На определенной исторической стадии развития общества объем доступной широкому кругу потребителей информации превысил индивидуальные способности восприятия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Advertisements

Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Межотраслевое профессиональное объединение в области оценки программ, реализуемых для детей Проект
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Совместный продукт фирмы «1С» и компании «Элит-профит» Информационная поддержка сметчиков. Информационно-Аналитическая Система «1С – ЭЛИТ СМЕТНЫЙ КОНСАЛТИНГ»
Доклад Рыбченко Надежды Николаевны, учителя МБОУ СОШ 3 с. Гражданское.
Инновационные образовательные методы и технологии Харькова Л.В. методист ГПСП учителей информатики.
Основные направления деятельности методической службы колледжа при переходе на профильные программы Карелина Ирина Григорьевна, методист ГБОУ СПО СК 26.
«Мировые информационные ресурсы» Кафедра «Сетевой экономики и мировых информационных ресурсов» Селетков Сергей Николаевич.
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДИСКУРС ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА ТЕЗАУРУС.
Методическая тема эффективная форма организации работы педагогов Хотя чужое знание может нас кое- чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.
Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, элективности,
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
ИТ в самостоятельной и научной деятельности студентов и преподавателей. Организация учебного процесса с помощью современных технических средств. В построении.
Тема урока: « Информационные системы. Классификация информационных систем »
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Основными сервисами компании «Google» является поиск «Google Search» и всемирно известный видеохостинг «YouTube» и также Gmail- бесплатная электронная.
Роль школьного информационно - библиотечного центра в формировании ИКТ - компетентности участников образовательного процесса Роль школьного информационно.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер - класса в УДОД.
Транксрипт:

На определенной исторической стадии развития общества объем доступной широкому кругу потребителей информации превысил индивидуальные способности восприятия человека, обусловив необходимость применения такого когнитивного инструмента как «интеллектуальный фильтр». Динамично растущие информационные потоки повышают требования к интеллектуальным фильтрам. Практика интеллектуальной фильтрации информационных потоков особенно эффективна и востребована в современных условиях. 2

Традиционный анализ документов представляет собой совокупность итераций (логических построений), позволяющих раскрыть их содержание. В большинстве случаев интересующая пользователей информация содержится в них в неявном виде, в форме, не всегда совпадающей с интересами анализа. Такой анализ является творческим процессом, зависящий от квалификации, опыта и творческой интуиции исследователя. 3

Термин «интеллектуальный фильтр» в начале прошлого века предложил известный философ А. Бергсон (лауреат Нобелевской премии в области литературы за 1927 год). 4

Евг. Срг. Коноплёв считает, что этим термином следует обозначить лишь специальный инструмент рациональной деятельности. Он предлагает следующую формулировку дефиниции (определения понятия) «интеллектуальный фильтр» – это набор правил, по которым происходит отбор информации из информационного поля, ее сжатие в ограниченный объем и типологизированное структурирование. 5

В качестве вариантов интеллектуальных фильтров могут выступать: классификации (УДК, ББК и др.), технические задания, указания, некие соглашения между ЛПР, рубрикаторы и тезаурусы. В качестве же программного примера ИФ можно привести самый популярный и всем знакомый фильтр: «Яндекс-поиск». Главное их назначение – получение, в результате интеллектуальных действий участников процесса подготовки и принятия решений, согласованных форм документов (обзорно-аналитических справок, обзоров, отчётов, тезисов докладов и др.). 6

Процедуру интеллектуальной фильтрации информационных потоков можно представить как процесс составления информационного запроса, поскольку он является критерием, по которому из числа доступных информационных посылок отбираются лишь релевантные (пертинентные) данные. Обычно пользователь в релевантной выборке отбирает нужные ему (пертинентные) документы или один документ. 7

Вариантами настройки интеллектуального фильтра на нужные потоки данных могут быть контакты со специалистами, индивидуальные консультации или участие в конференциях, подписка на специальные издания, обучение на тренингах, курсах, семинарах, другие формы, например, самообразования, повышения квалификации и уровня собственной осведомленности. 8

При этом отмечается целесообразность передачи (делегирования) функций интеллектуального фильтра профессионалам – специалистам в данной области. Процедура профессиональной специализации в информационной отрасли способствовала появлению профессии аналитика и специалистов-аналитиков (информационных аналитиков, бизнес- аналитиков, социальных и политических аналитиков и т.д.). 9

Е. С. Коноплёв утверждает, что «Фильтруя сообщения, с устранением нежелательных и перегруппировкой сохраняемых информационных квантов, можно получать материал «высокой степени очистки» («высокой пробы»)». При этом «Процедура привлечения независимых профессионалов для выполнения информационной аналитики может быть обозначена как аутсорсинг (использование) функций интеллектуального фильтра». 10

Существует много примеров интеллектуальных фильтров, что обусловлено и потребностью профессионалов вырабатывать специализированные своды правил. Конечно, чаще всего требуется универсальный, опирающийся на характерные особенности мышления человека, вариант. 11

Универсальную форму ИФ можно выразить набором следующих типовых вопросов: Для чего нужно что-то делать? Что нужно делать? Благодаря чему нужно что-то сделать или можно что-то получить? Что есть подобное? 12

Идея выработки универсального интеллектуального фильтра представляется весьма привлекательной, особенно при использовании его для массовой аналитики, например, при массовом анализе текстов (при реферировании). На государственном уровне эта задача реализовалась в ГОСТах. 13

В условиях информационного общества наибольшую актуальность приобретает осознанное применение интеллектуального фильтра. Используемый в качестве инструментария для рациональной деятельности, он способен упростить восприятие и переработку избыточных массивов информации. Эффективным представляется популяризация понятия и его массовое использование в информационной деятельности. 14

15