МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ОКОНЧАНИЕ 1. СУЩ. М. Р.2- ГО СКЛ. В И М. П. Ж. Р.3- ГО СКЛ. В И М. П. Н ЕОДУШ.- В В. П. ЕД. Ч. Н ЕКОТОРЫЕ СУЩ. В Р. П. МН. Ч. КОЛОДЕЦ МОРКОВЬ ЯБЛОК 2. П РИТЯЖ. ПРИЛАГ. В ФОРМЕ ЕД. Ч. М. Р.,И М. П. МАМИН 3. К РАТКИЕ ПРИЛ. И ПРИЧ. В ФОРМЕ ЕД. Ч. М. Р. УМЁН ОБНАРУЖЕН 4. Г ЛАГОЛЫ : - ПР. В., УСЛ. Н. В ЕД. Ч., М. Р. - ПОВ. Н. ВО 2- М ЛИЦЕ ЕД. Ч. УШЕЛ СКАЗАЛ БЫ ГОВОРИ 5. Ч ИСЛИТ. « ОДИН » В ФОРМЕ ЕД. Ч., М. Р.,И М. П. К ОЛИЧ. ЧИСЛИТ., ОБОЗНАЧ. ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА, В И М. П. ( КРОМЕ 2,3,4,90,100) СОРОК 6. М ЕСТОИМЕНИЯ : - ЛИЧНЫЕ ЕД. Ч.,И М. П.; - ПРИТЯЖ. ЕД. Ч, М. Р.,И М. П.; - УКАЗАТ.; - ОПРЕДЕЛИТ.; - ОТНОСИТ. « КАКОВ » Я НАШ ЭТОТ ВЕСЬ
ОКОНЧАНИЕ В СЛОВАХ ТИПА СУДЬЯ ИЛИ ЛИСИЙ ДОПОЛНИТЕЛТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАЁТ БЕГЛЫЙ ГЛАСНЫЙ. В ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОН К ТОМУ ЖЕ ВЫСТУПАЕТ В НЕПРИВЫЧНОМ ВИДЕ – ЗАПИСАННЫЙ С ПОМОЩЬЮ БУКВЫ И. И СТОРИЧЕСКИ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНЫ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСА – ЬЙ -, К КОТОРОМУ ПРИСОЕДИНЯЛИСЬ ОКОНЧАНИЯ - Ь, - Е, - А ИЛИ – И. П ОЛУЧАЮЩАЯСЯ ФИНАЛЬ–ЬЙЬ ТРАДИЦИОННО ОРФОГРАФИЧЕСКИ ЗАПИСЫВАЛОСЬ КАК –ИИ ( ВПОСЛЕДСТВИИ ПЕРЕШЕДШЕЕ В ИЙ ). И НАЯ КАРТИНА ПОЛУЧАЛАСЬ ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ПОЛНЫХ ФОРМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. Н АПРИМЕР, СИНЬ С ОКОНЧАНИЕМ –Ь ПРИСОЕДИНЯЛО К СЕБЕ МЕСТОИМЕНИЕ ЙЬ (= ОН ), И ПОЛУЧАЛАСЬ ФОРМА СИНИИ, ГДЕ - ИИ ( Т. Е. ИЗНАЧАЛЬНО ЬЙЬ ) БЫЛО ОКОНЧАНИЕМ. Э ТО ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ В ТАКИХ СХОЖИХ СЛОВАХ, КАК РАБОЧИЙ И РЫБАЧИЙ, РАЗНЫЕ ОКОНЧАНИЯ.
В ЫДЕЛИТЬ ОСНОВУ И ОКОНЧАНИЕ В СЛОВАХ : А ЛЮМИНИЙ, СОМНЕНИЙ, ПРИЕЗЖИЙ, ВОРОБЕЙ, ТОПОЛЕЙ, ОТРУБЕЙ, СКАМЕЙ, ГЕРОЙ, БОЛЬНОЙ, РАЗБЕЙ, РЫБАЧИЙ, ЛЕСНИЧИЙ, СЕМЕЙ. З АДАНИЕ 1
ЗАДАНИЕ 2. С ПОМОЩЬЮ ЗНАКА УКАЖИТЕ ОКОНЧАНИЕ В ТЕХ СЛОВАХ, ГДЕ ОНО ИМЕЕТСЯ : С ТЕПЕЙ, СУДЕЙ, ЛИСИЙ, РАННИЙ, ВЕСЕЛЕЙ, ПОМЕСТИЙ, ВОСКРЕСЕНИЙ, АЛЛЕЙ, ЗМЕЙ.
1. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ( ПРЕДЛОГИ, СОЮЗЫ, ЧАСТИЦЫ ) 2. МЕЖДОМЕТИЯ 3. НАРЕЧИЯ 4. НЕСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ 5. ФОРМЫ ПРОСТОЙ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 6. ДЕЕПРИЧАСТИЯ 7. НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА – ИНФИНИТИВ 8. МЕСТОИМЕНИЯ « ЕГО », « ЕЁ », « ИХ » КАК ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ. Н Е ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЙ ВСЕ НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА И ФОРМЫ :
З АДАНИЕ 3 Р АСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА В ТРИ ГРУППЫ : ИМЕЮЩИЕ МАТЕРИАЛЬНО ВЫРАЖЕННЫЕ ОКОНЧАНИЯ, ИМЕЮЩИЕ НУЛЕВЫЕ ОКОНЧАНИЯ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОКОНЧАНИЙ : В ТОРОПЯХ, ГЕНИЙ, ПОПЛОТНЕЕ, УСЛЫШАВ, ВРУЧНУЮ, С РАЗМАХУ, ДВОЕ, ВДВОЁМ, ВОЗЬМЁМ, ВОЗЬМИ, ПОМОРЩИЛСЯ, ПОДПРЫГИВАТЬ, ЧЕТЫРЬМЯ, НАШЕГО, МОЛЧА, ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ, СМУЩЕН, ТАКСИ, ШОРТЫ, СМЕЮЩИХСЯ, КАКОЙ – ТО, ПОНЕМНОГУ, КЕНГУРУ, ТВОЙ, ЭТОМУ, ПОТОМУ, ПОДПИШУ.
ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ СУФФИКСЫ Ф ОРМА ИНФИНИТИВА - ТЬ, - ТИСМОТРЕТЬ, ЦВЕСТИ Ф ОРМА ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ - Л СМОТРЕЛ ЗАЦВЁЛ БЫ Ф ОРМА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ - И СМОТРИ Ф ОРМЫ ВСЕХ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ - АЩ ( ЯЩ ), - УЩ ( ЮЩ ), - ЕМ ( ИМ ), ОМ - Ш,- ВШ, - НН, - ЕНН, - ЁНН,- Т - А,- Я, - ВШИ ЧИТАЮЩИЙ ЧИТАЕМЫЙ ЧИТАЯ Ф ОРМЫ СРАВНИТЕЛЬНОЙ И ПРЕВОСХОДНОЙ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ - ЕЕ ( ЕЙ ),- Е, - ШЕ,- ЕЙШ, - АЙШ БОДРЕЕ, НИЖЕ, СИЛЬНЕЙШИЙ.
З АДАНИЕ 4 В ЫПИШИТЕ СЛОВА, СОДЕРЖАЩИЕ ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ СУФФИКСЫ, ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ ЗНАЧЕНИЕ : ПОДОЖДИТЕ, СМЕЯСЬ, СЕРОВАТЫЙ, МОЛОДЕНЬКИЙ, РАЗБИТЫЙ, ИСПЕКШИЙ, ВЫСОЧАЙШИЙ, ВЫСОЧЕННЫЙ, БОЛЬШУЩИЙ, ПИШУЩИЙ, УПЛАТИВ, МИЛОСТИВ, БЛЕДНЕЕ.
Понятия производной, непроизводной, производящей основ П РОИЗВОДЯЩАЯ ОСНОВА О СНОВА СЛОВА, ОТ КОТОРОГО ОБРАЗУЕТСЯ НОВОЕ СЛОВО П РОИЗВОДНАЯ ОСНОВА О СНОВА ОБРАЗОВАННОГО СЛОВА Н ЕПРОИЗВОДНАЯ ОСНОВА О СНОВА СЛОВА, КОТОРОЕ НИ ОТ ЧЕГО НЕ ОБРАЗОВАНО ( Т. Е. ОСНОВА РАВНА КОРНЮ ).
З АДАНИЕ 6 П ОДЧЕРКНИТЕ ПРОИЗВОДЯЩУЮ ОСНОВУ СЛОВ : НЕОБХОДИМОСТЬ, ПЕРЕНОСЧИК, ЗАЯВЛЕНИЕ, ПРИХОДИТЬ, БЕЗЗАБОТНЫЙ, ИНТЕРЕСНО, ПРЕКРАЩЕНИЕ, ОХОТНИЧИЙ, ПОДОРОЖНИК.
ПРАВИЛА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА 1. В ЫДЕЛИТЕ ОСНОВУ ПРОИЗВОДЯЩЕГО СЛОВА ( БЕЗ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ СУФФИКСОВ ); 2. В ЫДЕЛИТЕ ОСНОВУ ПРОИЗВОДЯЩЕГО СЛОВА ; 3. П ОДЧЕРКНИТЕ ТУ ЧАСТЬ ПРОИЗВОДЯЩЕЙ, КОТОРАЯ СОХРАНИЛАСЬ В ПРОИЗВОДНОЙ ; 4. В ЫДЕЛИТЕ ТОТ ФРАГМЕНТ, КОТОРЫМ ПРОИЗВОДНАЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ; 5. С ДЕЛАЙТЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР СЛОВА, УЧИТЫВАЯ ЧЕРЕДОВАНИЯ.
З АДАНИЕ 7 Р АЗБЕРИТЕ СЛОВА ПО СОСТАВУ : ЗАЖИГАЛКА, НЕПОГРЕШИМОСТЬ, РИСОВАЛЬНЫЙ, ТАКТИЧНОСТЬ, СТРАДАЛЬЧЕСКИЙ, НАПЕРЕБОЙ, ЗАТРОНУТЫЙ, ПРИБАВЛЯЯ, ОПЛАЧИВАЛ, ОЖИДАНИЕ, ВЫСКАЗАННЫЙ, РАСКИДАВ.
З АДАНИЕ 9. Р АСПРЕДЕЛИТЕ ДАННЫЕ НИЖЕ СЛОВА ПО ТРЁМ ГРУППАМ ПО СПОСОБУ ОБРАЗОВАНИЯ ( ПРИСТАВОЧНЫЙ, СУФФИКСАЛЬНЫЙ, ПРИСТАВОЧНО – СУФФИКСАЛЬНЫЙ ): БЕЗРАБОТНЫЙ, БЕССИМЫСЛИЦА, ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ, ВЫСКАЗАТЬ, ВЫСКАЗЫВАТЬ, ВЫСКАЗЫВАНИЕ, НАПЕВАТЬ, НАПИСАТЬ, ПЕРЕВОДНОЙ, ПОДСТАВИТЬ, ПОДСТАВКА, ПОДСТАКАННИК, ПОПРОСИТЬ, ПО – СТАРОМУ, СОАВТОР, СОБЕСЕДОВАНИЕ, СОДЕЙСТВОВАТЬ, СООТЕЧЕСТВЕННИК, СОПРОВОЖДЕНИЕ. З АДАНИЕ 10. У КАЖИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ : ПОДСЧИТАТЬ, СТОЛЯРНИЧАТЬ, ПОДНЯТЬСЯ, ЖЁЛТО – ЗЕЛЁНЫЙ, КАКОЙ – НИБУДЬ, ПРЕДРАССВЕТНЫЙ, НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ, ПОДРУЖКИ, СОБЕСЕДНИК, ВОДОЛАЗ, ПЯТИУГОЛЬНИК. З АДАНИЕ 11. У КАЖИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕДУЮЩИХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ : БЕЗДОРОЖЬЕ, ВОЕННЫЙ, ВЫВИХ, ЗНАНИЕ, МОРОЖЕНОЕ, ПОДГРУППА, ПРИГОВОР, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ПРОДМАГ, СУПЕРОБЛОЖКА, ТЕПЛОХОД, ТИШЬ, ЧИТАТЕЛЬ, ШАШЛЫЧНАЯ, ШЕСТИКЛАССНИЦА, ШКОЛЬНЫЙ. З АДАНИЕ 12. К АКОЕ СЛОВО ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДНЫМ В ДАННЫХ ПАРАХ, ПЕРВОЕ ИЛИ ВТОРОЕ ? К АКОЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ ЗДЕСЬ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ? З ЕЛЕНЬ – ЗЕЛЕНЫЙ, ВЫЛЕТ – ВЫЛЕТАТЬ, ВХОД – ВХОДИТЬ, ВЫНОС – ВЫНОСИТЬ.
ПОРЯДОК СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 1. П ОСТАВИТЬ АНАЛИЗИРУЕМОЕ СЛОВО В НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ. 2. П ОДОБРАТЬ К АНАЛИЗИРУЕМОМУ СЛОВУ ПРОИЗВОДЯЩЕЕ СЛОВО ; ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДНОГО СЛОВА ЧЕРЕЗ ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДЯЩЕГО ; ОБОЗНАЧИТЬ ПРОИЗВОДЯЩУЮ ОСНОВУ. 3. У КАЗАТЬ СЛОВООБРАЗУЮЩУЮ МОРФЕМУ. 4. У КАЗАТЬ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. 5. У КАЗАТЬ ПРОЦЕССЫ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ЕСЛИ ОНИ ЕСТЬ ( ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ).
П РОВЕДИТЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ : В ОБЕДЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ СОТРУДНИКИ ПОЕЛИ И ОТПРАВИЛИСЬ ЗА МОРОЖЕНЫМ. О БЕДЕННЫЙ – ОБЕД 1.Н.Ф.- ОБЕДЕННЫЙ. 2. П РОИЗВОДЯЩЕЕ СЛОВО – ОБЕД.О БЕДЕННЫЙ – « ОТНОСЯЩИЙСЯ К ОБЕДУ ». 3. С ЛОВООБРАЗУЮЩИЙ СУФФИКС - - ЕНН С ПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – СУФФИКСАЛЬНЫЙ.