ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Не зная прошлое, не понять настоящее Автор: учитель русского языка и литературы Челнаво-Рождественской СОШ Сосновского райна Тамбовской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
Advertisements

Проект: Работа со словарями русского языка как средство повышения речевой культуры Творческое название проекта: «Язык мой – друг или враг?» Автор: учитель.
МКОУ СОШ п. Зенгино Оричевского района Кировской области Почему нижегородцы не понимают вятчан? Работу выполнила Работу выполнила ученица 3 класса ученица.
Основные направления Село моё родное Село моё родное Моя родословная Моя родословная Дети и война Этнография Природа родного края Природа родного края.
Региональный центр компьютерных технологий в образовании Галич МОУ лицей 3 Использование справочной литературы в учебном процессе Автор: Бронникова.
Сокровища живой народной речи Авторы: Дегтева Ю. Рамазанова С. 6 класс.
Многогранники Многогранники в архитектуре Проект учащихся 11 класса МОУ «Мещеринская СОШ 2» с. Мещерино Ступинского района Руководитель: Руководитель:
Автор проекта : Перькова Нина Александровна Воспитатель МДОУ д / с 7 « Солнышко » г. Ершов Саратовская область 2010 год.
Город Азов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 20 ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ЗАЙЧИШКИ - ШАЛУНИШКИ» Авторы: Воспитатели:
Программа элективного курса для учащихся 9 класса Автор: Калинина Татьяна Васильевна (Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры) 14.
СПДС «Василек» Проектная деятельность: «Мир природы через познавательную деятельность» Авторы проекта воспитатели СПДС «Василек»: Куделина Ирина Владимировна.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Проект «Возможно ли в наше время сохранение единого русского литературного языка?»
Всё хорошее в людях – из детства Как истоки добра пробудить ? Прикоснуться к природе всем сердцем : Удивиться, узнать, полюбить. Я хочу, чтоб земля расцветала,
«Родное и близкое» в русской классической литературе. Народные истоки рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Автор Герасимова Надежда Николаевна учитель.
Название проекта: Сказкоград Предметная область: Литература Участники (возраст, класс): Учащиеся 5-7 класс (10-13 лет) Цели: Дидактические Приобщить детей.
Педагогический проект «Работа с эпиграфом – эффективный способ обучения анализу художественного произведения» Учителя русского языка и литературы филиала.
Творческий проект На тему Путешествие в волшебный мир воды Выполнили воспитатели: Романова Л.Д. Худякова Н.В.
Научный руководитель: Носова Н.В., зав. кафедрой ЕН и МО ИРО Кировской области, к.п.н.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалым д/с «Золушка» Город, в котором я живу Подготовил воспитатель Крушельницкая.
Транксрипт:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Не зная прошлое, не понять настоящее Автор: учитель русского языка и литературы Челнаво-Рождественской СОШ Сосновского райна Тамбовской области Косенкина Татьяна Михайловна

РУССКИЕ ДИАЛЕКТЫ- ИЗГОИ, ОСМЕЯННЫЕ НЕВЕЖИ, ТАЛАНТЛИВЫЕ НЕУЧИ. РУССКИЕ ДИАЛЕКТЫ- ЭТО ТО, ЧТО ПОКА НЕ ДАЕТ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ РУССКИМ...

Сейчас диалекты перестали рассматривать как некий тормоз к распространению литературного языка, сейчас в них чаще стараются видеть резерв языкового развития, драгоценные россыпи языка, его нессякаемые притоки то, что предотвращает языковое засыхание, обнищание, упрощение. В.Г.Руделев

Обоснование актуальности проекта и сроки его реализации Диалектная речь – часть народной культуры. Особенность диалектной речи такова, что она не имеет письменной формы, в отличие от литературного языка. Желание сохранить самобытность своей национальной культуры легло в основу проекта, сочетающего в себе исследовательскую и внеклассную работу по лингвокраеведению. Проект с учетом специфики сельской школы позволил ориентировать учащихся на развитие коммуникативных способностей, активизировать их познавательную активность. Сроки реализации – два года.

Проблема: Можно ли относиться к народным говорам (диалектам) как к пережиткам, никому не нужным осколкам века минувшего?

Теоретико методическая база И.И.Дубасов.Очерки по истории Тамбовского края Тамбов, 1993 Опыт исследования южнорусских говоров. Сб. статей п/р В.Г.Руделева Тамбов, 1985 Н.М.Рухленко.Работа с диалектным материалом. «РЯШ» 6, 2005 С.В.Пискунова, И.В.Поповичева др. Лингвокраеведение (уч. пособие для 8-9 кл.) Тамбов, 2005 В.Г.Руделев. Современные диалекты русского языка. Тамбов, 1978 Л.А.Введенская. Лексика и фразеология русского языка Факультативный курс. М., 1985

Цель обучение навыкам исследовательской деятельности в ходе создания «Словаря диалектов сел:Ч- Рождественское,Ч-Дмитривское и Ч- Покровское»

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Научить школьников видеть характер диалектной ошибки, фиксировать и устранять ее в собственной речи; сформировать умение составлять паспорт диалектного слова; выстраивать план исследований собранного лексического материала; расширить знакомство уч-ся со справочной литературой по лингвокраеведению; воспитать бережное отношение к носителям диалектной речи; повысить качество речевой компетентности учащихся.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА РАБОТА ДИАЛЕКТОЛОГИ- ЧЕСКОГО КРУЖКА СОЗДАНИЕ «СЛОВАРЯ МЕСТНЫХ ДИАЛЕКТОВ» ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР ВЫПУСК ПЛАКАТОВ «ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО», «КАК МЫ СОЗДАВАЛИ СЛОВАРЬ?» ПУБЛИКАЦИЯ В ГАЗЕТЕ

ПРОГРАММА ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИЯХ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ТЕМАТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ ТАМБОВСКОГО КРАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЗНАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛЕКТОВ ОСНОВНЫЕ НАРЕЧИЯ РУССКОГО ЯЗЫК ( ОКАНЬЕ, АКАНЬЕ, ИХ СОВМЕЩЕНИЕ) ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛЕКТОВ ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ ДИАЛЕКТНОЙ РЕЧИ СЛОВАРИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРОВ ИЗМЕНЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ДИАЛЕКТОВ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛЕКТОВ В ХУДОЖЕСТВ. ПРОИЗ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИЯХ ЧТЕНИЕ И ПРОСЛУШИВАНИЕ МАГНИТОФОННЫХ ЗАПИСЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ И ДИАЛЕКТНОЙ РЕЧИ АНАЛИЗ ФОНЕТИЧЕСКИХ И МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯКАНЬЯ УПРАЖНЕНИЯ В ТРАНСКРИБИРОВАНИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ И ДИАЛЕКТНОЙ РЕЧИ ПОСТРОЕНИЕ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРТИНОК И ФОТО ВЫЯВЛЕНИЕ ДИАЛЕКТИЗМОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ СЕЛА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕЧЬЮ ОКРУЖАЮЩИХ. УСТАНОВЛЕНИЕ ОТЛИЧИЙ МЕСТНОГО ГОВОРА ОТ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ЗАПИСЬ ДИАЛЕКТНОЙ РЕЧИ НА МАГНИТОФОННУЮ ЛЕНТУ ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ МЕСТНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЕ «ПАСПОРТОВ» ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ СЛОВ ЗАПИСЬ ДИАЛЕКТНОЙ РЕЧИ ЛЮДЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И ПОЛА. НОВЫЕ ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА В СОВРЕМЕННОЙ РЕЧИ ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА

«СЛОВАРЬ ДИАЛЕКТОВ СЕЛ Ч-РОЖДЕСТВЕНСКОЕ, Ч- ДМИТРИЕВСКОЕ, Ч- ПОКРОВСКОЕ» Содержит более 100 словарных статей Словарные статьи построены в соответствии с образцами толковых словарей. Тематические группы: «Жилище», «Труд», «Человек», «Одежда и обувь», «Пища», «Растительный и животный мир», «Микро- и гидротопонимы». В создании приняли участие 24 респондента, 17 учащихся.

ПАСПОРТ ДИАЛЕКТНОГО СЛОВА Засипела дорога (зъсипэла)- занесло, перемело. Зимы бывалЫЧА были ДЮЖА х АлодныЯ и снежныЯ. Как начнЁть СИПЕТЬ с утра, не перестаЁтЬ до вечера. Все д Ароги и засипа Ють. Ни пр АйтИть, ни пр Аехать. Информант: Позднякова А.И, 1925 г.р. С. Ч-Рождественка Сосновского района Тамбовской области Запись 10 сентября 2008 года.

СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ Лоханка, и -лаха'нка -ж. - Большое круглое деревянное ведро с двумя ручками, используемое для пойла скота или для сбора отходов.- Шкурки брось в лоханку.

Словарная статья Махотка, и – махотки, ж Глиняный горшок для хранения молока, масла Налила молоко в махотку и поставила в погребец.

МИКРОТОПОНИМЫ СЕЛА Круча южная часть села, получившее название из-за постоянной грязи, не просыхающей даже в жару. Масква центр села. Носит свое название из-за, тесного расположения домов, а также сосредоточения социально-значимых учреждений. Нахаловка южная окраина села, получившая свое название из-за особенностей характера живущих там людей. Красный бор место за селом у реки, называется из-за выхода пластов камня-песчанника красного цвета. Жихорев лес - носит название по фамилии помещицы Жихоревой О., которой принадлежал этот лес до революции.

ГИДРОТОПОНИМЫ СЕЛА Торфболото - место где брали торф, впоследствие залитое водой. Колотовка - правый приток реки Челновая. Название происходит от очень холодной воды. Челновая - река, протекающая на всем протяжении трех сел.

Проект сформулировал умения Работать со словарями, публицистикой по лингвокраеведению Выстраивать план исследований, анализировать собранный лексический материал Составлять «паспорта» диалектических слов Наблюдать за речью окружающих, устанавливать отличия местного говора от литературного языка Работать в группе и самостоятельно, публично выступать Выявлять диалектизмы в прочитанных произведениях, устанавливать целесообразность их употребления

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Повысили свою речевую компетентность Научились видеть характер диалектной ошибки, фиксировать ее и устранять Поняли необходимость сохранения диалектной речи Сочетали сбор материала с шефской работой, работой социокультургого комплекса (СКК) Обогатили речь стилистическими синонимами Воспитали в себе бережное отношение к носителям диалектной речи

Информационные ресурсы В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка (любое издание) С.В.Пискунова Словарь тамбовских говоров. Тамбов, 2002 М.В. Панов Энциклопедический словарь юного филолога. М, 1984 Тамбовская энциклопедия /Под ред.Л.Г.Протасова Тамбов, 2004 О.С.Ахманова Словарь лингвистических терминов М.,1969

Лингвистический вечер

Деревенская игра «Ручеек»

В школьной музейной комнате Предметы быта села: СТУПА, ПЕСТ, БОЙКА, РЕШЕТО МАХОТКИ, ГЛЕЧИК

В школьной музейной комнате Предметы быта села: таган, чугун, пест, рубель, коромысло, деталь ткацкого станка, гребень.

В музейной комнате Женская юбка-понева Костюм женщины-крестьянки

Участники проекта Учащиеся Челнаво- Рождественской СОШ: Юрьва М., Нефедова К., Острожкова Д., Погонина Д.,Ряшенцева Н. в музейной комнате школы.

Во время сбора записей Информант: Гладышева Валентина Василиевна 1934 г.р.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА: Дополнение и распределение лексического материала по тематическим группам. Публикация «Словаря местных диалектов» Выпуск буклета

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовую жизнь и силу из родимой груди родного слова» К.Д.Ушинский

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!