СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. EUROÜLIKOOL.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
Advertisements

Классификация потребностей (по А. Маслоу): физиологические - экзистенциальные – в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности,
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Характеристика и структура национальной системы образования.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Труд - предмет изучения нескольких общественных наук.
Система экономических интересов, мотивов, стимулов Основные понятия.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Знания о последствиях научно-технического прогресса Знания о последствиях научно-технического прогресса Наука об использовании ограниченных ресурсов для.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Методы управления человеческими ресурсами План: 1. Управление человеческими ресурсами 2. Административные методы управления 3. Экономические методы управления.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. План. 1.Труд как вид человеческой деятельности. 2.Человеческий фактор производства. 3.Социальное партнерство. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ ЕГО ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ. Выполнила: Карюкова Алеся Игоревна. Проверила: Волощенко Елена Геннадьевна.
Значение физической культуры для укрепления организма и закаливания воли Физическая Культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение.
Транксрипт:

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. EUROÜLIKOOL

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 2 Труд - вечное, естественное и главное условие человеческой жизни. В широком смысле слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей. Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд - основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Труд предполагает определенную общественную форму (человек - существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. История цивилизации, история человека - это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности. Социология изучает труд как социально-экономический процесс.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 3 Социология труда - это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной социологической теории являются структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда. Цель социологии труда - это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 4 Задачи социологии труда Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива). Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов. Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника. Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка. Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов. Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 5 Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Социология изучает социальные форму и условия труда, его социальную организацию (коллективный, индивидуальный, семейный, принудительный, добровольный). Важно знать механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 6 Характер труда Характер труда определяет: – технико-экономическое содержание, – общественную форму, – социально-экономическое качество труда, – социальные различия: общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 7 Содержание труда В современных условиях два основных фактора наиболее полно характеризуют содержание труда. Во-первых, соотношение физических и умственных нагрузок в процессе труда. Чем выше доля умственного труда, тем выше, богаче содержание труда, тем более он привлекателен для работника, тем большее удовлетворение от выполняемой работы при прочих равных условиях. Во-вторых, соотношение исполнительных и распорядительных функций. Чем выше профессиональная квалификация, тем больше потребность участвовать в выработке управленческих решений. Искусство управления состоит в том, чтобы помочь исполнителям выбрать нужное решение. Особенно важно делегирование части управленческих функций. К примеру, в сельскохозяйственном производстве настолько разнообразен, динамичен и территориально рассредоточен объект труда, что управленческие решения лучше выбирать непосредственному исполнителю, например механизатору.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 8 Условия труда Это комплекс социально-экономических, технико-организационных и естественно-природных факторов, в которых происходит трудовой процесс. Они влияют на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду и степень удовлетворенности трудом и эффективность труда, текучесть кадров. В условиях труда можно выделить следующие основные компоненты: – социально-производственные (степень механизации и автоматизации, индивидуальный или бригадный, удаленность места труда от места жительства); – социально-экономические (длительность рабочего дня, продолжительность отпуска, зарплата, социально-экономические льготы); – социально-гигиенические (безопасность труда, уровень физических нагрузок и нервных напряжений, стрессовых ситуаций, комфортность). Например, комфортабельность кабины трактора, автомобиля. Есть опасные условия труда, выживания - загрязненность, травматизм, профзаболевания; – социально-психологические (морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения друг с другом и руководителями). Особенно чувствительны к данному фактору женщины.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 9 Отношение к труду представляет собой сложное социальное явление, включающее три основных элемента: 1) мотивы и ориентация трудового поведения; 2) реальное и фактическое трудовое поведение; 3) оценка работниками трудовой ситуации. Классификация потребностей А.Н. Маслоу. – физиологические и сексуальные (пища, дыхание, одежда...); – экзистенциальные (безопасность, стабильность, уверенность в будущем и т. п.); – социальные (привязанность, принадлежность к коллективу, общение, участие в совместной трудовой деятельности и т. д.); – престижные (уважение, социальный статус, признание и т. п.); – духовные (самовыражение, творчество).

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 10 Трудовые ресурсы Cоциологов интересует: степень мобильности трудовых ресурсов, потенциальная текучесть кадров, социальные аспекты безработицы, структурная безработица специалистов, профессиональная ориентация молодого поколения,

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 11 Классификация трудовых коллективов Внутренние и внешние признаки: Форма собственности Сфера деятельности Численность работников Организационные связи Время организации трудового коллектива

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 12 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Социология образования - раздел науки, изучающий закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальная политика в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.). Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 13 Проблемы национального образования - приоритетные в программах многих политических лидеров (Д.Кеннеди, Дж.Буш) Образование как система - уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 14 Система образования в Эстонии 1 ступень – 1-3 классы 2 ступень – 4-6 классы 3 ступень – 7-9 классы 4 ступень – классы Всего –12 учебных лет -Дошкольные учебные заведения -Профессионально-техническая школа -Вузы

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 15 Число общеобразовательных школ (из них 598 эстонских, 85 русских и 19 смешанных) Число университетов - 13 (из них 7 общественных и 6 частных)

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 16 Общее количество дневных общеобразовательных школ 1990/ /2000 Уч. год всего эстонских русских Смешанных 1990/ / / / / / / / / /

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 17 Cферы обучения и компетенции (новая программа обучения Эстонской Республики) Природа – живая и неживая Общество Другие люди (люди, с которыми соприкасаемся непосредственно, а также группы людей) Сам человек ( его тело, его дух, его «я»)

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 18 Задачи социологии образования Качество подготовки в школе и вузе - одна из основных проблем социологии образования Обозначились тенденции: уход научно-педагогических работников в коммерческие структуры; старение преподавательских кадров вузов. Четвертая часть выпускников намерена выехать для работы за рубеж. Средний студент усваивает примерно третью часть предложенной учебной программы, причем более удобную и приемлемую для себя. На долю усилий самого преподавателя, его педагогического и методического мастерства приходится не более пятой части всех факторов, определяющих уровень усвоения учебного материала

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 19 Важнейшая социологическая проблема образования - формирование культуры, гуманитарная подготовка студентов. В американских университетах на гуманитарные и социальные науки отводится от четверти до трети учебного времени даже на технических факультетах. Позиция одного из руководителей американского университета: "Наша задача не только подготовить вас к тому, чтобы зарабатывать на жизнь, но и научить, как жить. И философия является составной частью вашей подготовки к жизни. Это наша твердая позиция, и мы не собираемся менять ее". Когда в лет молодой человек изучает математику, биологию, информатику, он еще не знает, что в лет ему больше потребуются психология, право, социология. В этом возрасте хороший специалист не только руководитель, отец семейства, общественный или политический деятель, он также выполняет и другие социальные роли, где в первую очередь требуются культура, психология, наука управления.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 20 Среди социологических проблем образования - проблема сохранения здоровья учащихся и студентов. Современная экология, генетика накладывают все большие ограничения на здоровье новых поколений. Уже в дошкольном возрасте различные хронические заболевания имеют 15-20% детей, к окончанию школы их число увеличивается до половины. Треть имеет отклонения в сердечно-сосудистой системе, нервно- психические расстройства, многие дети - недостатки физического и умственного развития. Показатели здоровья студентов не лучше, они болеют чаще, чем работники самых вредных производств. Главная причина такого положения - низкий уровень культуры: отсутствует мода на здоровый образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья надо давать необходимые знания, прививать привычку к здоровому образу жизни на всех ступенях образования. Нужно искать не только медицинские пути решения проблемы, но и социологические, организационные

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 21 Функции образования Социализация Передача ценностей сложившейся в обществе культуры Ставится задача формировать законопослушных граждан, относящихся с уважением к нормам, традициям, властным институтам. Уровень образования предполагает определенный социальный статус

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 22 Социология личности студента Первую группу составляют студенты, ориентированные на образование, потому что оно дает возможность получить профессию. Вторая группа студентов состоит из тех, кто в перспективе ориентирован на бизнес Третью группу студентов составляют те, кого можно было бы назвать неопределившимися.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 23 Американский социолог Мартин Троу, изучая студенческую среду, выделил четыре типа культуры, поведения и образа жизни среди американских студентов: – Коллегиалы - общественники, которые отличаются активностью в студенческой жизни и тратят на это много своего времени. – Профессионалы, для которых будущая работа, профессия - самое главное, и этому подчиняется вся их студенческая жизнь. – Академики - будущие преподаватели университетов. – И, наконец, нонконформисты - аристократическая богема, золотая молодежь, которая учится ради диплома, престижа, чтобы угодить родителям.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 24 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Социология науки изучает социальные структуры и процессы научной деятельности, взаимодействие научных структур, статус науки и ученых в обществе. В центре внимания социологов находятся научные коллективы, научные коммуникации, условия труда ученых, исследование процессов воздействия общественных условий на развитие науки, а науки - на общество. Предмет теории науки: – изучение внутренней природы науки, общая теория научного познания; – исследования общественного назначения науки, ее отношения к другим видам общественного творчества.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 25 По данным Дж. Бернала, к началу ХХ в. научный прогресс в мире обеспечивали не более 15 тыс. ученых. Большинство научных лабораторий можно было разместить в одной комнате, подвале. К середине 50-х гг. научных работников было уже 400 тыс., к середине 60-х гг. - 2 млн. По данным ЮНЕСКО, в 1990 г. научными исследованиями занимались 5,2 млн. человек, что в среднем составляет 1 тыс. на миллион жителей планеты. Из общего числа научных работников в 1990 г. на долю Северной Америки приходилось 17,8%; Латинской Америки - 3,1; Азии и Океании - 23,6; Африки - 0,7; Европы - 20,9; СССР - 32,4%. Треть всех научных работников планеты работала в СССР. Однако, если посмотреть распределение мировых затрат на научные исследования по группам стран, то на долю Северной Америки приходилось 42,8%; Азии и Океании - 19,6; Европы - 23,2; СССР - 12,3%. Из этих данных хорошо видно, где созданы самые благоприятные условия для научной деятельности и где объективно находится центр научно-технического прогресса. В 1994 г. США продали 444 тыс. патентов и лицензий, Германия тыс., Япония тыс., Англия - 97 тыс., Россия - только 4 тыс., заняв место между Венгрией и Испанией.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 26 Наука - самое динамичное создание человека, наложившее свой отпечаток на всю историю нашего времени. На основе научных достижений создан технологический базис современной цивилизации. Но обретенная человеком мощь достигла такого уровня, когда он должен подумать о себе, о своем спасении. Науку воспринимают не только как благо, но и как зло. Ее не только принимают, но и отвергают. Премии за научные открытия сосуществуют с мощной критикой науки. Оценивая рост числа научных работников в ХХ в., можно сделать такое предположение, что если он продолжится по такой экспоненте, то через полвека все взрослое население планеты будет заниматься наук Научные приборы - инструменты научного познания: радиотелескопы, ускорители, космодромы - стали циклопическими по своим размерам, сравнимыми с крупными промышленными предприятиями, для их обслуживания строятся целые города.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 27 Этапы развития науки Научная революция Промышленная революция Научно-техническая революция Зеленая революция Информационная революция

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 28 Основные проблемы социологии науки Социальные последствия НТР Основное направление: происходит постепенный переход от индустриальной ступени в развитии общества к постиндустриальной. Массовое использование информационных технологий, новых источников энергии, материалов, биотехнологий изменяет общественное производство, всю сферу обслуживания. Достижения информационной революции: телефон, компьютер, факс, ксерокс - позволяют ученому выполнять свою работу в домашнем кабинете. Самое главное - изменение всего образа жизни человека - работы, отдыха, общения.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 29 Меняется основная парадигма обучения Главное - не усвоение определенного объема информации, а умение находить ее, работать с этой информацией. Ценится не тот специалист, который много знает - время энциклопедических умов ушло в прошлое, а тот, который знает, где можно оперативно найти нужную информацию. Мощное техническое оснащение учебного процесса дает возможность использовать компьютерные учебники, дифференцированное, индивидуальное и дистантное обучение. Одна из основных целей образования - формирование у человека потребности в самообразовании, в постоянном пополнении своих знаний. В вузах сокращается число обязательных академических занятий и увеличивается время для самостоятельной работы. Самая большая трудность - психологическая: день, выделенный в расписании для самостоятельной работы, может превратиться в очередной выходной.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 30 В современных условиях для многих людей интеллектуального труда обязательным становится непрерывное образование Таким образом, у людей интеллектуального труда учебное время становится рабочим временем. Для людей преимущественно физического труда возникают свои проблемы. Под воздействием современных технологических и информационных переворотов время коренного обновления технологий в ведущих отраслях промышленности сокращается в среднем до 5 лет, а средняя продолжительность трудовой жизни - 37 лет. Следовательно, работник, оставаясь в рамках прежней профессии, вынужден менять ее, постоянно переучиваться.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 31 В условиях современного производства изменяются мера социальной ответственности человека, мера его профессиональной компетентности. Человек по своей халатности, некомпетентности в секунды может уничтожить такие материальные ценности, которые не создаст за всю свою трудовую жизнь. Теряют смысл традиционные методы наказания, возмещения ущерба. Например, авария на Чернобыльской АЭС из-за халатности операторов повлекла за собой катастрофические последствия. Для специалистов умственного труда развитие современной науки ставит больше проблем, чем позволяет решить. Работа людей квалифицированного умственного труда связана главным образом с информационными потоками: поиск, обработка, использование информации в своей профессиональной деятельности. Подсчитано, что удвоение объема информации происходит за 7-10 лет. Вот почему срок работы над докторской диссертацией, оригинальной монографией - около 10 лет. Столько требуется времени для переработки накопленной информации, для выхода на рубеж современной науки в отдельной отрасли научного знания. Понятно, что чем моложе отрасль научного знания, тем быстрее это можно сделать. Не случайно сейчас основные научные открытия делаются на стыках наук, новых быстрорастущих отраслей знания, где нет старого багажа

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 32 Взаимодействие науки, техники и производства Научные знания можно классифицировать по их характеру как фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки. Фундаментальные научные открытия, например явление радиоактивности, обнаруженное супругами, Пьером и Марией Кюри, первоначально не имели практического значения, так же как и деление ядра, открытое, Нильсом Бором. По основным направлениям научных исследований можно выделить науки естественные, технические, гуманитарные и социально-политические.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 33 Наука и научная деятельность Главным для социологов остается личность научного работника: профессионализм, мотивы, социальная зрелость, нравственные позиции Есть два основных вида мотивации ученого: – внешняя, основанная на стремлении к материальному благополучию, степеням, известности; – внутренняя - интерес к изучаемому предмету. В деятельности большинства ученых оба вида мотивации переплетены и дополняют друг друга, хотя история знает немало случаев "чистого" служения науке.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 34 Американский психолог Альберт Кац- четыре типа ученых. Инициаторы - обладают быстрым умом, у них возникает множество удачных идей, но они не любят обдумывать детали и придавать своим мыслям строгую законченную форму. Они серьезны и вдумчивы, но, имея большие амбиции, бывают часто тщеславны и заносчивы. Методологи - в наибольшей степени наделены творческими способностями. Они эмоциональны, непринужденны, скромны в общении с другими. Исполнители - напротив, спокойны и обязательны, возможно, они имеют более скромный интеллектуальный потенциал, чем ученые других групп. Их талант состоит в умении решать уже поставленные проблемы. Эстеты - производят наиболее неприятное впечатление на окружающих. Они недисциплинированные, надменные и замкнутые. Их, как правило, не интересуют события, происходящие вокруг них. Тем не менее они обладают даром извлекать смысл из того, что, на первый взгляд, кажется бессмыслицей. Они любят простоту и предпочитают работать над проблемами, которые могут иметь элегантное и строгое решение.

05/03/2015MSc, MA Olesja Šigajeva 35 Коллективная научная деятельность Размер научной группы: оптимально человек, если меньше - то недостаточно используются возможности взаимного стимулирования научной деятельности (оппонирование), если больше - затрудняется управление. Клод Бернар: "Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обмениваемся, то у каждого из нас останется по одному яблоку. Если у тебя есть идея и у меня есть идея и мы ими обмениваемся, то у каждого из нас будет по две идеи". Главный результат научного обмена - взаимообогащение его участников. коллективы, создаваемые для решения определенных проблем. В соответствии с накопленным опытом "идеальный" исследовательский коллектив должен включать: – "генератора", формулирующего проблему и намечающего пути ее решения; – "организатора", осуществляющего разработку исследовательской программы; – "критика", выявляющего слабые места предложенных вариантов; – "эксперта", оценивающего пройденные этапы и их результаты; – "коммуникатора", обеспечивающего эффективный информационный обмен внутри коллектива и связь с другими исследовательскими группами; – "менеджера", доводящего полученные результаты до стадии практической реализации.