Астана, 2014 г. Экономическое развитие Евразийского экономического союза до 2030 года (проект Основных направлений экономического развития Союза до 2030.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва 2014 Сценарии и принципы экономического развития государств – членов Евразийского экономического союза в рамках интеграционного сотрудничества.
Advertisements

Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Евразийский экономический союз:этапы экономической интеграции,значение и результаты деятельности Курсовая работа.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Развитие легкой промышленности в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства: проблемы и перспективы Плёс, 13 сентября 2013 г. VIII.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года ( проект ) ( Доклад на ШППМ ) Подготовлено Малон Л. В.
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
Томская область СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ на период гг. ПРОЕКТ.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Соглашение об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза от 22 июня 2011 года.
Транксрипт:

Астана, 2014 г. Экономическое развитие Евразийского экономического союза до 2030 года (проект Основных направлений экономического развития Союза до 2030 года)

Содержание Концептуальные тезисы 1. Связь Договора и Основных направлений экономического развития (далее-ОНЭР) 2. Определение ОНЭР 3. Принципы разработки ОНЭР Смысловые блоки 1. Термины и понятия 2. Вызовы и риски экономического развития Союза 3. Сценарии экономического развития Союза 4.Цели, задачи экономического развития Союза 5. Критерии выбора направлений и перечень направления экономического развития Союза 6. Интеграционные эффекты Вопросы реализации 1. Этапы реализации ОНЭР 2. Механизмы реализации 3. Критерии выбора сфер, обладающих интеграционным потенциалом 4. Место ОНЭР в системе в системе наднациональных и национальных документов планирования Организационные вопросы 1. Дальнейшие действия, связанные с ОНЭР 2. Этапы проделанной работы 3. Основные изменения и дополнения в проекте ОНЭР

Концептуальные тезисы

Стратегические ориентиры развития Евразийского экономического союза заложены в Договоре о Союзе:

Договор о Союзе бизнес ориентирован (экспертная оценка)

Интерпретация стратегических ориентиров развития Союза до 2030 года в логике экономического развития – Основные направления экономического развития Союза Основные направления экономического развития Союза – документ рекомендательного характера, определяющий перспективные направления социально-экономического развития, к реализации которых стремятся государства – члены Союза за счет использования интеграционного потенциала объединения и конкурентных преимуществ государств-членов в целях получения дополнительного экономического эффекта каждым государством-членом. (п.1. пп. 2 Приложения 14 к Договору «Протокол о проведении согласованной макроэкономической политики») Таким образом: ОНЭР следует рассматривать как дополнительный инструмент в целях развития каждого государства – члена Союза; ОНЭР – это концентрированное и сетевое представление устремлений государств – членов Союза на пути повышения конкурентоспособности экономик и достижения экономического роста. ОНЭР должен и может развивать (разворачивать) положения Договора, но не противоречить ему.

не является доминирующим документом в системе национальных стратегических целей и задач Принципы разработки Основных направлений экономического развития Союза I. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР не потребует пересмотра национальных нормативных правовых актов в сфере стратегического целеполагания и дополнительных бюджетных расходов II. ГАРМОНИЗИРОВАН С ПРИНЯТЫМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ СТОРОН создание условий для практического воплощения имеющегося интеграционного потенциала в целях обеспечения качественного и устойчивого экономического роста всех государств-членов 1 III. ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДЫ 4 включает скоординированные действия государств – членов в направлении повышения конкурентоспособности, в том числе в сферах экономики, которые обладают максимальным интеграционным потенциалом IV. ТОЧЕЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ 5 совокупный эффект от реализации будет в максимальной степени соответствовать экономическим интересам всех государств – членов V. УЧЕТ ИНТЕРЕСОВ ВСЕХ СТОРОН

Смысловые блоки

Раздел 2. Основные термины и понятия (содержатся в проекте ОНЭР) «Интеграционный потенциал Союза» – совокупность возможностей, финансовых, интеллектуальных, технологических, институциональных и других, возникающих в результате интеграционных процессов, использование которых способствует получению государствами – членами Союза дополнительных экономических эффектов. «Конкурентные преимущества государства-члена» – совокупность условий и факторов, настоящих или будущих, которые обеспечивают опережающее развитие национальной экономики и использование которых возможно в интересах государств – членов и Союза в целом. «Конкурентные преимущества Союза» – совокупность конкурентных преимуществ государств-членов, которые могут быть использованы для достижения цели экономического развития Союза. «Дополнительный экономический эффект» – положительное изменение и (или) стабильность значений показателей макроэкономической устойчивости и экономического развития государств-членов, достигаемые за счет интеграционных действий. «Направления экономического развития» – направления, характеризующие конкурентоспособность экономик государств-членов и Союза в целом, интеграционное сотрудничество в которых экономически целесообразно; «Сферы экономик, обладающие интеграционным потенциалом» – отрасли, виды деятельности, сектора экономики, интеграционные действия в которых будут способствовать реализации и (или) увеличению их экономического потенциала и (или) создадут значительные положительные мультиплицирующие эффекты для других сфер экономик государств-членов. Раздел 1. Общие положения

Раздел 3. Вызовы и риски экономического развития государств – членов Союза (содержатся в проекте ОНЭР) Общие глобальные Внутренние вызовы (национальные задачи) Внутренние ограничение развития Взаимное влияние

Вопросы и развилки, которые обсуждались бизнес-сообществом 7-11 ноября 2014 г. Раздел Тезисы Возможности и угрозы Основной интерес государств-членов – масштаб рынка, доступ к энергоресурсам РФ. Опасения - РФ имеет крупные транснациональные компании, которые будут поглощать национальные рынки стран- партнёров Для Казахстана правовых рисков экспорта в Китай меньше чем экспорта в страны-партнёры Группа Геополитика: o Вызовы для Союза: тест на глобальную конкурентоспособность, определить, с кем можем конкурировать, определить как можем конкурировать o Разные государства-члены по разному воспринимают глобальные вызовы o Существует китайский фактор влияния на Казахстан и европейский фактор влияния на Беларусь o США демонстрирует открытую политику сдерживания o Беспрецедентная реформа проходит в Китае, создается Азиатский банк инфраструктурных проектов o Союз к проектированию самого себя не готов и не способен o В мире происходит конкуренция стандартов, даже если страны договорятся между собой, они в мире не одни o Нужны финансовые ресурсы, у государств таких нет, у кого есть – Китай, сотрудничество с ШОС o В Союзе можно создать альтернативную мировой юрисдикцию o Важно выходить на рынки в третьи страны

Раздел 3. Вызовы и риски экономического развития государств – членов Союза (содержатся в проекте ОНЭР)

Сценарии экономического развития Союза (содержатся в проекте ОНЭР) Базис интеграции Характеристика ЭффектыЭкспертная оценка ПРОДЛЕННЫЙ СТАТУС-КВО Интеграция на существующей базе Национальные экономики действуют, в большей степени, независимо. Достигнутые интеграционные договоренности реализуются при возникающих новых барьерах, изъятиях и ограничениях Незначительный рост взаимной торговли для Республики Беларусь и Республики Казахстан - 0,2 - 0,3 % прироста ВВП, для России – незначительно ТРАНЗИТНО- СЫРЬЕВОЙ МОСТ Интеграция на существующей базе Транзитная территория для сильных региональных блоков. Интеграция строится, прежде всего, на развитии транспорта и инфраструктуры и координация политик в нефтегазовом секторе Рост экспорта сырьевых товаров в третьи страны и рост пассажиров- и грузооборота от 0,5 до 1% прироста ВВП для Республики Казахстан и Республики Беларусь и 0,1 % ВВП для России СОБСТВЕННЫЙ ЦЕНТР СИЛЫ Интеграция компетенций 1. Координация по ключевым направлениям определяющим конкурентоспособность 2. Сотрудничество в реальном секторе и сфере услуг, в том числе несырьевых сферах экономики Эффекты: масштаба, технологической отдачи, синергии, «создания торговли». Результаты: -рост экспорта нефтегазового сектора -сокращение доли импорта из третьих стран -повышение уровня жизни 15% прирост ВВП для Республики Беларусь и Республики Казахстан к 2030 года 2,5% - для Российской Федерации

Цель достижение и поддержание качественного и устойчивого экономического роста государств – членов Союза и интеграционного объединения в целом за счет реализации интеграционного потенциала Зачем интегрируемся? Задачи Что будем делать? 1. Содействовать решению долгосрочных и среднесрочных национальных задач 2. Формировать дополнительные источники экономического развития на основе реализации конкурентных преимуществ государств-членов и Союза. 3. Повышать взаимную открытости и значимость экономик государств-членов за счет сокращения барьеров на рынках товаров, услуг, капитала и рабочей силы 4. Содействовать усилению позиций государств – членов Союза на рынках третьих стран и в международных организациях Эффекты На что можем рассчитывать (потенциал)? Направления Как достичь цели и эффектов? Сотрудничать в тех направлениях, которые определяют конкурентоспособность стран ( 9 направлений в ОНЭР) Стимулировать интеграцию в реальном секторе и сфере услуг ( 7 критериев в ОНЭР) 1. обеспечение макроэкономической устойчивости 2. создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности 3. инновационное развитие и модернизация экономики 4. обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование общего финансового рынка 5. инфраструктурное развитие, в том числе реализация транзитного потенциала 6. развитие кадрового потенциала 7. повышение энергоэффективности и ресурсосбережение 8. региональное развитие и приграничное сотрудничество 9. реализация внешнеторгового потенциала 1. Сферы экономики, интеграция в которых обеспечивает мультиплицирующий эффект для экономик государств–членов и Союза в целом 2. Сферы экономики с высокой актуальностью и (или) потенциалом импортозамещения за счет кооперации 3. Существующие и перспективные для наращивания экспорта в третьи страны сферы экономики 4. Сферы экономики, обладающие конкурентными преимуществами в Союзе и перспективами роста поставок товаров и услуг на внутренний рынок за счет страховой специализации 5. Сферы экономики, встроенные во внутрисоюзные и международные производственные цепочки 6.«Отрасли будущего» 7. Сферы экономики, регулируемые государством, и сферы с высокой долей компаний с государственным участием. Механизмы 1. Устраняя изъятия и ограничения (модель «барьеры») 2. Проводя согласованную политику (модель «синергия») Эффекты 1. снижение импортозависимости от третьих стран 2. диверсификация экспорта и наращивание объемов нефтегазового экспорта 3. повышение качества и уровня жизни населения Индикативные показатели : ВВП, % объем импорта из третьих стран к ВВП, п.п. объем экспорта нефтегазового сектора экономик государств – членов Союза к ВВП, % объем взаимной торговли товарами промежуточного потребления, % объем прямых иностранных инвестиций из третьих стран к ВВП, п.п. и др. Раздел 4. Цель и задачи экономического развития Союза (содержатся в проекте ОНЭР)

Критерии выбора направлений 1. Актуальны для всех государств-членов (проведен комплексный анализ национальных стратегий, концепций, программ) 2. Определяют конкурентоспособность государств-членов и Союза (анализ текущей ситуации и мировых вызовов, внутренних факторов развития) 3. Не отраслевой, а сквозной (горизонтальный) подход для экономик и отраслей (позволяет синхронизировать и упорядочить работу, «клейковина» для совокупности всех действий Комиссии ) 4. Возможность получения интеграционных эффектов, в том числе эффектов «создания торговли», «эффекта экономии на масштабе», а также технологического эффекта (анализ теоретических и практических исследований, анализ интеграционных эффектов 33 интеграционных объединений мира)

Вклад интеграционного фактора обеспечивает эффект экономии на масштабе (замещение и производство инновационной продукции) решает проблему недостаточности трудовых, финансовых, иных ресурсов по решению схожих национальных задач (например: развитие человеческого капитала, крупные инфраструктурные проекты) создает новые источники экономического роста и развития («отрасли будущего» ) решает проблему импортозамещения и диверсификации экономик (агропромышленный комплекс); устраняет невыгодную конкуренцию как на внутреннем рынке, так и на мировой арене (например: скоординированная сбытовая и маркетинговая политика по конкурирующим товарам и товарам совместного производства); снижает финансовые и административные издержки ( государственное регулирование); опирается на существующий успешный опыт интеграционного сотрудничества 16 Сделано в ЕАЭС

Раздел 5. Направления экономического развития Евразийского экономического союза (содержатся в проекте ОНЭР) Обеспечение макроэкономической устойчивости Создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности Создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности Инновационное развитие и модернизация экономики Инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала Развитие кадрового потенциала Ресурсосбережение и повышение энергоэффективности Региональное развитие и приграничное сотрудничество Реализация внешнеторгового потенциала ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕРЫ 1. ДОЛГОСРОЧНЫЕ – определяют вектор движения и позволяет переходить к краткосрочным (содержатся в …..?) 2. КРАТКОСРОЧНЫЕ – задачи на скользящий двухлетний период (Основные ориентиры макроэкономической политики на скользящий двухлетний период) Возможное затруднение: при отсутствии мер в ОНЭР при разработке ООМП встанет вопрос «с чего начать?». Решаемо, но может потребовать итерации по формированию плана мероприятий к ОНЭР Обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование финансового рынка ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕРЫ 4

Вопросы реализации

Последовательность реализации формирование базовых условий для реализации принципов свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы формирование благоприятных условий для инвестирования в экономику ЕАЭС формирование благоприятных условий для инвестирования в экономику ЕАЭС осуществление мер, направленных на развитие внутреннего производства и увеличения доли товаров ЕАЭС на внутреннем рынке реализация интеграционного потенциала в целях инфраструктурного развития, развития человеческого потенциала, регионального развития государств – членов I годы формирование и развитие новых конкурентоспособных отраслей и секторов экономики за счет результатов реализации инновационной политики и полномасштабной модернизации производственных мощностей формирование и развитие новых конкурентоспособных отраслей и секторов экономики за счет результатов реализации инновационной политики и полномасштабной модернизации производственных мощностей реализация мер, направленных на расширение присутствия ЕАЭС в мировой экономике, за счет продвижения новых продуктов с высокой добавленной стоимостью реализация мер, направленных на расширение присутствия ЕАЭС в мировой экономике, за счет продвижения новых продуктов с высокой добавленной стоимостью занятие проактивной позиции в международных организациях формирование гибких инструментов и механизмов сотрудничества с третьими странами и интеграционными объединениями II Использование существующего экономического потенциала годы Совершенствование структуры экономики

Раздел 6. Механизм реализации интеграционного потенциала (содержится в проекте ОНЭР) Наднациональный регулирующий орган Стороны «Конкуренция юрисдикций» «Единые правила игры» «Единые правила игры» Скоординированная политика Отмена барьеров

Причинно-следственная связь между конкуренцией юрисдикций и формированием общих правил Единое экономическое поле Единые правила игры Единое пространство = Отмена барьеров В общепринятой терминологииВ логике ТС и ЕЭП Ограничивает конкуренцию юрисдикций Стимулирует конкуренцию юрисдикций ! В рамках интеграционных процессов целесообразно совмещение двух подходов - отмена барьеров с элементами единых правил игры в определенных сферах/ направлениях деятельности

« Интеграционный цикл» в ЕЭП 22 Переход на более высокую ступень интеграции Конкуренция юрисдикций Конвергенция Координация экономической и структурной политики «Конкуренция юрисдикций» ЕЭП здесь

Для кого работает конкуренция юрисдикций? Бизнес вне зависимости от своего размера и статуса не только в рамках глобализации, но и регионализации может рассматривать экономическую политику той или иной страны и институциональную среду как факторы, которыми можно и необходимо управлять за счет выбора оптимальных для данной фирмы юрисдикций. Но: стратегия всех игроков, в том числе, зависит от мобильности факторов производства (возможность «выхода») и степени диверсификации деятельности (неосновные виды деятельности) Бенефициары Степень влияния конкуренции юрисдикции на бизнес-стратегию и инвестиционную политику фирм Крупные игроки и монополисты (национальные и взаимные инвестиции) Стратегия управления внутренней средой, в том числе лоббирование Средний и малый бизнес (национальные и взаимные инвестиции) Стратегия управления внешней средой – «голосование ногами» Международные игроки (прямые иностранные инвестиции) Стратегия управления внешней средой – «голосование ногами»

Единицы интеграционного сотрудничества Политики (части политик) Территории Проекты/ субъекты деятельность Отрасли/сектора

Раздел 6. Сферы экономики, обладающие интеграционным потенциалом (содержатся в проекте ОНЭР) Сферы экономики, интеграция в которых обеспечивает мультиплицирующий эффект для экономик государств–членов и Союза в целом Сферы экономики с высокой актуальностью и (или) потенциалом импортозамещения за счет кооперации Существующие и перспективные для наращивания экспорта в третьи страны сферы экономики. Сферы экономики, обладающие конкурентными преимуществами в Союзе и перспективами роста поставок товаров и услуг на внутренний рынок за счет страховой специализации (ЧИСТАЯ И ОБЩАЯ) Сферы экономики, встроенные во внутрисоюзные и международные производственные цепочки. «Отрасли будущего» Сферы экономики, регулируемые государством, и сферы с высокой долей компаний с государственным участием

Сектора экономики, приоритетные для промышленного сотрудничества в ЕЭП 1. Авиакосмическая отрасль (в том числе производство спутников дистанционного зондирования земной поверхности и вертолетостроение) 11. Производство подъемно-транспортного оборудования 2. Автомобилестроение 12. Производство промышленной продукции для железнодорожного транспорта 3. Биотехнологии 13. Производство электробытовых приборов 4. Легкая промышленность 14. Производство электронного и оптического оборудования и компонентной базы 5. Металлургия (в том числе производство трубной продукции) 15. Промышленность строительных материалов (в том числе производство цемента и стекла) 6. Нано-индустрия 16. Станкостроение 7. Обработка древесины и производство изделий из дерева 17. Фармацевтическая отрасль 8. Производство дорожно-строительной техники 18. Химическая и нефтехимическая промышленность (в том числе производство продукции базовой неорганики) 9. Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства 19. Энергетическое машиностроение 10. Производство пластмассовых и резиновых изделий 26 Примечание: Решение ВЕЭС от 31 мая 2013 г. 40

Взаимодополняющие сферы экономического развития в ЕЭП СфераРБРКРФ Импортозамещающие Фармацевтическая промышленность Производство строительных материалов Производство продуктов питания Машиностроение Экспортоориентированные Добыча и переработка нефти и газа Химическая промышленность Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно- бумажная промышленность Производство удобрений Производство урана и реализация полного ядерного топливного цикла Производство черных металлов, титана, алюминия 27 Примечание: Рабочий материал Департамента макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии. Данный список не является классификатором национальных отраслей/видов деятельности, а представляет перечень отдельных направлений, представляющих интерес для сотрудничества

Конкурентные преимущества/сферы специализации Государство Сферы специализации Беларусь нефтехимическая промышленность производство отдельных видов удобрений производство машин и оборудования (в том числе энергонасыщенных машин и тракторов) производство льна Казахстан производство цветных металлов и сплавов (медь, цинк, свинец) производство редких и редкоземельных металлов и сплавов Россия авиационная промышленность ракетно-космическая промышленность судостроительная промышленность радиоэлектронная промышленность атомный энергопромышленный комплекс 28 Примечание: Рабочий материал Департамента макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии. Данный список не является классификатором национальных отраслей/видов деятельности, а представляет перечень отдельных направлений, представляющих интерес для сотрудничества

Отраслевой анализ потенциала интеграции

Комиссия Учет в наднациональных стратегических документах Основные направления экономического развития Союза до 2030 года Правовая основа Учет в планах деятельности Комиссии Возможная имплементация в национальных стратегических документах Стороны Возможный учет в планах деятельности уполномоченных органов Основные ориентиры макроэкономической политики ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД Краткосрочные меры интеграционного сотрудничества Договор о Евразийском экономическом союзе Раздел 7. Место ОНЭР в системе наднациональных и национальных документов планирования (содержится в проекте ОНЭР) Комплекс отраслевых (секторальных) стратегических документов, предусмотренных Договором ДОЛГОСРОЧНЫЙ / СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

Раздел 7. Потенциальный интеграционный эффект экономического развития Союза (содержится в проекте ОНЭР)

Оценка потенциала роста взаимной торговли между государствами – членами ЕАЭС (% к 2030 г. по сравнению с 2012 г.) Поток в страну Поток из страны БеларусьКазахстан Россия Беларусь– Казахстан 295–220 Россия – Страна гг гг гг. Отношение взаимных прямых иностранных инвестиций стран ЕАЭС к ВВП, проц. п. ЕАЭС в целом ЕАЭС без учёта России Беларусь Казахстан Россия Отношение общего объёма прямых иностранных инвестиций к ВВП, проц. п. ЕАЭС в целом ЕАЭС без учёта России Беларусь Казахстан Россия Оценка эффектов от интеграции с точки зрения притока прямых иностранных инвестиций (в среднем за период, проц. п. ВВП)

Организационные вопросы

Подготовка проекта документа Сопровождение реализации ОНЭР Мониторинг Базовые положения: сценарии, цели, задачи, механизмы, направления развития Принципы выбора сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом Выбор наиболее актуальных для «пилотных» отраслей барьеров для реализации «четырех свобод,а также системы мер по направлениям ОНЭР для «пилотных» отраслей Мониторинг экономического развития Союза и государств-членов с учетом интеграционных действий, в том числе возможно по отраслям Трансформация и детализация ОНЭР в краткосрочные комплексные (ООМП) и отраслевые документы Комиссии Универсальный инструментарий и меры для реализации интеграционного потенциала Ожидаемые эффекты и прогнозируемые показатели - оценка «сверху» Определить направления поддержки национальных приоритетов развития Сформировать общую (сквозную для отраслей) систему координат для реализации проектного/программного подхода на наднациональном уровне Обозначить условия для реализации интеграционного потенциала Количественно оценить потенциал интеграции на макроуровне Апробация и реализация ОНЭР Выбор и отработка инструментов и мер на приоритетных отраслях Распределение ответственности (полномочий) за инструментарий ОНЭР, в том числе по мерам в приоритетных отраслях, между Департаментами Комиссии. Определение перечня и модели сотрудничества в приоритетных отраслях Трансформация и отраслевая детализация ОНЭР в долгосрочные отраслевые программы/ концепции Комиссии Сопровождение ОНЭР Обеспечить преемственность целей, задач, приоритетов верхнего уровня, возможность сведение результатов Разработать тактические документы для практической реализации Проведение мониторинга, отчет Корректировка планов Март 2015 (согласование – до декабря 2014 г.) год Формирование пилотных программ/проектов 2015 год гг. ЦЕЛИ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ Комиссия (разработчик) Стороны (разработчики, согласование, на усмотрение - учет в национальных программах) Бизнес (предложения) Армения (предложения) и Киргизия (не участвует) Комиссия (разработчик) Стороны (разработчики, согласование, на усмотрение - учет в национальных программах) Бизнес (предложения) Армения (предложения) и Киргизия (пока не участвует) Департаменты Комиссии Стороны ( в случае необходимости - при распределении ответственности работы над инструментарием) Департаменты Комиссии (разработчики) Стороны (разработчики) Бизнес (анкетирование) УЧАСТНИКИ

Этапы работы Подготовительная аналитическая работа Комиссии: 1)анализ базовых национальных документов развития 2) анализ стратегий и концепций интеграционных объединений мира (ЕС, АСЕАН,RCEP, КАРИКОМ) 3) анализ интеграционных эффектов (33 объединения, размещено на сайте) 4) анализ систем экономического планирования (размещен на сайте) Первая итерация и согласование со всеми Департаментами Комиссии Отправка проекта ОНЭР в Стороны (26 марта 2014 г., исх. ТВ-574/07) Отправка материалов по проекту ОНЭР к заседанию Консультативного комитета по макроэкономической политике (21 марта 2014 г. ТВ-551/07): 1) Паспорт проекта ОНЭР 2) Цель и принципы разработки ОНЭР 3) Сценарии Заседание Консультативного комитета по макроэкономической политике (Протокол от 22 апреля 2014 года) 1. Принять за основу проект паспорта ОНЭР 2. Принять к сведению информацию о подготовке проектов принципов разработки ОНЭР и сценариев экономического развития государств-членов ТС и ЕЭП. 3. Просить Стороны направить предложения и замечания, в том числе отраслевых министерств и ведомств, по проектам документов, указанным в пунктах 1 и Заседания подгруппы «Долгосрочное прогнозирование, оценка взаимного влияния и эффектов интеграции» рабочей группы «Макроэкономическое моделирование и прогнозирование» 1- 3 заседания: обсуждались и были одобрены на экспертном уровне сценарии экономического развития Союза, подходы и методология оценки интеграционных эффектов. 4 заседание: представлена и одобрена уже доработанная версия проекта документа, в которой содержались все разделы документа, за исключением интеграционных мер по направлениям развития. 5-7 заседания: обсуждались уже интеграционные меры, в этой связи к работе были привлечены заинтересованные министерства и ведомства Сторон и профильные департаменты Комиссии Совещание экспертов по инициативе РК – изменение формата документа Доработка проекта ОНЭР с учетом предложений РК, в том числе повторное согласование со всеми Департаментами Комиссии Направление материалов по изменения формата и доработанного проекта ОНЭР в Стороны ( от 10 ноября 2014 г. ТВ- 2122/07) Девятое заседание подгруппы рабочей группы (10 декабря) Разработка Долгосрочного прогноза Учет мнения бизнес-сообщества (анкетирование, КС, аналитическая сессия 7-11 ноября 2014 г.

Основные изменения в проекте документа Добавлены: определения терминов и понятий (предложение всех Сторон); мировые тенденции и вызовы (предложение Абылкасымовой М.Е. на 5-ом заседании КК); обоснование цели через интеграционный потенциал (предложение всех Сторон); ключевые аспекты национальных приоритетов развития (представлены более подробно по всему тексту документа); раздел «Реализация документа», в том числе описание критериев сотрудничества в реальном секторе и сфере услуг (перенесено с доработкой из пояснительной записки) (предложение всех Сторон); доработан раздел «Интеграционные эффекты» (включены предварительные данные). направление «Обеспечение макроэкономической устойчивости» Исключены: этапы реализации Основных направлений экономического развития (в целях сокращения объема без потери смысла); детализация по мерам и эффектам в разрезе направлений (предложение Республики Казахстан); пояснительная записка, так как наиболее важные ее положения инкорпорированы в текст документа (предложение Республики Казахстан).

Дзякую за ўвагу! Үшін көңілді рахмет! Благодарю за внимание! Շնորհակալություն ուշադրության համար !... Чалая Юлия Юрьевна отдел стратегий экономической политики Департамент макроэкономической политики Евразийская экономическая комиссия Тел.:+7(495)