П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТ ОВ КОММУНИКАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Развитие коммуникативных УУД учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коммуникативная компетентность педагогов Коммуникативная компетентность педагогов Подготовила Евдокимова О.С., педагог-психолог СОШ 4.
Advertisements

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Общение Составные элементы общения Сообщение Разговор Раппорт Точка зрения Комплименты Интересы.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
ОБЩЕНИЕ ОБЩЕНИЕ СЛОЖНЫЙ МНОГОПЛАНОВЫЙ ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ( МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ) И ГРУППАМИ ( МЕЖГРУППОВОЕ ОБЩЕНИЕ.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Педагогическое взаимодействие – как условие эффективности образовательного процесса.
Тема 10. Этика потребительского поведения.. Понятие об этической культуре Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. У НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Потребность ребёнка в общении со взрослыми и со сверстниками Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения Приемлемое отношение.
Статья по теме: Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
«Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса» Ануфриева С.В. МОУСОШ 1 г. Лакинска Педагогический совет по.
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Транксрипт:

П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТ ОВ КОММУНИКАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Развитие коммуникативных УУД учащихся

О БЩЕНИЕ - это такой социальный процесс, в котором происходит обмен деятельностью, опытом, способами деятельности, умениями и навыками, результатами деятельности, воплощенными в материальную и духовную культуру. Общение понимается как процесс, в котором осуществляется рациональное и эмоциональное взаимодействие людей, выявляется и формируется общность их мыслей, взглядов, сплоченность и солидарность, характерные для коллектива, формируется образ жизни.

К ОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии [1] [1] Материал из Википедии свободной энциклопедии

К ОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общенияличности. k_id,1389/Itemid,0 k_id,1389/Itemid,0

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик ivnye_umeniya_ ivnye_umeniya_1937

К ОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. – takoe-i-zachem-oni-nujnyi takoe-i-zachem-oni-nujnyi

КОММУНИКАТИВНАЯ ЦЕЛЬ, КОММУНИКАТИВНОЕ НАМЕРЕНИЕ, КОММУНИКАТИВНАЯ ИНТЕНЦИЯ – мысленное предвосхищение участником коммуникации желательного для него результата коммуникации, направленность сознания на этот результат; то, к чему стремится говорящий, предполагаемый реальный результат делового общения. От К.ц. зависит всё речевое поведение человека, содержание, композиция и стиль его текста. Соотношение приведенных понятий друг с другом неоднозначно. Наряду с распространенной точкой зрения, отождествляющей К.ц. и коммуникативное намерение/интенцию, встречается и другая, отделяющая цели от намерений и интенций, например в повседневной речевой практике; в повседневном речевом общении коммуникативная цель не всегда соответствует коммуникативному намерению.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГА - умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.

КОММУНИКАТИВНАЯ УСТАНОВКА – интеллектуальная предрасположенность, настроенность на определенное понимание, отношение к людям, предметам и событиям, с которыми индивид вступает в коммуникацию, а также общий настрой на коммуникацию или, напротив, стремление избегать вербальных контактов. К.у. определяет коммуникативное поведение индивида, его открытость/закрытость, готовность передать/воспринять или отвергнуть те или иные мысли, идеи, факты, понятия. От К.у. зависит, будет ли вообще возможна коммуникация, не прервется ли она, едва начавшись, и насколько будут решены задачи, поставленные коммуникантами.

Общение со взрослым является одним из главных факторов приобщения ребенка к общественно-историческому опыту человечества, важнейшим условием правильного воспитания. Не случайно К.Маркс определял общение как "обработку людей людьми".. Причем отмечается, что если между обучающимися устанавливаются отношения доверия, взаимной симпатии и т.п., то воспитательное воздействие осуществляется эффективнее и быстрее. С другой стороны, если отношения негативные, ни о каком воспитательном воздействии не может быть и речи.

К ОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.

Поэтому мы опираемся на понимание общения как такой практической активности субъекта, которая направлена на других субъектов, но не превращает их в объекты, а, напротив, ориентируется на них как на субъектов, видит в них себе подобного, себе равного. Иначе говоря, предполагаются субъектно- субъектные отношения. Вспомним в связи с этим, что педагогика сотрудничества требует, чтобы учащийся был не объектом обучения, а субъектом учения, чтобы он не подвергался обучению, а мотивированно и осознанно учился, а учитель выступал как речевой партнер и как помощник.

Общаясь друг с другом как личности в процессе коммуникативного образования, учитель и ученик вступают: а) в личностный контакт, ибо предмет общения становится личностно значимым для обоих, а поведение, следовательно, мотивированным; (…………..) б) в эмоциональный контакт, ибо их отношения - это отношения сопереживания, симпатии, искренности и т.п.; (…………….) в) в смысловой контакт, ибо оба они приняли ситуацию, поняли ее, следовательно, смысловые барьеры сняты. (…………….) Такой психологический контакт и обеспечивает речевое партнерство, что, в свою очередь, является основой педагогического общения. Если сказать проще, то надо смоделировать все функции общения, когда оно: 1) является каналом познания, 2) служит средством развития, 3) является инструментом воспитания, 4) является адекватной средой обучения.

Общение, процесс коммуникации - широкое и ёмкое понятие. Это осознанное и неосознанное, вербальная и невербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду и всегда. Общение многолико: оно имеет много форм, видов. Педагогическое общение есть частный вид общения людей. Ему присущи как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса. Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.

П ЕРЦЕПТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ : определять и понимать психическое состояние ученика; определять и понимать настроение класса (группы); видеть всех одновременно и каждого в отдельности; распределять внимание между различными компонентами процесса обучения; видеть, в какой помощи нуждается ученик; прогнозировать поведение ученика как речевого партнера; слышать и видеть ошибки в коммуникативном поведении ученика; мгновенно оценивать ситуацию общения; определять примерный уровень владения речевым умением без специального тестирования.

П РОДУКТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ : создавать коммуникативную обстановку; устанавливать речевой контакт с учеником (учениками); завершать речевой контакт; устанавливать и поддерживать атмосферу общения в классном коллективе; регулировать поведение ученика как речевого партнера; изменять функциональное состояние учащихся в нужном направлении; быть адекватным в любой ситуации общения; владеть нюансами эмоционально-оценочных отношений; сознательно применять эффект фасцинации; (………) адекватно для всех ступеней обучения «обслуживать» все виды работ в речевом отношении, т.е. уметь вести урок на иностранном языке так, чтобы это был, с одной стороны, действительно аутентичный язык, а с другой – понятный ученикам.

С ИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ - ситуации, организуемые на уроках, должны быть единицами общения, т.е. обладать всеми его основными характеристиками и тем самым воссоздавать (моделировать) сущностью природу общения.

П ЕРВЫЙ ТИП - СИТУАЦИИ СТАТУСНО - РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Они носят в основном стереотипный, стандартизированный характер. В регламентированном общении, опосредованном совместной деятельностью, учащиеся исполняют роли в таких контактах, как ученик - ученик, ученик - классный руководитель, спортсмен - тренер, консультант - отстающий, критикующий - критикуемый, подчиненный - руководитель, старожил класса - новичок и т.п. В спортивной деятельности, например, ученик может быть в роли проигравший - победитель, игрок - судья, игрок - капитан команды и т.д. В неформальном общении исполняются роли фаната, модника, жадного, меломана, оптимиста и др. Проигрывание подобных ситуаций может влиять на личностные качества учащихся. В субъективном плане со статусно-ролевыми отношениями соотносятся знания, опыт, привычки, навыки, умения (что-то делать).

В ТОРОЙ ТИП - СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. В них общающиеся выступают как представители классов (рабочий, крестьянин), профессиональных групп (инженер, продавец, шофер), этнических общностей (нация, народность), общественных организаций (член общества...), возрастных групп (учащийся, пенсионер, ветеран), территориальных общностей (соотечество, соседство) и т.д. При создании ситуаций в процессе обучения социальные отношения могут стать доминантными в следующих случаях: обсуждение прав и обязанностей граждан разных стран, телемост между представителями разных социальных групп, разговор о традициях и быте страны и т.п. С социальными отношениями, носящими объективный характер, связаны определенные личностные характеристики общающихся: направленность, мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы и др., что используется при создании ситуаций.

Т РЕТИЙ ТИП - СИТУАЦИИ ОТНОШЕНИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Они возникают в конкретных формах деятельности: в учебно-познавательной (урок, кружок, викторина, олимпиада, заседание клуба, поисковая работа в школьном музее, коллекционирование, посещение выставок и т.д.); трудовой (общественно полезный, производительный, домашний труд, шефство, связь с базовым предприятием и др.); спортивной (соревнования, походы, занятия в секциях, соблюдение режима дня и т.д.); художественной (конкурсы рисунка, художественная самодеятельность, увлечение музыкой, литературой, диспуты о моде, культуре поведения и т.д.). Личностными факторами, соотносимыми с объективными видами и формами деятельности, являются мотив, цель и условия совместной деятельности.

Ч ЕТВЕРТЫЙ ТИП - СИТУАЦИИ НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Нравственные отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей. Они имеют принципиальное значение и для создания ситуаций, ибо проявляются в повседневной жизни постоянно и столь же постоянно служат предметом обсуждений. Каждый человек как-то относится к людям, к вещам, к предметам обсуждения: уважительно или презрительно, учтиво или бесцеремонно, сердечно или жестоко, с симпатией или антипатией, дружески или враждебно, халатно или старательно, формально или заинтересованно, пристрастно или справедливо и т.п. В объективном плане с нравственными взаимоотношениями тесно связано проявление психологических характеристик личности: чувств и эмоций, воли, характера, темперамента, а также состояния человека. Важно помнить, что выделение указанных типов ситуации в определенном смысле условно, ибо любая ситуация как система взаимоотношений включает в себя все четыре слоя взаимоотношений. Но в зависимости от доминантности тех или иных отношений мы относим ситуацию к соответствующему типу. Однако при этом нельзя забывать, что в ситуациях любого типа все другие взаимоотношения обязательно присутствуют (хотя и скрыто) и играют свою роль в развитии ситуаци

Подчеркнем, речь идет лишь о моделировании реального общения, его основных принципов, а не о превращении уроков в обычное общение, что и невозможно, и нецелесообразно. Для этого необходимо владеть многими умениями.

К ЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ ЗАДАЧ ( ФУНКЦИЙ ) Обобщенные Частные прагматические задачи Возможный типы речевых Нейтральные Эмоционально окрашенные Коммуни- кативный задач Для непосредствен­ ного контакта Для опосредован­ ного контакта Для непосредствен­ ного контакта Для опосредо­ ванного контакта эффект Сообщение уведомить доложить рапортовать -- известить объявить информировать-- пове­дать огорчить удивить обрадовать успокоить Объяснение охарактери- зовать показать конкретизи- ровать уточнить акцентировать выделить оттенить заострить вни­ мание удивить

К ЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ ЗАДАЧ ( ФУНКЦИЙ ) Обобщенные Частные прагматические задачи Возможный типы речевых Нейтральные Эмоционально окрашенные Коммуни- кативный задач Для непосредствен­ ного контакта Для опосредован­ ного контакта Для непосредствен­ ного контакта Для опосредо­ ванного контакта эффект Одобрение рекомендовать- предложить посоветовать --- подтвердить ---- поддержать оправдать надоумить --- подсказать --- пожелать (по)­хвалить извинить поздра­вить поблаго­дарить обрадовать успокоить Осуждение покритиковать возразить отрицать отвергнуть присты­дить обвинить протес­товать оспорить огорчить удивить Убеждение доказать опровергнуть -- обосновать уверить заверить склонить побудить внушить уговорить (под)­толкнуть воодуше­вить вдохно­вить настоять упросить удивить успокоить

Именно эти речевые функции и составляют в основном функциональное содержание общения. Именно в этих функциях проявляется речедеятельностный характер общения. Конкретные условия средней школы заставляют создавать довольно упрощенную модель функционального содержания: отобранный набор речевых функций вряд ли будет очень богатым, хотя для нормативного и углубленного курсов он будет, разумеется, различным.

В ЭТИХ ЦЕЛЯХ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ВОССОЗДАНИЕ ШЕСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ, ИМЕЮЩИХ МЕСТО В РЕАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ. «Обслуживаемые» виды деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯПРЕОБРАЗОВА- ТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТНО- ОРИЕНТАЦИОННАЯ Стороны личностных отношений КОГНИТИВНАЯСОЦИАЛЬНАЯЭМОЦИОНАЛЬНАЯ Способы общенияИНФОРМАЦИОН- НЫЙ ИНТЕРАКЦИОН-НЫЙПЕРЦЕПТИВНЫЙ Интенциональная основа общения (мотив) Взаимный или односторонний интерес субъектов общения друг к другу или к объектам действительности Необходимость и/или возможность совместных действий одного из общающихся Воздействие объектов действительности на субъекты общения Организационные формы общения 1. Установление отношений 2.«Интервью» 3. Планирование совместных действий 4.Одно- или обоюдостороннее воздействие- побуждение 5. Обсуждение результатов любого вида деятельности 6.Дискуссия

1). Установление отношений: обращение, привлечение внимания, предложение познакомить кого-либо, представление, приветствие, приглашение, комплимент, извинение, прощание, выражение удовлетворения, согласие, одобрение, сочувствие, удивление, радость, восхищение и др. 2). Интервью: запрос о различных данных (анкетных данных; о положении дел; о том, как пройти или проехать к... и т.п.), запрос мнения, сведений о чем-либо (о ком-либо), запрос-напоминание, сообщение, прерывание собеседника, просьба, переадресовка просьбы, дополнение, иллюстрирование примерами, конкретизация, поправка и др. 3). Планирование совместных действий: задание, предложение, совет, обещание, заверение, пояснение, сообщение о планах, о желании сделать что- либо, мнение о возможности (невозможности) сделать что-то, надежда, неуверенность (уверенность) и др. 4). Одно- или обоюдостороннее воздействие-побуждение: запрет, наказ, напоминание, возражение, отказ, отрицание, сообщение о долженствовании (обязанности), упрек, подбадривание, мнение о значимости чего-либо, возмущение, жалоба, недоверие, недовольство, огорчение, намерение обнадежить (обрадовать, огорчить, удивить, успокоить) и др. 5). Обсуждение результатов любого вида деятельности (включая ценностно- ориентационную): вывод (заключение), оценка, описание, объяснение, сообщение о событии (поступке, факте), изложение результатов, уточнение, характеристика, возмущение, неудовлетворение, разочарование, восхищение, замечание, комплимент, сожаление и др. 6). Дискуссия: возражение, согласие, сообщение о цели своего высказывания, сопоставление, сравнение, ссылка на чье-либо мнение, убеждение, уговаривание, уточнение, обоснование мнения, опровержение, разочарование, удовлетворение и др.

Е. И. Пассов Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. «Развитие индивидуальности в диалоге культур» М.: Просвещение, eto-takoe-i-zachem-oni-nujnyi eto-takoe-i-zachem-oni-nujnyi ink/link_id,1389/Itemid,0 ink/link_id,1389/Itemid,0 navykov#ixzz3FM4d6Gvb navykov#ixzz3FM4d6Gvb html unikativnye_umeniya_ unikativnye_umeniya_ S/RESH_KOMM/METOD/USH_SL/WEBUMK/frame/4. htm #_Toc S/RESH_KOMM/METOD/USH_SL/WEBUMK/frame/4. htm #_Toc

П РИЛОЖЕНИЕ 1. КАКИЕ УЧЕБНЫЕ УСТАНОВКИ ЯВЛЯЮТСЯ КОММУНИКАТИВНЫМИ ? 1. Составьте свои предложения о хороших манерах, используя следующие выражения 2. Переведите на английский язык, используя слова из рамки 3. Вставьте пропущенные слова 4. Заполните пропуски словами из текста 5. Составьте рассказ об одном из праздников 6. Ответьте на вопросы 7. Выберите, какие новогодние решения собираются принять дети 8. Вы стали директором школы. Какие традиции Вы хотели бы ввести в Вашей школе? 9. Прослушайте разговор Саши и Димы и помогите им принять правильное ( с Вашей точки зрения) решение 10. Объясните, пожалуйста, Почемучке, как надо себя вести за столом