Детский фольклор как развивающееся явление Корниенко Ирина Игоревна обучающаяся 9 «В» класса МБОУ«СОШ 34 с углубленным изучением отдельных предметов» Руководитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила:Чугунова Л.В., учитель русского языка и литературы МОУ Кузнецовской основной школы.
Advertisements

Занятие по детской литературе по теме "Жанры детского фольклора"
Литература Тема урока: Устное народное творчество.
ФОЛЬКЛОР – устное народное творчество Фольклор – английское слово, folk – народ, lore – творчество. Фольклор- это: Песни, частушки Игры, считалки.
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») поначалу охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную.
Устное Народное Творчество. Фольклор Искусство народа, или фольклор (происходит от английских слов folk- народ, lore- мудрость, знание, то есть народное.
Духовное воспитание через уроки краеведения Работу выполнила учитель Нестерова Е.Н. МОУ Подужемской СОШ.
Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Малые жанры фольклора.
Памятка по литературе Устное народное творчество. Разработала Слезева Елизавета Дмитриевна, учитель начальных классов ГОУ СОШ «Школа здоровья» 1605 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 11» Детский фольклор как особое явление (дразнилки). Автор: ученица 10 «ИУП-1» класса Кулаева.
Фольклор как средство эмоционального благополучия детей дошкольного возраста Старший воспитатель МБДОУ ЦРР ДС 58 «Жемчужинка» Болотова Марина Александровна.
Элективный курс «У истоков слова» Занятие по теме: «Детский фольклор» Учитель: Горбунова Е.В.
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Сказки Песни Потешки Поговорки Считалки Пословицы Заклички Загадки ИгрыПраздники.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 «Солнышко» «Влияние фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста» Логопед Колпакова.
Ул.Кировоградская, 22А ТЕЛ./ФАКС: РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Сибгатуллина Ильсия Семеновна ТЕХНИЧЕСКИЙ.
Урок литературного чтения во 2 классе Выполнил: Чепурная Е.В. МОУ БСОШ.
Жизнь человека в русском фольклоре. Малые жанры фольклора (младенчество, детство). Учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ пос. Пионерский Авдеева.
Проблема Дети являются не только носителями и знатоками детского фольклора, но и активными создателями его многочисленных жанров.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы « Школа 849» Дошкольное отделение 2 Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей.
Транксрипт:

Детский фольклор как развивающееся явление Корниенко Ирина Игоревна обучающаяся 9 «В» класса МБОУ«СОШ 34 с углубленным изучением отдельных предметов» Руководитель Еремина Ю.В.

Цели: Изучить произведения детского фольклора; определить их тематику; сферу употребления; рассмотреть, как фольклор употребляется в речи современных детей. Гипотеза: Детский фольклор – явление народной культуры, которое продолжает развиваться и в наше время, широко используется в речи детей.

Актуальность В устной речи современные дети часто используют различные малые жанры фольклора: загадки, частушки, считалочки, пословицы, поговорки и другие. Школьники, изучая Устное Народное творчество на уроках литературы и в повседневной жизни, не задумываются, что это искусство имеет интересную и продолжает развиваться в наше время. Мы считаем, что им будет интересно узнать, как возник детский фольклор, какие его жанры появились историю сравнительно недавно, а какие имеют длинную историю.

Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра - своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, те призваны развлекать, а эти - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…

Пестушки (от "пестовать" - " нянчить, растить, воспитывать")- это короткие ритмичные приговоры. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Деткам спать не даешь?

Песенки – это тоже пестушки, только связанные со сном. В старину мать замечала, под Можно сказать, что колыбельные какие слова и напевы дети лучше засыпают, запоминала их, повторяла. Ой, люли-люлюшеньки, Баиньки-баюшеньки... Сладко спи по ночам, Да расти по часам.

- Подрастая, малыш знакомится с потешками - короткими игровыми присловьями. - Ладушки, ладушки! - Где были? - У бабушки! - Что ели? - Кашку! - Что пили? - Бражку. Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Шу, полетели! На головку сели! Сели, посидели, Прочь улетели!

Прибаутки или забавушки в чём-то сродни потешкам, это небольшие стихотворные сказочки с ярким динамичным сюжетом. Они не связаны с конкретными действиями или играми, а предназначены для развлечения малыша. И-та-та, и-та-та, Вышла кошка за кота, За кота котовича, За Иван Петровича.

Одна из разновидностей прибауток - небылицы- перевёртыши, такие песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены. Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота. Я схватил дубинку, Разрубил топор, И по нашей кошке Пробежал забор.

В наше время пестушки, потешки, колыбельные песенки, небылицы- перевертыши, прибаутки используются в занятиях с маленькими детьми дома и в детских садах, в литературе, написанной специально для детей дошкольного возраста.

Игровые жанры детского фольклора неотделимы от игры. Молчанки и голосенки (от "голосить" - "говорить, орать, петь громко, кричать нараспев") связаны с одноимёнными святочными играми. На святки в молчанку и голосенку играли и взрослые, и дети: Ну, давайте-ка, ребята, Голосянку тянуть. Кто не дотянет, Того за волосы-ы-ы-ы! Голосянки считались даже полезным физическим упражнением - развивали лёгкие: Я залезу на гай, на могай, Я сыграю в бирюлещки, Я увижу (с)аря в Москве, А ребёнушка в люлищке.

А вот примеры современных молчанок, ставших вполне самостоятельными играми: Ехали цыгане, Кошку потеряли, Кошка сдохла, Хвост облез, Кто слово скажет, Тот ее и съест. Сказки не рассказывать, Зубки не показывать!

Сечки - один из самых редких и древних жанров детского фольклора, связанный с процессом обучения счёту. Секу, секу сечку, Высеку дощечку. Честь, перечесть, Все пятнадцать здесь

С игрой связаны и жеребьевке оговорки. Когда игрокам надо честно разделиться на команды, два главных заводилы назначаются матками. - Мать, а мать, чего вам дать: дуб или березу? Первая матка отвечает. Подходит вторая пара: - Мать, а мать, чего вам дать: бочку с салом или казака с кинжалом? Отвечает вторая матка и так далее. Так и образуются команды. Рыба, рыба, рыба - кит, Рыба правду говорит, Если рыба будет врать, Ее надо наказать.

А вот приговоры, запрещающие менять решение : Первое слово дороже второго. Шла метла, Второе слово подмела, А первое оставила.

Бытуют в детском фольклоре и собственно словесные игры, например, скороговорки - словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. Ехал Грека через реку, Видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку - цап! Кроме скороговорок существуют долгоговорки - стишки и фразы, рассчитанные, напротив, на долгое их произнесение: "Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…" - и так до тридцати трёх Егорок.

Сечки, как жанр, исчезли, превратившись в считалочки, используются в играх. Эти жанры широко используются детьми в наше время.

Дразнилки - короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Коля-Коля-Николай! Сиди дома, не гуляй! А то девочки придут, Поцелуют и уйдут.

Другая форма насмешки - поддёвки - своеобразные словесные игры. Они основаны на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. - - Скажи: лук. - Лук. - По лбу стук! - Скажи: двести. - Двести. - Сиди, дурак, на месте! Эти жанры широко распространены в настоящее время.

. Загадки - одна из самых древних и самых поэтичных фольклорных форм, связанная с одушевлением людьми явлений природы и предметов быта в древности. Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук, вертится как бес и дорога в лес. (сорока) В настоящее время чаще всего сочиняются загадки с неким подвохом: Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, но в огороде втрое? (Буква «о».) Какими двумя нотами мореходы измеряют свой путь? Милями (ми-ля-ми). В настоящее время жанр «загадки» очень распространён среди детей, и они сочиняют всё новые и новые загадки.

В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, несерьезно, с озорством: Как у наших у ребят Голова из трёх частей: Карбюратор, вентилятор И коробка скоростей. В отличие от частушек нелепицы и нескладухи родились в давние времена. Самые старые из них говорят о крестьянской жизни: А у нас во дворе Поросенок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился. Постоянно появляются и новые произведения, в которых отражается современная жизнь. Подводная лодка В степях Украины Погибла в неравном Воздушном бою.

В нелепицах все нарочно перепутано, перемешано, соединено то, что соединиться никак не может: По стене ползет трамвай, волосатый, как кирпич. А нескладухи – это различные стихотворные произведения, в которых специально нарушается рифмовка. На столе лежит арбуз, На арбузе муха. Поцелуй, дроля, кирпич, Никто замуж не берет. Хотя частушки- новый жанр, они очень популярны, а нелепицы и нескладухи используются не так часто, как частушки, но нельзя сказать, что они относятся к устаревшим жанрам.

Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы В.И. Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа». Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца? Докучные сказки бывают: - неоправданно короткие, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует: Жил-был царь Ватута и вся сказка тута. Докучные сказки нечасто используются в устной речи.

Страшилки - небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом. "Красное пятно" Одна семья получила новую квартиру, но на стене было красное пятно. Его хотели стереть, но ничего не получилось. Тогда пятно заклеили обоями, но оно проступило сквозь обои. И каждую ночь кто-нибудь умирал. А пятно после каждой смерти становилось еще ярче. Страшилки и садистские стишки довольно часто используются детьми. Антистрашилки в основном используются в качестве анекдотов.

Анекдоты. Изначально это слово означало- случай из жизни, а не смешной рассказ. Мальчик приходит домой в слезах: - Витька дерется! Отец засучивает рукава: - Я ему покажу! Кто отец? - Шварцнеггер. Отец заворачивает рукава обратно и говорит: - Да ты, наверное, сам виноват.

Школьные стишки чаще всего бывают пародией, т.е. юмористической переделкой тех произведений, которые изучают на уроке: Однажды в студеную зимнюю пору Сижу за решеткой в темнице сырой. Гляжу -поднимается медленно в гору Вскормленный в неволе орел молодой. И шествуя важно, в спокойствии чинном, Мой грустный товарищ, махая крылом, В больших сапогах, в полушубке овчинном Кровавую пищу клюет под окном. Анекдоты, озорные песенки, школьные стишки довольно часто используются детьми в речи. Дети часто сочиняют их сами.

Заключение Гипотеза подтвердилась. Детский фольклор - живое, богатое, постоянно развивающееся явление современной русской культуры. В нем одновременно существуют и старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу. Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей страны. Это общенациональное детское искусство слова.