«Анализ результатов диагностической работы по биологии в 11 классах» Скворцов Павел Михайлович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Краткий анализ результатов диагностической работы по биологии в 9 классах Скворцов Павел Михайлович.
Advertisements

ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Педагогические измерительные материалы БИОЛОГИЯ. Педагогические измерительные материалы включают Кодификатор, который составлен на базе федерального компонента.
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии и химии Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Куровская гимназия»
Единый государственный экзамен по биологии.. Спецификация экзаменационной работы по биологии. - Назначение экзаменационной работы; - Документы, определяющие.
«Итоги ГИА-9 по биологии в 2013 году в городе Москве» Скворцов Павел Михайлович.
Подходы к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.
Методическая поддержка ГИА-9 (в новой форме) Презентация по предмету: «Биология» Кобозева О.И., учитель высшей квалификационной категории, отличник народного.
Уровень подготовки выпускников Москвы к единому государственному экзамену по биологии А.Ф. Валихов, д.б.н., председатель предметной комиссии ЕГЭ по биологии,
« Основной государственный экзамен по биологии как эффективный способ определения потенциала выпускников » Скворцов Павел Михайлович Председатель предметной.
Генетика- наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими. В ее основу легли закономерности наследственности, установленные.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ у учащихся 7- х классов Методист экспертно - аналитического отдела ГАУ ДПО МЦКО Богданова.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Преподавание учебного предмета «Биология» в 2012 – 2013 учебном году Уткина Татьяна Валерьевна, ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
«Государственная (итоговая) аттестация выпускнитиков IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2013 год Баширова Эльза Владимировна.
НЕЗАВИСИМАЯ ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МЦКО Результаты лицея МЦКО за 2012 – 2013 учебный год.
Комплексные работы в начальной школе. Цель комплексной проверочной работы: оценка достижения планируемых результатов у младших школьников по междисциплинарным.
Презентация на тему: «Результаты ЕГЭ по химии и биологии в 2018 году» Подготовила: учитель химии МБОУ СОШ 3 Кукло Е.В.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
В помощь выпускникам, сдающим ЕГЭ по биологии. Составила: учитель биологии Судоль Е. В.
Транксрипт:

«Анализ результатов диагностической работы по биологии в 11 классах» Скворцов Павел Михайлович

Цели тестирования Оценка актуального уровня подготовки учащихся 11 классов по биологии (базовый уровень) за 10 класс. Выявление наиболее сложных для усвоения элементов по изученным темам курса биологии. Выстраивание индивидуальных образовательных траекторий по подготовке к ЕГЭ

Принципы построения диагностической работы Структура и содержание работы определялись требованиями ФК ГОС по биологии (2004 г.) к базовому уровню освоения материала. В работу были включены 18 заданий, содержательно сгруппированных по 2 уровням сложности – базовому и повышенному: Задания базового уровня требовали демонстрации знаний учебного материала, обязательного к усвоению согласно ФК ГОС (2004 г.) для базового уровня биологического образования. Задания повышенного уровня предполагали, помимо владения элементами содержания, использование умений переноса знаний на аналогичный объект, проведения простейших логических операций, характеристики объекта в изменённых условиях предъявления материала.

Структура диагностической работы Структурно задания подразделялись на два типа: Задания с выбором ответа (ВО), представляющие возможность выбрать один верный ответ из четырёх предложенных. 2 задания ВО из 10 были повышенной сложности Задания с кратким ответом (КО) пяти видов: - 2 задания с выбором множественного ответа (3 из 5), - 2 задания на соответствие (5 характеристик по 2 параметрам) - 2 задания на определение последовательности - 1 задание на решение биологической задачи - 1 задание на восстановление текста с избыточным перечнем терминов Подобная структура заданий с кратким ответом позволила оценить их в 1 балл. Задания с кратким ответом по сложности относились как базовому, так и повышенному уровню

Принципы построения варианта диагностической работы Каждый вариант диагностической работы включал в себя 18 заданий, из которых 10 заданий были с выбором ответа, 8 заданий – с кратким ответом. По уровням сложности соотношение в каждом варианте было: 12 базовых заданий и 6 заданий повышенной сложности. Содержательно комплекты отличались : 1 комплект проверял качество изучения в 10 классе тем, связанных с цитологией, онтогенезом и генетикой. 2 комплект проверял качество изучения в 10 классе тем, связанных с эволюцией и экологией.

Принципы построения варианта диагностической работы Поскольку два комплекта содержательно отличались друг от друга, то выбор школой первого или второго комплекта должен был быть осуществлён в строгом соответствии с календарно- тематическим планированием материала, изученного в 10 классе. Время выполнения работы – 45 минут.

Подходы к оценке уровня подготовленности учащихся Отметка «2» – менее 6 баллов (0-5) – выполнено менее половины всех заданий базового уровня Отметка «3» – 6-10 баллов – выполнено более половины заданий базового уровня, но задания повышенного уровня сделаны неверно Отметка «4» – баллов – выполнены все задания базового уровня и менее половины заданий повышенного уровня Отметка «5» – баллов – выполнены все задания базового уровня и более половины заданий повышенного уровня

Выполнение заданий группой учащихся, получивших соответствующую отметку Отметка за тест % выполнения заданий 221,5% 345,4% 468,6% 587,2%

Основные результаты по усвоению содержания Биология как наука, ее достижения. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; 79,0% Методы познания живой природы; 77,0% Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов; 74,4% Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы; 70,9% Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов; 67,2% Строение клетки и её основные структурные элементы; 65,4%

Основные результаты по усвоению содержания Доказательства эволюции живой природы; 46,2% Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования; 38,6% Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование; 35,4% Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса; 13,2%

Основные результаты по предметным умениям Уметь объяснять единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила; 77,3% Уметь анализировать результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию; 77,0% Знать и понимать сущность биологических процессов и явлений обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, пластический и энергетический обмен, питание, фотосинтез, хемосинтез, дыхание, брожение, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост; 74,4% Уметь объяснять роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира; 71,2% Уметь распознавать и описывать биологические объекты по их изображению; 65,2%

Основные результаты по предметным умениям Уметь сравнивать (и делать выводы на основе сравнения) формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции; 49,4% Уметь анализировать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, разных групп организмов и человека, человеческих рас, эволюцию организмов; 46,2% Уметь объяснять причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; 40,1% Уметь объяснять причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас; 38,1% Уметь решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции; 36,7% Уметь устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; 27,9%

Сравнение результатов по второму и первому комплектам Отличных результатов 3% (10% по 1 комплекту) Удовлетворительных результатов около 70% (50% по 1 комплекту) Объяснение может лежать только за пределами процедуры диагностической работы. Подобный разброс возможен в случае, если тестируемым по второму комплекту были предложены материалы, которые они реально не изучали в 10 классе.

Решение биологических задач «В соответствии с законом Харди-Вайнберга частота встречаемости признака в популяции отвечает уравнению p + q =1, а соотношение генотипов подчиняется выражению ( p + q)², где р – частота встречаемости доминантного признака, q – частота встречаемости рецессивного признака. Известно, что среди жителей Европы болезнь фенилкетонурия встречается с частотой 1 : Рассчитайте, какая часть европейцев является носителем гена, определяющего это врождённое заболевание. Ответ округлите до целого числа…» выполнили данную задачу 9% учащихся, 50% дали неверный ответ, а оставшиеся не приступили к решению

Решение биологических задач Это весьма показательный результат: учащиеся оказались неготовыми к решению задачи, основанной на алгебраических построениях. Ещё раз было продемонстрировано, что на самом деле в обучении биологии учителя города Москвы по-прежнему используют повторительный стиль преподавания, а деятельностный подход лишь декларируется.

Решение биологических задач Подтверждает указанную тенденцию задания по решению других биологических задач. Например, в задании «При скрещивании AА bb с aa Bb (локусы не сцеплены) доля гомозигот по обеим парам генов в потомстве составит 1) 1/8 (14%) 2) 1/4 (31%) 3) 1/2 (27%) 4) 0 (27% - правильный ответ)» требовалось всего лишь оценить возможность появления гомозигот в потомстве, а не решать задачу.

Решение биологических задач Подтверждает указанную тенденцию задания по решению других биологических задач. Например, в задании «При скрещивании AА bb с aa Bb (локусы не сцеплены) доля гомозигот по обеим парам генов в потомстве составит 1) 1/8 (14%) 2) 1/4 (31%) 3) 1/2 (27%) 4) 0 (27% - правильный ответ)» требовалось всего лишь оценить возможность появления гомозигот в потомстве, а не решать задачу.

Решение биологических задач Учащиеся оказались неготовыми к тому, чтобы дать такую оценку. Об этом говорят приведённые результаты выполнения. Впрочем, для группы учащихся, получивших итоговые оценки «хорошо» и «отлично», результат оказался приемлемым – 66% и 81% правильных ответов соответственно.

Выводы 1. Результаты диагностической работы в 11 классе подтвердили существование у учащихся образовательных организаций города Москвы проблем с изучением базового курса биологии на ступени среднего общего образования. 2. Реальный уровень усвоения предметного биологического материала и овладения предметными умениями широко варьирует как по группам учащихся, так и по содержательной последовательности изучаемого материала. 3. Учащиеся, получившие по результатам диагностической работы оценки «хорошо» и «отлично», показали уровень, соответствующий требованиям к данным категориям учащихся 4. Более трети учащихся показали отсутствие готовности решать задачи даже при наличии условий для их успешного решения.

Рекомендации 1. Учителям биологии следует увеличить внимание к темам, связанным с решением биологических задач. Необходимо знакомить учащихся не только с алгоритмическим, но с оценочным способом решения. 2. Обратить внимание на необходимость дополнительной работы с группой успешных учащихся, имеющих по биологии оценки «хорошо» и «отлично». 3. Исходя из результатов диагностической работы, внести изменения в последовательность и содержание тем курса биологии, изучаемых в 10 классе на базовом уровне.