МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОКОНЧАНИЕ 1. СУЩ. М. Р.2- ГО СКЛ. В И М. П. Ж. Р.3- ГО СКЛ. В И М. П. Н ЕОДУШ.- В В. П. ЕД. Ч. Н ЕКОТОРЫЕ СУЩ. В Р. П. МН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Словообразование. Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка, то есть от чего и с помощью чего образовалось.
Advertisements

Состав слова и словообразование. Памятка по составу слова При разборе слова по составу следует определить часть речи, к которой относится слово Нужно.
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Тест по русскому языку по теме: презентация "Выполнение задания B 1 ЕГЭ"
ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПАМЯТКИ-ИНСТРУКЦИИ : 1. Как отличить формы одного и того же слова от однокоренных слов. 2. Как выделить основу слова.
В1. Определение способа словообразования При выполнении данного задания вам необходимо указать способ образования слова или из указанного предложения выписать.
Части речи самостоятельныеслужебные Существительное (кто? что?) Предлог Прилагательное (какой? какая? какие? какое? чей?) Союз Глагол (что делать? что.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
«ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 Выполнила: Дерябина И.Г. Выполнила: Дерябина И.Г. Учитель высшей категории МБУ.
Презентация по русскому языку в 6 классе по теме «Понятие о причастии и деепричастии» Работу выполнила учитель русского языка и литературы Лубяная Надежда.
Задание В 1 Чтобы правильно определить производящее слово, нужно найти самое близкое однокоренное слово к данному слову, имеющее близкий состав. При этом.
Мастер-класс «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1.
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Словообразование причастий Автор : Овчинникова А. Руководитель : Димиева Э. В.
Части речи СамостоятельныеСлужебныеМеждометие Существительное Предмет Кто? Что?
1 Морфемный и словообразовательный разбор слова. Мурзина Галина Викторовна, учительница русского языка и литературы МОУ «Балдаевская СОШ» Ядринского р-на.
Цель проекта Сконструировать итоговое понятие о наречии как части речи.
Тема занятия 15: «Основа. Окончание». Цель занятия: Углубить знания об основе слова и окончании.
Причастие – это Причастие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая самостоятельная неизменяемая часть речи, которая Образовано от глагола.
Транксрипт:

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ОКОНЧАНИЕ 1. СУЩ. М. Р.2- ГО СКЛ. В И М. П. Ж. Р.3- ГО СКЛ. В И М. П. Н ЕОДУШ.- В В. П. ЕД. Ч. Н ЕКОТОРЫЕ СУЩ. В Р. П. МН. Ч. КОЛОДЕЦ МОРКОВЬ ЯБЛОК 2. П РИТЯЖ. ПРИЛАГ. В ФОРМЕ ЕД. Ч. М. Р.,И М. П. МАМИН 3. К РАТКИЕ ПРИЛ. И ПРИЧ. В ФОРМЕ ЕД. Ч. М. Р. УМЁН ОБНАРУЖЕН 4. Г ЛАГОЛЫ : - ПР. В., УСЛ. Н. В ЕД. Ч., М. Р. - ПОВ. Н. ВО 2- М ЛИЦЕ ЕД. Ч. УШЕЛ СКАЗАЛ БЫ ГОВОРИ 5. Ч ИСЛИТ. « ОДИН » В ФОРМЕ ЕД. Ч., М. Р.,И М. П. К ОЛИЧ. ЧИСЛИТ., ОБОЗНАЧ. ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА, В И М. П. ( КРОМЕ 2,3,4,90,100) СОРОК 6. М ЕСТОИМЕНИЯ : - ЛИЧНЫЕ ЕД. Ч.,И М. П.; - ПРИТЯЖ. ЕД. Ч, М. Р.,И М. П.; - УКАЗАТ.; - ОПРЕДЕЛИТ.; - ОТНОСИТ. « КАКОВ » Я НАШ ЭТОТ ВЕСЬ

ОКОНЧАНИЕ В СЛОВАХ ТИПА СУДЬЯ ИЛИ ЛИСИЙ ДОПОЛНИТЕЛТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАЁТ БЕГЛЫЙ ГЛАСНЫЙ. В ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОН К ТОМУ ЖЕ ВЫСТУПАЕТ В НЕПРИВЫЧНОМ ВИДЕ – ЗАПИСАННЫЙ С ПОМОЩЬЮ БУКВЫ И. И СТОРИЧЕСКИ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНЫ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСА – ЬЙ -, К КОТОРОМУ ПРИСОЕДИНЯЛИСЬ ОКОНЧАНИЯ - Ь, - Е, - А ИЛИ – И. П ОЛУЧАЮЩАЯСЯ ФИНАЛЬ–ЬЙЬ ТРАДИЦИОННО ОРФОГРАФИЧЕСКИ ЗАПИСЫВАЛОСЬ КАК –ИИ ( ВПОСЛЕДСТВИИ ПЕРЕШЕДШЕЕ В ИЙ ). И НАЯ КАРТИНА ПОЛУЧАЛАСЬ ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ПОЛНЫХ ФОРМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. Н АПРИМЕР, СИНЬ С ОКОНЧАНИЕМ –Ь ПРИСОЕДИНЯЛО К СЕБЕ МЕСТОИМЕНИЕ ЙЬ (= ОН ), И ПОЛУЧАЛАСЬ ФОРМА СИНИИ, ГДЕ - ИИ ( Т. Е. ИЗНАЧАЛЬНО ЬЙЬ ) БЫЛО ОКОНЧАНИЕМ. Э ТО ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ В ТАКИХ СХОЖИХ СЛОВАХ, КАК РАБОЧИЙ И РЫБАЧИЙ, РАЗНЫЕ ОКОНЧАНИЯ.

В ЫДЕЛИТЬ ОСНОВУ И ОКОНЧАНИЕ В СЛОВАХ : А ЛЮМИНИЙ, СОМНЕНИЙ, ПРИЕЗЖИЙ, ВОРОБЕЙ, ТОПОЛЕЙ, ОТРУБЕЙ, СКАМЕЙ, ГЕРОЙ, БОЛЬНОЙ, РАЗБЕЙ, РЫБАЧИЙ, ЛЕСНИЧИЙ, СЕМЕЙ. З АДАНИЕ 1

ЗАДАНИЕ 2. С ПОМОЩЬЮ ЗНАКА УКАЖИТЕ ОКОНЧАНИЕ В ТЕХ СЛОВАХ, ГДЕ ОНО ИМЕЕТСЯ : С ТЕПЕЙ, СУДЕЙ, ЛИСИЙ, РАННИЙ, ВЕСЕЛЕЙ, ПОМЕСТИЙ, ВОСКРЕСЕНИЙ, АЛЛЕЙ, ЗМЕЙ.

1. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ( ПРЕДЛОГИ, СОЮЗЫ, ЧАСТИЦЫ ) 2. МЕЖДОМЕТИЯ 3. НАРЕЧИЯ 4. НЕСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ 5. ФОРМЫ ПРОСТОЙ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 6. ДЕЕПРИЧАСТИЯ 7. НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА – ИНФИНИТИВ 8. МЕСТОИМЕНИЯ « ЕГО », « ЕЁ », « ИХ » КАК ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ. Н Е ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЙ ВСЕ НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА И ФОРМЫ :

З АДАНИЕ 3 Р АСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА В ТРИ ГРУППЫ : ИМЕЮЩИЕ МАТЕРИАЛЬНО ВЫРАЖЕННЫЕ ОКОНЧАНИЯ, ИМЕЮЩИЕ НУЛЕВЫЕ ОКОНЧАНИЯ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОКОНЧАНИЙ : В ТОРОПЯХ, ГЕНИЙ, ПОПЛОТНЕЕ, УСЛЫШАВ, ВРУЧНУЮ, С РАЗМАХУ, ДВОЕ, ВДВОЁМ, ВОЗЬМЁМ, ВОЗЬМИ, ПОМОРЩИЛСЯ, ПОДПРЫГИВАТЬ, ЧЕТЫРЬМЯ, НАШЕГО, МОЛЧА, ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ, СМУЩЕН, ТАКСИ, ШОРТЫ, СМЕЮЩИХСЯ, КАКОЙ – ТО, ПОНЕМНОГУ, КЕНГУРУ, ТВОЙ, ЭТОМУ, ПОТОМУ, ПОДПИШУ.

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ СУФФИКСЫ Ф ОРМА ИНФИНИТИВА - ТЬ, - ТИСМОТРЕТЬ, ЦВЕСТИ Ф ОРМА ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ - Л СМОТРЕЛ ЗАЦВЁЛ БЫ Ф ОРМА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ - И СМОТРИ Ф ОРМЫ ВСЕХ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ - АЩ ( ЯЩ ), - УЩ ( ЮЩ ), - ЕМ ( ИМ ), ОМ - Ш,- ВШ, - НН, - ЕНН, - ЁНН,- Т - А,- Я, - ВШИ ЧИТАЮЩИЙ ЧИТАЕМЫЙ ЧИТАЯ Ф ОРМЫ СРАВНИТЕЛЬНОЙ И ПРЕВОСХОДНОЙ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ - ЕЕ ( ЕЙ ),- Е, - ШЕ,- ЕЙШ, - АЙШ БОДРЕЕ, НИЖЕ, СИЛЬНЕЙШИЙ.

З АДАНИЕ 4 В ЫПИШИТЕ СЛОВА, СОДЕРЖАЩИЕ ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ СУФФИКСЫ, ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ ЗНАЧЕНИЕ : ПОДОЖДИТЕ, СМЕЯСЬ, СЕРОВАТЫЙ, МОЛОДЕНЬКИЙ, РАЗБИТЫЙ, ИСПЕКШИЙ, ВЫСОЧАЙШИЙ, ВЫСОЧЕННЫЙ, БОЛЬШУЩИЙ, ПИШУЩИЙ, УПЛАТИВ, МИЛОСТИВ, БЛЕДНЕЕ.

Понятия производной, непроизводной, производящей основ П РОИЗВОДЯЩАЯ ОСНОВА О СНОВА СЛОВА, ОТ КОТОРОГО ОБРАЗУЕТСЯ НОВОЕ СЛОВО П РОИЗВОДНАЯ ОСНОВА О СНОВА ОБРАЗОВАННОГО СЛОВА Н ЕПРОИЗВОДНАЯ ОСНОВА О СНОВА СЛОВА, КОТОРОЕ НИ ОТ ЧЕГО НЕ ОБРАЗОВАНО ( Т. Е. ОСНОВА РАВНА КОРНЮ ).

З АДАНИЕ 6 П ОДЧЕРКНИТЕ ПРОИЗВОДЯЩУЮ ОСНОВУ СЛОВ : НЕОБХОДИМОСТЬ, ПЕРЕНОСЧИК, ЗАЯВЛЕНИЕ, ПРИХОДИТЬ, БЕЗЗАБОТНЫЙ, ИНТЕРЕСНО, ПРЕКРАЩЕНИЕ, ОХОТНИЧИЙ, ПОДОРОЖНИК.

ПРАВИЛА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА 1. В ЫДЕЛИТЕ ОСНОВУ ПРОИЗВОДЯЩЕГО СЛОВА ( БЕЗ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ СУФФИКСОВ ); 2. В ЫДЕЛИТЕ ОСНОВУ ПРОИЗВОДЯЩЕГО СЛОВА ; 3. П ОДЧЕРКНИТЕ ТУ ЧАСТЬ ПРОИЗВОДЯЩЕЙ, КОТОРАЯ СОХРАНИЛАСЬ В ПРОИЗВОДНОЙ ; 4. В ЫДЕЛИТЕ ТОТ ФРАГМЕНТ, КОТОРЫМ ПРОИЗВОДНАЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ; 5. С ДЕЛАЙТЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР СЛОВА, УЧИТЫВАЯ ЧЕРЕДОВАНИЯ.

З АДАНИЕ 7 Р АЗБЕРИТЕ СЛОВА ПО СОСТАВУ : ЗАЖИГАЛКА, НЕПОГРЕШИМОСТЬ, РИСОВАЛЬНЫЙ, ТАКТИЧНОСТЬ, СТРАДАЛЬЧЕСКИЙ, НАПЕРЕБОЙ, ЗАТРОНУТЫЙ, ПРИБАВЛЯЯ, ОПЛАЧИВАЛ, ОЖИДАНИЕ, ВЫСКАЗАННЫЙ, РАСКИДАВ.

З АДАНИЕ 9. Р АСПРЕДЕЛИТЕ ДАННЫЕ НИЖЕ СЛОВА ПО ТРЁМ ГРУППАМ ПО СПОСОБУ ОБРАЗОВАНИЯ ( ПРИСТАВОЧНЫЙ, СУФФИКСАЛЬНЫЙ, ПРИСТАВОЧНО – СУФФИКСАЛЬНЫЙ ): БЕЗРАБОТНЫЙ, БЕССИМЫСЛИЦА, ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ, ВЫСКАЗАТЬ, ВЫСКАЗЫВАТЬ, ВЫСКАЗЫВАНИЕ, НАПЕВАТЬ, НАПИСАТЬ, ПЕРЕВОДНОЙ, ПОДСТАВИТЬ, ПОДСТАВКА, ПОДСТАКАННИК, ПОПРОСИТЬ, ПО – СТАРОМУ, СОАВТОР, СОБЕСЕДОВАНИЕ, СОДЕЙСТВОВАТЬ, СООТЕЧЕСТВЕННИК, СОПРОВОЖДЕНИЕ. З АДАНИЕ 10. У КАЖИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ : ПОДСЧИТАТЬ, СТОЛЯРНИЧАТЬ, ПОДНЯТЬСЯ, ЖЁЛТО – ЗЕЛЁНЫЙ, КАКОЙ – НИБУДЬ, ПРЕДРАССВЕТНЫЙ, НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ, ПОДРУЖКИ, СОБЕСЕДНИК, ВОДОЛАЗ, ПЯТИУГОЛЬНИК. З АДАНИЕ 11. У КАЖИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕДУЮЩИХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ : БЕЗДОРОЖЬЕ, ВОЕННЫЙ, ВЫВИХ, ЗНАНИЕ, МОРОЖЕНОЕ, ПОДГРУППА, ПРИГОВОР, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ПРОДМАГ, СУПЕРОБЛОЖКА, ТЕПЛОХОД, ТИШЬ, ЧИТАТЕЛЬ, ШАШЛЫЧНАЯ, ШЕСТИКЛАССНИЦА, ШКОЛЬНЫЙ. З АДАНИЕ 12. К АКОЕ СЛОВО ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДНЫМ В ДАННЫХ ПАРАХ, ПЕРВОЕ ИЛИ ВТОРОЕ ? К АКОЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ ЗДЕСЬ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ? З ЕЛЕНЬ – ЗЕЛЕНЫЙ, ВЫЛЕТ – ВЫЛЕТАТЬ, ВХОД – ВХОДИТЬ, ВЫНОС – ВЫНОСИТЬ.

ПОРЯДОК СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 1. П ОСТАВИТЬ АНАЛИЗИРУЕМОЕ СЛОВО В НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ. 2. П ОДОБРАТЬ К АНАЛИЗИРУЕМОМУ СЛОВУ ПРОИЗВОДЯЩЕЕ СЛОВО ; ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДНОГО СЛОВА ЧЕРЕЗ ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДЯЩЕГО ; ОБОЗНАЧИТЬ ПРОИЗВОДЯЩУЮ ОСНОВУ. 3. У КАЗАТЬ СЛОВООБРАЗУЮЩУЮ МОРФЕМУ. 4. У КАЗАТЬ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. 5. У КАЗАТЬ ПРОЦЕССЫ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ЕСЛИ ОНИ ЕСТЬ ( ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ).

П РОВЕДИТЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ : В ОБЕДЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ СОТРУДНИКИ ПОЕЛИ И ОТПРАВИЛИСЬ ЗА МОРОЖЕНЫМ. О БЕДЕННЫЙ – ОБЕД 1.Н.Ф.- ОБЕДЕННЫЙ. 2. П РОИЗВОДЯЩЕЕ СЛОВО – ОБЕД.О БЕДЕННЫЙ – « ОТНОСЯЩИЙСЯ К ОБЕДУ ». 3. С ЛОВООБРАЗУЮЩИЙ СУФФИКС - - ЕНН С ПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – СУФФИКСАЛЬНЫЙ.