КОМ 2015 Заместитель Председателя Правления ОАО «СО ЕЭС» Опадчий Федор Юрьевич Сочи, 16 октября 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Порядок проведения конкурентного отбора мощности Семинар для членов НП «Совет рынка» «Проведение конкурентного отбора мощности на 2011 год»
Advertisements

О Росте цен на электрическую энергию (мощность) для различных категорий потребителей на розничном рынке Октябрь 2013 г. Москва.
1 Рынок мощности в гг 11 июля 2007г. Консультант ЦУР ОАО «РАО ЕЭС России» д.ф.-м.н., проф. Новикова Н.М. ООО «Карана»
Конкурентный отбор мощности 2011 Директор по развитию и сопровождению рынков ОАО «СО ЕЭС» Опадчий Ф.Ю. Всероссийский семинар-совещание на тему «Предварительные.
Развитие оптового рынка электроэнергии (мощности).
Об уточненных прогнозных значениях свободных цен на электроэнергию и мощность на 2012 год Москва, декабрь 2011.
Милютин Д.В. ФСТ России Регулирование в рынке мощности Флоренция, Италия Февраль, 2012.
Сочи, октябрь 2010 Ценообразование на рынке электроэнергии в 2011 году.
Договорная система рынка мощности Июль 2007 года тел.(495) /06 Россия, , Москва, Краснопресненская наб., д. 12, подъезд 7.
«Механизмы торговли мощностью. Покупка и продажа мощности на оптовом рынке» Русаков М.В.
МОСКВА, сентябрь 2011 Обеспечение эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков Заместитель Председателя Правления - член Правления НП «Совет рынка»
Небаланс в рынке мощности Причины его возникновения и распределение.
Введение рынка мощности и перспективы либерализации оптового рынка электроэнергии. Директор по работе на ОРЭ Д.И. Готлиб Москва, октябрь 2007.
Договоры, обеспечивающие куплю-продажу мощности Изменения, связанные с введением рынка мощности.
Формирование Схемы и программы развития ЕЭС России Лелюхин Максим Николаевич Заместитель Директора по управлению развитием ЕЭС ОАО «СО ЕЭС»
«Механизмы торговли мощностью. Покупка и продажа мощности на оптовом рынке» Листовский А.Н. Директор Фонда энергетического развития
Новая модель оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода Россия, Москва, г.
2012 г. Москва Государственное регулирование на оптовом рынке электроэнергии в 2012 году.
1 Принципы покупки электроэнергии (мощности) на собственные нужды генерации Консультант ЦУР ОАО «РАО ЕЭС России» Борохов В.А. ООО «Карана»
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)
Транксрипт:

КОМ 2015 Заместитель Председателя Правления ОАО «СО ЕЭС» Опадчий Федор Юрьевич Сочи, 16 октября 2014 г.

Цели КОМ – что хотели ? 1. Определить объемы мощности необходимые для покрытия спроса на мощность в ЕЭС с обеспечением параметров балансовой надежности 2. Закрепить обязательства по поставке мощности, в т.ч. оперативную готовность оборудования 3. Определить цены на мощность, где это возможно – по конкурентным принципам. 4. Определить группу генерирующего оборудования – «кандидатов» на вывод из эксплуатации/консервацию 2

Изменения Правил ОРЭМ в части рынка мощности Постановлением Правительства РФ от установлены следующие изменения Правил оптового рынка в части проведения КОМ на 2015 год: Порядок проведения КОМ на 2015, 2016 годы: Утвержденные коэффициенты резервирования для ЗСП 2-й ценовой зоны увеличены на 8,55% Изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности: 1. C 2014 года КОМ проводится на 1 год, долгосрочные КОМ (на 2–5 лет вперед) проводятся по отдельному решению Правительства РФ 2. Установлено ограничение на доступ к КОМ неэффективной генерации (9МПа и менее, старше 55 лет, с КИУМ не более 8%) 3. Изменен порядок отнесения к вынужденной генерации по теплу: до – по решению Прав.комиссии (со сроком действия до ) только при наличии заключения губернатора с приложением утвержденных схем теплоснабжения, а также заключения Совета рынка; после – исключение возможности отнесения к вынужденным по теплу 4. Переток между ценовыми зонами учитывается в КОМ по статистике прошлого года 5. Уточнен порядок определения факта поставки мощности: уточнена формула расчета факта поставки в ценовых зонах (собственные нужды вычитаются после «срезок» с договорными объемами КОМ и вынужденной генерации) увеличена нижняя граница отдельных «штрафных» коэффициентов ограничена длительность «нештрафуемых» плановых ремонтов (для ТЭС и ГЭС – 180 дней в год и 360 дней за 4 года, для АЭС – 270 дней в год и 480 дней за 4 года) Изменения в Правила вывода объектов диспетчеризации в ремонт и из эксплуатации: 1. Заявка на вывод из эксплуатации рассматривается только в части электрики 2. Запрет по теплу Минэнерго не выдается 3

4 Снижение спроса на мощность обусловлено: снижением прогноза потребления на мощность на 2015 год в СиПР 2014–2020 по субъектам РФ, входящим в ценовые зоны, на 1,8% относительно прогноза на 2014 год в СиПР 2013–2019 снижением коэффициентов резервирования в ЗСП 1-й ценовой зоны за счет снижения аварийности в отдельных ЗСП и установления значений плановых коэффициентов резервирования в остальных ЗСП на уровне 2014 года Прирост объемов генерирующих мощностей, в т.ч. за счет: прироста мощности по ДПМ ввода новой мощности участников КОМ+644 увеличения мощности Богучанской ГЭС и Саяно- Шушенской ГЭС +722 увеличения мощности блока 2 Курской АЭС и блоков 1,2 Ленинградской АЭС +600 переноса ввода ДПМ 2014 года (блок 1 Кудепстинской ТЭС и Загорская ГАЭС-2) -580 вывода из эксплуатации-957 отказа от выхода на оптовый рынок / перехода на розничный рынок -530 перемещения мобильных ГТЭС-272 Резкое изменение сценарных условий в части спрос/предложение относительно КОМ 2014 Изменение спроса и предложения в КОМ 2015 относительно КОМ 2014 Предложение МВт Спрос МВт Изменение спроса и предложения в КОМ 2014 относительно КОМ 2013 Спрос МВт Предложение МВт

Сравнение спроса на мощность в КОМ 2014 и 2015 КОМ 2014 (на основе СиПР 2013–2019, утв. Приказом Минэнерго от ) КОМ 2015 (на основе СиПР 2014–2020, утв. Приказом Минэнерго от ) Спрос всего в т.ч. сумм. прогноз мощности субъектов РФ в т.ч. эффект совмещения в т.ч. влияние темп. фактора в т.ч. аварийность в т.ч. экспорт в т.ч. розница Спрос всего в т.ч. сумм. прогноз мощности субъектов РФ в т.ч. эффект совмещения в т.ч. влияние темп. фактора в т.ч. аварийность в т.ч. экспорт в т.ч. розница 1 ЦЗ ЦЗ ЦЗ* *41 441* Итого ЦЗ Итого ЦЗ* * * В СиПР 2014–2020 заложены более низкие темпы роста потребления мощности на 2014–2019 гг. по сравнению с СиПР 2013–2019. В СиПР 2013–2019 был заложен рост электропотребления на 2014 год +2,2%, по факту в 2014 году снижение потребления электроэнергии относительно аналогичного периода 2013 года -0,5%. * Спрос во второй ценовой зоне сформирован с учетом увеличения утвержденных значений планового коэффициента резервирования: для КОМ на 2014 год – на 8% (увеличение спроса на МВт) для КОМ на 2015 год – на 8,55% (увеличение спроса на МВт) МВт

6 Учтено в КОМ 2015 Шт. Установленная мощность, МВт Располагаемая мощность, МВт Оборудования старше 1960 года с давлением 9 МПа и менее в т.ч. включено в Реестр вынужденной генерации* в т.ч. КИУМ не более 8% Минимальные технические требования учитывались при проведении КОМ на 2011–2013 гг. в соответствии с Правилами оптового рынка и Приказом Минэнерго от Год КОМ Мощность, МВт установленная располагаемая в т.ч. получен статус «вынужденных» За период применения минимальным технических требований выведено из эксплуатации 1,9 ГВт устаревших и неэффективных мощностей. При этом значительная часть оборудования, не соответствующего минимальным техническим требованиям, была признана вынужденной по теплу и получала оплату мощности. В КОМ 2014 технические требования к генерирующему оборудованию не учитывались. Постановлением Правительства РФ от возвращена норма, устанавливающая ограничение по допуску к КОМ устаревшего и неэффективного генерирующего оборудования с учетом: технических критериев: давление 9МПа и менее, старше 55 лет экономических критериев: КИУМ не более 8 % * в т.ч. 4 ТГ мощностью 121 / 118 МВт с КИУМ 8% С учетом установленного КИУМ (8%) возвращение технических требований к генерирующему оборудованию, необходимых для участия в КОМ, привело к исключению из отбора всего 10,7% мощностей из всего парка устаревшего оборудования старше 55 лет Технические требования, необходимые для участия в КОМ

Ценовая зона Спрос Предло- жение Обязательна покупка на ОРЭМ Отобрано Не отобрано Не соотв. требованиям КОМ (старше 55 лет, (МПа, КИУМ8%) Статус вынужденной генерации заканчивается до 1 декабря 2015 г. Спрос, не покрытый КОМ в т.ч. ДПМ и новые АЭС/ ГЭС Вынуж- денная генерация всего в т.ч. отобрано по цене КОМ в т.ч. 15% самых дорогих выше price-cap по цене 1 ЦЗ ЦЗ Итого Объемные показатели (МВт располагаемой мощности) Подлежит оплате на ОРЭМ МВт по итогам КОМ – «кандидаты» на вывод из эксплуатации: могут подать заявку на вывод из эксплуатации по 484 Постановлению могут быть рассмотрены Правительством и получить статус вынужденных по условиям возникновения рисков теплоснабжения и/или электроснабжения Основные результаты КОМ 2015

Не отобрано в КОМ на 2015 год 8 ОЭС Северо-Запада ОЭС Центра ОЭС Юга ОЭС Урала ОЭС Сибири ОЭС Средней Волги Технологически- изолированные энергосистемы ОЭС Востока ОЭС Не отобрано в КОМ электростанций, шт ЕГО, шт Объем мощности, МВт % от предложения полностью частично Северо- Запада 31/ ,8 Центра 13/ ,4 Юга 17/ ,5 Ср.Волги 5/ ,2 Урала 4/ ,7 Сибири 1/ ,5 ИТОГО ,7 Требования балансовой надежности выполнены в целом для ЕЭС, но локализация «кандидатов» на вывод из эксплуатации/ консервации не адекватна реальным режимам работы ЕЭС

Объемы «вынужденной» генерации в гг. * В соответствии с Правилами ОРЭМ, генерирующее оборудование, не отобранное в КОМ на 2011 год, получало статус вынужденной генерации автоматически Год КОМ Заявки на КОМ с ценой выше price-cap, МВт Вынужденная генерация, учтенная в КОМ, МВт Мощность поставки в вынужденном режиме, МВт в т.ч. по теплу 2011* ??1 858+?? 1. Установившийся в 2013, 2014 годах объем мощности, поставляемой в вынужденном режиме – порядка 10 ГВт 2. При отсутствии реальных механизмов вывода из эксплуатации неэффективной генерации и сохранении текущих правил оплаты объемы вынужденных не будут снижаться Объем не отобранной в КОМ мощности в 2015 году увеличился в 4,9 раза. Максимально возможный объем «вынужденных» увеличивается в 2 раза с 10 ГВт (по факту 2014 года) до 20 ГВт (вся учтенная в КОМ 2015 «вынужденная» генерация «плюс» все неотобранные в КОМ 2015). 9

10 Цены КОМ 2015 в 16 ЗСП, в которых КОМ на 2015 год проводится с применением предельного размера цены за мощность, цена в ЗСП определяется как минимальная из значения равновесной цены для данной зоны и установленного для нее предельного уровня ЗСПЦена КОМ 2015, руб/МВт в мес.Price-cap КОМ Цена КОМ 2014, руб/МВт в мес.Изменение, % ЗСП 2 ценовой зоны ЗСП 1 ценовой зоны ,5 ЗСП «Каспий» ,1 ЗСП «Москва» ,001 ЗСП «Кола» ,2 ЗСПЦена КОМ 2015, руб/МВт в мес.Цена КОМ 2014, руб/МВт в мес.Изменение за год, %Отклонение от пред. размера, % ЗСП «Сибирь» ,4483,624,3 ЗСП «Урал» ,00-24,3-20,1 ЗСП «Вятка» ,00-4,6-4,7 ЗСП «Волга» ,001,8-4,6 ЗСП «Центр» ,42-12,3-11,8 в 5 ЗСП, в которых КОМ на 2015 год проводится без применения предельного размера цены на мощность, 15% в 1-й ценовой зоне и 10% во 2-й ценовой зоне самых дорогих заявленных для отбора мощностей не участвуют в ценообразовании Существенные избытки мощности в I ценовой зоне ОРЭ привели к значимому снижению цен на мощность, в т.ч. в зонах с price-cap

Равновесные цены КОМ 2015 (I ценовая зона) 11 ЗСП Цена 1 в КОМ 2015, руб/МВт Цена 1 в КОМ 2014, руб/МВт Изменение, % ЗСП 1-й ЦЗ , ,00-27,7 ЗСП (19) Каспий , ,00-25,1 ЗСП (27) Москва , ,00-25,1 ЗСП (29) Кола , ,00-0,2 Оптимальная (равновесная) цена (Цена 1) Текущая структура ЗСП и способ их учета в КОМ не отражают реальных требований к локализации генерации в течении 8760 часов года

Равновесные цены КОМ 2015 (II ценовая зона) 12 ЗСПЦена 1 в КОМ 2015, руб/МВт Цена 1 в КОМ 2014, руб/МВт Изменение, % ЗСП 2-й ЦЗ , ,0023,8 Оптимальная (равновесная) цена (Цена 1)

13 Прочие технические требования в КОМ Выполнение норматива по регулировочному диапазону в ценовой зоне Дополнительный отбор мощности не потребовался. За счет ввода маневренных ДПМ и ГЭС сформировался избыток рег. диапазона 1097/3602 МВт I/II ценовая зона Соблюдение объема обеспеченной выработки в ЗСП112 МВт дополнительно отобрано в ЗСП «Кола», во всех остальных условие выполнено Дополнительный отбор до целой единицы оборудования 60,9 МВт Из них 22,5 МВт по цене руб/МВт вместо 166 МВт по цене руб/МВт

Ценовое предложение 1 ценовая зона 14

Ценовое предложение 2 ценовая зона 15

16 Основные особенности КОМ Большие избытки мощности, обусловленные вводом объектов ДПМ и новых АЭС/ГЭС (7,6 ГВт) и снижением спроса на мощность (5,2 ГВт), привели к увеличению объема неотобранной мощности относительно КОМ 2014 в 4,9 раза - с 3,1 ГВт до 15,4 ГВт. 2. Равновесная цена (Цена 1) в ЗСП 1-й ценовой зоны (128,4 тыс.руб/МВт) сложилась ниже price-cap (на 3,5%) и ниже уровня КОМ 2014 (на 27,7%). Средневзвешенное снижение цены КОМ в ЗСП 1 ЦЗ без price-cap составило 18,7 тыс.руб/МВт или 14% от price-cap. В результате в 1 ЦЗ оказались не отобранными 11,5 ГВт мощностей с ценой ниже price-cap. 3. В ЗСП Сибирь произошел рост цены КОМ (179 тыс.руб/МВт) относительно КОМ 2014 на 84% или на 24% от price-cap. При этом увеличение относительно КОМ 2013 составило 15%. 4. Сохраняется тенденция ежегодного снижения объема «самых дорогих» генераторов: в КОМ 2015 – 10,8 ГВт, КОМ 2014 – 13,7 МВт, КОМ 2013 – 14,7 МВт. В объеме отобранной мощности 1 ЦЗ доля таких генераторов составляет 5,6%, что существенно меньше 15% и уровня прошлого года (7,1%). Таким образом, в зоне рыночного ценообразования растет доля мощности, оплачиваемой по рыночной цене. 5. Большие объемы вводов тепловых ДПМ и новых ГЭС привели к росту совокупного регулировочного диапазона отбираемой в КОМ генерации, обеспечивающего выполнение нормативных значений. 6. Результаты КОМ 2015, сложившиеся с учетом ценовых стратегий участников, соответствуют действующим правилам, но существенно отличаются от фактических режимов работы энергосистемы.

17 Что дальше ? ООО «ЛУКОЙЛ- Волгоградэнерго» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к СР и СО с требованием о признании недействительными результатов конкурентного отбора мощности на 2015 год, опубликованные , и обязании провести повторный конкурс - Запретить СО совершать предусмотренные Регламентом проведения конкурентных отборов мощности (Приложение 19.3 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка) действия с использованием итогов (Реестра результатов) конкурентного отбора мощности на Запретить АТС и ЦФР заключать договоры купли-продажи мощности, заключаемые по результатам конкурентного отбора мощности на 2015 год В силу непрерывности процессов работы ОРЭ подготовительные действия к поставке мощности 2015 года проводятся в регламентные сроки до конца 2014 года. Процедуры начинают нарушаться начиная с С торговля мощностью и электрической энергией в рамках оптового рынка приостанавливается полностью…..

Цели КОМ - что достигли ? Определить объемы мощности необходимые для покрытия спроса на мощность в ЕЭС с обеспечением параметров балансовой надежности – задача решена в объеме ЕЭС, по ОЭС и узлам – неадекватно 2. Закрепить обязательства по поставке мощности, в т.ч. оперативную готовность оборудования – ввиду наличия обеспечительных мер по иску пока не решена 3. Определить цены на мощность, где это возможно – по конкурентным принципам – определены, конкуренция привела к сильному падению в I Ценовой зоне 4. Определить группу генерирующего оборудования – «кандидатов» на вывод из эксплуатации/консервацию – решена неэффективно в силу избранных участниками ценовых стратегий и упрощений в модели отбора

19 Объем, МВт Спрос 1 ЦЗ ЦЗ ЦЗ ЕЭС Предложение 1 ЦЗ ЦЗ ЦЗ ЕЭС в т.ч.прирост ДПМ 1 ЦЗ ЦЗ ЦЗ ЕЭС Не отобрано в КОМ / избыток КОМ должен быть модернизирован в части: совершенствования процедур локализации «кандидатов» на вывод из эксплуатации/консервацию (пересмотр ЗСП, тех.требования и т.д.) запуска реальных процедур вывода из эксплуатации/консервации развития ценовых стратегий участников Сценарные условия КОМ гг. в текущей модели

Спасибо за внимание

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап Определение оптимальной цены на мощность (Цена 1) с учетом: минимума стоимости мощности покрытия спроса ограничений на поставки между ЗСП без учета совокупных технологических ограничений Определение оптимального объема отобранных мощностей с учетом: совокупных технологических ограничений по регулировочному диапазону в ценовой зоне приоритетов тех.параметров Формирование объема отобранных мощностей с учетом необходимости отбора целого объекта генерации (ГЕМ) Формирование объема отобранных мощностей с учетом ограничений на минимальную суммарную обеспеченную выработку в ЗСП (группе ЗСП) Формирование цен на мощность по ЗСП для поставщиков и потребителей с учетом «срезок» 21 Процедуры КОМ осуществляются последовательно на пяти этапах: Математическая модель КОМ Ценообразование на 5-м этапе: В ЗСП, в которых КОМ проводится с применением price-cap, цена в ЗСП определяется как минимум из маржинальной цены (Цена 1) для данной ЗСП и price-cap, но не ниже минимальной цены. В ЗСП, в которых КОМ проводится без применения price-cap, 15% в ЗСП 1-й ЦЗ и 10% в ЗСП 2-й ЦЗ самого дорогого предложения не участвуют в ценообразовании. Цена самых дорогих генераторов устанавливается равной: заявке – при заявлении единой цены в отношении всех ГЕМ поставщика в соответствии с требованиями ФАС тарифу – в иных случаях