«Формирование профессионального самоопределения у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы : МБДОУ-детский сад 501
Профессиональное самоопределение дошкольников - сознательный выбор ребенком интересующей его сферы деятельности на основе активного участия в сюжетно-ролевых играх. Ранние профессиональные устремления дошкольника - сознательный смысловой компетентный выбор ребенком интересующий его сферы профессиональной деятельности на основе активного участия в сюжетно-ролевых играх. Ранняя профессиональная ориентация дошкольников - специально организованное информирование дошкольников о мире профессий средствами игровой деятельности, создающей у детей определенный опыт профессиональных действий, профессионального поведения. Профессиональное самоопределение по Е. А. Климову
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,способен выбирать себе род занятия Ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда Обладает начальными знаниями о себе, социальном мире Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в контексте ФГОС ДО
Цель : формирование профессионального самоопределения детей дошкольного возраста через создание педагогических условий. Цель : формирование профессионального самоопределения детей дошкольного возраста через создание педагогических условий.
Систематизировать передовой педагогический опыт по ранней профориентационной работе Сформировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности Способствовать ранней «предпрофессиональной ориентации» детей старшего дошкольного возраста Развивать интерес к различным видам деятельности через активизацию познавательной активности Совершенствовать умения применять полученные знания о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх Воспитывать ценностное отношение к труду других людей и к его результатам Задачи :
Ожидаемые результаты: 1. Сформированность у детей представлений о мире профессий. 2. Сформированность ранних профессиональных устремлений 3. Перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность
ПРОЕКТ «Кто мастер на все руки, у того нет скуки» Информационный практико-ориентированный проект
актуальностьмониторингпланирование информирование ПРСНОДСД ВЗДР мониторинг представление проекта публикация I.Подготовительно- организационный II.Познавательно- творческий III.Заключительный Этапы проекта
Познавательно - творческий этап Разделы работы Виды деятельности 1. Ознакомление дошкольников с разными видами профессий Беседы, встречи с людьми разных профессий, экскурсии, наблюдения, чтение худ. литературы, презентации, просмотр мультфильмов, прослушивание песен, разучивание стихов 2. Совместная с родителями деятельность Выставка рисунков, фотографий, создание альбомов «Профессии моей семьи», помощь в насыщении предметно-развивающей среды 3. Методические разработки педагогов Разработка занятий, театральных постановок, дидактических игр, систематизация методического материала, составление технологических карт по сюжетно- ролевым играм. 4. Самостоятельная деятельность детей Сюжетно-ролевые игры, рисование, изготовление коллажей, чтение художественной литературы, создание мини-книжек.
Организация предметно- развивающей среды
Мини-проект «Мир театра» Мини-проект «Мир театра»
Мини-проект «Как устроен детский сад» Мини-проект «Как устроен детский сад»
«ИГРА – ЭТО ОГРОМНОЕ СВЕТЛОЕ ОКНО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ В ДУХОВНЫЙ МИР РЕБЁНКА ВЛИВАЕТСЯ ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ПОТОК ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОНЯТИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ» В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
1. Выполнение игровых действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых исполняют игроки. 2. Роль игрока сохраняется на протяжении игры. Роли разных игроков взаимосвязаны. Речь ребенка в игре определяется его ролью. 3. Четкая последовательность игровых действий воспроизводит реальную логику событий жизни человека. Действия разнообразные, по четким правилам. 4. Нарушение логики игровых действий и правил детьми отклоняется, мотивируется подчеркиванием их рациональности. IV уровень сюжетно-ролевой игры по Д. Б. Эльконину (старший дошкольный возраст)
Чтение художествен ной литературы Продуктивные виды деятельности Беседы с детьми Дидактичес кие игры Организованная образовательная деятельность Работа с родителями Б.Житков «Обвал»,«П омощь идёт» С.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестно м герое» К.Чуковский «Айболит» Рисование плаката: помощь при переломах, вывихах (по желание ребят). «Наши герои» «Что означает служба спасения», «Кто в ней работает», «Почему нужен тщательны й подбор для работы в службе спасения» и т.д. «Кому сколько?» «У кого столько же?» « Которая игрушка спрятана?» «Професси и» «Машины- спасатели» Рисование «Пожарные машины», «Служба спасения» «Школа безопасности. Я на улице», «Школа безопасности. Я дома» Аппликация «Скорая помощь», «Лодка с парусом Принять участие в игре (по желанию) Посмотреть с детьми телепередачу о работе спасателей, побеседовать об этом Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения» Организационный этап
Ситуация АтрибутыДействия воспитателя Деятельность детей Вызов по тревоге; Осмотр места происшествия, ориентировка на местности; Распределение спасательных работ между разными группами; Использование техники специального назначения; Спасение пострадавших; Оказание первой медицинской помощи; Доставка необходимых предметов в район происшествия. Набор техники специального назначения; Рации, телефоны; Планы, карты; Символика службы спасения; Инструменты: Защитные каски, перчатки; Фонари; Использование атрибутов из других игр, например «Скорая помощь». Пульты управления, грузовой транспорт; Тросы (верёвки). В роли руководителя МЧС напоминает о необходимых приспособлениях, инструментах при выезде на происшествие, вызывает проводников со специально обученными собаками, скорую помощь и пр. Диспетчер службы спасения следит по карте города за тревожными красными огоньками, которые загораются в местах происшествий, принимает телефонные звонки, определяет какой службе приступать к работе МЧС спасает в любых случаях, не зависимо от места, времени суток и погодных условий, использует собак для поиска людей Водители на спецтехнике доставляют продукты питания и вещи для пострадавших к местам происшествий, возвращаются на базу, ремонтируют. Пожарная служба спасает от пожара, от наводнения Скорая помощь выезжает по вызову больного на дом, оказывает экстренную помощь больному Фотографы выезжают вместе с МЧС, делают снимки с места происшествия. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Служба спасения»
Полиция Пожарные Больница Скорая помощь Спасатели Гараж Телевидение Агентство недвижимости Линии, составляющие сюжет игры «Чрезвычайное происшествие
Сюжетно-ролевая игра «Чрезвычайное происшествие»
Педагогические находки проекта Почта Деда Мороза
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!