Аюпова Ф. Ф.. 7.1. Социальные отношения и взаимодействия : 7.2. Социальная структура и ее основные элементы : 7.3. Многообразие социальных групп : 7.4.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Положение личности в группе В группе происходит дифференциация – разделение на участников, занимающих разное положение в системе межличностных отношений.
Advertisements

Нации и межнациональные отношения. Современное человечество представлено примерно 2000 народами, а в нашей стране их больше 100 В то же время независимых.
Групповая дифференциация и лидерство. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - РАЗДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ НА УЧАСТНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХ РАЗЛИЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно рождать великих людей – в этом, и ни в чём ином, состоит его задача.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. Социальная структура – строение, расположение, порядок) общества – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛИДЕРСТВЕ…. План Положение личности в группе.Положение личности в группе. Что такое «лидерство»?Что такое «лидерство»? Лидерские роли,
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 1. Понятие социальной структуры, ее виды и уровни. 2. Характеристика видов и элементов социальной структуры.
Малая группа «Человек становится человеком только среди людей» И.Бехер ( ) «Человек становится человеком только среди людей» И.Бехер ( )
Обществознание Кононова Л. В., учитель МБОУ СОШ 4 г. Новошахтинска.
Социальная сфера Люди, осуществляя совместную деятельность, объединяются в различные группы, общности. Взаимодействие людей в таких группах и групп между.
Социальная группа – совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся.
Малая группа Обществознание, 7 класс © Аминов А. М., 2009.
Урок обществознания в 10 классе: Групповая дифференциация и лидерство.
Социальный статус и престиж Урок 3. План 1. Социальный статус. 2. Виды социальных статусов. Статусный набор. 3. Компоненты социального статуса. 4. Значение.
Социальная сфера жизни общества 8 класс. Цель : Сформировать представления учащихся о социальной структуре общества.
Определение малой группы. Малая группа есть - «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Урок 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО. План урока. Понятие общество. Взаимосвязь общества и природы. Сферы общественной жизни и их взаимодействие.
Современная семья Обществознание, 11 класс © Аминов А. М., 2008.
Личность в системе межличностных отношений. Группа – люди, объединенные по каким-либо общим для них социально- демографическим и психологическим признакам.
Классификации семей Урок психологии в 10 классе Автор: Батюта Оксана Владимировна Педагог-психолог ГБОУ СОШ 924 г. Москвы.
Транксрипт:

Аюпова Ф. Ф.

7.1. Социальные отношения и взаимодействия : 7.2. Социальная структура и ее основные элементы : 7.3. Многообразие социальных групп : 7.4 Социальная мобильность 7.5 Социальные нормы, отклоняющееся поведение 7.6 Социальные конфликты 7.7. Семья, как социальный институт и социальная группа 7.8 Молодежь как социальная группа 7.9 Этнические общности. Межнациональные отношения Социальный статус личности и социальной группы : Основные направления социальной политики государства

набор социальных ролей, комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения, совокупность норм, его регулирующих Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей

Этапы институализации : 1. Возникновение насущной потребности ; 2. Постепенная выработка социальных норм ; 3. Создание особой системы знаков, символов ; 4. Возникновение системы статусов и ролей ; 5. Создание материальной базы ; 6. Включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора функций ;

Превращение спонтанного поведения людей в организованное называется : 1 социализация 2 институализация 3 социальный контроль 4 социальная мобильность

1 организация помощи социально незащищенным слоям населения ; 2 создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту ; 3 организация благотворительных мероприятий в населенных пунктах ; 4 создание материальной базы социального института

ИНТЕРЕСЫ ЛЮДЕЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ КАКУЮ НИБУДЬ СОЦИАЛЬНУЮ ОБЩНОСТЬ. ( СТРАТА, ЭТНОС, КОЛЛЕКТИВЫ.) СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ НАПРАВЛЕНЫ, ЧТОБЫ ПРЕОБРАЗОВАТЬ ИЛИ СОХРАНИТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ, ПОРЯДКИ, СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ, ОТ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ, НЕОБХОДИМЫХ ДАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие « социальный институт »? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания. Напишите план ответа по теме « Социальный институт »

Предписанный ( заданный ) 1. Врожденный ( пол, раса, возраст, унаследованный титул, национальность ) 2. Приписываемый ( тетя, дядя, отец, мать, брат ) Достигаемый ( профессия, образование, должность

Назовите три признака предписанного статуса.

1. по факту рождения 2. по социальному происхождению 3. независимо от сознания, желания, воли, усилий индивида

1) Статусные права и обязанности - определяют то, что носитель данного статуса может делать и что он должен делать. 2) Статусный диапазон - установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида. 3) Статусные символы - внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов ( военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика ). 4) Статусный образ ( имидж ) - совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом. 5) Статусная идентификация - определение степени соответствия индивида своему статусу.

Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная и т. д. система. Таким образом, социальная структура – это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество. Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально - экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой кодекс поведения. Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Страта – социальная группа, отличающаяся ( ограниченная ) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому - либо параметру – тип профессии, уровень дохода и т. п.

это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. Структура социальной связи : субъекты связи ( двое и более людей ); предмет связи ( по поводу чего она осуществляется ); механизм регулирования взаимоотношений.

По видам : физическое ; вербальное ( словесное ); жестовое. По сферам : экономическое ( индивиды выступают как собственни ­ ки и наемные работники, предприниматели ); профессиональное ( индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора и т. д.); семейно - родственное ( люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, бабушек и т. д.); демографическое ( включает контакты между предста ­ вителями различных полов, возрастов, национальностей и рас ); религиозное ( подразумевает контакты между пред ­ ставителями разных религий, одной религии, а также верую ­ щих и неверующих ); территориально - поселенческое ( столкновения, сотруд ­ ничество, конкуренция между местными и пришлыми, город ­ скими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами ).

Малая – большая группы ( количество ) Первичная – вторичная группы ( контакт ) Формальная – неформальная ( по способам организации и регулирования ) Номинальная ( искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета – реальная ( связанные определенными отношениями и осознающими свою принадлежность к группе ) Ингруппы ( в группе ) - аутгруппы ( вне группы )

Первичные Между людьми существуют непосредственные контакты. Эту группу отождествляют с малой группой. Семья, группа друзей, команда. Вторичные Группы, где нет непосредственных контактов между членами группы, а для общения используются «посредники».

Условные (номинальные) – группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Реальные – действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Лабораторные Создаются специально социальными психологами для экспериментальных заданий. Естественные Возникают в ходе развития общества. Большие Малые Этнические, Классы, Профессиональные, Спорт. команды, Половозрастные. дворовые компании друзей.

( от лат. referentis сообщающий ), или эталонная, группа группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен на нормы ему известных рекордсменов. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позицию своей преступной группы.

1. По способу образования стихийно возникшие не официальные; специально организованные официальные; 2. По величине группы и способу взаимодействия ее членов малые; средние; большие; контактные (первичные); дистанционные (вторичные) 3. По характеру совместной деятельности практические (совместная трудовая деятельность); гностические (совместная исследовательская деятельность); эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей); гедонические (досуговые, развлекательно- игровые); непосредственно коммуникативные; идеологические; общественно-политические 4. По личностной значимости референтные; элитарные 5. По социальной значимости социально положительные; асоциальные социально деструктивные; антисоциальные криминальные, преступные

По способам организации и регулирования социальные группы подразделяются : 1. на большие и малые 2. на формальные и неформальные 3. на первичные и вторичные 4. на личные и общественные

К большим группам относят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства : проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою ( экономическое положение ), нахождение в определенном месте в определенный час и другое. Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа.

1. К большим группам относятся этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории ( организованные ) 2. относятся публика, толпа, аудитория - общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство. ( неорганизованные )

управляются социально - психологическими механизмами эмоциональной природы : подражанием, внушением, заражением. - Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая, однако, не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников такого рода социальных образований.

С 5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие « социальная группа »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.

Социальная группа устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки ( социальное положение, интересы, ценностные ориентации ). 1. Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специализацией человеческой деятельности. 2. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. 3. Социальные группы могут быть различными по размеру малыми и большими, а также формальными и неформальными и др.

Коллектив кровных родственников Ведет происхождение от общего предка Носит общее родовое имя Счет родства ведется по материнской или отцовской линии Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита

Тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытного строя Признаки племени : - кровнородственные связи - общность территории, элементов хозяйства, самосознания, обычаев и культов самоуправление

Исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей

Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам Язык В Швейцарии 4 равноправных языка ( немецкий, французский, итальянский, ретророманский ), однако швейцарцы – единая нация. Англичане и американцы говорят на одном языке, но это разные нации Общность исторического пути - историческая память - национальная культура Национальность – принадлежность человека к той или иной нации

В ноябре 1947 ООН приняло решение создать в Палестине, английской мандатной территории, еврейское и арабское государства – Израиль и Палестину. У евреев не было своего национального государства, сыграла роль в принятии этого решения и политика притеснения фашистами евреев во Второй мировой войне. Соседние арабские государства в штыки восприняли решение ООН Май 1948 года – провозглашение создания Израиля С этого времени начинается конфликт, продолжающийся и по сей день Палестина не имела своего собственного государства Ясир Арафат – лидер Палестины вместе с движением « Фатх » начал борьбу за обретение национальных границ, к середине 90- х годов при помощи посредничества европейских государств удалось добиться создания Палестинской национальной автономии В это же время, на одной из международных конференций при посредничестве США удалось добиться решения от Израиля, что 7% своей территории они отдадут арабам, фактически 4% территории было занято военными сооружениями и техникой Осенью 2000 года обострился конфликт, договоренность о прекращении конфликта, достигнутая на встрече мировых лидеров с противоборствующими сторонами в Шарм - аль - Шейхе ( Египет ) была нарушена на следующий день. Израильтяне выдвинули лозунг « Дайте армии победить ». В ответ палестинцы пообещали « открыть израильтянам дорогу в ад »

Ирландия, будучи составной частью Британской империи, не давала покоя правительству, требуя независимости В начале XX века конфликт обострился Стремясь предотвратить взрыв в самой неспокойной части империи, либералы вынуждены были пойти на уступки : в апреле 1912 года в парламент был внесен законопроект о гомруле ( самоуправлении ) Ирландии Усилиями палаты лордов его принятие затянулось до 1914 года Особенно сложной была ситуация в Ольстере, северной части Ирландии, где в отличие от остальной Ирландии, большинство принадлежало протестантам, имевшим тесные связи с Англией и в силу этого выступавшим за сохранение унии ( союза ) с Лондоном И среди католиков и среди протестантов сильны были экстремистские настроения, имелось немало людей, готовых с оружием в руках доказывать свою правоту. Так была создана ИРА – ирландская республиканская армия В итоге английскому правительству пришлось пойти на уступки : хотя закон о самоуправлении Ирландии был принят, наиболее развитая провинция этого острова – Ольстер – исключалась из сферы его действия

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным принципам Антисемитизм – национальная нетерпимость к евреям Расизм – существование неравноценных рас, делящихся на высшие и низшие Апартеид – законодательно закрепленная и поддерживаемая властями государства расовая дискриминация Национализм – идея исключительности и превосходства какой - либо нации над другой Шовинизм – крайняя агрессивная форма национализма Афроцентризм – идея превосходства черных африканцев над людьми с белой и желтой кожей Толерантность – терпимость Ксенофобия – навязчивая неприязнь к « чужим » Дискриминация – ущемление прав

небольшие группы людей, имеющих общие цели и совместную деятельность, находящиеся в непосредственном контакте друг с другом. Между членами малой группы четко распределены обязанности и роли. Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе. Малыми группами являются : семья, компания друзей, трудовой коллектив, ученический класс, футбольная команда и др.

По признаку совместной деятельности : производственные ( бригада строителей ); учебные ( студенческая группа ); спортивные ( футбольная команда ); семейные ( семьи ) и др. В зависимости от длительности существования : постоянные ( трудовой коллектив ); временные ( сборная России по хоккею ). По характеру отношений между членами группы : формальные ( педсовет в школе ); неформальные ( компания друзей )

Положение человека в группе называется статусом. Он определяет права, обязанности и привилегии человека. Чем выше статус человека в группе, тем больше у него прав и привилегий. Высокий статус часто связан с авторитетом.

в группе протекают процессы дифференциации ( от лат. differentia разность ) межличностного взаимодействия и выделения лидеров членов малой группы, имеющих определенное влияние на различные стороны ее жизни.

Позволяет определить социальный статус каждого члена группы – его место в социальной иерархии внутригруппового общественного мнения.

« звезды » и « лидеры »; « приятные » и « предпочитаемые »; « пренебрегаемые »; « изолированные »; « отверженные ».

Вид группы ( формальная и неформальная ) Степень сплоченности Личностный состав Система ценностей и установок Полезные дела

Неформальные группы, возникающие вне школы, отличаются от ученических групп склонностью к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, прежде всего от родителей и учителей. По характеру социальной направленности выделяют три типа неформальных молодежных групп : 1) просоциальные, или социально положительные ; 2) асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей ( асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. 3) антисоциальные, или социально отрицательные, преступные, группы.

направлены на выделение вожаков и их превосходства, а также на формирование извращенного понимания принципов нравственности, нравственных понятий. Смелость искаженно понимается как риск и бравада, требовательность как придирчивость, дружба и товарищество как укрывательство и недоносительство, сострадание как признак слабости, недостойный настоящего мужчины. Человек перестает быть высшей ценностью, становится средством.

Лидер – человек, обладающий наибольшим авторитетом и влиянием в своей группе, способный вести за собой людей. Элементы лидерства, которые можно приобрести, развить в себе : воображение ( умение предвидеть результаты своих действий ); знания ( они придают уверенность ); талант ( организаторский ); решимость ( сильное желание успеха, уверенность в достижимости цели ); жесткость ( по отношению к недоброжелателям и лентяям ); притяжение ( лидер должен быть магнитом, к которому все тянутся ); искусство общения ( умение ярко говорить, убеждать других ).

Формальное лидерство Неформальное лидерство Оптимальный вариант – сочетание формального и неформального лидера

формальное лидерство процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности ; неформальное лидерство процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов

термин « лидерство » заимствован из английского языка, в котором не различаются понятия « лидер » и « руководитель ».

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЛИДЕР СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ( ЭКСПРЕССИВНЫЙ ) Обладает наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей. роль включает действия, направленные на организацию группы для достижения цели деятельности, решение поставленной перед группой задачи. влияет на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения группы, уменьшать напряжение в ней. способен откликаться на переживания других, понимать эти переживания, находить время для сочувствующей беседы.

ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ Л. И. Уманский ( гг.) Классификация лидерских ролей на основе функций, реализуемых лидерами. лидеры - инициаторы, лидеры - эрудиты, лидеры - генераторы эмоционального настроя, лидеры - умельцы, лидеры - организаторы и лидеры - дезорганизаторы.

1. Лидер - демократ - ориентируется на мнение группы, Поощряет их инициативу Прислушивается к их аргументам Проводит обсуждение задач Часть полномочий делегирует другим членам группы 2. Авторитарный лидер - устанавливает жесткую дисциплину, навязывает свое мнение ; Четко распределяет обязанности Не прислушивается к мнению группы Не устраивает дискуссий 3. Лидер - анархист - не предъявляет требований, не настаивает, группа не организована, разобщена, функциональные обязанности в ней распределяются хаотично.

1. традиционный ( власть передается по наследству. Господин непосредственно управляет органами власти из слуг, остальное население представляет « подданных ». ) 2. легальный ( выборный, основывается на законе, правовом порядке. Обществом руководят избираемые или назначаемые сверху органы управления, состоящие из профессиональных чиновников. ) 3. харизматический Создателем термина « харизматическая личность » является М. Вебер : он ввел его в научный оборот, когда рассматривал типы господ.

1.« Харизматическое господство разрушает прошлое, и в этом смысле оно специфически революционно ». 2. Авторитет идеального харизматика базируется на его силе, строится на эмоциональной основе. 3. Харизма недолговечна и с течением времени рутинизируется.

это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других. ЛИДЕРЫ НАДЕЛЕНЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ И И ОПИРАЮТСЯ НА ВЕРУ ЛЮДЕЙ. Понятие « харизма » ведет свое начало из древнегреческой мифологии означает притягивать к себе внимание. хариты это древнегреческие богини красоты, грации и изящества.

Среди известных истории харизматических личностей Иисус Христос, Будда, пророк Мухаммад. Иисус Христос Будда Мухаммад К харизматам относятся создатели направлений внутри мировых религий Лютер и Кальвин. Лютер Кальвин С другой стороны, это великие государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан или Наполеон. Чингисхан Наполеон В XX веке среди таких деятелей : Гитлер и Муссолини, Рузвель т и Черчилль, Ленин, Сталин и Троцкий, а также Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг. итлер Муссолини Рузвель т Черчилль Ленин Сталин Троцкий Махатма Ганди Мартин Лютер Кинг

Социальная элита – высшие слои в системе социальной иерархии, обладающие властью над другими группами и влиянием в обществе. Меньшинство, обладающее монополией на власть. Виды элиты : - политическая, - экономическая, - научная, - культурная, - военная.

Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовым и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.

Линия сравнения виды семей многодетныемалодетныебездетные Характер распределени я домашних обязанностей Традиционная - домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью несёт вперед обществом несёт мужчина, ему принадлежит основная власть. Коллективистская - обязанности выполняются совместно или по очереди Родственная структура Нуклеарная - супружеская пара с детьми Расширенная - супружеская пара с детьми и бабушки, дедушки Полигамная - жена с мужьями или муж с жёнами Тип воспитания Авторитарная - основывается на авторитете родителей Либеральная - строится на самоопределении личности независимо от традиций и привычек Демократическая - постепенно прививает такие черты как сопричастность к судьбам других людей

Главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы : муж ( отец ) добытчик и кормилец, жена ( мать ) домохозяйка и воспитатель детей

( Семьи равных ) можно отнести : справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.

1. репродуктивная 2. хозяйственно - бытовая 3. экономическая 4. воспитательная 5. досуговая 6. эмоциональная 7. духовное общение 8. социально - статусная 9. первичный социальный контроль

1. репродуктивная 2. социальная 3. экономическая защитная 4. статусная 5. эмоциональная 6. воспитательная

в росте числа разводов ; в увеличении количества добрачных и внебрачных детей ; во взаимном отчуждении членов семьи ; в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей ; в увеличении числа неполных семей.

1. Отсутствие общих взглядов и интересов. 2. Несходство характеров. 3. Любовь к другому человеку. 4. Супружеская неверность. 5. Алкоголизм, грубость, побои. 6. Отсутствие нормальных жилищных и материальных условий. 7. Вмешательство родителей в семейные дела супругов.

1 заключение брака 2 с момента рождения последнего ребенка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся своей семьей. 3 « зрелая фаза » - процесс продолжения отселения детей, появление внуков. 4 стадия затухания – внуки покидают дом прародителей.

« Молодость – это время для усвоения мудрости, старость – время для её применения ». Ж.- Ж. Руссо ( ),

До 1 года - младенчество 1-3 года - преддошкольный 3-6 лет - дошкольный 6-10 лет – младший школьный возраст лет - подростковый возраст лет – ранний юношеский До 25 лет – юность С 18 лет – гражданское совершеннолетие. От рождения до 18 лет – детство.

21 (25) – 60 лет – зрелый возраст лет – пожилой лет – старческий Более 90 лет - долгожители

Интеллектуально развитая ; Образованная ; Целеустремлённая ; Трудолюбивая ; Высоко морально - нравственная ; Спортивная ; Ведущая здоровый образ жизни Эгоистичная Экстремистские молодежные объединения Экстремистские молодежные объединения Проблемы со здоровьем : Курение, Алкоголь, Наркозависимость Проблемы со здоровьем : Курение, Алкоголь, Наркозависимость инфантильность

Как вы понимаете высказывание Марка Твена : « Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истёкшие семь лет поумнел »?

Социальный статус учащихся и студентов еще полностью не сложился и определяется либо статусом родителей, либо будущей профессией Положение молодежи на современном рынке труда противоречиво : она имеет больше способностей к овладению новейшими технологиями, но ей не хватает профессионального опыта. Для молодых людей характерно объединение в группы сверстников.

С 5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие « социальная группа »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.

Социальная группа устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки ( социальное положение, интересы, ценностные ориентации ). 1. Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специализацией человеческой деятельности. 2. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру малыми и большими, а также формальными и неформальными и др.

истина есть адекватное отображение действительности в сознании.

1. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. 2. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. 3. Внутриличностный конфликт конфликт социальных ролей одного человека. 4. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. 5. Психологический климат коллектива. 6. Человек среди людей. 7. Сущностные характеристики малой группы. 8. Взаимоотношения индивида и группы. 9. Особенности формирования групп. 10. Роли, нормы и статус личности. 11. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. 12. Самоопределение как выбор собственной позиции. 13. Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.

14. Взаимосвязь основных сфер социализации личности. 15. Национальная идентичность. 16. Социальное взаимодействие. 17. Значение коммуникационного процесса. 18. Сущность социального конфликта. 19. Взаимоотношения личности и коллектива. 20. Источники социального прогресса. 21. Социальное развитие. 22. Семейные взаимоотношения. 23. Конфликт « отцов и детей ». 24. Сущность толпы и стадный инстинкт. 25. Социально - психологический портрет лидера. 26. Семейные взаимоотношения. 27. Система организационных, социально - экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.