Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида 1» Организация воспитательного пространства в КГКСКОУ СКОШ 8 вида 1 в условиях введения СФГОС Бочарникова Екатерина Юрьевна учитель начальных классов 2014
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в СФГОС акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности КГКСКОУ СКОШ 8 вида 1 в соответствии с СФГОС- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены: личностные результаты * готовность и способность обучающихся к саморазвитию, * сформированность мотивации к учению и познанию, * ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции, * социальные компетентности, личностные качества; * сформированность основ российской, гражданской идентичности. метапредметные результаты освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные)
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку учащихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающим миром, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться общественными явлениями, разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках и задумываться над своим «Я». В связи с этим режим школы полного дня оптимально подходит для создания среды, развивающей младших школьников.
Нормальное развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием рассматривается как процесс, направленный на то, чтобы воспитанник состоялся как человек, способный к саморазвитию. Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребёнка и взрослых. Ребёнок как личность будет эффективно развиваться при условии учёта его возрастных особенностей и интересов.
Отбор содержательных блоков воспитательного процесса в начальных классах производится на основе потребностей учащихся: потребности во внешних впечатлениях, участии взрослого, его поддержке и одобрении, способствующих созданию климата эмоционального благополучия; потребности в общении. У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отсутствует познавательная потребность, стремление приобретать знания.
Необходимость форсированности мотивов: 1) стремление стать школьником; учиться, приобретать новые знания; 2) быть причастным к деятельности, имеющей значение не только для него самого, но и для окружающих.
Ведущие виды деятельности: 1) игры: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация, в которых формируется и развивается ориентация ребёнка в основных сферах человеческой деятельности; 2) учебная деятельность, как ведущая в развитии детей младшего школьного возраста, в которой закладывается система отношений ребёнка с окружающим миром.
Проблемы Личностного развития: При работе по данному направлению необходимо сконцентрировать усилия: на входящей, промежуточной и итоговой диагностике уровня воспитанности; самооценке черт характера младших школьников (доброта, щедрость, честность, дружелюбие, взаимопонимание, трудолюбие...); формировании навыков общения в коллективной деятельности в новой социальной ситуации развития ребёнка: ученик, успешный ученик; развитии умения играть; создании условий для развития со управленческих начал в формирующемся коллективе класса; культурно-нравственной ориентации.
Реализация программы воспитания предполагает целенаправленное, поступательное освоение первоклассниками начал школьной азбуки: овладение нормами этического поведения в повседневной жизни; прочное усвоение правил школьника; формирование умений находить взаимопонимание, разрешать культурным способом возникшие разногласия, противоречия.
Охраны здоровья и физического развития. Ввиду низкого уровня показателей физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их подверженности дурному влиянию и асоциальному воспитанию в семье, данному направлению уделяется пристальное внимание. Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно-оздоровительными технологиями, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно-гигиенических навыков до автоматизма - вот далеко не полный перечень аспектов работы классного руководителя и воспитателя по данному направлению. Особое внимание уделяется предоставлению детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных привычках с целью их предупреждения и профилактики.
Трудового воспитания. Отработка навыков и умений учебного поведения; формирование навыков учебной деятельности как ведущего вида деятельности; формирование первоначальных представлений о личной гигиене; привитие навыков самообслуживания; выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом; формирование навыков коллективной трудовой деятельности; формирование трудолюбия, добросовестности, привитие навыков культуры труда; развитие интереса к трудовой деятельности взрослых.
Социализации и общения: Так как большинство детей с ограниченными возможностями здоровья воспитываются в неблагополучных семьях, имеют отрицательный опыт общения, особое внимание и усилия концентрируются: на знакомстве с нормами поведения: в школе, столовой, спальне, на уроке, на перемене, на улице, в магазине, на прогулке и экскурсии; практической отработке этических норм и правил; определение сущности нравственных понятий; формирование понятия смысла человеческого существования, ценности существования других людей; воспитание доброжелательного, отзывчивого, внимательного отношения к окружающим; анализ своих поступков; реализации опыта нравственных отношений, возникающих в различных видах деятельности; экологическом воспитание.
Развитие творческого воображения: Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации; развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта.
Основ гражданского и патриотического воспитания: Основной целью работы по данному направлению является: формирование у детей патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Достижение этой цели реализуется : воспитанию чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительному отношению к языку своего народа; гордости за социальные и культурные достижения своей страны; уважительному отношению к историческому прошлому Родины; воспитанию милосердия, гуманизма, общечеловеческих ценностей.
Досуговой деятельности: Досуговая и рекреационная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья играют значительную роль в поддержании психического и физического здоровья, в реализации потребности в содержательном и продуктивном использовании свободного времени. В структуре свободного времени выделяют: активную деятельность: учёбу, самообразование (самоподготовка); культурное (духовное) потребление - чтение газет, книг, журналов, просмотр кино и видеофильмов; спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми; занятия в кружках; прогулки, экскурсии, походы, праздники, путешествия, походы выходного дня; спортивные соревнования, эстафеты, спартакиады; конкурсы, тематические дни, ярмарки, дискотеки; экскурсии, лекции, викторины, различные гостиные и пр.
Принципы воспитания: принцип ориентации на ценностные отношения и положительные качества личности воспитанника; связи воспитания с жизнью; принятия воспитанника таким, каков он есть; воспитания в коллективе; единства, целостности и преемственности в воспитании.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности младших школьников распределяются по трем уровням: Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов: - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников. В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Во втором и третьем классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально - государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ Ребёнок стал школьником... Это событие имеет огромное значение для его родителей и для него самого (если ребёнком не был получен отрицательный опыт обучения), для учителей и воспитателей.
Основная задача школы состоит в том, чтобы сформировать личность, гармонически сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.
Известно, что нормальное развитие ребёнка возможно только при совокупности нескольких условий: Первое условие связано с состоянием здоровья ребёнка (биологический фактор развития). Сохранность здоровья обеспечивает возможность развиваться в соответствии с возрастом. Второе условие - благоприятная социально- педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное учебно-воспитательное пространство. Важность социального фактора подчёркивал Л. С. Выготский, введя понятие «социальная ситуация развития». Третье условие, необходимое для нормального развития, - активность самого ребёнка.
При раннем органическом поражении центральной нервной системы более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Поэтому «социальная ситуация развития», педагогические условия, в которых находится ребёнок, должны быть фактически провоцирующими развитие. Исходя из общности основных закономерностей развития нормального ребёнка и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, в программе определены базовые направления воспитательной работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития личности младшего школьника.
Воспитать - значит научить жить в гармонии с окружающим миром, с радостью воспринимать его, беречь и творить красоту. Этот процесс двусторонний, основанный на взаимопонимании воспитателя и воспитанников. Из поколения в поколение передаются этические нормы и нравственные ценности. Но постепенно каждый человек выходит на уровень «самовоспитания». Ребёнку с ограниченными возможностями здоровья трудно войти в этот мир и заниматься самовоспитанием.
Цель программы : Помочь детям в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, эстетические, духовные ценности, привить положительное отношение к окружающей действительности; Сформировать устойчивую убеждённость в полной ответственности за своё здоровье; Преодолеть комплекс невостребованности, своей неполноценности и зарядить воспитанников необходимым жизненным оптимизмом, который должен стать источником их жизнедеятельности.
Программа коррекционно-образовательно- воспитательной работы с детьми первого класса составлена с учётом: * специфических особенностей моторно- двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; * ведущих мотивов и потребностей первоклассника; * характера ведущей деятельности; * типа общения и его мотивов; * социальной ситуации развития ребёнка.
Основные критерии сформированности навыков адаптивного поведения у воспитанников первого класса: Личностная идентификация: «Кто я?» - имя, фамилия, пол, внешность; знает родственные связи и свою социальную роль; домашний адрес и адрес школы-интерната; называет и показывает на себе, других людях, игрушках, животных части тела и органы чувств; умеет объяснить, зачем нужны органы чувств и части тела; умеет осуществлять элементарный уход за ними; знает и выполняет элементарные правила уличного движения;
имеет начальные представления и навыки коммуникативного поведения; умеет использовать жесты, интонацию для выражения своих потребностей, желаний, просьб; знает и умеет следовать элементарным правилам поведения в различных ситуациях: в школе, в транспорте, в общественных местах; умеет дружить, не обижать сверстников, оказывать элементарную помощь; понимает ответственность за своё состояние здоровья;
владеет навыками личной гигиены, обслуживающего труда: умеет чистить зубы, причёсываться, умываться, пользоваться туалетом, проводить элементарный уход за одеждой и обувью; содержит своё рабочее место в аккуратном состоянии, владеет элементарными навыками уборки; умеет играть с игрушками, в настольные игры; знает правила поведения на уроке, при самоподготовке; имеет представление об элементарных, нравственных и этических понятиях и применяет их в жизненных ситуациях;
имеет элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.); первоначальные представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.); знает, что такое работа, зачем люди работают; что такое отдых, зачем нужен отдых, как можно отдыхать; умеет находить себе дело, не бездельничать;
знаком с элементарными правилами ухода за комнатными растениями ; знает и называет окружающие предметы, которыми пользуется в быту, во время отдыха, игры, труда; знает и понимает, что многие предметы созданы трудом человека, ценит это; знаком с традиционными праздниками.
Ожидаемый результат: оптимизация процесса развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования (в том числе работа на базе образовательного учреждения музыкальной школы, секций спортивной школы, кружков станции юного техника, домов детского и юношеского творчества); объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов; поляризация образовательной среды с выделением разноакцентированных пространств, чередование видов деятельности и смена помещений (кабинеты, мастерские, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, игровые комнаты, зал хореографии, актовые залы, пространства для общения, для игр и спокойной работы); медико-психологическое сопровождение учащихся
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности. Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям: организация работы с кадрами; организация работы с ученическим коллективом; организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами; мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям: рост социальной активности обучающихся; рост мотивации к познавательной деятельности; уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных компетентностей, рефлексивных навыков; качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности); удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Основные направления и вопросы мониторинга: Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями; Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений; Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.
Основные формы работы: Беседы Конкурсы Викторины Экскурсии Кружки Ролевые игры Праздники Практические занятия Чтение научно-популярной литературы Круглые столы Составление и защита проектов
Основные личностные результаты внеурочной деятельности: - ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России; - ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; - осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона; - элементарные представления об эстетических ' и художественных ценностях отечественной культуры. - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; - готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; - готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; - понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности; развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и «социальных компонентов; - расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей; - принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия; - способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения; - способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Организация внеурочной деятельности спортивно- оздоровительное ПАРТНЕРЫПАРТНЕРЫ ПАРТНЕРЫПАРТНЕРЫ Направления развития личности духовно- нравственное духовно- нравственное социальное научные исследования общественно полезные практики общественно полезные практики Формы деятельности интеллектуальное общекультурное поисковые Олимпиады соревнования школьные научные общества школьные научные общества диспуты конференции круглые столы секции кружки