Подготовила: учитель физики МБОУ СОШ 2 р.п. Тумботино Лапышева Л. И.
ЕГЭ по физике в России Минимальный балл ЕГЭ: 36 баллов Средний балл по России: 45, 76 баллов Количество сдававших экзамен: чел. Количество получивших 100 баллов: 144 чел.
ЕГЭ по физике в Нижегородской области Средний балл в Нижегородской области: 49,14 балла Не преодолели минимальный порог: 10,88%
ЕГЭ по физике в Павловском районе в 2014 году Количество сдававших экзамен – 71 чел. Средний балл – 46, 7 балла Не преодолели минимальный порог – 7 чел.
Результаты ЕГЭ по физике по общеобразовательным учреждениям Павловского района ОУ Кол-во чел. Сумма баллов Средний балл Макс. балл Набравших макс.балл Мин. балл Набравших мин.балл Не преодолели мин.порог 2014 г.2013 г г. Кол-во чел. % % % СОШ 1 г. Павлово ,756, СОШ 3 г. Павлово ,654, ,133111,11 СОШ 5 г. Павлово СОШ 6 г. Павлово ,650, СОШ 7 г. Павлово , СОШ 9 г. Павлово ,256,848, СОШ 10 г. Павлово ,349,464,367112, СОШ 11 г. Павлово , СОШ 16 г. Павлово ,452,547,251112,517112,5225 СОШ 1 г. Ворсма 63,733 СОШ 2 г. Ворсма ,85438, СОШ 1 г. Горбатов , СОШ 1 р.п. Тумботино 4054 СОШ 2 р.п. Тумботино ,860,349, СОШ с. Таремское 84 Ясенецкая СОШ ВСОШ 1 г. Павлово 35,532,7 ВСЕГО ,754,848,68111,41711,479,8
ГИА по физике в Павловском районе Выполняли 15 учащихся из 5 общеобразовательных учреждений
Распределение отметок и рейтинг обучающихся выглядит следующим образом: Оценка Число учащихся Рейтинг кол-во%баллы Количество учащихся % «5»213, ,3 «4»746, ,7 «3» «2» Анализ рейтинга обучающихся показывает, что -9 учащихся(60%) показал достаточно высокий уровень знаний, получив отметки «4» и «5»; 6 учащихся (40%) набрали достаточное количество баллов для получения отметки «3». Максимальное количество баллов не набрал никто.
Сравнительная таблица результатов экзаменационной работы по школам: п/п Школа Кол-во уч-ся Экзаменационная отметка Каче-ство % Успевае- мость % «5»«4»«3»«2» 1СОШ 1 г. Павлово СОШ 3 г. Павлово СОШ 9 г. Павлово СОШ 10 г. Павлово СОШ 1 г. Ворсма Итого % 7 47% ,4100%
Особенно высокий процент учащиеся показали при выполнении заданий А 8,17 ( 87%), А8 тема : Тепловые явления; А 17( 100%), тема: Извлечение информации из текста физического содержания. Б1- 14 (93%) получили максимальный балл(2) тема: Физические величины, их единицы и приборы для измерения. Формулы для вычисления физических величин Трудными для учащихся оказались вопросы: С2, С3 не справились 10 учащихся (67%), темы: Механические, тепловые, электромагнитные явления (расчетная задача).
Анализ результатов ЕГЭ в 2014 году Часть А Наиболее высокие результаты получены для заданий с выбором ответа, оценивающих взаимодействие постоянных магнитов (71%), узнавание явлений дисперсии и дифракции (85%) и явлений плавления, кипения и кристаллизации (78%), изображение в плоском зеркале (85%) и изображение в линзах (82%). В последнем случае у выпускников возникали затруднения, если, кроме определения положения изображения, необходимо было вычислить оптическую силу линзы (49% выполнения – см. пример 1).
Пример 1 На рисунке показан ход двух лучей от точечного источника света А через тонкую линзу. Какова приблизительно оптическая сила этой линзы? 1) 17 дптр 2) 20 дптр 3) 14 дптр 4) 33 дптр Ответ: 4
Пример 2 В герметично закрытый пакет из-под сока вставлена изогнутая трубочка для коктейля (см. рисунок), внутри которой находится небольшой столбик сока. Если обхватить пакет руками и нагревать его, не оказывая на него давления, столбик сока начинает двигаться вправо к открытому концу трубочки. Какой процесс происходит с воздухом в пакете? 1) изохорное нагревание 2) изобарное расширение 3) изотермическое расширение 4) адиабатное сжатие Ответ: 2 Наиболее сложными стали задания, в которых нужно было соотнести описание реального процесса с одним из изопроцессов в газах (см. пример 2).
Пример 3 Объём сосуда с идеальным газом увеличили вдвое, выпустив половину газа и поддерживая температуру в сосуде постоянной. Как изменились при этом давление газа в сосуде, его плотность и внутренняя энергия? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться Давление газа в сосуде Плотность газа в сосуде Внутренняя энергия газа в сосуде При выполнении этого задания 51% участников экзамена правильно указали характер изменения давления и плотности газа. Трудности оказались связаны с характером изменения внутренней энергии. Лишь 17% выпускников указали на уменьшение внутренней энергии в связи с уменьшением количества вещества. Остальные же, опираясь на постоянство температуры, указали и на неизменность внутренней энергии.
Однородный куб опирается одним ребром на гладкий пол, другим – на вертикальную стену (см. рисунок). Плечо силы N относительно оси, проходящей через точку А перпендикулярно плоскости рисунка, равно 1) О 2 О 2) О 2 А 3) 0 4) АО Ответ: 1 Выше приведен пример задания на определение плеча силы, которое успешно выполнили лишь 33% участников экзамена.
Заряженная частица массой m, несущая положительный заряд q, движется перпендикулярно линиям индукции однородного магнитного поля по окружности со скоростью Действием силы тяжести пренебречь. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ А) модуль магнитной силы, действующей на частицу Б) период обращения частицы по окружности Ответ: 43
Мячик бросают с начальной скоростью под углом к горизонту с балкона высотой h (см. рисунок). Сопротивлением воздуха пренебречь. Графики А и Б представляют собой зависимости физических величин, характеризующих движение мячика в процессе полёта, от времени t. Установите соответствие между графиками и физическими величинами, зависимости которых от времени эти графики могут представлять. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ГРАФИКИ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ α 1) координата х мячика 2) проекция скорости мячика на ось х 3) кинетическая энергия мячика 4) координата y мячика Ответ: 42 В этом задании 33% выпускников верно указали оба ответа, 23% правильно указали график для координаты y мячика, но вместо проекции скорости выбирали, как правило, координату х мячика. 13% участников ошиблись с определением только первого графика, соотнеся его с кинетической энергией.
Два тела движутся по взаимно перпендикулярным пересекающимся прямым, как показано на рисунке. Модуль импульса первого тела р 1 = 3 кг ×м/с, а второго тела р 2 = 4 кг × м/с. Каков модуль импульса системы этих тел после их абсолютно неупругого удара? 1) 5 кг × м/с 2) 1 кг × м/с 3) 1,7 кг × м/с 4) 7 кг × м/с Ответ: 1 С этим заданием справились лишь 42% участников экзамена. Понятно, что проблема здесь связана с математическими трудностями: сложение векторов и применение теоремы Пифагора.
Конденсатор подключён к источнику тока последовательно с резистором = 20 к Ом (см. рисунок). В момент времени t= 0 ключ замыкают. В этот момент конденсатор полностью разряжен. Результаты измерений силы тока в цепи, выполненных с точностью ±1 мкА, представлены в таблице. Чему равно напряжение на конденсаторе в момент времени t = 3 с? Внутренним сопротивлением источника и сопротивлением проводов пренебречь. 1) 0,3 В 2) 5,2 В 3) 3,8 В 4) 5,7 В Ответ: 4 Здесь по силе тока в начальный момент времени (когда конденсатор еще не заряжен и напряжение на резисторе равно ЭДС) необходимо было определить ЭДС источника тока – 6 В. А для указанного момента времени определить напряжение на резисторе (0,3В), затем – напряжение на конденсаторе – 5,7 В. Самой распространенной ошибкой был выбор первого диск трактора, т.е. экзаменуемые просто определяли по таблице силу тока в заданный момент и рассчитывали напряжение на резисторе, не анализируя процессы в цепи. R
(Результаты выполнения: 1 балл – 19,9%; 2 балла – 5,0%; 3 балла – 2,5%). В открытый контейнер поместили 1,5 г изотопа полония-210 Затем контейнер герметично закрыли. Изотоп полония радиоактивен и претерпевает альфа-распад с периодом полураспада примерно 140 дней, превращаясь в стабильный изотоп свинца. Через 5 недель давление внутри контейнера составило Определите объём контейнера. Температура внутри контейнера поддерживается постоянной и равна 45 °С. Атмосферное давление равно Большинство экзаменуемых, приступивших к решению задачи, смогли набрать лишь по 1 баллу, записав закон радиоактивного распада и уравнение Менделеева – Клапейрона. Наиболее распространенная ошибка в этом задании – отсутствие закона Дальтона (забывали, что давление в сосуде будет складываться из давления воздуха и давления образовавшегося гелия). Часть С
В 2015 г. изменена структура КИМ ЕГЭ по физике при сохранении контролируемого содержания и общих подходов к оценке наиболее значимых для предмета видов деятельности. В связи с введением новой формы бланка ответов 1, в котором нет необходимости группировать задания в зависимости от формы записи ответа, в работе выделяется только две части. Часть 1 включает задания разных форм, ответы на которые записываются в бланк ответов 1, а в конце части 2 предлагаются задания с развернутым ответом, решения для которых записываются на традиционном бланке ответов 2. По сравнению с предыдущим годом в КИМ ЕГЭ 2015 г. по физике сокращено общее число заданий (с 35 до 32), более чем в 2,5 раза уменьшено число заданий с выбором ответа и более чем в 4 раза увеличено число заданий с кратким ответом. Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 32 задания, различающихся формой и уровнем сложности (базовый, повышенный и высокий). Задания базового уровня проверяют усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов. Задания повышенного уровня направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики. Задания высокого уровня сложности проверяют умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации.
Часть 1 работы включает два блока заданий: первый проверяет освоение понятийного аппарата школьного курса физики, а второй – овладение методологическими умениями. Первый блок включает 22 задания, которые группируются исходя из тематической принадлежности: 1 механика – 7 заданий; 2 молекулярная физика – 5 заданий; 3 электродинамика – 6 заданий; 4 квантовая физика – 4 задания. Часть 2 работы посвящена решению задач. Это традиционно наиболее значимый результат освоения курса физики средней школы наиболее востребованная деятельность при дальнейшем изучении предмета в вузе. В этой части в следующем году будет 8 различных задач. Общее число задач сокращено за счет одной задачи повышенного уровня и одной задачи высокого уровня сложности. Таким образом, в каждом варианте будет 3 расчетные задачи с самостоятельной записью числового ответа повышенного уровня сложности и 5 задач с развернутым ответом, из которых одна качественная и четыре расчетные. По содержанию задачи распределяются по разделам следующим образом: 2 задачи по механике; 2 задачи по молекулярной физике и термодинамике; 3 задачи по электродинамике; 1 задача по квантовой физике.
Использованные источники: