Ребята ! Прочтите стихотворение Бориса Заходера «Песенка Винни-Пуха». Что вы можете сказать об этом стихотворении? На днях, не знаю сам зачем, Зашёл я.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
…такие слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их конкретно. Местоимение вне контекста имеют.
Advertisements

Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
В добрый час!. Четвёртый лишний А) ему, себе, его, о ней Б) кто(то), какой(нибудь), (кое)что, кто.
Отрицательные и неопределённые местоимения Мультимедийная презентация урока русского языка в 6 классе Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ.
Местоимение 6 класс Выполнила учитель русского языка и литературы Яшина Н.Ю. МБОУ Радищевская СОШ г.
МестоименияМестоимения. Местоимение как часть речи 1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимения Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения, изменяются по падежам. Есть местоимения,
самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. Слово « местоимение » означает – « вместо имени ».
Местоимение Местоимение Работу выполнила Работу выполнила ученица 10 класса Бишевской СОШ Апастовского района РТ Миннуллина Роза Руководитель: Алексеева.
Отрицательные местоимения 6 класс Учитель: Корниенко Е.Ю. МБОУ «Усть-Калманская СОШ» kornienko
МОБУ Талаканская СОШ 6 Амурская область Бурейский район Все о местоимениях Старновская Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Неопределённые местоимения. Указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество предметов.
МЕСТОИМЕНИЯ Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики.
Неопределённые местоимения. Цели урока: Знать: об отличительном признаке неопределённых местоимений( неопределённость), образовании неопределённых местоимений,
Личные Разряды Возвратное Притяжательные Указательные Определительные Относительные Вопросительные Отрицательные Неопределенные.
Разряды и морфологические признаки местоимений- прилагательных и местоимений- числительных. РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 2. Урок 79. © ООО «Баласс», 2014.
1 Двадцать пятое апреля. Классная работа. Двадцать пятое апреля. Классная работа.
Местоимение как часть речи. Цель: вспомнить отличительный признак местоимений от других частей речи; познакомиться с разрядами местоимений; выяснить роль.
Презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение" в 10 классе.
Транксрипт:

Ребята ! Прочтите стихотворение Бориса Заходера «Песенка Винни-Пуха». Что вы можете сказать об этом стихотворении? На днях, не знаю сам зачем, Зашёл я в незнакомый дом, Мне захотелось Кое с Кем Потолковать о том, о сём. Я рассказал им, что, когда И почему и отчего, Сказал, откуда и куда, И как, и где, и для чего; Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему, И что подумали о том, И если нет, то почему! Когда закончил я рассказ, То Кое-Кто спросил: «И всё? Ты говорил тут целый час, А рассказал ни то, ни сё!»

Подумайте ! 1. В чём же ошибка Винни-Пуха, который так подробно, так эмоционально рассказывал о своих похождениях, но остался непонятым? 2. Винни-Пух использует такие слова, которые не позволяют нам точно определить, о чём же он говорит. Назовите эти слова. 3. Как называется эта часть речи? 4. Какую функцию выполняют эти слова в тексте? Можно ли подставить вместо них какие-то другие части речи? 5. Какие части речи вместо каких слов можно подставить в тексте?

Ответы: 1. Содержание песенки непонятно потому, что неизвестно, с кем разговаривал Винни-Пух, о чём, что было раньше, что потом. Он не называет ничего конкретного. 2. Винни-Пух использует такие слова, как: сам, Кое-Кто, Кое с Кем, кто, кого, что к чему. 3. Это местоимения. 4. Эти слова заменяют, указывают на другие. Например, вместо «Кое-Кто» мы можем подставить существительное Пятачок или Ослик, вместо «что» – существительные горшочек с мёдом.

Тема нашего урока: МЕСТОИМЕНИЯ (Урок предназначен для 6 класса, подготовлен на базе учебника по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской; урок создан с использованием частично-поискового и эвристического методов) Местоимения – это такие слова, которые обозначают лицо (я, ты, мы, вы; он, она, оно, они), а также указывают на предметы, признаки, количество, не называя их конкретно (тот, этот, всякий, столько). Опираясь на вышеуказанное определение, попробуйте выяснить, на какие группы могут быть разделены местоимения.

Подсказка: Местоимения указывают на: - предметы – это значит, что такие местоимения можно сопоставить с существительными, например: кто, что; - признаки – это значит, что такие местоимения можно сопоставить с прилагательными, например: всякий; - количество – это значит, что такие местоимения можно сопоставить с числительными, например: столько. N.B.! Данная классификация основывается на грамматическом значении, словоизменении, связи с другими словами.

Определите название разряда местоимений! 1. Местоимения, которые являются заместителями говорящего (автора, персонажа) – личностей. Пример: Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. (А.С. Пушкин)

Личные местоимения Грамматические особенности: 1. Местоимения Я, ТЫ не имеют форм множественного числа. Слова МЫ, ВЫ обозначают не множество Я, ТЫ, а группы лиц, куда входят Я, ТЫ. 2. Местоимения 3-го лица изменяются по числам (они), а в единственном числе – по родам (он, она, оно). 3. Личные местоимения в предложении являются или подлежащим (Им. п.), или дополнением (косвенные падежи).

Упражнение Прочитайте. Найдите личные местоимения, укажите их падежи и, если есть, число. 1). Когда над головой замелькали звёзды, я понял, что вышел на большую поляну. 2). Передо мной редкостные олени…Когда-то их было много, и они украшали леса. 3). Сидит он на камне и слушает ночь. 4). Наткнувшись на камень, они сели на него поудобней и стали дожидаться утра. Я – Им.п., ед.ч.; их – Р.п., мн.ч.; они – Им.п., мн.ч.; он – Им.п., ед.ч.; на него – В.п., ед.ч..

Определите название разряда местоимений! Местоимение, которое помогает говорящему рассказать про него самого. Пример: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Возвратное местоимение Грамматические особенности: 1. Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на подлежащее. 2. Не имеет именительного падежа и потому в предложении всегда является дополнением. 3. Не имеет форм рода и числа.

Упражнение Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя, подчеркните их как члены предложения. 1. Этот человек хитрый и скрытный. 2. Всё устроилось без особых усилий. 3. Наездник не скоро опомнился после того, как упал с лошади. 4. Читай молча (не вслух). 5. После болезни мальчик плохо выглядит. Для справок: прийти в себя, себе на уме, само собой, про себя, на себя не похож. - Себе на уме. - Само собой. - Прийти в себя. - Про себя. - На себя не похож.

Определите название разряда местоимений! Местоимения, которые указывают на принадлежность одного другому. Пример: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но боже мой, какая скука… (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Притяжательные местоимения Грамматические особенности: 1. Свой – возвратное притяжательное местоимение. 2. Притяжательные местоимения обозначают принадлежность предмета к лицу. 3. В предложении являются определением.

Упражнение Спишите. Укажите падеж притяжательных местоимений. Дремлет на стене моей Ивы кружевная тень, Завтра у меня под ней Будет хлопотливый день! Буду поливать цветы, Думать о своей судьбе, Буду до ночной звезды Лодку мастерить себе… (Н. Рубцов) На коньках начнём кататься Мы на звонком льду. Будет смех наш раздаваться В парке на пруду. (К. Бальмонт) Моей – Пр.п., о своей – Пр.п., наш – Им.п..

Определите название разряда местоимений! Местоимения, которые непосредственно указывают на: а). Предмет или признак, выделяя его среди таких же: Этого актёра я знаю, а того – нет. б). Схожесть признаков или высокую меру оценки: Мой друг смел, и я таков. в). Количество, названное ранее: Мне столько же лет, сколько моему двоюродному брату.

Указательные местоимения Грамматические особенности: 1. Изменяются по типу прилагательного. 2. Местоимения таков не склоняется: Мой друг смел, и я таков.

Упражнение Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите в тексте все указательные местоимения. 1. Мальчик пришёл в себя только у источника у того самого где накануне днём они с дедушкой завтракали. 2. Опасность миновала все ужасы этой ночи прошли без следа и им обоим было легко и весело идти по дороге. 3. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита. 4. Лучше всего наблюдать за скворцом рано утром, до восхода солнца, а для этого надо вставать пораньше.,,,,,

Определите название разряда местоимений! Эти местоимения указывают на степень полноты охвата предмета. Пример: Вот ворона сидит на заборе. Все амбары* давно на запоре. Все обозы* пришли, все подводы*, Наступила пора непогоды. (Н. Рубцов) *Амбар – строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров. *Обоз – ряд следующих друг за другом повозок с грузом. *Подвода – грузовая конная повозка.

Определительные местоимения 1. Изменяются по типу прилагательного. 2. В предложении являются определением.

Упражнение Спишите. Найдите определительные местоимения, попробуйте объяснить их значение. 1. На свете чудеса рассеяны повсюду; да не везде их всякий замечал. 2. Что волки жадны, всякий знает. 3. Иному до чего дела нет, о том толкуют охотнее всего. 4. Невежда* так же в ослепленье бранит науки и ученье и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды. Всякий – кто угодно, каждый. Иному – иной – другой, не тот, о ком говорилось до этого. Все – весь – в совокупности, общность каких-то предметов, признаков, явлений. *Невежда – малообразованный человек.

Определите название разряда местоимений! Местоимения, которые либо находятся в составе вопросительных предложений, либо связывают части сложного предложения. Пример: Кто стучится в дверь ко мне? Я спросил, кто стучится. Который час? Спроси, который час.

Вопросительно-относительные местоимения Грамматические особенности: 1. Местоимения КТО, ЧТО не имеют форм рода и числа. КТО указывает на одушевлённые предметы, ЧТО – на неодушевлённые. 2. Местоимения какой (-ая, -ее), сколько в восклицательных предложениях выражают сильное чувство, высокую степень качества: Какая умница! Сколько радости! 3. Местоимение каков не склоняется; оно изменяется по родам и числам (каков, какова, каково - каковы).

Упражнение Определите в сложных предложениях ту часть, которая начинается с относительного местоимения. Запишите её в форме вопросительного предложения. Образец: Я знаю, кто об этом сообщил. – Кто об этом сообщил? 1. Мы вышли на поляну и увидели, что произошло в лесу. 2. Посмотрите, какие цветы растут на поляне. 3. Если бы вы знали, сколько птиц прилетело в наши края! 4. Прислушайтесь и угадайте, какой из птиц принадлежит голос. 5. Узнайте, кто прилепил гнездо на сучке берёзы возле ствола. 6. Я могу определить, чьё это гнездо висит, точно плетёная корзиночка.

Определите название разряда местоимений! Эти местоимения обозначают отсутствие предмета или признака. Пример: Жил на свете Джонни, Знаете его? Не было у Джонни Ровно ничего! Нечего покушать, Нечего надеть, Не к чему стремиться, Не о чем жалеть. Нечего бояться, Нечего терять… Весело живётся, Нечего сказать! (Б. Заходер)

Отрицательные местоимения Особенности: 1. Отрицательные местоимения пишутся: а). В одно слово, если между ними нет предлога (некому, нисколько). б). В три слова, если между ними есть предлог (не о ком, ни у скольких). 2. В безударном положении всегда пишется ни-, а под ударением – не-.

Упражнение Выпишите отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны, в две колонки: в первую – слитные написания, во вторую – раздельные написания. 1. Н(..)чем н(..)чего (не)сделаешь. 2. Кто оторвался от друзей и товарищей, тому (не)(на)кого рассчитывать в беде. 3. Глуп совсем, кто (н..)знается (н..)(с)кем. 4. Скучен день до вечера, коли делать (н..)чего. 5. (Н..)(в)чём так свободно (не)проявляется народный характер, как в песнях и плясках. 6. Родную мать (н..)кем (не)заменишь. Слитное написание Раздельное написание ничемне на кого ничегони с кем нечегони в чём никемне с кого

Определите название разряда местоимений! Эти местоимения указывают на неизвестные предметы, признаки, количество предметов. Пример: Однажды куда-то на яхте* Откуда-то Кто-то поплыл. Летали какие-то чайки, О чём-то кричали ему. (Ю. Коваль «На яхте») *Яхта – большая и лёгкая спортивная парусная лодка.

Неопределённые местоимения Особенности: 1. В составе неопределённых местоимений словообразовательные морфемы -то, -либо, -нибудь, кое- пишутся через дефис: кто-то, кем-либо, кое-где, сколько- нибудь. 2. Если после приставки кое- есть предлог, то эта форма пишется в три слова: кое с кем, кое о чём. 3. Местоимения некто имеет только форму именительного падежа, а нечто – только именительного винительного падежа.

Упражнение Спишите, верно воспроизводя неопределённые местоимения. 1. Не смолкает напев соловьиный, что(то) шепчут ручьи и листы. 2. А в саду кто(то) тихо смеётся… 3. Или я заблудился в тумане? Или кто(нибудь) шутит со мной? 4. Вздыхал (о) чём(то) я, чего(то) было жалко, какою(то) мечтой горела голова. 5. Глухие тайны мне поручены, мне чьё(то) сердце вручено… (А. Блок) Не смолкает напев соловьиный, что-то шепчут ручьи и листы. А в саду кто-то тихо смеётся… Или я заблудился в тумане? Или кто- нибудь шутит со мной? Вздыхал о чём-то я, чего-то было жалко, какою-то мечтой горела голова. Глухие тайны мне поручены, мне чьё-то сердце вручено…

Распределите местоимения по разрядам: Узнать его нам просто, Узнать его легко: Высокого он роста И видит далеко. У кого из зверей Хвост пушистее и длинней? Кто с высоких темных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек Промелькнул, как огонек? И в море не купаются, И нет на них щетинки, И все же называются Они - морские... По реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит... Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. Зеленые мы, как трава, Наша песенка: "Ква- ква".

Подсказка здесь: Личные местоимения Притяжатель- ные местоимения Указатель- ные местоимения Определит. местоимения Вопросительно- относительные местоимения Я, мы; он, она, оно, они, на них (В.п. «они»). Его, наш, наша. Тем (Д.п., мн.ч. «тот»). Весь, сам.Кто, (у) кого (Р.п. «кто»).

ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ Местоимения с предлогами пишите раздельно. Перед собой, с ним, со всяким, у тебя. В отрицательных местоимениях с предлогами ставьте предлог между отрицательной частицей и местоимением. Ни о ком, ни о чём, не о тебе, не обо мне, не у кого. Местоимения с частицами КОЕ-, - ЛИБО, -НИБУДЬ, -ТО, -ДЕ, -С пишите через дефис. Кое-кто, кое-что, кто-либо, что- либо, кто-нибудь, он-то, он-де, они-с. В отрицательных местоимениях пишите: НЕ- под ударением. Некого, нечего, некем, нечем. НИ- без ударения. Никого, ничего, никем, ничем, никто. В неопределённых местоимениях пишите только ударную Е- Некто, нечто, некий, некоторый.

Проверь себя! Запишите, расставляя пропущенные буквы, запишите слитно, раздельно или вставьте дефис там, где нужно. Кое(…)что успеть сделать, н(..)(к)чему не прикасаться, что(…)либо прихватить с собой, н(..)(к)чему рассказывать, н(..)(за)что зацепиться, н(..)кто не притворялся испуганным, мы с ним н(..)кому н(..)чего не показали, отказаться по каким(…)либо причинам.

Подсказка здесь: Кое-что успеть сделать, ни к чему не прикасаться, что-либо прихватить с собой, не к чему рассказывать, не за что зацепиться, никто не притворялся испуганным, мы с ним никому ничего не показали, отказаться по каким-либо причинам.

Контрольный диктант С(..)брались как(то) трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал: – (В)н(..)котором царстве, (в)н(..)котором г(..)сударстве ж(..)л Н(..)кто. Пош(..)л он (..)днажды (по)н(..)коей дороге, наш(..)л н(..)что, встретил н(..)коего человека, дал ему н(..)которую часть от найд(..)(-н-, -нн-)ого. Что (у)н(..)го осталось? А другой говорит: – Ну что за рассказ! Вот я расскажу, так расскажу. В каком(..)то царстве, в каком(..)то г(..)сударстве ж(..)л Кто(то). Пошел он по какой(то) дороге, наш(..)л что(то). Встретил кого(то) и отдал часть. А (у)н(..)го что осталось? Третий посмеялся и сказал: – Н(..)(в)каком царстве, н(..)(в)каком г(..)сударстве Н(..)кто (не)ж(..)л. Н(..)кто (не)ш(..)л, н(..)кого (не)встречал, н(..)кому н(..)чего (не)давал. Н(..)чего и спрашивать, сколько(у)кого осталось. – Эх вы, глупые спорщики, – сказал случайный пр(..)хожий, слушавший рассказы троих. – Что вы спорите? Ведь н(..)(о)ч(..)м спорить. Да и н(..)(о)ком. Значит, и говорить н(..)чего!

Подсказка здесь: Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал: – В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось? А другой говорит: – Ну что за рассказ! Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось? Третий посмеялся и сказал: – Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось. – Эх вы, глупые спорщики, – сказал случайный прохожий, слушавший рассказы троих. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!

Ребята, давайте подведём итоги! Прочитайте высказывание учёного Григория Яковлевича Солганика о роли местоимений в речи. Перескажите основной смысл текста. Сделайте морфологический разбор выделенных местоимений (подчёркнутых). Схема разбора: 1. Часть речи. 2. Начальная форма (им.п., ед.ч.). 3. Разряд. 4. Род (если есть). 5. Падеж. 6. Число (если есть). 7. Каким членом предложения является.

Образец разбора Он вышел из подъезда. 1. Он – местоимение. 2. Начальная форма - он (Им.п., ед.ч.). 3. Личное местоимение. 4. Мужского рода. 5. Единственного числа. 7. В предложении является подлежащим.

Местоимения по самой своей природе как бы приспособлены для связи предложений. Что означает, например, он? Это тот, о ком идёт или шла речь раньше. Без опоры на предыдущий контекст слово он непонятно, несамостоятельно. Следовательно, замещая упомянутый ранее предмет, местоимения и осуществляют связь между предложениями. Хотя местоимений в языке очень мало, роль их исключительно велика. Если допустить невероятное – что они исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек не смог бы обозначить себя как говорящего – я. Не смог бы назвать собеседника – ты и лицо, о котором идёт речь, - он. И крайне затруднялась бы связь между предложениями. В силу конкретного значения местоимения выполняют роль самой экономной и прочной связи между предложениями, сцепляя их в единое речевое высказывание. Замещая то или иное слово предыдущего предложения, местоимения позволяют избежать повторов в речевом высказывании, разнообразя речь.

До новых встреч!!!