ПРОЦЕСС ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ Конференция по инклюзивному образованию для детей с ограниченными возможностями Москва, 27–29 сентября 2011 года Фото: Каролин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключевые вопросы, касающиеся стратегии и планирования развития политики в интересах детей - профилактика социального сиротства и инклюзия детей с ограниченными.
Advertisements

Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Укрепление семейных форм устройства детей и ускорение процесса.
Де-институционализация Обеспечение улучшения жизни детей.
Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Укрепление семейных форм устройства детей и ускорение процесса.
Финансирование как фактор, способствующий переменам Джудит Камерон.
Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями – Российская Федерация Джоанна Роджерс, ЮНИСЕФ 27–29 сентября 2011 года.
Оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
Реформа социальной защиты детей в Грузии Достижения и проблемы Нино Купатадзе 2009.
Национальная лекарственная политика Стратегическое управление.
© В.В. Маскин, Анализ состояния системы дошкольного образования в муниципалитете Процент удовлетворения запросов населения на услуги в сфере дошкольного.
Видение и перспективы реформы системы попечения о детях в регионе Центральной и Восточной Европы и СНГ Международная конференция «Обязательства, партнерства,
Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ « РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ » Инклюзивное Дошкольное Oбразование в Республике Молдова: результаты,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «Дошкольное образование и уход за детьми»
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
И. Шаповалов, начальник департамента образования Белгородской области - заместитель председателя Правительства области.
Что мы узнали в ходе реформы в области защиты детей? Весна Бошняк.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы"
Организация предоставления реабилитационных услуг в рамках реализации закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Милюков.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ В.А.Ламанов, ректор ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»
Транксрипт:

ПРОЦЕСС ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ Конференция по инклюзивному образованию для детей с ограниченными возможностями Москва, 27–29 сентября 2011 года Фото: Каролин Дрейк Анаит Бакшиян, член парламента Мери Погосян, Отделение ЮНИСЕФ в Армении

это число детей, проживающих в интернатных учреждениях в 27 странах ЦВЕ/СНГ. Фото:

ДЕТЕЙ В СТРАНАХ ЦВЕ/СНГ СТАЛКИВАЮТСЯ С УГРОЗОЙ Насилия и злоупотреблений вследствие изолированности и закрытой структуры большинства интернатных учреждений Дискриминации/навешивания ярлыков со стороны окружающих Низкого уровня удовлетворения основных потребностей, вследствие недостаточного объема средств, коррупции и отсутствия контроля Помещения в интернатные учреждения также во взрослом возрасте

В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ В СТРАНАХ ЦВЕ/СНГ СУЩЕСТВУЕТ БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ нарушения головного мозга на ранних стадиях развития слабого физического и психического здоровья низкой самооценки отсутствия сочувствия к другим людям и их понимания агрессивности по отношению к другим людям, жестокого обращения с животными склонности к аутистическому поведению, членовредительству проблем в области взаимоотношений Конфликт с законом в подростковом и раннем взрослом возрасте

С УЩЕСТВУЕТ ЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ КАКАЯ-ЛИБО АЛЬТЕРНАТИВА ? Воссоединение с биологической/расширенной семьей Альтернативная семья Кратко-, средне- и долгосрочное проживание в приемной семье Проживание в приемной семье в связи с чрезвычайной ситуацией Специализированный уход в приемной семье Временный уход за больными детьми и детьми с ограниченными возможностями Дома для проживания небольшой группы детей на базе местного сообщества Усыновле ние Инклюзия детей в обычные школы

О ПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ Деинституционализация и преобразование служб по уходу за детьми представляют собой комплекс мер: это не просто перевод детей из институциональных учреждений. Это скорее процесс систематических стратегических преобразований, результатом которого является значительно меньшая опора на интернатные учреждения и расширение служб, ориентированных на обеспечение ухода за детьми в их семьях и местных сообществах. Mulheir et al (2007) В долгосрочном плане – меньше затрат Наилучшие интересы ребенка

Ф АКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ПРОЦЕСС ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ К онцептуальный уровень Широкое распространение медицинской концепции инвалидности по сравнению с социальной концепцией Неосведомленность о пагубных последствиях помещения детей в интернатные учреждения Отсутствие политической воли/дальновидности/обязательств Распространение стереотипов и предубеждений Уровень формирования политики Отсутствие соответствующего законодательства Отсутствие межсекторального/межминистерского сотрудничества Наличие ассигнований, требующихся для покрытия затрат на проведение преобразований

Ф АКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ПРОЦЕСС ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ Процессный уровень Механизм финансирования Перенос бюджетных ассигнований из одного сектора в другой Перенос бюджетных ассигнований из национального на местный уровень Управленческий потенциал Отсутствие потенциала для управления процессом деинституционализации (перераспределение ресурсов, переподготовка персонала и т. д.) Недостаточно развитые социальные службы Ведение индивидуальной социальной работы с населением Мониторинг соблюдения прав ребенка в системе альтернативного попечения Общая система не отвечает потребностям каждого ребенка

Ф АКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ПРОЦЕСС ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ Уровень заинтересованных сторон Специальные школы и институциональные учреждения Профессиональные предубеждения Опасения в отношении потери финансирования (в расчете на одного человека) Страх потерять работу Обычные школы Нехватка преподавательских кадров и ресурсов Дискриминационные отношение учителей, родителей и местных сообществ в целом Семьи Нежелание воспитывать своих детей в семьях Боязнь дискриминации

Провалы в планировании -- запланированный провал

Б ЕЗДЕЙСТВИЕ В РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ЭТО ПЛАНИРОВАНИЕ НЕУДАЧ Проект Стратегического плана Обоснование выбора учреждения Программное заявление или заявление о намерениях Временные рамки Запланированные расходы Имеющиеся ресурсы Необходимые дополнительные ресурсы Партнеры Методология Назначенные сотрудники по управлению реализацией проекта Стратегии по преодолению противодействия

Б ЕЗДЕЙСТВИЕ В РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ЭТО ПЛАНИРОВАНИЕ НЕУДАЧ Проект Стратегического плана (продолжение) Система оценки и контроля качества как процессов, так и результатов деятельности в интересах детей Необходимо разработать подробный перечень услуг (как в превентивном плане, так и в плане трудоустройства) Разработка планов по оказанию нового вида услуг Планы использования здания, в котором в настоящее время размещается интернатное учреждение Планы в отношении размещения служб Планы поэтапной подготовки детей и их перемещения Планы перевода/отбора и обучения персонала Источник: Mulheir et al (2007)

У РОВНИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА Количественный уровень Системный уровень Уровень парадигмы/менталитета ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМНОГО УРОВНЯ ТРЕБУЮТ СИСТЕМНОГО РЕШЕНИЯ.

Д ЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ В А РМЕНИИ Факты и цифры Более 1700 детей с особыми потребностями – в инклюзивных школах 2800 детей – в специальных школах 1050 детей – в детских домах 800 детей – в учреждениях с круглосуточным пребыванием 23 ребенка – в приемных семьях

Д ЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ В А РМЕНИИ Принятые меры количественного уровня (образование) Увеличение числа инклюзивных школ с 0 до 81 за 10 лет Сокращение числа специальных школ с 40 до 23 (в реестр обычных школ включены лишь 10 специальных школ) Увеличение (в расчете на одного человека) финансирования обучения учащихся с особыми образовательными потребностями Увеличение числа учителей, получивших профессиональную подготовку Принятые меры концептуального уровня Внесение курсов по Инклюзивной Педагогики в учебный план Педагогического университета Повышение осведомленности, проведение кампаний по недопущению дискриминации

Д ЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ В А РМЕНИИ Принятые меры системного уровня На законодательном уровне установлено право родителей выбирать обучение в обычной школе Деинституционализация детских домов официально провозглашена первоочередной задачей правительства Первоочередной задачей правительства провозглашено создание комплексных социальных служб; при содействии ЮНИСЕФ будет начато осуществление пилотного проекта в этой области Создание Межминистерской комиссии по вопросам комплексных социальных служб и Рабочей группы по реализации Генерального плана по деинституционализации (запланировано) Внесение поправок в Закон о всеобщем образовании Создание института ассистентов учителей в 1-м регионе (пилотный проект)

И ЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ О ВСЕОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Основные изменения Упразднение специальных стандартов образования (унификация учебной программы) Преобразование 10 специальных школ в региональные психо-педагогические центры (ППЦ) ППЦ служат в качестве учебно-методических центров ППЦ производят оценку особых потребностей ППЦ сохраняют право на обучение детей с тяжелой задержкой умственного развития и множественными формами инвалидности Помогут ли эти изменения?

Обсуждение

С ПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА Garcia et al (2003) Children in Institutions: The Beginning of the End? The Cases of Italy, Spain, Argentina, Chile and Uruguay. Innocenti Insight, UNICEF Innocenti Research Centre Mulheir et al (2007). De-institutionalising and Transforming Childrens Services: A Guide to Good Practice. UN (2010) Guidelines to Alternative Care of Children, UN resolution 64/142 ВОЗ (2010 год) "Улучшать здоровье, повышать качество жизни: дети и подростки с ограниченными интеллектуальными возможностями и их семьи". Социальный мониторинг ЮНИСЕФ (2004 год).