Основы и технологии информационной культуры личности Авторская программа Анненкова Владимира Владимировича 14.12.2012 © В.В.Анненков Информационная культура.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Анализ информатизации учебно-воспитательного процесса в МОУ 9 Римма Васильевна Франк, директор МОУ г.
Advertisements

Современная модель информационной образовательной среды как условие повышения качества образования 1.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Электронные дневники и журналы успеваемости – это реально! 1.
Типовые расчёты Растворы

Сетевая подготовка Всероссийской конференции Анненков Владимир Владимирович Федеральный институт развития образования, Москва © В.В.Анненков.
ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально- гуманитарная академия» Кафедра информационно-коммуникационных технологий в образовании 1
Michael Jackson
1 Задачи по реализации Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы Московская региональная модель Е.И. Булин-Соколова Директор.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Формирование профессиональных компетенций педагогов, направленных на личностное, метапредметное и деятельностное образования.
«Повышение ИКТ- компетентности учителя математики средствами сетевого взаимодействия педагогов» ВИПКРО г. Денисова И.П. учитель математики МОУ СОШ.
Голикова М.Н., педагог д.о., КДПиШ Голикова М.Н., педагог д.о., КДПиШ Чтобы учащийся смог на деле следовать выбранному им индивидуальному.
Электронное образовательное пространство муниципальная сетевая апробационная платформа.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Переход ОУ на свободное программное обеспечение. Тренинг "Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов" Тренинг рассчитан как.
Формирование у обучающихся основ научного мировоззрения средствами социальных сервисов web 2.0 Касьянов С.Н., к.п.н., доцент кафедры информатики и информатизации.
Транксрипт:

Основы и технологии информационной культуры личности Авторская программа Анненкова Владимира Владимировича © В.В.Анненков Информационная культура личности 1

Требования ФГОС общего образования ФГОС нового поколения о развитии культуры, личностных качеств учащегося (в т.ч. готовности к саморазвитию и сотрудничеству), метапредметных знаний и умений, дополнительных учебных предметов, индивидуальных проектов Предлагаемая программа нацелена на развитие этих качеств © В.В.Анненков Информационная культура личности 2

ИКЛ – часть «Инфо-Гео-Клио» Информационная культура личности – фундамент метапредметного комплекса ГЕОКУЛЬТУРЫ и КЛИОКУЛЬТУРЫ учащегося. Все вместе эти «сектора» личной культуры поддерживают познание явлений и процессов быстро меняющегося мира ХХ © В.В.Анненков Информационная культура личности 3

Содержание программы Личная культура в социокультурном поле 2. Информационная культура личности 3. Личный компьютер и ИКТ 4. Интернет и сервисы web Цикл работы с информацией - ПОСРЕДНИК 6. Персональная среда познания © В.В.Анненков Информационная культура личности 4

Содержание программы Личный тезаурус 8. Личная медиатека 9. Личные круги общения 10. Автодидактика учащегося 11. Культура педагога и информационная культура 12. Информационная культура личности - основа его гео- и клио-культуры © В.В.Анненков Информационная культура личности 5

Модули программы – 1 а Личная культура в социокультурном поле - темы Множество пониманий культуры. Множество культур в современном мире. Культура учащегося учителя. Образование как формирование личной культуры на протяжении жизни (lifelong) и в объёме жизни (lifewide). Изменение моделей действительности, ценностей личности, программ и технологий деятельности. Информация в обществе и знания в головах. Знания и нрав индивида. Личная культура как единство сознания и действий Личная культура как капитал © В.В.Анненков Информационная культура личности 6

Модули программы – 1 б Личная культура в социокультурном поле – источники The Learning Revolution. United Kingdom 2009 (Электронный ресурс - /publications/L/learning_revolution дата обращения ) /publications/L/learning_revolution В.В. Анненков, М.В. Воронов, М.Т. Громкова, Ю.И. Лобанов, А.А. Овсейцев, Ю.В. Сафрошкин, А.А. Шиян. Опыт синтеза представлений о культуре в междисциплинарном сообществе // Известия Международной Академии наук высшей школы, 2004, вып.4, с (Электронный ресурс - дата обращения ) © В.В.Анненков Информационная культура личности 7

Модули программы – 1 в Личная культура в социокультурном поле – задания 1. Приведите примеры толкований культуры социума и личной культуры. 2. Как «революция образования» в начале ХХ1 века влияет на Вашу личную культуру © В.В.Анненков Информационная культура личности 8

Модули программы – 2 а Информационная культура личности – темы От информационно-коммуникационных технологий к информационной культуре личности. Мысленные модели и действия индивида с информацией. Познание и социализация. Общая информационная грамотность. Профессиональные информационные компетентности. Информационное мировоззрение © В.В.Анненков Информационная культура личности 9

Модули программы – 2 б Информационная культура личности – источники Анненков, В. В. От информационно-коммуникационных технологий к формированию информационной культуры личности // Открытое образование: научно- практический журнал. 2006, 6, с ( дата обращения ) дата обращения Школа информационной культуры личности. Сетевое сообщество // Электронный ресурс дата обращения ) © В.В.Анненков Информационная культура личности 10

Модули программы – 2 в Информационная культура личности – задания Нарисуйте модели познания и социализации индивида (по личному опыту) Представьте в презентации профессиональные информационные компетентности учителя © В.В.Анненков Информационная культура личности 11

Модули программы – 3 а Личный компьютер и ИКТ – темы Компьютеры стационарные и мобильные. Программное обеспечение и информационные ресурсы (словари, базы данных, базы знаний…). Структурирование информационных ресурсов. Изменения в учебном процессе школы: – от классно-урочного обучения учителем к непрерывному мобильному познанию учащимся; – от заучивания к личным открытиям; – дополнение освоения школьных предметов овладением универсальными учебными действиям на всех ступенях образования © В.В.Анненков Информационная культура личности 12

Модули программы – 3 б Личный компьютер и ИКТ – источники Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебные планы для средней школы и программы подготовки преподавателей. - Париж, ЮНЕСКО, 2005 (Электронный ресурс pdf дата обращения ) pdf В.А.Рыжов. Работа с плохо формализованной и слабо структурированной информацией (электронный ресурс - htm дата обращения ) htm © В.В.Анненков Информационная культура личности 13

Модули программы – 3 в Личный компьютер и ИКТ – вопросы Как структурируете информацию на своём компьютере? Каковы универсальные учебные действия в труде учителя? © В.В.Анненков Информационная культура личности 14

Модули программы – 4 а Интернет и сервисы web 2.0 – темы Интернет как глобальная сеть компьютерных сетей, как виртуальный театр, как продолжение реального общества в сетевых сообществах, как глобальная медиатека, как проявление Ноосферы. Поколения технологий www. Социальные сети для досуга и для профессиональных действий. Cравнение веб- сервисов в разных порталах и социальных сетях. Проблемы доступа в Интернет и совместной работы в сети © В.В.Анненков Информационная культура личности 15

Модули программы – 4 б Интернет и сервисы web 2.0 – источники Анненков В.В. 17 лет в Интернет (эл. ресурс - дата обращения ) дата обращения Быховский Я.С, Коровко А.В., Патаракин Е.Д.и др. Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию /. – М: Интуит.ру, – 95 с. Повседневное саморазвитие педагога в сетевых сообществах. Проект в Открытом Классе (электронный ресурс - дата обращения ) © В.В.Анненков Информационная культура личности 16

Модули программы – 4 в Интернет и сервисы web 2.0 – задания Сравните педагогические сети openclass.ru, it-n.ru, pedsovet.org и другие (по выбору) по наборам веб- сервисов и по составу пользователей. Зарегистрируйтесь в Открытом Классе (openclass.ru) и присоединитесь к сообществу по специальности. Создавайте свой блог © В.В.Анненков Информационная культура личности 17

Модули программы – 5 а Цикл ПОСРЕДНИК – темы Проблематизация – Отбор информации для решения проблемы – Сохранение информации – Рефлексия (Ежедневные Действия) – Накопление – Информирование – Конструирование. Нелинейные связи и порядок этих действий. Участник учебного процесса как ПОСРЕДНИК. Ситуации в труде учителя и учащегося как циклы действий с информацией © В.В.Анненков Информационная культура личности 18

Модули программы – 5 б Цикл ПОСРЕДНИК – источники Анненков В.В. FUMSI и ПОСРЕДНИК ( infoclt/7E1DD0AE html дата обращения ) infoclt/7E1DD0AE html дата обращения Систематизированное описание учебных задач и ситуаций… (электронный ресурс - дата обращения ) © В.В.Анненков Информационная культура личности 19

Модули программы – 5 в Цикл ПОСРЕДНИК – задания Опишите учебную ситуацию освоения формулы ПОСРЕДНИК (по личному опыту) Предложите модели учебных ситуаций в повышении квалификации учителя © В.В.Анненков Информационная культура личности 20

Модули программы – 6 а Персональная среда познания – темы Познание нового и социализация как направления саморазвития личности через всю жизнь. Познание через наблюдение, изучение источников, очное и дистанционное общение. Составляющие среды познания в ХХ1 веке: электронные устройства, пакеты компьютерных программ и веб-сервисов, информационные базы, круги общения (от локальных до глобальных), социальные сети, сетевые сообщества © В.В.Анненков Информационная культура личности 21

Модули программы – 6 б Персональная среда познания – источники Анненков В.В., Стародубцев В.А. Диалоги… ( дата обращения ) дата обращения Пятко Л.А. Персональная образовательная среда ( дата обращения ) © В.В.Анненков Информационная культура личности 22

Модули программы – 6 в Персональная среда познания – задания Представьте свою персональную среду познания как сочетание технической (используемые электронные устройства и их программное обеспечение, пакет предпочитаемых сервисов web 2.0), информационной (любимые источники и главные собственные продукты), социальной (сообщества и персоналии) сред © В.В.Анненков Информационная культура личности 23

Модули программы – 7 а Личный тезаурус - темы Общий и профессиональный язык человека, его структурирование и использование для поиска информации, объединения по интересам и пр. Тезаурусы, глоссарии и другие виды словарных баз. Присвоение меток источникам и продуктам. Метки в названиях, аннотациях, рефератах и других информационных продуктах © В.В.Анненков Информационная культура личности 24

Модули программы – 7 б Личный тезаурус – источники Тезаурус информального образования учащегося в сетевых сообществах ( дата обращения ) Метки… (электронный ресурс - дата обращения ) © В.В.Анненков Информационная культура личности 25

Модули программы – 7 в Личный тезаурус – задания Укажите ключевые слова Вашего тезауруса а) универсальных учебных действий, б) школьного предмета По ключевым словам найдите коллег, с которыми можете разрабатывать сетевые проекты © В.В.Анненков Информационная культура личности 26

Модули программы – 8 а Личная медиатека – темы Формирование личной медиатеки: письменный архив; библиотека печатных изданий и оттисков; ЭОР (тексты, изображения, аудио, видео…) на своём компьютере, компакт-дисках, других носителях. Авторское право, цитирование, электронные копии. Веб-портфолио источников и собственных трудов. Каталогизация медиатеки по формальным и лично значимым признакам (проблемам, проектам, хронологии и др.). Поиск в личной электронной медиатеке. Значимые названия файлов © В.В.Анненков Информационная культура личности 27

Модули программы – 8 б Личная медиатека – источники Мечева О.П. Web-портфолио как средство представления педагогического опыта. Нижневартовск, 2011 (электронный ресурс - дата обращения ) Пичугина Н. В. Электронные ресурсы библиотеки. Руководство пользователя (электронный ресурс - дата обращения ) © В.В.Анненков Информационная культура личности 28

Модули программы – 8 в Личная медиатека – задания Составьте веб-портфолио по программе информационной культуры личности. Представьте образчики структурирования личной электронной медиатеки со значимыми именами файлов © В.В.Анненков Информационная культура личности 29

Модули программы – 9 а Личные круги общения - темы Семья, школа, сообщества разной проблемной направленности и разного масштаба (от локальных до глобальных). Тренд от очного повседневного общения к очно-дистанционному и дистанционно- очному. Сетевые сообщества, их различение по интересам и по масштабам © В.В.Анненков Информационная культура личности 30

Модули программы – 9 б Личные круги общения – источники Программа повышения квалификации «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития» ( дата обращения ) © В.В.Анненков Информационная культура личности 31

Модули программы – 9 в Личные круги общения – задания Зарегистрируйтесь на сайте twitter.com, найдите, за кем следовать (following), «чирикните» ссылками на модули программы информационной культуры личности Зарегистрируйтесь в openclass.ru, вступите в интересные Вам сообщества, комментируйте их материалы © В.В.Анненков Информационная культура личности 32

Модули программы – 10 а Автодидактика учащегося – темы От искусства к науке и технологиям автодидактики. От заучивания к личным открытиям. От формального образования в ОУ к неформальному и «информальному» в общем потоке жизни. Соотношение И-Н-Ф в жизни педагога. Самоорганизация в суточном, недельном и других циклах жизни. Саморазвитие в Сетевых Сообществах Сменного Состава (5С) © В.В.Анненков Информационная культура личности 33

Модули программы – 10 б Автодидактика учащегося – источники Анненков В.В. Автодидактика... ( html дата обращения ) Готовимся к конференции… ( дата обращения ) © В.В.Анненков Информационная культура личности 34

Модули программы – 10 в Автодидактика учащегося – задания Пользуясь автодидактикой, составьте конспект индивидуальной программы саморазвития. Представьте Ваш опыт образования в потоке жизни © В.В.Анненков Информационная культура личности 35

Модули программы – 11 а Культура педагога и информационная культура- темы Дополнение психолого-педагогического образования учителя информационной культурой: переосмысление знаний по педагогике и психологии в свете работы с информацией; очные и дистанционные занятия, их соотношение в разных моделях учебного процесса, технологии очной и дистанционной коммуникации; самоорганизация учителя и организация им дистанционной коммуникации; сотрудничество в Интернет (двусторонний коучинг, многосторонние учебные и исследовательские проекты…) © В.В.Анненков Информационная культура личности 36

Модули программы – 11 б Культура педагога и информационная культура – источники Гендина Н.И., Колкова Н.И, Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. - М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, с. ( n_disciplina_final_small.pdf, доступ ) n_disciplina_final_small.pdf Цой Л.Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. Научно- методический журнал. 2 (66) – Москва-Воронеж, С (электронный ресурс html доступ ) html © В.В.Анненков Информационная культура личности 37

Модули программы – 11 в Культура педагога и информационная культура – задания Представьте образ Вашей личной культуры, включающий культуру психолого- педагогическую и информационную. Отрефлексируйте свою самоорганизацию в материальном мире и в Интернет © В.В.Анненков Информационная культура личности 38

Модули программы – 12 а ИКЛ – основа гео- и клио-культуры - темы Пространственно-временные ситуации в природе, обществе, природно-культурных системах. Актуальность комплексного развития человеком его информационной культуры, геокультуры, клиокультуры, других секторов личной культуры в ХХ1 веке © В.В.Анненков Информационная культура личности 39

Модули программы – 12 б ИКЛ – основа гео- и клио-культуры – источники Мизюн В. Управление производственными системами и процессами (электронный ресурс cturing_sys-02. shtml доступ ) cturing_sys-02. shtml доступ Грибан О.Н. Методика развития информационной компетентности студентов исторического факультета (электронный ресурс pdf дата обращения ) pdf © В.В.Анненков Информационная культура личности 40

Модули программы – 12 в ИКЛ – основа гео- и клио-культуры – задания Опишите один Ваш день как последовательность пространственно- временных ситуаций. Представьте метапредметность в Вашей повседневной жизни © В.В.Анненков Информационная культура личности 41

Презентация доступна в Контакты Анненков Владимир Владимирович skype: Социальные сети: © В.В.Анненков Информационная культура личности 42