учить детей отражать собственное представлени е о профессии шофера, врача, медсестры, развивать ролевые диалоги. Создавать ситуации для использовани я игрушек - заместителей Магазин Больница Октябрь

Виды игр Предварительная работа Игровой материал Задачи совместной игры Задачи самостоятель-ных игр Сов- местные Самостоя- тельные Сентябрь Семья Магазин Задание родителям: - сходить с ребенком на почту. - беседа о работе почтовых работников, - чтение произведения Маршака «Почта». - рассказ о родословной, где живут родственники, как с ними поддерживают связь, кто дедушка, бабушка, у кого есть прабабушка, прадедушка Пульт телеграф, телеграммы, посылки, почтовый ящик. В «Семье» оборудование кухни, спальни, гостиной. Картины, фотографии на стене Обогащение представления детей о работе почты через обыгрывание «Телеграфиста». «Почтальона». Составлять текст телеграммы. Передавать детям способ построения сюжета с ориентацией на партнера в игре «Семья» Создать условия для организации самостоятельных игр. Умения распределить роли, договари-ваться. Отражать знания об окружающем в игре, развивать сюжетную линию игры Почта Больница Строители Октябрь

Сентябрь Активная форма работы Наглядная информация Цель Индивидуальная работа Ответст-венные Совместная подготовка к учебному году «Режим дня», «Интересные занятия», «Рекомендации психолога, логопеда», «Задачи на новый учебный год», «Визитка: «Золотые рыбки!», «Учите и читайте вместе с нами», «Работа по программе «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы Нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году Беседы по подготовке детей к учебному году Советы специалистов (диагностика логопеда). Обновление группового инвентаря, участка Воспита-тели, старший воспита- тель, специалис-ты Консультация «Портфолио дошкольника» Образцы портфолио, папка оформления, объявление Предложить родителям новую полезную для детей и родителей деятельность – изготовление дошкольного портфолио! Рекомендации по изготовлению, оформлению, внесение в портфолио индивидуальных материалов из детского сада. Воспитате-ли

В делах успехов и везенья! В душе тепла и доброты! Жить интересно, с настроеньем, В удачу верить и в мечты! Дарить любовь родным и близким, С улыбкой новый день встречать И всё, что лучшее есть в жизни, Суметь увидеть и познать! В делах успехов и везенья! В душе тепла и доброты! Жить интересно, с настроеньем, В удачу верить и в мечты! Дарить любовь родным и близким, С улыбкой новый день встречать И всё, что лучшее есть в жизни, Суметь увидеть и познать!